Век живи век учись
И.Суриков. Геродот. М. 2009.
А. Дитмар. От Скифии до Элефантины. Жизнь и путешествия Геродота. — М. 1961.
С.Лурье, М.Ботвинник. Путешествия Геродота. Путешествие Демокрита. М. 1964.
Ж.Жак. Гиппократ. М. 2007.
В.Карпов. Гиппократ.
В.Асмус. Демокрит. М. 1960.
Б.Виц. Демокрит. М. 1979.
И.Томан, М.Томанова. Сократ. М. 1981.
Ф.Кессиди. Сократ. М. 1988.
В.Нерсесянц. Сократ. М. 1977.
И.Суриков. Сократ. М. 2011.
А.Зберовский. Сократ и афинская демократия. М. 2014.
Суд над Сократом(Сборник исторических свидетельств). М. 2000.
Я.Ильясов. Стрела и солнце. Ташкент. 1964.
И.Рожанский. Анаксагор. М. 1983.
У.Пенфилд. Факел. М. 1964.
А.Лосев, А.Тахо-Годи. Платон. М. 1993.
Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим.
(Исократ)
Что должен был уметь греческий гражданин?
Задание: Попробуйте сами хотя бы частично ответить на этот вопрос.
В VI-V в.в. до н.э. многие полисы греческого мира нуждались в большом количестве людей, владевших не только грамотой, но и основами наук. Только учёный человек мог по-настоящему исполнять различные должности, снаряжать дальние экспедиции, развивать своё ремесло. В это время сложились представления о значении каждого возраста в жизни мужчины. Первые семь лет мальчик живёт на женской половине дома с матерью, вторые семь - переходя к отцу и учится в музической школе наукам и искусствам. Третье семилетие жизни - время ускоренного физического воспитания, готовящего к военной службе и исполнению хозяйственных поручений в четвёртое семилетие. После 28 лет необходимо уже иметь свой дом и семью. Три семилетия - с 35 до 56 лет эллины называли "акме" - вершина жизни. В это время имеющий уже жизненный опыт активный гражданин вершит важные государственные дела, создаёт своё доброе имя. В девятое семилетие жизни человек отходит от физически активной деятельности и становится мудрым советником младшим согражданам, а после 63 лет воспринимается как высший авторитет.
Вопрос: Что в представлении классического века в Греции о жизни похоже на наши представления, а что - не очень?
Увы, всё это относилось лишь к мужчине. Уделом женщины с детских лет было, как правило, одно домашнее хозяйство.
Вопрос: Были ли исключения из этого правила? Назовите прославившихся в культуре женщин эллинского мира.
Посещение школ для детей граждан считалось обязательным. Дети метеков учились лишь по мере возможностей. Рабы, разумеется, в школе вовсе не учились. Мальчиков из богатых семей приводил в школьное помещение раб-дядька, называвшийся педагог("ведущий детей"). Учитель же назывался дидаскал(отсюда - слово "дидактика").
На занятиях по письму и начаткам наук ученики писали на дощечках со слоем воска острой палочкой - стилем. Учителя часто говорили: "Чаще поворачивай стиль"(то есть чаще исправляй написанное, стирая тупым концом стиля). Преподаватель считался уважаемым человеком и сам не подвергал детей физическим наказаниям - это делали его раб или педагоги. Среди учебных прописей была и такая:"Будь прилежен, о мальчик, чтобы тебя не выдрали". Учитель, как правило, имел несколько книг из папирусных свитков, которые давал читать только своим самым прилежным питомцам. Из учебных пособий использовали счёты - абаку, иногда - карту мира, процарапанную на глине(такой пользовался ещё Фалес).
В старших классах ученики реже занимались науками, а чаще шли в палестру - гимнастическую школу, проводя там состязания в беге, борьбе и играя в мяч. Лучшие из них отправлялись на юношеские спортивные игры. В дальнейшем среднюю законченную школу стали называть, имея в виду палестру, гимнасием(гимназией). Эллины(кроме спартанцев) считали, что человек должен быть развит гармонично - в меру и умственно и физически.
Вопросы: Что было похоже в греческой школе на школу в Египте или в Двуречье во времена первых цивилизаций? Какие вы увидели отличия? Подумайте, почему образцом для эллинов была афинская система обучения.
Задание: Объясните любимое выражение эллинов:"В здоровом теле - здоровый дух".
Желающие и имевшие средства юноши продолжали обучаться у известных учёных, философов, ораторов.
Вопрос: Вспомните, чему и у кого учился в юности Перикл. Для чего это ему было нужно?
Среди различных наук греки особенно ценили риторику - умение хорошо говорить. Чтобы приобрести авторитет у сограждан и иметь возможность быть куда-то избранным, человек тренировал свой голос, следил за грамотностью речи, хорошими манерами, подражал видным государственным деятелям.
Вопрос: Почему риторике не учили в монархиях Востока?
От юношей общество требовало усердия в любых полезных занятиях и скромного образа жизни. До 30 лет даже воспрещалось пить вино, не разбавленное водой. Жениться можно было только, умея читать, владеть копьём и плавать.
Вопрос: Какое значение в Греции имело последнее умение?
Взрослые немолодые люди время от времени продолжали учёные занятия на досуге(это называлось "схолэ"). Излюбленным местом для разговоров с учёным миром в Афинах считались сады на окраине города, которые стали общественными по завещанию их владельца - богача Академа.
Вопрос: Нравится ли вам такая форма обучения? Почему греки любили занятия на природе и в форме разговора?
На прогулках в окрестностях Афин, на их улицах и площадях можно было встретить многих учёных людей,некоторые из которых приехали из других полисов. Учёные классического времени продолжали и углубляли постижение мира опытным путём, начатое их предшественниками. В Афинах преподавал Демокрит из Абдер, предположивший, что в основе всего в мире - мельчайшие частицы, которые он назвал атомами. Друг Перикла Анаксагор считал, что Солнце - не божество, а раскалённый каменный шар. За это его осудили жрецы, и мыслитель покинул Афины. В сицилийском городе Агригент настоящие чудеса физики творил Эмпедокл, используя энергию огня. Метон упорядочил календарь, установив в 432 г. до н.э. в Афинах каменную плиту с календарём текущего месяца и разработал систему мер длины и веса.
Через много лет после победы эллинов над полчищами Ксеркса Геродот (484-427 г.г.до н.э.) взялся за написание труда, посвящённому недавнему прошлому - "Истории греко-мидийских(персидских)войн". Его называют "отец истории" - Геродот впервые употребил это слово как название науки. Он не просто описал войны, а собрал сведения по истории Греции, стран Персидской державы и скифов, побывав для этого в Египте, Финикии, Вавилоне и в Причерноморье. Красочные рассказы Геродота уже много раз приводились в этом учебнике. Учёный использовал различные источники - рассказы современников, хроники, легенды и мифы. За последнее его критиковал афинский историк Фукидид, написавший книгу о Пелопоннесской войне и межвоенной истории греческих государств. Фукидид считал,что точен только тот автор, который опирается на доказанные факты.
Вопрос: Объясните, почему Геродот пользовался мифами и легендами, а Фукидид обошёлся без этого.
"Отцом биологии" считают Теофраста, писавшего о живой природе, а "отцом медицины" - Гиппократа с острова Кос, искуснейшего врача. Текст клятвы Гиппократа до сих пор произносят медики всего мира.
И все названия наук — недаром греческие! Точнее, почти все.
Философия V в. до н.э. пришла к ещё более критическому осмыслению мира. В Афинах сформировалась школа софистов, подвергавших сомнению любое утверждение и умевших и доказать, и опровергнуть какую-то мысль. Такие противоречивые высказывания греки назвали парадоксами. Софистов, популярных среди молодёжи, не любили многие афиняне, требовавшие от всего простоты и ясности.
Вопрос: Вспомните по занятию о театре, почему тогда же не любили трагедии Еврипида.
Софисты часто ссылались на авторитет Сократа, говорившего:"Мы знаем только то, что ничего не знаем". Сократ (469-399 г.г. до н.э.) выделялся в Афинах выразительной внешностью (покатый лоб, считавшийся признаком большого ума) и странным образом жизни - он бесцельно бродил по улицам, неожиданно с кем-то заговаривал и вдруг замолкал. Его девизом стало изречение, начертанное в дельфийском храме: "Познай самого себя". Сократ учил, что миром движет Ум, а человек должен жить по определённым нравственным законам. В то же время надо выполнять и законы демократического государства. Сама смерть философа проистекла из его учения. Сократа в 399 г. до н.э., уже после войны со Спартой, оклеветали, обвинив в помощи врагам демократии. Мыслитель в суде доказал ложность обвинений и предложил приговорить себя к почётному обеду в Пританее(помещение суда). Это оскорбило судей, и Сократ был приговорён к смертной казни - должен был выпить яд.
Друзья предлагали бежать Сократу, пользуясь отсрочкой приговора, но тот не захотел - нельзя нарушать закон. Он спокойно принял смерть.
Вопросы: Как вы относитесь к поступкам Сократа? Можете поспорить, или рассмотреть разные точки зрения в духе софистов. Например: Он был виновен и невиновен. Или: Он был смешон и велик!
Сократ не записывал своих высказываний. Это сделал по памяти его ученик Платон(427-348 г.г. до н.э.), открывший в садах Академа свою высшую школу - Академию.
Рассказы об Эмпедокле.
Эмпедокл доказывал, что везде в природе есть частицы огня, которые можно извлечь. В качестве доказательства он предложил избавить Агригент от нависшей над ним скалы, склонявшей в город удушливый ветер. По его просьбе привезли серу, из которой Эмпедокл истолок порошок. Обложив скалу мешками с ним, учёный поджёг мешки и скала взорвалась. Открылся путь прохладному горному ветру, улучшившему здоровье горожан. После этого одни прославляли физика как бога, другие - проклинали за нарушение порядка, установленного в природе богами.
Говорили, что учёный в конце-концов ушёл внутрь вулкана Этна для исследования его природы. Во время очередного извержения вулкан будто бы выбросил его сандалию.
Изречения учёных Эллады.
Мир - естественное состояние людей, потому что во время мира дети переживают своих отцов, а во время войны отцы переживают своих детей.
(Геродот)
Нравственное уродство - равнодушие к плохим поступкам и словам.
(Теофраст)
Надежды следует возлагать не на возможные ошибки врагов, но на собственные верно рассчитанные средства.
(Фукидид)
Невеждами бывают только те, которые хотят быть ими.
(Платон)
Притча о Сократе и его госте.
Однажды один приезжий человек искал в Афинах Сократа. Он столкнулся на улице с ним самим и, не зная его в лицо, спросил, где находится дом Сократа. Мыслитель указал ему в сторону своего дома. Не застав в доме хозяина, гость стал его ждать. Наконец, Сократ вернулся домой. Приезжий, увидев, что это - человек, повстречавшийся ему на улице, стал укорять Сократа в том, что тот заставил его ждать. "Ты спрашивал не Сократа, а его дом. Я ответил на вопрос," - заметил философ.
Арсений Тарковский
Сократ
Я не хочу ни власти над людьми,
Ни почестей, ни войн победоносных.
Пусть я застыну, как смола на соснах,
Но я не царь, я из другой семьи.
Дано и вам, мою цикуту пьющим,
Пригубить немоту и глухоту.
Мне рубище раба не по хребту,
Я не один, но мы еще в грядущем.
Я плоть от вашей плоти, высота,
Всех гор земных и глубина морская.
Как раковину мир переполняя,
Шумит по-олимпийски пустота.
1959
Свидетельство о публикации №222091701496