А при чем тут кюрь михайло?
" «У Дону стоят татаровя поганые, и Момай царь на реки на Мечи,[21] межу Чюровым и Михайловым, брести хотят, а предати живот свой нашей славе».
Фраза из ОРИГИНАЛА Задонщины, которую переводчики умудрились переиначить на свой лад, довольно "прозрачно", указала локализацию межи, отделявшую "половецкую " от "русской" земли: левый берег Красивой Мечи и правый берег Дона - лебедянско-данковские места, современная Липецкая область.
Итак, межа начиналась от левого берега Красивой Мечи. Другой природный "ограничитель" этой межи - река Перехвалка, так же приток Дона, протекает на 15-20 километров севернее Красивой Мечи. Уже своим названием эта река говорит: попасть на ее левобережье со стороны Красивой Мечи было все равно, что "ПЕРЕЕХать ВАЛ", за которым начиналась непосредственнно русская земля. Именно к этой незаслуженно забытой, древней Непрядве, границе Руси, шел 642 года назад Дмитрий Донской.
Межа с названием "Чурова и Михайлова", которую так и не удалось до конца "брести" Мамаю, стала местом события по масштабам далеко не шуточного, о котором в "Сказании о Мамаевом побоище» говорится : «Немощно бе вместится на том поле Куликове: бе место то тесно межу Доном и Мечею».
"Место Чюр Михайлов", непосредственно связанное с Куликовским сражением, ввергло в страшное фиаско не только Мамая, уже несколько столетий исследователи ходят вокруг да около перед ее загадкой, безуспешно пытаясь привязать этот таинственный топоним к устью тульской Непрядвы. А он упорно не вяжется, прямо совсем. К тому же довольно тщательные записи Игнатия Смолянина о "Хождении митрополита Пимена в Царь-Град" в 1389 году, "крамольно приписывают" это место явно значительно южнее Непрядвы, при том - непосредственно на Дону, чем вызывают у многих исследователей подозрение в подлинности этих записей и "критический подход к информации, содержащейся в данном источнике в части историко-географических реалий среднего Подонья в конце XIV в."
За Чуров и Михайлов что только не принимали, куда только его не относили, но, видимо, с подачи историка Иловайского Д.И., его чаще всего признают за город пронского князя Кир-Михаило Всеволодовича (летописного Кюрь-Михайло).
Пусть этот реальный персонаж, как и его неуловимый город, в честь годовщины Куликовской битвы, станут героями данной статьи, хотя княжил Кюрь Михайло, как высчитали историки, в период с 1202 по 1217 год, т.е весьма задолго до этого сражения и, конечно, в нем участвовать не мог...
Но был ли город?
Сразу надо сказать, что в летописях город Кир-Михайлов абсолютно не встречается, вместе с тем, исследователи упорно находят ему место, допуская, что " вполне возможно, что город был основан этим князем и назван в его честь".
Город-призрак "основывают" наши современники, почему то, чаще всего на удалении от Дона, на левобережье, напрочь игнорируя путевые заметки Игнатия Смолянина: то у современного села Кочуры (иначе Кочуровское Городище), то в том же Милославском районе, Рязанской области есть городище в селе Архангельское. Например, О.А.Шватченко и М.И.Гоняный связывают именно это городище с остатками детинца древнерусского города Чур-Михайлов (Чюр-Михайлов), располагавшегося в верховьях Дона.
Архангельское, как и Кочуры, к Пронску территориально не особо вяжутся, к Дону "притянуты за уши", но, по-видимому, ничего лучшего из городищ найти пока не удалось.
Правда, встречаются и рассуждения о городе на побережье Дона, такие как: "...выходит, что Чур-Михайлов – это старый Данков (современное село Стрешнево)", или: "Чур-Михайлов с точностью попадает на место нынешнего Данкова, который стоит в месте, где река Вязовня, правый приток Дона, впадает в Дон. Если так, то получается река Вязовня – это река Чур-Михайлов".
Подводя черту под всеми этими "изысканиями", можно сказать, что все они сводятся к одной мысли : " Чур-Михайлов означает «граница владений Михаила» (от «чур» — черта, рубеж). Это же название носила река, на которой стоял город Чур-Михайлов, основанный, как предполагают, пронским князем Киром-Михаилом."
Но кто такой князь Кир Михайло (кюр Михаил), чем отличился, где жил, с кем дружил и роднился? И, наконец, существовал ли его мифический город в реальности, и мог ли какой то рубеж русской земли назван в честь этого князя? Вот что говорят летописи:
На момент смерти его отца, Всеволода Глебовича, князя Пронского, умершего в 1208 году, Кир Михайло был женат. Он был зятем князя Всеволода Чремнога Святославовича, Черниговского, княжившего в то время в Киеве. И проживал Кир Михаил со своей женой, с большой долей вероятности, в Пронске, где и его отец, а не в каком то другом "персональном" городе. По крайней мере, когда Великий князь Всеволод Юрьевич, сын Долгорукого пошел войной (сразу после смерти Всеволода Глебовича) на рязанских князей, "нача рязанскую землю жечи, и пленити, и сечи, и поиде к граду Пронску", Кир Михайло, узнав о грозящей городу напасти, бежал из Пронска к своему тестю, оставив в Пронске жену. При этом, как говорит летопись, он и боярам своим говорил : " ...нигде же убо заповедал Господь предавати нам самим себя напасти, но аще гонят вас из города, бегайте в другой..." Такое вот точное следование писанию придпринял Кир Михайло...
Однако, проняне, взяв к себе князя Изяслава, сына Владимирова, внука Глебова ( т.е. двоюродного брата Кир Михаила) "затворились с ним во граде в Пронске", приготовились к осаде.
Великий князь Всеволод Юрьевич, сын Долгорукого собрал для этой военной агрессии на Ольговичей войско немалое : ростовцы, суздальцы, владимирцы, переяславцы, и новгородцы, и псковичи.
Судя по летописным свидетельствам, зачинщиками этого похода и участниками были двоюродные братья Кира Михаила : Глеб и Олег Владимировичи, имевшие против своих рязанских родственников - дядьев (Романа, Всеволода, Святослава - Глебовичей) большие обиды.
Не помогли разобраться с этими обидами даже предварительные разборки в виде допроса Романа Глебовича и Святослава Глебовича, учиненные Всеволодом Юрьевичем, сыном Долгорукого. Глеба Владимировича и Олега Владимировича не смирила с родней даже смерть их дяди Всеволода Глебовича, князя Пронского.
Надо сказать, что летописец называет этих двух героев, Глеба и Олега, братьями-клеветниками на своих дядьев -Романа и Святослава. Но как бы там не было, а в результате Всеволод Юрьевич отдал приказ поймать Романа и Святослава Глебовичей, с их боярами, повелел отослать их во Владимир, а сам со своим значительным войском, с участием Глеба Владимировича и Олега Владимировича, пошел войной на рязанские земли.
Как было сказано выше, Кир Михайло при этом "бежа в Чернигов" к тестю, а Пронск защищать стал родной, младший брат нападавших Глеба Владимировича и Олега Владимировича - князь Изяслав Владимирович, не поддашись на уговоры сдать город без боя. "Много крови пролиящаси по обе страны" при этом.
Суздальцы и новгородцы пошли по Оке в лодьях к городу Ольгову, расположенному на острове, против них из Рязани вышел князь Роман Игоревич, внук Глебов, с пешими и конными людьми, и в лодьях.
Но на помощь к нападающим на рязанские пределы суздальцам и новгородцам был брошен Олег Владимирович, внук Глебов, и Роман Игоревич с рязанцами не устоял против своего двоюродного брата. Роман Игоревеч "побеже, затворился в Рязани", а его войско "видяще своего князя бежаще, пометаша лодьи и бежаще в лесы".
Олег Владимирович возвратился к Всеволоду Юрьевичу под Пронск и полторы недели они держали Пронск в осаде, без еды и воды.
Проняне со своим князем Изяславом Владимировичем, только когда прослышали о поражении рязанцев, изнемогая от жажды и голода, решились город сдать. Великий князь Всеволод Юрьевич заключил с поклонившемся ему Изяславом Владимировичем мир, посадил на княжение в Пронске князя Олега Владимировича, а жену Кира Михайла Всеволодовича "взя и веде с собою". При этом "имение их (т.е. Кира Михаила) и богатство их без числа поимав".
Рязанцы же после этого сдались на милость Всеволода Юрьевича, без боя. На великое княжение в Рязань сел тогда(на непродолжительное время) сын Всеволода Юрьевича, Ярослав...
А в это время Рюрик Ростиславович (Новгородский князь, из смоленской княжеской ветви), услышав, что Всеволод Юрьевич "воюет Рязань" , собрал большое воинство, в том числе половцев, и пошел на тестя Кира Михайло, на Всеволода Святославовича, Черниговского, князя Киевского. Операция по захвату власти прошла почти тайно и быстро: согнав Всеволода Святославовича из Киева, Рюрик Ростиславович сам сел на княжение, а в городах киевских посадил своих наместников.
Лишь через два года, в 1214 году Всеволод Святославович отвоевал киевский престол. Видимо, Кир Михайло не помогал своему тестю Всеволоду Святославовичу в этом, по крайней мере, летописи об этом факте умалчивают.
А еще ранее, в 1210 году Кир Михаил отмечен в летописях в очередном уклонении от военного столкновения при попытке "воеваша около Москвы", совместно с двоюродным братом Изяславом Владимировичем, земли великого князя Всеволода Юрьевича. Против них был послан князь Юрий Всеволодович, который с честью возвратился к отцу, разбив Изяслава Владимировича, а "князь Кир Михайло Всеволодович, слышав сие, и побеже со своим полком" за реку.
В 1212 году летописец отмечает еще одно событие, косвенно связанное с Кир Михаилом: Великий князь Всеволод Юрьевич женил своего сына Юрия на дочери великого князя киевского Всеволода Чремнога Святославовича. Таким образом, Юрий Всеволодович и Кир Михаил Всеволодович стали свояками.
В Батыево нашествие уже сын Кир Михайла проживал опять же в Пронске. И вот теперь этот князь указан летописцем как участник в серьезном сражении, где, вероятно, был убит монголами.
В 1237 году, во время Батыева нашествия на рязанские земли и захвате ими Пронска, "Кир Михайлович же утече со своими людьми до Суждаля и поведал великому князю Юрьеви безбожных агарян нашествие; то слышав великий князь Юрьи, послал сына своего Всеволода со всеми людьми, и с ним Кир Михайлович. Батыеви же устремлешуся на землю Суждальскую и срете их Всеволод на Коломне и бившимся им и падшим многим от них от обоих, побежену бывшу Всеволоду, исповеда отцу бывшую брань устремленных на землю и грады его..."
Такой вот пацифист был князь Кир Михайло до монгольского нашествия, точнее - истинный христианин, не желавший посягать на христианские души. А его сын проявил военную доблесть, защищая русские земли от агарян, на Коломне.
Из изложенной здесь истории трудно вычленить хоть какой то намек на город Чур Михайлов, у Дона, и тем более - на "границу владений Михаила", от кого то им охраняемую - слишком уж безобидным и не властолюбивым предстает из летописей этот пронский князь.
Свидетельство о публикации №222091701711
У меня есть где-то заметка о том, что в именах-фамилиях Кир-мас и Кир-сан Кир означает чин или звание. Также как и в именованиях древних племён с окрестностей Алтая "кер-махионы", "кир-махионы", "ер-махионы" с одноимённым городом в Турции. Где-то тут и возможные истоки таких персонажей, как Ер-ми и Ер-мак. Двигаясь на Восток Ер-мак точно знал, куда он идёт, к тому же за ним восточные племена признавали его высокий титул, который за ним сохранялся по его родословной... Не простой дядька был.
Олег Данкир 24.01.2024 14:10 Заявить о нарушении
Мария Соловьева 3 25.01.2024 19:23 Заявить о нарушении
Утро ещё не кончилось, язык мечется в поисках пристанища, сейчас, погоди беспутник, оседлаю тебя и поскачем в осьмнадесятое царство за Марией, Повелительницей Певчих Птиц
Олег Данкир 26.01.2024 14:12 Заявить о нарушении
И если Вы думаете, что бои ведут одни мужчины, то я Вас спешу разочаровать : на полях битвы всем мест хватает, но мало кому это приносит счастье ))) Глажу вас по шерстке, желаю вдохновения от творческих побед !
Мария Соловьева 3 26.01.2024 16:25 Заявить о нарушении