Об одной малозаметной ереси
В предыдущих статьях уже показывал, что богословие по вопросу об участи некрещёных младенцев делится на пессимистическое (арх. Лазарь (Абашидзе) с его книгой «Грех Адама», иерей Даниил Сысоев, о.Георгий Максимов, о.Рафаил (Карелин) и другие ревнители и борцы против модернизма) и «оптимистическое» (профессор А.И.Осипов и его единомышленники). И хотя я признаю, что у А.И.Осипова есть ошибки богословского порядка, однако вижу ошибки и у его оппонентов.
Кстати, вопрос: почему многие батюшки м архиереи прошли духовное обучение у А.И.Осипова? Видимо, по Промыслу Божию, потому что наряду с неточностями у него есть что-то и положительное. Так, например, он напомнил нам, что Бог есть Любовь. Он увёл богословие от жёсткой диктатуры рационализма и сухих схоластических схем в область, где много неизведанного, незаконченного, непроясненного.
Так вот о незаметной ереси. Противники А.И.Осипова впадают в другую крайность, которую можно назвать ересью рационализма. Это совершенно новая ересь, характерная для нашего последнего времени, когда знания и схемы чуть ли не обожествляют. Наука и научные методы проникли в богословие и современные богословы даже не стесняются об этом говорить. Но надо понять, что схоластика была чужда святым отцам. По сути, единственный святой св.Иоанн Дамаскин попытался изложить богословие в виде стройной, если можно так сказать, научной системы и использовал частично схоластику, но даже в его творении «Точное изложение православной веры» его схоластика не вырождается в замкнутую логическую рациональную схему и содержит выходы в мистическое богословие, содержит то, что не может быть объяснено логикой. И даже приснопоминаемый иерей Даниил Сысоев говорил, что «Бытие Бога сверхлогично» (хотя он же и положил первый соблазн ереси рационализма своей книгой «Спасутся ли некрещёные?»), но, увы, уже его последователь иерей Г.Максимов всё пытается втиснуть в прокрустово ложе логических схоластических схем.
Однажды, разговаривая с профессором В.В. Медушевским, я посетовал ему на это абсолютное правило богословов пессимистического лагеря «Кто не крестится – тот не спасётся». И он ответил мне: «А всемогущество Божие?»… И вот прошло несколько лет, и у меня самого чётко обозначилась эта мысль. Ведь идя против всемогущества Божия, богословы пессимистического лагеря идут против догмата, это ведь догмат (абсолютная истина), то есть исповедуют ересь. Да, святые отцы (некоторые) тоже говорили, что некрещёные не спасутся, но говорили это больше дидактически, педагогически, а не догматически. Просто нет такого догмата «некрещёные не спасутся», и богословы пессимистического лагеря обманывают своих слушателей, представляя это догматом, нарушают другой, настоящий, догмат (Догмат о всемогуществе Божием).
Чтобы это понять, надо вникнуть в духовную деликатность святых отцов. Господь сказал: «Не поручайся за других людей». А тут богословы пессимистического лагеря поручаются за Бога (какая дерзость)! Представьте себе такой случай: некто И. сказал, что обязательно придёт на день рождения К. И его знакомый Л. стал говорить всем, что И. всенепременно придет на день рождения К., что он даже даёт руку на отсечение, если этого не произойдёт». Так вот готовы ли богословы пессимистического лагеря дать руку на отсечение или пойти в ад навечно, если хотя бы один некрещёный (например, младенец) милостью и чудом Божиим спасётся?! Очевидно, что святые не поручались за Бога и потому нет такого догмата «некрещёные не спасутся» (они это не догматизировали), а наоборот возникло некое таинственное мнение св.Григория Богослова о таковых: «Не будут ни прославлены, ни наказаны…», которое (это мнение) и приняла на сегодняшний день наша Святая Церковь.
Чтобы еще более отчётливо изложить эту мысль, представьте себе мир, который полностью прогнозируем и детерминирован, например, как в компьютере. Если есть программа – то она всегда даст один и тот же предсказуемый результат при одинаковых входных данных. Вот эта детерминированность и есть отличие неживого от живого, и тем более разумного. Наш мир отличен от мира внутри компьютера, а те, кто пытается абсолютизировать слова Господа Иисуса Христа «кто не крестится от воды и Духа, тот не сможет войти в Царство Небесное», тот именно пытается убедить всех, что наш мир компьютерный, детерминированный, двоичный (из 0 и 1 состоящий). Господь даровал людям свободу, и Сам обладает свободой.
Конечно, к этим словам Господа о необходимости крещения надо относиться крайне серьёзно и строго (и обязательно принимать крещение и крестить детей), но отрицать то, что могут быть исключения в этом правиле в виде чуда (а чудо связано со свободой, свобода с благодатью) – это значит лишать свободы Творца всех миров. Любая богословская схема также является некоторой программой в компьютерном мире (в которой моделируют реальный мир, и этот виртуальный мир как бы выдают за наш настоящий и реальный мир), и потому ошибочна. И тут, надо понять, что это тенденция последних времен – когда стали верить учёным, стали верить знаниям и обожествлять их (может поэтому ересь рационализма?). Святые прошлых веков были чужды этого, в них было знание того, что они слишком мало знают и что есть много таинственного и скрытого от нас. Современные же богословы (подчас юные возрастом), духовно опьянённые многознанием (которое отнюдь не равно мудрости) уже находят «ошибки» и у святых, смеются над их чудесами, «разоблачают» их, выстраивают свои богословские схоластические схемы, которые ставят на место Бога, которым поклоняются вместо Бога, и других православных к тому же призывают. Надо отметить, что дореволюционное богословие и православные книги учёных-богословов были намного глубже по содержанию, содержали богатую духовную пищу, в них дышит вера, благоговение к Богу, Пресвятой Богородице и святым.
Представим, что было, если бы такие новозаветные книжники получили сугубую власть в нашей Церкви? Они задушили бы всякое свободомыслие своими рационалистическими сухими схоластическими схемами, внесли бы инквизицию, раскол и убили бы народную веру. Количество ошибок у о.Г.Максимова и его единомышленников просто зашкаливает (в его видео, статьях и книгах) – и это результат в том числе их догматической духовной болезни, их отвержения догмата о Всемогуществе Божием.
А сколько вреда принесла эта ересь?! Это и духовно отравленные ею многие православные, воздвигшие гонения на молитвы матерей и отцов о своих убитых абортами (или выкидышей) детях, совершенно противоестественная и абсурдная война против любви матерей и отцов к своим нерождённым детям.
Вот как страшна эта ересь! И о ней, в отличие от ошибок проф. А.И.Осипова никто не говорит. Может быть, пришло время задуматься об этом?
Послесловие. Прошу не считать эту статью обвинением в новой ереси, а только попыткой (незаконченной зарисовкой) разобраться в этом и услышать мнения других благочестивых православных. Понятно, что святые такую ересь не обличали на Святых Соборах, потому что им не могло придти в голову то, что делают нынешние богословы. Святые Отцы имели благоговение и страх Божий и потому просто не знали, что в последние времена появится такая ересь, отрицающая Всемогущество Божие и провозглашающая торжество рационализма.
Побудил написать эту статью тот вред духовный, который производят схоластические богословы пессимистического лагеря (про ошибки «оптимистического лагеря» уже написано очень много и многими, поэтому на этом не останавливаюсь), и эта догматическая духовная болезнь приводит к неестественным и опасным для души выводам: «матери не молитесь о своих детях, им уже всё равно не помочь», неверию, уничтожению надежды и любви и другим духовным болезням.
Уважаемого батюшку Георгия Максимова тоже не хотел лично критиковать, скорее его ошибки и очень серьёзные (отрицание Всемогущества Божия), просто он один из виднейших представителей пессимистического лагеря богословия (так что всё сказанное как бы в его адрес относится ко всем представителям пессимистического лагеря богословия). Если он и его соратники (в большинстве своем уранополиты) свято, как в Бога, верят в эту идею «ни один из некрещёных, в том числе и младенцы, не спасётся», то пусть дают руку на отсечение и согласятся пойти в ад на веки вечные, если хотя бы один из этих младенцев милостью и чудом Божиим попадёт в рай после многих молитв и милостыней за него его родителей или близких. Дай Бог ему и его единомышленникам вразумления и исправления мыслей об этом важнейшем для спасения души предмете и исправления (что немаловажно) его статей, книг, видео, которые распространяют эту ересь. Сам он сказал в одном из видео, что «ересь – это когда представляют Бога не таким как Он есть, и когда попадут в тот мир, то не узнают Его». Так уважаемый отец Георгий узнает ли в том мире Бога, Который, возможно, помилует некоторых из некрещёных младенцев и введёт их в Царство Небесное? Не продолжит ли он искать ту безжизненную богословскую схему, в которую верил?
Поскольку я человек немощный, мог что-то не так сказать, прошу простить. Цель – не критика кого-то конкретно, а критика этой ереси.
Закончить статью хотелось бы духовно сильными мыслями святоотеческого богословия, которые содержатся в статье протоиерея Георгия Городенцева: «В первую очередь, такая забота должна выражаться в постоянном раскаянии за это, молитве (которая может быть только личной, ибо Церковь не молится за некрещённых) и милостыне за убиенных младенцев. Когда их родители (в первую очередь, мать) совершают такие добродетели, этим они являют свою любовь к этим детям. И чем горячее сия любовь, тем быстрее она растопит вышеупомянутую ледяную пустыню, согреет младенца и даст ему надежду. А последняя состоит в том, что по молитве и милостыне родителей душа оного ими же веси судьбами Божиими может быть изведена из ада и в своё время сподобится Царства Небесного. Вот тут как раз и оказывается кстати то, что эти младенцы не имеют личных грехов. А недостающие у них добродетели должны совершить их родители, особенно мать. Ведь все те добрые дела, которые мы творим в память об усопших, вменяются не только нам, но и им, в частности, – этим младенцам. Которым их родители восполняют недостаток сих добрых дел своей молитвой за них и милостыней» (Впервые опубликовано на РНЛ)
Свидетельство о публикации №222091701633
" гонения на молитвы матерей и отцов о своих убитых абортами " - гонения на келейную молитву? Нет такого гонения.
Кроме того, Осипов утверждает. что личная молитва важнее поминовения на литургии.
Он вообще отвратительно отзывался о Таинстве Евхаристии. потому что модернисты все так делают.
Чтоб наша Патриархия при всей любви п.Кирилла к однокашнику Осипову вынесла такое решение?
А вот вынесла же http://vena45.livejournal.com/4908230.html?ysclid=lf03ftx9k6670834230И все это он делает под видом "любви". Как и другие модернисты - Каллист Уэр. Шмеман. Мень и пр. Все они преисполнены любви и учат людей уклонению от Православия.
Да. многие воспитались Осиповым. Удобно - включил в машине, он болтает. Это не самому тексты постигать.
Шмемана теперь тоже рекомендуют чуть не чаще св.Отцов. Или Льюиса.
Но это просто говорит о плохом образовании священства и неблагополучии. котрое завелось в РПЦ после Ротова, а в РПЦЗ - своим порядком. Увы.
Мария Березина 08.03.2023 22:52 Заявить о нарушении
Владимир Урусов 10.03.2023 11:39 Заявить о нарушении
Мария Березина 10.03.2023 16:56 Заявить о нарушении
Владимир Урусов 10.03.2023 18:45 Заявить о нарушении
Владимир Урусов 10.03.2023 18:55 Заявить о нарушении
Богословие является точной наукой в том смысле, что любое произвольно трактуемой понятие приводит к ереси.
Ересь приводит к отпадению от церкви.
Полагаю, я не должна приводить положения о ступенях отпадения от Церкви?
Так вот. Богословие прежде всего основывается на догматах. Они неизменны. Всякий. кто проповедует иначе сам себя извергает из Церкви.
Все учение Церкви основывается на полноте. Абсолютной полнотой Господь наделил апостолов. Он сказа им - "идите и научите ВСЕ народы...". Еписковвы обладают полнотой власти только в своих юрисдикциях. Абсолютной полнотой обладает собрание ВСЕХ епископов. Соборы, которых было 7, такой полнотой обладали.
Написала бы еще, но Ваши неумные улыбочки и отсылки к коммунизму не приглашают к нормальному разговору.
Скажу лишь кратко - любое искажения догматики - ересь. Человек автоматически отделяется от Церкви, притом сознательно и подпадает под 12 анафематизмов.
Которые возглашаются на Празднике Торжества Православия.
Список из 12 анафематизмов Чина Торжества Православия
Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без Промысла Божия и по случаю бывает: анафема.
Глаголющим Бога не быти Дух, но плоть; или не быти Его Праведна, Милосерда, Премудра, Всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.
Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не Единосущный и не Равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца и Сына, и Святого Духа не Единого быти Бога: анафема.
Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.
Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.
Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.
Не верующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.
Отмещущим бессмертие души, кончину века, Суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.
Отмещущим вся Таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.
Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.
Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются; и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.
Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.
Мария Березина 11.03.2023 14:33 Заявить о нарушении
Подготовил Вам большой ответ - но здесь почему то пишется, что такой комментарий уже был, после того как его удалил и исправив немного хотел снова опубликовать. Думаю, просто у Вас какой-то страх перед тем, чтобы честно ответить на простые вопросы: что за ереси, почему ересь молиться матери о своем ребенке и почему Бог должен быть повязан мнением каких-то схоластов о том, что Ему якобы невозможно спасти младенца некрещенного в том случае, если Он Сам этого захочет (т.е. нарушение догмата о Всемогуществе Божием)? Вот такие простые вопросы - подумайте пожалуйста над ними. Не хотелось бы чтобы Вы ответили на них скоропалительно и трафаретно.
Владимир Урусов 11.03.2023 20:40 Заявить о нарушении
Мария Березина 11.03.2023 21:25 Заявить о нарушении
http://www.youtube.com/watch?v=FQVLlXem2gs&t=13s
А вот комментарии под видео.
Алёна Алёшкина
1 месяц назад
Почитаю матушку схимонахиню Антонию. Ничего плохого в её правиле не нахожу .
1 ответ
Иерей Георгий Максимов
1 месяц назад
Вам указали ересь в этом правиле. И прелесть. Так что на Страшном Суде не сможете оправдаться, что якобы не знали.
А когда о.Георгия спросили как он относится к молитве митр.Григория Постникова о таковых некрещенных младенцев - он не ответил и тем самым показал, что относится отрицательно.
http://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-o-mertvorozhdennyh-i-umershih-nekreshhenymi-mladencah.html
Единственную молитву, которую он допускает - это молитва преп.Льва Оптинского о самоубийцах и рекомендует ее читать за этих младенцев - т.е. чувствуете разницу между самоубийцами и вообще-то невинными (кроме первородного греха - который не личный их, а вмененный им) младенцами. Это все равно, что бросить сухую корку хлеба на месяц арестанту и тем сделать вид, что якобы "кормят" заключенных.
Владимир Урусов 11.03.2023 21:47 Заявить о нарушении
Владимир Урусов 11.03.2023 21:52 Заявить о нарушении
http://www.youtube.com/watch?v=VlU_-3peok0&embeds_euri=https%3A%2F%2Fyastatic.net%2F&feature=emb_rel_pause
Так что видите, как эта ересь отрицания Всемогущества Божия (в лице о.Г.Максимова и других его единомышленников) распространилась.
Владимир Урусов 12.03.2023 12:34 Заявить о нарушении
Владимир Урусов 12.03.2023 13:12 Заявить о нарушении
http://www.youtube.com/watch?v=QGD5juvHY5I&list=PLQi4wPb6C2L5OBt3_J8IqKan9fyxV1ITc
Там 5 небольших частей (примерно по 10 минут каждая).
Владимир Урусов 12.03.2023 13:49 Заявить о нарушении