Клипер Алексея Пещурова
Знаменательное плавание в Японию на фрегате «Паллада» для молодого мичмана Алексея Пещурова закончено, и он возвращается в Санкт – Петербург. Ещё в памяти дни, проведённые далеко от родины, в морях под водительством Евфимия Васильевича Путятина, и вдруг новое назначение морским агентом в Англию и Францию, получение чина лейтенанта.
Пещурова радует, что его бывший начальник – адмирал Путятин к тому времени возглавляет иностранную миссию в тех же странах. Им суждено встретиться и обсудить важную для России задачу – постройку у англичан совершенно нового военного корабля. Алексей Пещуров радушно встречен адмиралом:
«Вы, конечно, представляете, Алексей Алексеевич, всю важность дела, предстоящего перед нами. России нужны новые корабли, а англичане, как известно, настоящие мастера в их постройке, особенно, клиперов. Морское министерство заинтересовано в заказе для флота малого крейсера – винтового клипера.
Вам, Алексей Алексеевич, поручается заняться именно этим. Немного введу Вас в курс дела. В городке Нортфлит, что в графстве Кент, на юго – востоке Англии, там, где река Эббсфлит впадает в Темзу, расположены корабельные верфи. Одна из них с 1800 года принадлежала Томасу Питчеру – искусному корабельному плотнику, на ней строились прекрасные суда для Ост и Вест – Индских компаний и королевского военного флота. Сейчас верфь перешла в руки сыновей Томаса Питчера – Генри и Уильяма.
Я уверен, что Вы найдёте подход к этим корабелам, языком владеете хорошо, и если всё сложится, будете постоянно находиться там и следить за постройкой корабля.»
Исполнительный и весьма серьёзно относившийся ко всему, порученному ему, Алексей Пещуров понимал всю сложность и важность поставленной перед ним задачи и вскоре принялся за её выполнение.
Закладка нового корабля на верфи Генри Питчера была начата после заключения контракта 2 марта 1859 года. Журнал «Морской сборник» писал: «4 сентября 1860 года в Нортфлитском адмиралтействе в присутствии графа Путятина спущен на воду заказанный русским правительством винтовой клипер <Гайдамак>». Под этим названием корабль зачислили в списки Балтийского флота, над ним взвился Андреевский флаг.
За успешное выполнение задания А. Пещуров получает орден св. Анны 3 – й степени, чин капитан – лейтенанта и назначение командовать «Гайдамаком».
Английские кораблестроители постарались на славу: корпус клипера был выполнен из английского дуба с элементами ост – индского тика, данцигской сосны и американского горного вяза. На судне установили опреснительную установку, мощную силовую машину, способную передвигать его в безветрие. Команде предоставили даже комплекты белья, офицерам – серебряную посуду. Вооружение «Гайдамака» составляли три 68 - фунтовые пушки на поворотных платформах и четыре – 36 - фунтовые.
За более чем двадцатилетнюю историю служения «Гайдамака» Российскому флоту им было совершено три похода на Дальний Восток, экспедиции к берегам Америк, открытие новых географических мест – залив Восток, бухты Гайдамак, Средняя, мыс Пещурова.
У Алексея Алексеевича Пещурова, ставшего впоследствии вице – адмиралом, с этим кораблём будут связаны очень яркие страницы жизни, а появление в Российском флоте таких кораблей, уже построенных в России, станет настоящей головной болью для британских министров и адмиралов.
16 сентября 2022 г.
Вячеслав Прытков.
Свидетельство о публикации №222091700457