Об Андрее Белом

 
 Лев Троцкий конечно злой гений лит. критики, и почем зря обидел Бориса Николаевича, во многом создав ему несправедливую репутацию уже в Советское время, что испортило "имидж" Белого, а ведь он имел весомое имя в предреволюционной России. И даже мое восприятие А.Б. было во многом предопределено статьей Троцкого, на которую жаловался Сталину сам А.Б.

Но ныне перечитав статью "Андрей Белый" Льва Троцкого из знаменитого в кругах литературоведения сборника "Литература и революция" я не могу не согласиться отчасти с критикой. Стиль А.Б. действительно может утомить многословием, чрезмерной детальностью в мельчайших интроспекциях и описаниях, в которых не видится соподчинения второстепенного и тем более третьестепенного главному, все как бы стремиться впихнуть в одно сочинение, что ошибка; и несколько непривычной пунктуацией, построением фраз. Это может даже нравиться поначалу, но в целом утомляет, как все, что становится нарочитым и чего много, более чем нужно чтобы удивить и освежить восприятие.
Лучшим стилем все же считаю простоту и естественность при насыщенности содержанием.
Однако всего я конечно же еще не прочла, да и десятой части, ибо написал он, ни много ни мало, 47 томов за всего 53 года, отпущенных ему.
Пока прочла:
"Начало века", том 1 частями.
Всего три тома.
В остальных тоже частями, выборочно.

Это мемуары на фоне эпохи.
"Начало века. Берлинская редакция. 1923".
Как проводили время в Германии с Асей Тургеневой, просясь в ученики к Рудольфу Штейнеру, о других персонажах. Но для меня мало собственно самих уроков, а что узнали и вынесли из послушничества.

Переписка с Ивановым-Разумником, полная описаний невыносимых подчас бытовых тягот уже в СССР.
Путешествие на Кавказ, в Грузию. Хотели с женой перебраться в более теплые края из неприветливой Москвы на юг, для здоровья же, да и люди хорошие, поэты зовут, да не стали, раздумали, а напрасно. Для работы над книгами нужны были библиотеки, а в Тифлисе, мол, скудно с этим. О Тифлисе 30-х гг. 20в Борис Николаевич пишет своему корр:из окон звучат Бетховен, Чайковский, и другие классики.
Всюду культурные люди - "всё то чего в России нет".
Вот те раз. Правда, Грузия всегда была немного Россией, вспомним пушкинскую Грузию, Грузию Грибоедова и т.д.

И все же будет год:
Один из нас приедет в этот город
И все, что было, вновь переживет.
Обдаст лицо блаженный воздух юга,
Подкатит к горлу незабытый зной,
На берегу проступит облик друга -
Неистребимой радости земной.
Это из стихотворения Ольги Берггольц. Феодосия.

Не совсем Грузия, а Крым, но все же, "блаженный воздух юга".
Впрочем, нужно бы и стихи самого АБ, в другой раз.

Я доросла до романа. АБ сразу брался за все жанры: и статья, и роман, и рассказ, и лит.критика, и прочее.

Чтение мне это дарит немало приятных часов.
Весь выложен на Библиотеке Мошкова, страница АБ.

Об "иконописной" внешности молодого Бориса Бугаева(Андрея Белого) немало писали современники. Особенно отмечали его пронзительные какие-то неземные лазурные, светло-голубые глаза, глядящие с нездешним блеском. И точно:даже в зрелые лета(а до старости он, увы, недотянул)на фотографиях тот же взгляд, даже на ч/б снимках это понимаешь, какая-то "сумасшедшинка", но очень цепляющая.

В молодого АБ была влюблена и Мариэтта Шагинян, посвятив ему целую главу своих мемуаров. Хотя в судьбе самого АБ она не сыграла такой значимой роли, несмотря на дружбу по переписке с долгими перерывами. Это уж как водится:яркие мужчины попадают в капкан неподходящих им женщин - не замечая тех, кто мог бы принести им счастье, или по краней мере могли бы лучше понимать их. Хотя подобное отталкивается. тоже верно. Однако Люба Менделеева была ему точно не чета, а он напрасно страдал. Как и по Асе Тургеневой. Да и такое ли счастливое было схождение с последней женой, с Клавдией Николаевной. Две из указанных - разведенные женщины, Ася и Клодя(как называли Клавдию), а с Любой, Любовью Дмитриевной Менделеевой-Блок, вышел знаменитый треугольник Блок-Менделеева-Белый (вплоть до вызова на дуэль Блоком Белого и невроза АБ на годы)ставший одной из визитных карточек "Серебряного века", ибо помимо личных страстей  всё это вылилось в произведения Блока и Белого. Но в частной жизни на мой взгляд принесли ему страданий куда больше сомнительных моментов блаженства.

Это скоропись наспех, прошу извинить.

Стремлюсь не терять ничего, пусть даже скорописью, но отметить сделанное. прочитанное, хоть самую малость пусть.
Но приобретенное в свой багаж.

АБ написал работы и в области математики, ведь он сын декана математического факультета и известного математика и философа Николая Бугаева, и сам Борис изучал в университете точные науки, слушая таких корифеев, как...нужные имена вставить, Серебряный век это не только искусство, но и расцвет русской научной мысли. Работа же указана в биографической книге В.Демина "Андрей Белый", объемом в 300с лишним страниц - и в связи с историей и мистикой, никому эти работы неизвестны, и нигде кажется невыложены, а было бы любопытно отыскать. АБ также хорошо играл на рояле, рисовал - универсализм был типичен для Серебряного века, пассионарность проявляется не в одной политике, но всесторонне, как всплеск всех аспектов культуры на краткий промежуток времени, обычно перед революционными поворотами.

17/09/2022

http://proza.ru/2021/12/31/174
Турнир. Золото в лазури Андрея Белого и моя версия

http://proza.ru/2022/09/16/1466
1. Что читала летом. Рерихи, А. Белый и другие
 

http://proza.ru/2022/09/17/1524
Об Андрее Белом, его возлюбленных, Кавказе и математике, с фото АБ.

-------------
http://proza.ru/2024/01/26/1424
Книга К. Мочульского об Андрее Белом

О Мариэтте почитайте хотя бы вот это из моих о ней многочисленных публикаций, меня благодарили за эту статью в рецензиях, может быть и вам пригодится:

http://proza.ru/2022/04/05/1375
Как стать умнее, или Вольтер Мариэтты Шагинян

https://zera-cherkesov.livejournal.com/283873.html


Рецензии