Прасад и пасха

          
(Академик  Иван Вольтер  и  ведантист Раиса  Беляева  о  здоровом  образе  жизни)

ВОЛЬТЕР:
      
      - В 1999  году   региональная  научно-популярная  газета  Донбасса  «Веды»  опубликовала  ваши  ответы   на  вопросы,  касающиеся искусства  питания  и  духовного  здоровья   в  свете  аюрведических  теорий   тридоша  и  экадаши. В  них  вы вскользь  упомянули  о  прасаде,  который  играет  не  менее  важную  роль  в  духовной  жизни  человека. Но  многие  не  знают,  что  такое  прасад.

РАИСА:
      
      -  Это  не  удивительно. Ведическая  культура  пять  тысяч лет  назад  была  распространена  по  всей  Земле, но  из-за  безбожия  людей  постепенно  стала  приходить  в  упадок, и  сейчас  в наилучшем  виде  сохранилась разве  что  в  Индии.  Поэтому  ее  ошибочно  называют  индийской.  На  самом  деле -  это  общемировая  культура, остатки  которой  мы  наблюдаем  в  России,  в  других  западных  государствах,  в  том  числе, традицию  поклонения  Богу   посредством  прасада.
      
      Слово  «прасад» санскритского  происхождения  и  означает:  «Пища, приготовленная  для  удовольствия  Бога  и  предложенная  Ему  с  любовью  и  преданностью». Когда  Господь  вкушает  предложенную  Ему  пищу,  она  одухотворяет  всякого,  кто   её  потом  принимает. Помните,   русскую  пословицу «Остатки  сладки»?  Так  это   о  прасаде!

ВОЛЬТЕР:
       
      -  В  христианской  традиции  есть   ритуал:  ежегодно  на  Пасху  люди  несут  в  церковь  куличи  и  яйца  для  освящения.  В  чем  различие  между  прасадом  и  пасхой?

РАИСА:
       
      -  Главное  различие  между  этими  ритуалами  в  том,  что  куличи и  яйца  предлагают  Господу  раз  в  году,  на  Пасху, а  ПРАСАД  -  это  вегетарианская пища,  предлагаемая  Богу  перед  каждым  ее  приемом.  Пища, только  что  приготовленная  и  еще   не  предложенная, называется  БХОГОЙ.

ВОЛЬТЕР:
         
       -  Неужели  Он, Творец  неизмеримого  количества  пищи, вдруг  проголодался? Разве  Он  не  самодостаточен? Нужны  ли  Ему  наши  подношения?

РАИСА:
         
       -   Господь  действительно  просит  нас предлагать  Ему  пищу, но  не  потому,  что  Ему нужны  рис  и  овощи,  а  потому,  что  Он  хочет  видеть  нашу  преданность. В «Бхагавад-Гите» (9.26) Он  так  и  говорит: «Если  кто-то  с  любовью  и  преданностью  предложит  Мне  листок, цветок,  плод  или  воду, Я  приму  их».
      
      Просьбой  предлагать  Ему  пищу  Господь  побуждает  нас  таким   образом  восстановить  вечные  любовные  отношения  с  Ним. Вначале,  уверовав  в  слова Бога,  мы  следуем  Его  указаниям из  чувства  долга, но  затем,  по  мере  нашего  духовного  прогресса,  в  сознании  развивается  привязанность  и  любовь  к  Господу  подобно чувствам  человека,  который  готов  отдать  всё  самое  лучшее,  что  у  него  есть,  своей  любимой.

ВОЛЬТЕР:
       
      -  Для  прасада  нужны  особые  продукты?

РАИСА:
      
      -  Любые, какие  производит  тот   регион,  где  вы  живете,  в  том  числе, и  привозные,  кроме  мяса, рыбы  и  яиц. По  большому  счету, приготовление  прасада  -  это  образ  жизни  в благости, покое  и  умиротворении.  Те, кто  каждодневно  искренне  предлагают  Господу  пищу,  называет  это  наслаждением.  Такова  сила  прасада!
       
      Покупая  продукты  и  готовя  пищу,  нужно   думать  только  о  том,  как  доставить  удовольствие  Верховной  Личности.
      
      Выбирать  нужно  самые  лучшие  и свежие  фрукты  и  овощи, травы. Они  обладают  силой  духовного  мира.  Покупка  продуктов  в  магазине  требует  осторожности. Недостаточно  просто  избегать  мяса,  рыбы  и  яиц.  Следует  внимательно  читать  каждую  этикетку,  содержащую  перечень  компонентов,  входящих  в  состав  продукта.
       
      Не  покупайте   продукты,  в  которые  входят  СЫЧУЖНЫЙ  ФЕРМЕНТ  (его  получают  из  внутренней  оболочки  теленка  и  используют  при  приготовлении  большинства  сыров), ЖЕЛАТИН,  получаемый  путем  вываривания  костей,  рогов  и  копыт  для  приготовления  желе  и  мармеладов,  и  ЛЕЦИТИН, если  на  этикетке  не  написано «соевый  лецитин»,  значит,  он  извлечен  из  яиц. Если  на  продукте  нет  этикетки, то  лучше  вовсе  его  не покупать,  судя  по  всему,  производитель  не  хочет,  чтобы  покупатели  знали  его  состав.
      
      Готовя   блюда,  нужно  думать  не  о  наслаждении  собственного  языка, а  о  том,  чтобы  доставить  удовольствие  Господу.  Он  милостиво  дал  нам  все  эти  продукты,  чтобы  мы приготовили  из  них  что-нибудь  для  Него.

ВОЛЬТЕР:
      
       -  Каждый  ли  человек  способен  приготовить  прасад?

РАИСА:
       
      -  Вполне, если  во  время  приготовления блюд  будет  следовать  всем  правилам  ведической  кулинарии,  в  том  числе,  избегать  ненужных  мирских  разговоров. Можно  включить  тихую  спокойную  музыку  или  читать молитву. В  кухне  не  должно  быть  посторонних  людей,  кроме  повара/поваров.
      
       Духовность  и  чистота  -  родные  сестры. Повар  должен  заботиться  о  чистоте  своего  тела  и  ума. Перед  тем,  как  идти  готовить,  он  должен  принять омовение  и  надеть  чистую  одежду. Волосы  следует  завязать  сзади, чтобы  они  не  попали  в  пищу.
      
      И  кухня,  и  кухонная  посуда  должны  блестеть  чистотой. Господь  примет  и  очень  простое  блюдо, приготовленное  в  чистой  кухне, но  никогда  не  примет  самые  изысканные  яства,  приготовленные  в  грязной  кухне.
      
      Прасад  и  бхогу  ни  в  коем  случае  не  следует  смешивать.  Господу  нельзя  предлагать  то,  что  уже  было  предложено. Поэтому  прасад   нужно  держать  в  специальной  посуде  отдельно  от  бхоги,  чтобы  случайно  не  перепутать  их.
      
      Вероятно,  вас  удивит  это,  но  повар не  должен  пробовать  пищу прежде,  чем  она  предложена,  даже  для  того,  чтобы  определить  ее  вкус.  Господь  должен  первым  насладиться  ею.  С  опытом  приходит   умение  на  глаз  определять  необходимое  количество  соли  и  специй. А  если  вы  готовите  по  ведическому  рецепту, в  котором, кроме  ингредиентов,  указано  и  время  приготовления, то  и  беспокоиться  не  о чем.  Все  у  вас  получится.  Ведические  рецепты  уникальны  и  в  тоже  время  просты.  В  этом  их  сила.

ВОЛЬТЕР:
      
      -  Существуют  ли  строгие  правила   приготовления  прасада?

РАИСА:
      
      -   Если  у  вас  еще  нет  опыта  в приготовлении  ведических  блюд, соберите все необходимые компоненты заранее, поскольку само приготовление  потребует от вас неослабного внимания.
      
      Приготовление  пищи с целью доставить удовольствие Верховному Господу  это  не  только  ритуал,  но и  замечательная возможность проявить свои творческие способности. Экспериментируя  с  естественными пищевыми красителями, специями и продуктами (что не требует особых денежных затрат), можно развить в себе мастерство истинного художника. Повар должен  не просто накормить  Господа, но  и доставить  Ему  радость.
      
      Ведический метод приготовления пищи  практичен, поскольку позволяет готовить очень вкусные и изысканные блюда, не затрачивая на это много времени и  денег.       
      
      Тот, кто готовит для Верховного Господа, должен  действовать  быстро  и  умело, не тратя понапрасну время, но и без лишней спешки. Шрила Прабхупада, мой  духовный  учитель, показал нам, как можно приготовить целый обед, менее,  чем за час.
      
      Свое время следует  организовать  так, чтобы не потратить  впустую  ни  одной минуты, особенно,  если  речь  идет о  подготовке  воскресного  пира.  Нужно  хорошо   продумать  последовательность приготовления блюд,  начав  подготовку  с  вечера. За несколько минут можно заквасить молоко для йогурта, сделать панир  и подвесить его для стекания влаги, замочить бобовые.  Почти все сладости можно приготовить заранее и положить в холодильник. А напитки  сделать  и  охладить  в  тот  день, на который намечен пир, за несколько часов до его начала.
      
      Начните с тех блюд, которые готовятся дольше всего, то есть,  с  дала и чатни. Сразу после этого замесите тесто для хлеба, чтобы оно успело отстояться. Если вы не приготовили панир  накануне, сделайте его сейчас и положите под пресс. Если вы собираетесь  готовить  рис  или  халаву, поставьте на огонь посуду с водой. После  этого  можно приступить   к  приготовлению  овощных блюд, острых  закусок и салатов.
      
      Если в меню есть сложное блюдо, на приготовление которого уходит  больше времени, то остальные  выберите из тех, приготовление которых не требует большой затраты сил. Хлеб и закуски готовьте  в  самом  конце, чтобы при подаче на стол они  были горячими.
      
      Вы сохраните ясность ума и не потратите много времени на уборку в конце, если будете убирать отходы и держать в чистоте рабочее место в процессе приготовления. «Готовить, значит, чистить и мыть», — говорил Шрила Прабхупада. Не жалейте времени на то, чтобы лишний раз протереть рабочее место, старайтесь мыть  посуду  по  мере  ее  освобождения.
      
      Когда вы поймете, что поддержание чистоты и порядка во время приготовления пищи доставляет такое же удовольствие, как и само приготовление, уходя с кухни, вы будете оставлять ее  чище, чем  она  была  вначале.

ВОЛЬТЕР:
      
      -  Расскажите, пожалуйста, о  тонкостях  приготовления  прасада?

РАИСА:
       
      -  Пища  нужна  человеку  не только для того, чтобы поддерживать жизнь и давать энергию, ее второе предназначение — способствовать очищению ума и сознания. Поэтому тот, кто заботится о своем духовном развитии, прежде чем принять пищу, должен предложить ее Господу. Вкушение  предложенной  Богу  пищи способствует духовному прогрессу человека.  В  некоторых   странах  жители не прикоснутся к пище, если она не была предложена  Богу.
      
      Прежде всего, нужно отвести  для предложения пищи  специальное  место. Это может быть отдельный  столик  или  целая комната,  в  зависимости  от  возможностей  домохозяина.  Затем  сделать  алтарь с  любым  изображением  Бога:  икона  или  ее   репродукция.
      
      Когда пища готова, предлагать  ее  Господу  нужно  в  посуде, специально предназначенной для этой цели, из которой больше никто не ест,  и желательно  в  самой  лучшей  посуде,  что  имеется  в  доме.   Остальная пища находится в кастрюлях, пока церемония предложения не закончится.  После  чего  эта  пища  становится  прасадом.
      
      На  алтаре  возле  тарелок/ чашек  Бога  с  пищей нужно положить  ложку, поставить  стакан холодной воды, а также  блюдечко  с  солью и перцем. Можно  также зажечь одну-две палочки благовоний, чтобы создать приятную атмосферу.
      
      Поставив поднос  с пищей  на алтарь, нужно  произнести  три  раза  любую  молитву, обращенную  к  Богу, которую  вы  знаете,  с  просьбой  позволить   служить  Ему  и  принять  эту  пищу. Лучше  всего  читать  ведическую   маха-мантру  «Харе Кришна».
      
      Это  универсальная  молитва  с  сильнейшей  энергетикой,  она  наиболее структурирована  и  легко  запоминается;  совершенно  не  противоречит  молитвам  других  религий,  которые,  как  искры  из костра,вышли  из  Вед,  помогает  молящемуся  человеку   реализовать   благие  намерения, спрятанные  в глубине  его  сознания.
      
      Минут  через  пятнадцать  после  предложения поднос  нужно  снять  с  алтаря  и  переложить  прасад  в  посуду  для  раздачи.  Поднос  и чашки/тарелки,  в  которых  находился  прасад,  необходимо  вымыть  и убрать.
      
      После  этого   можно  раздавать  прасад. Та пища, которая была  в  посуде  для  Господа, называется маха-прасад (маха означает «великий», а прасад — «милость»). Это особая пища, и раздающий прасад  должен  позаботиться о том, чтобы кусочек  маха-прасада  достался  каждому.
      
      Всякий раз, когда вы собираетесь что-то готовить, готовьте для  Бога и предлагайте Ему приготовленное вами, и  тогда  ваш дом превратится в храм.  Ритуал  предложения прасада  создает  радостную  обстановку,  все  его  ждут,  как  праздник. После вкушения  прасада  улучшаются  взаимоотношения  между  членами  семьи  и  гостями. Прасад  способствует  упорядоченному  образу  жизни.
      
      Вкушение  прасада  -  это  не  обычный прием пищи,  это -   акт поклонения Господу. Простой процесс предложения  пищи помогает  человеку  понять  сущность  возвышенного   учения Вед: все исходит от  Бога!

ВОЛЬТЕР:
      
      -   Есть ли  правила  сервировки  стола  с   прасадом?

РАИСА:
       
      - Сервировать блюда следует с той же тщательностью, с какой готовят  еду.  Можно использовать обычные тарелки и чашки. Все блюда подаются одновременно, поэтому их можно  вкушать  в  любой  последовательности.
      
      Ведические   блюда, прежде всего,  должны радовать глаз, затем — нос и, наконец, язык. Домашний хлеб, сладости разной формы и цвета, суп и овощи, украшенные ломтиками лимона и свежими листьями кориандра, доставляют наслаждение  глазам. Аромат специй и свежих продуктов приятен для обоняния, а пряные блюда в сочетании с блюдами, не приправленными специями, своим вкусом доставляют удовольствие языку.
      
      В соответствии с ведическими традициями, во время приема пищи полностью исключено употребление алкогольных напитков. Вкус прасада способствует пробуждению души и очищению чувств, тогда,  как любые  одурманивающие вещества оказывают прямо противоположное воздействие. Алкоголь  и  наркотики  отупляют  человека и мешают ощутить тонкий вкус вегетарианских блюд.
      
      Дотрагиваясь до пищи руками, мы подключаем к процессу пищеварения чувство осязания. Вид пищи, ее запах, вкус и консистенция подготавливают желудок к перевариванию этой пищи и способствуют выделению необходимых пищеварительных  соков.      
      
      По ведическим обычаям  после приема пищи не пьют ни чай, ни кофе,  чтобы  не  затушить  джатарагни -  огонь  пищеварения. Вместо этого принято  жевать  семена  аниса или фенхеля с семенами кардамона  — это освежает рот и способствует пищеварению.

ВОЛЬТЕР:
      
      -  Великий  святой  и  ученый,  открывшей всем  нам  возвышенную  философию  Вед,   Шрила Прабхупада  советовал  в  будние  дни  питаться скромной пищей, а в воскресенье устраивать  пиры  и приглашать на них гостей. Есть  ли  какие  ограничения  или  предпочтения  в  выборе  блюд  для  воскресного  пира?

РАИСА:
       
      -  Количество  блюд  на  пиру не ограничено. Это  могут  быть  супы  из  бобовых, рис  с  овощами или  орехами, тушеные  или  жареные овощи, острая закуска, пури (хлеб  и  блины), чатни (соусы), райты (салаты),  кхир (сладкий рис), сладости  и  напитки  разных  видов.  Роскошный пир дает возможность людям приобщиться к изобилию, которое царит в духовном мире.            
      
      Правильное питание важно  еще  по двум причинам. Помимо того, что оно является одним из необходимых условий физического здоровья (переедание, принятие пищи в возбужденном состоянии и употребление нечистой пищи вызывают, как известно, несварение желудка — «мать всех болезней»). Правильное питание помогает  также  человеку, занятому духовной практикой, овладеть своими чувствами. Язык — самый неукротимый из всех органов чувств,  но  Господь  милостиво даровал нам чудесный  прасад, чтобы мы могли  обуздать  свой  язык.

ВОЛЬТЕР:
         
      -  Позвольте  последний  вопрос:  прасад  и  вегетарианство -  понятия  тождественные?

РАИСА:
       
      -  Диета, состоящая  только  из  пищи, которая была предложена   Богу,  является высшей формой вегетарианства. В конце концов, голуби и обезьяны тоже вегетарианцы, поэтому сам по себе переход на вегетарианскую  диету  не  является таким  уж большим достижением. В Ведах говорится, что цель человеческой жизни — возродить вечные взаимоотношения, которые  связывают  нашу  душу с  Богом, и, когда  мы  начнем питаться не просто вегетарианской пищей  без  продуктов  убийства, а прасадом, тогда  еда  будет  способствовать  достижению  этой  цели.
      
      Большинство  вегетарианцев — это люди, которые поняли, что сначала  нужно  избавиться от склонности к насилию в  собственном сердце, и  только потом помышлять о  создании  миролюбивого  общества. Поэтому  нет ничего  удивительного  в  том, что  многие  тысячи  людей, представителей  всех  слоев общества, в своих  поисках  истины  становились  вегетарианцами. Вегетарианство и  прасад  — это очень важный  шаг  на  пути  к совершенному  миролюбивому обществу,

*  *  *

 


Рецензии