Прогулка по Афинам
К.Колобова. Древний город Афины и его памятники. Л. 1961.
А.Усова. Маленький гончар из Афин. М. 1963.
Ты просто бедняга, если не видел Афины. Если видел и не восторгался - ты осёл, а если добровольно их покинул - ты верблюд!
(Из письма неизвестного автора V в. до н.э.)
Моряки, подплывавшие начиная со времён Перикла к «фиалкововенчанным» Афинам, ещё издали видели кончик копья статуи богини Афины Промахос(Воительницы) на Акрополе. Он, как маяк, указывал дорогу к берегу, где раскинулся порт Афин — Пирей. Его гавань была полна кораблей под разноцветными парусами. Улицы Пирея строились по единому плану — под прямым углом (до сих пор древняя планировка сохранилась в современном городе).
"Сколько добра для людей прибывает сюда!" - писал поэт Гермипп."Из Кирены — шкуры быков, из Геллеспонта — скумбрия и разнообразная соленая рыба, из Фессалии — зерно и бычьи ребра, сиракузяне доставляют свиней и сыр, из Сирии привозят ладан, из Египта — подвесные паруса и папирус, с Крита — кипарисовые деревья для храмов и статуй богов... из Ливии — слоновую кость, с Родоса — изюм и фиги, из Евбеи — груши, овец и баранов, из Фригии — рабов, из Пафлагонии — миндаль и желуди, из Финикии — пшеницу и плоды пальм, из Карфагена — ковры и пестрые подушки».
Множество приезжих, побывав на торговой набережной, устремлялись в Афины вдоль Длинных стен. Они были выстроены на средства Морского союза вскоре после изгнания персов и прикрывали дорогу с обеих сторон.
Вопрос: Зачем афинянам понадобилось строить такие стены?
Среди хаотичных улочек Афин с низкими домами из ракушечника выделялись общественные места и прежде всего — Акрополь на высоком скалистом холме. Акрополь называли венцом Афин. На него вела (и ведёт сейчас) изгибающаяся серпантином узкая дорога. Мраморные сооружения, воздвигнутые в середине V века до н.э., были типичны для греческой архитектуры того времени. При входе на Акрополь по обе стороны воздвигли Пропилеи — небольшие портики (портик — выступающая часть какого-либо сооружения с колоннами вместо стен). Рядом — храм Ники Аптерос — бескрылой. остающейся в Афинах богини победы. На площади по центру Акрополя справлялись Панафинеи и другие праздники, совершались жертвоприношения. Здесь всегда росла олива. будто бы посаженная самой Афиной, победившей, согласно мифу, в споре с Посейдоном за право покровительствовать городу. И здесь же великий скульптор Фидий поставил свою знаменитую бронзовую статую Афины высотой 9 метров.;;;;;;
Впереди — главный храм Афины Парфенос (Девы) — Парфенон, сооружённый зодчими Иктином и Калликратом. По всем сторонам храм окружают мощные колонны с простыми навершиями — капителями круглой формы (дорический ордер). Двускатная крыша образует с двух сторон треугольный фриз, заполненный в древности скульптурными изображениями. Под фризом — гранёный карниз с барельефами. Внутрь самого храма заходили только жрецы. Там стояла ещё более великолепная статуя Афины работы Фидия с бронзовым щитом, статуэткой богини победы Ники в руке и в золотом одеянии.
Слева — небольшой храм Эрехтейон. Он украшен изящными ионическими колоннами с навершием в форме завитков или рогов барана. Сохранился портик храма со статуями девушек (кариатидами) вместо колонн (ныне статуи заменены точными копиями и помещены в музей).
Величественная архитектура афинского Акрополя дополняется мраморными храмами по всему греческому миру — на острове Эгина и в Дельфах, в Амфиполе во Фракии и Пестуме в Италии. В городе Эфес на западном побережье Малой Азии в V веке до н.э. был построен высокоступенчатый храм Артемиды, как бы «парящий» на многочисленных колоннах, — одно из «чудес света».
Вопрос: Какие детали древнегреческой архитектуры заимствованы в новое время, в том числе в России? Чем она нравится вам?
Учащиеся могут ответить, что заимствовали колонны, и выступающую часть здания — портик, и карниз, и капители, навершия — простые, дорические и завитые, ионические…
Вообще, что была бы поздняя архитектура без этих заимствований?
Кроме Акрополя, видное место в Афинах занимали холм, у подножия которого проходили народные собрания — Пникс, и торговая площадь — агора. В этих местах, где часто бывали афинские граждане, строились красивые галереи, портики, открывались памятники в честь выдающихся людей и каких-либо событий.
Вопрос: Подумайте, почему афиняне так выделяли общественные места. Почему этого не было, например, в Вавилоне?
Кроме свободных людей, по улицам передвигались рабы с поклажей или погоняющие повозки и вьючных животных. Женщины очень редко выходили на улицу — разве что посудачить с соседками. Обычно они находились дома и занимались хозяйством и детьми.
Жилые дома в Афинах, как и других греческих городах, внешне состояли из глухих стен, а внутри имели небольшой дворик — атриум. Посередине обычно имелся бассейн. Даже дома состоятельных людей никак особо не украшались, выделить свой дом считалось дурным тоном. На перекрёстках располагались ремесленные мастерские. Тут же лежало сырьё, месили ногами глину. Район гончарных мастерских назывался Керамик (отсюда — название искусства изготавливать сосуды «керамика»). Мастера Афин прославились изготовлением краснофигурных сосудов — широких амфор, длинных пифосов, узкогорлых лекифов, украшенных краснофигурной живописью на чёрном фоне (ранее, в VI веке до н.э., славились коринфские чёрнофигурные сосуды).
Вопрос: Почему греки украшали сосуды, хранившиеся в жилых домах?
Вот картинка — как же на ней невзрачно выглядят улочки Афин! И всё-таки нельзя сказать, что эллины совсем уж не заботились о доме. Во дворе мог быть и садик, и место для гостей, дома увивались плющом… Но, конечно, украсить как можно больше считали нужным общественную постройку — храм, театр, стадион, даже бани. Жизнь должна была смотреться красивой, совершенной именно в общественной сфере…
На афинской агоре люди сходились не только за покупками, но и послушать новости, встретиться с друзьями, поглядеть на приезжих гостей, которым Афины были всегда открыты. Всегда оживлённо было в Пёстром портике. Там выставляли свои произведения художники и скульпторы. Во времена расцвета демократии греки ценили в изобразительном искусстве образ гармонического человека. развитого физически и умственно. Богов и героев мифов, олимпиоников и полководцев изображали как образец для подражания.
Вопрос: что эллины ценили в человеке, судя по произведениям искусства?
Среди скульпторов, кроме Фидия, прославились Мирон и Поликлет, авторы знаменитых статуй «Дискобол» и «Копьеносец». Позднее выделилась семья Праксителей. Самому известному из них принадлежит скульптура «Гермес с младенцем Дионисом» — воплощение по-отцовски трогательной заботы о малыше.
Если произведения видных скульпторов Эллады дошли до нас хотя бы в копиях, то о картинах мы судим по очень немногим образцам и рассказам о художниках. Так, однажды художник Зевксис выставил в Пёстром портике картину, изображавшую виноград, к которой слетелись птицы — так мастерски он был нарисован. Однако Зевксиса победил Паррасий. Зевксису показалось, что его картина занавешена, и попросил отдёрнуть занавес. Занавес же на самом деле был нарисован Паррасием, обманувшим таким образом не птиц, а художника!
Но всё же просто мастерски скопировать что-либо — это же не высшее искусство…
Но не думайте, что мастера Афин только копировали окружающее на картинах.
Вот что писал позднее, в римские времена, учёный Плиний Старший: «Употребление красок к тому времени так распространилось, и мастерство стало настолько совершенным, что, по преданию, Панэн дал портретные изображения вождей этого сражения: из афинян - Мильтиада, Каллимаха, Кинегира, а из варваров - Датиса и Артаферна.» Вопрпос: О каком сражении идёт речь?
Из речи афинского оратора Исократа на Олимпийских играх 380 г.до н.э.
Искусства и ремесла, призванные украсить жизнь и обеспечить ее всем необходимым, наш город — изобрел ли он их сам или заимствовал у других — широко распространил и сделал общедоступными. Гостеприимство и благожелательность афинян привлекают в Афины всех, кто желает разбогатеть или вволю пожить на свои деньги; бедняк, откуда бы он ни приехал, найдет здесь надежное пристанище, а богач — самые изысканные наслаждения. Не всякая местность может себя обеспечить всем необходимым; нехватка в одном и избыток в другом принуждают эллинов к нелегкому делу сбывать излишки и ввозить то, чего им недостает. Но и здесь мы оказали неоценимую услугу: в сердце Эллады, а именно — в Пирее, афиняне устроили богатейший рынок, где можно легко приобрести любые самые редкостные товары...
Великолепных зрелищ, дорогостоящих и утонченных, в Афинах можно увидеть так много, а число приезжающих к нам так велико, что можно с уверенностью сказать: в нашем городе люди всегда могут воспользоваться благами общения друг с другом. В Афинах легче, чем где бы то ни было, завязать прочную дружбу и разнообразные связи. Здесь можно увидеть не только состязания в силе и ловкости: с не меньшим пылом у нас соревнуются в красноречии и остроумии...
В уме и красноречии Афины своих соперников опередили настолько, что стали подлинной школой всего человечества, и благодаря именно нашему городу слово «эллин» теперь означает не столько место рождения, сколько образ мысли и указывает скорее на воспитание и образованность, чем на общее с нами происхождение.
Из книги писателя II века н.э. Павсания "Описание Эллады"
Акрополь имеет только один вход. Другого нет, так как вокруг него обрывистые склоны и мощная стена. У Пропилей потолок белого мрамора, по своей красоте и величине камней они не превзойдены вплоть до моего времени. Справа от Пропилей стоит храм бескрылой Ники. Оттуда можно видеть море; это как раз то место, с которого Эгей, по преданию, бросился навстречу смерти. Справа от входа находятся покои, где хранятся картины.
При входе в так называемый Парфенон замечаешь фигуры на фронтоне, которые все относятся к рождению Афин; с задней стороны фронтона представлен спор Посейдона с Афиной за владение страной. Культовое изображение(Афины) инкрустировано золотом и слоновой костью.
...(В Эрехтейоне) внутри - здание состоит из двух частей - в цилиндре находится морская вода. Ещё дальше на скале можно различить трезубец. Это, как говорят, знак, который оставил Посейдон в подтверждение своего притязания на страну.
Плутарх об афинском Акрополе
И сегодня эти постройки имеют несокрушимую свежесть, блеск молодости, столь интенсивно они излучают расцвет непреходящего, которое защищает их от всех веяний времени.
М. Волошин
Акрополь
Серый шифер. Белый тополь.
Пламенеющий залив.
В серебристой мгле олив
Усеченный холм – Акрополь.
Ряд рассеченных ступеней,
Портик тяжких Пропилей,
И за грудами камений,
В сетке легких синих теней,
Искры мраморных аллей.
Небо знойно и бездонно –
Веет синим огоньком.
Как струна, звенит колонна
С ионийским завитком.
За извивами Кефиза
Заплелись уступы гор
В рыже-огненный узор…
Луч заката брызнул снизу…
Над долиной сноп огней…
Рдеет пламенем над ней он –
В горне бронзовых лучей
Загорелый Эрехтейон…
Ночь взглянула мне в лицо.
Черны ветви кипариса.
А у ног, свернув кольцо,
Спит театр Диониса.
Владимир Набоков
Акрополь
Чей шаг за мной? Чей шелестит виссон?
Кто там поет пред мрамором богини?
Ты, мысль моя. В резней тени колонн
как бы звенят порывы дивных линий.
Я рад всему. Струясь в Эрехтейон,
мне льстит лазурь и моря блеск павлиний;
спускаюсь вниз, и вот запечатлен
в пыли веков мой след, от солнца синий.
Во мглу, во глубь хочу на миг сойти:
там, чудится, по Млечному Пути
былых времен, сквозь сумрак молчаливый
в певучем сне таинственно летишь...
О, как свежа, благоговейна тишь
в святилище, где дышит тень оливы!
1919, Англия
Свидетельство о публикации №222091701486