Вспоминая папу

     30 сентября исполнится 100 лет со дня рождения замечательного человека Бердинских Дмитрия Владимировича, годы жизни
30.09.1922 - 30.04.1980 г. г.

     Заслуженный учитель РСФСР, ветеран Великой Отечественной Войны, много лет был депутатом Тугулымского района Свердловской области. Мемориальная доска, установлена на бывшем здании школы на станции Тугулым, где Дмитрий Владимирович заведовал школой. Инициатива об установлении мемориальной доски была от жителей Тугулыма, они же собрали необходимые средства без привлечения администрации этого населённого пункта.

     Событие, увековечившее память этого замечательного человека произошло в апреле 2020 года, в разгар пандемии и всяческих ограничений. Поэтому семья Дмитрия Владимировича не сможет приехать в Тугулым в это время. Они приедут уже в 2021 году.

     Хочу поделиться воспоминаниями дочери Дмитрия Владимировича Бердинских Анны, моей однокурсницы и подруги, которые она записала для этого дня и позволила мне отредактировать и закончить эти воспоминания стихами:

     «Папа всегда казался мне очень взрослым и даже старым. Его не стало в пятьдесят семь лет, а мне было всего двадцать три года.
Это сегодня, когда я его много старше, понимаю, насколько рано он ушёл.

     На похоронах меня не было. Случилось так, что 28 апреля 1980 года я родила сына, а 30 апреля этого же года умер папа…

     Я была в роддоме с малышом, и родные не знали, как сообщить мне эту печальную новость. Узнала о смерти папы лишь в середине мая, когда прошло две недели. Я собралась и уехала к маме с двумя маленькими детьми, дочке было два с половиной года, а сыну две недели.

     Всю жизнь сожалею, что у моих детей не было деда, такого деда, каким был мой папа….
 
     Я всегда считала и считаю, что благодаря родителям, у меня было счастливое детство. У нас была замечательная, образцово-интеллигентная семья, что было в нашем понимании нормой.

     Жили скромно, даже бедно, но в доме царил идеальный порядок, было очень уютно и чисто. Вспоминается, что на окнах висели белоснежная тюль и цветные, очень красивые занавески. На мебели лежали белоснежные салфетки, на полу - красивые яркие половички, на окнах стояли цветочные горшки с шикарной геранью и бегонией.

     В семье царило добро и взаимопонимание не только между родителями, но и по отношению к нам, детям. Я никогда не слышала, чтобы папа и мама ругались, видимо все проблемы решали мирным путем. Мама папу называла Митей, это было так мягко и трогательно.

    На нас, четверых детей, никогда не повышали голоса, никогда не читали нам нотации, не помню, чтобы нас заставляли что-то делать. Всё общение было в доверительной форме и в виде дружеских бесед, и тем не менее и мама, и папа были строги к нам и справедливы.

      Мама отдавала себя полностью работе, но и домашние дела в основном были на ее плечах, поэтому нами больше занимался папа. Он с нами играл, гулял, читал книги, вел беседы, умел вовлечь нас в любую работу, причем удивительно, но мы, дети, хоть и были мал мала меньше, никогда не мешали ему, работали, а он всегда что-то рассказывал интересное во время совместной работы.

    Ездили с папой заготавливать дрова в лес, вместе вывозили эти дрова. Потом папа колол, а мы складывали в поленницы, ходили вместе на покос, зимой вместе убирали снег во дворе и вывозили его, вместе работали в огороде, и всё это было легко и весело.

    Папа ходил всегда очень быстро, практически бегом, как будто торопился жить…. Несмотря на свою занятость на работе и дома, у него были разные увлечения.   

    Например, он научился самостоятельно по самоучителю играть на гармошке, часами сидел и разучивал разные песни и мелодии.

    Выпиливал лобзиком и выжигал. Я помню фигурки животных, какие-то игры, очень красивые шкатулки…Очень жаль, что ничего не сохранилось…

    Любил рыбалку, вставал рано утром, чтобы с удочкой и старым эмалированным чайником зеленого цвета убежать на речку возле д. Ошкуково. Это было чистое хобби, потому что большого улова рыбы я не помню, кроме как нескольких рыбок для кота….

    Был заядлым грибником. Ранним летним утром чуть ли не каждый день бегал в лес за грибами.

    Каждый год папа зимой делал большую ледяную горку возле нашего дома. Вся ребятня из округи каталась на этой горке, было шумно и весело…

    Очень любил читать, и читал очень много, вел дневник и записывал, что прочитал и о чем….

    Любил устраивать чтение книг вслух, не только для детей, но и для взрослых и пожилых односельчан в неформальной обстановке.

     Не понимаю, как у него хватало времени на все это, он же ещё много занимался общественной деятельностью.
К сожалению  мы к тому времени уже выпорхнули из семейного гнезда, разъехались кто куда, учились, выходили замуж, рожали детей, поэтому эта его деятельность прошла немного мимо нас…

     Он организовал и возглавил Совет Ветеранов, организовал всех участников ВОВ, они регулярно встречались, вели какую-то политическую и информационную работу. Я помню, что на каждый дом, где живет или жил участник войны, была прикреплена яркая красная звезда, и люди гордились этим.

     Каждый год на праздник Победы 9 мая папа организовывал большой митинг возле Братской могилы, куда приходило всегда очень много народу. Приходили нарядные жители, участники войны,  приходили с орденами и медалями, а папа очень готовился  и провозглашал такую речь, что люди стояли и плакали, не только взрослые, но и мы, дети…

     Никогда не думала, что мой отец какой-то особенный, для меня он был просто ПАПА…

     Очень добрый, очень веселый, любознательный, отзывчивый и любящий….»

     Не верится, прошло уж столько лет,
     Но в памяти моей ты как живой,
     Твоей любви, заботы светлый след
     Принадлежит не только мне одной.

     Росли без деда дочь моя и сын,
     И правнуки сегодня подросли,
     И постарели все твои ученики,
     И тропки, где ходил ты, заросли…

     Но память бережно храним в своих сердцах,
     Я маме старенькой любовь свою дарю…
     Пусть будет лёгок путь твой в небесах,
     За всё, родной, тебя благодарю…

             Сентябрь 2022 год


Рецензии
Лена,

только горячо любящая дочка

так тепло может написать про папу.

С уважением,

Борис Гольдин   27.02.2023 07:29     Заявить о нарушении
Спасибо) Но писала об отце своей однокурсницы, которого никогда не видела при жизни.

Елена Зверева   29.03.2023 15:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.