К истории села Новосёлки

К истории села Новосёлки

Рязанская Энциклопедия под редакцией Федоткина В.Н. 1999г. скупо информирует нас о том, что с. Новоселки Рыбновского района упоминается в начале 17-го века. По окладным книгам 1676 г. в приходе сельской церкви Введенской было 190 дворов. В то же время известно, что в окрестностях с. Новосёлки расположены два городища железного века. Это свидетельствует о благоприятной местности для проживания людей, скрытой в долине речки Сусенка, впадающей в р. Оку. По другим документам она называется также Сосница или Сосеница или Чешуя, что связано с названием села Чешуево, вблизи которого находится её исток. Местными жителями она называется Сосёнка. Эта информация подтверждается исследованиями, проведенными под руководством Вице-председателя императорского русского географического общества П.П. Семёнова-Тян-Шанского, изложенными в «Полном географическом описании нашего отечества» 1902г. Однако священник Иоанн Добролюбов из Зарайска в своей книге «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» 1889 г. указывает на то, что по сохранившимся документам известен первый священнослужитель церкви Введенской, находящейся в с. Новоселки, которым был Семён Романов, умерший в 1628 г. Отсутствуют данные о том, сколько лет длилась его служба, но имеются основания полагать, что дата открытия церкви может быть отнесена на конец 16-го века, а может быть и раньше. Это уже значительно отодвигает время образования самого села.
Подтверждение этого найдено в «Историческом обозрении иерархии всех церковных дел Рязанской епархии от учреждения до настоящих времён» Тихона Воздвиженского (1820 г.). В нём указано, что в 1557 (7065) г. Солотчинский Архимандрит Макарий с братею обращался к Государю с жалобой на городового приказчика Алексея Сушкова, который повелевал старостам монастырских сёл: Заборья, Раменья (Раменок) и Новосёлок возить ямчужный сбор в Переславль, а не в Кузминск поблизости. Это означает, что в 1557 году (16-ый век) с. Новосёлки уже было вотчиной Солотчинского монастыря.
Рязанские епархиальные ведомости 1892 г. излагают народное предание о том, что на месте д. Паново некогда жил разбойник Пан со своими братьями Пощупом и Ромаданом. Последние отделились от него и положили названия двум поселениям – Пощупову и Ромаданову. Другие члены шайки Пана также отделились и поселились на месте нынешнего с. Новосёлки и вместе с новыми пришельцами образовали новое поселение.
Интересен тот факт, что с. Новосёлки и окружающие его сёла подчинялись одному становому приставу Паницкого стана Рязанского уезда. С чем связано это название стана, предстоит выяснить. Если название происходит от слова Пан, то народная легенда о названии сёл найдёт своё подтверждение. Если это так, то остаётся только установить, в какие годы поселился в этих местах разбойник Пан.
Интересен тот факт, что на фрагментах межевого плана 1775 года (Ф. РГАДА. 1354. ЕД. хр. 409-Н-9к), с некоторым разрывом от села Новосёлки, на правом берегу р. Оки, немного ниже нынешнего переката показана небольшая деревня Шишково. Эта деревня впоследствии стала улицей Шишково, принадлежащей селу Новосёлки.
Интересно и то, что из фотографии межевого плана (ГАРО. Ф. 892. Оп.2. Д.965) видно, в то время Ока течёт ещё в старом русле, а на месте настоящего русла показан её затон.
Старожилы села Новосёлки передали последующим поколениям, что название этой деревни связано с фамилией разбойника Шишкова, который в ней проживал.
Из истории известно, что с Каспия по Волге, а затем по Оке поднимались армянские купцы и везли в Московию товары.
Месторасположение деревень Панова и Шишкова было совершенно незаметно со стороны акватории Оки и поэтому было удобным для нападения грабителей на плывущие по ней судна с богатыми купцами.
В качестве доказательств, свидетельствующих о том, что грабежи действительно совершались, могут служить многочисленные клады старинных медных и серебряных монет, найденных в районе улицы Шишково. Только на моей памяти их было найдено четыре. В кладах имеются монеты времён царя Василия II, Ивана Грозного, Петра I, императриц Анны и Екатерины II и других.
Наверное, правильно предположить, что образование села больше связано с историей создания Солотчинского монастыря, в котором большую роль сыграл Рязанский князь Олег Иванович. Постройка монастыря, относящаяся к 1390 г., приписывается именно князю Олегу, и он щедро наделил обитель вотчинами.
Возможно, на месте с. Новосёлки уже к тому времени имелось небольшое поселение, а с передачей его в вотчину Солотчинского монастыря активизировалось новое строительство и заселение, что послужило названию «Новосёлки». Этому процессу в то время способствовали частые набеги татаров на территории теперь Скопинского и Михайловского районов и вынужденное переселение разорённых и беглых людей.
Так ли это? Сказать трудно. Но более глубокие исследования архивных документов могут пролить истинный свет на жизненные события, происходившие более пяти веков назад.

О развитии села Новосёлки

В газете «Приокская Новь» от 09.06.02. в рубрике «Знай и люби свой край» была опубликована заметка под названием «К истории села Новосёлки», в которой возникновение с. Новосёлки связывалось с историей деревни Паново, примыкающей к нему.
Дополнительно проведенные исследования уточнили и пролили новый свет на давнее прошлое этих поселений.
Толковый словарь великорусского языка Владимира Даля однозначно указывает на то, что название д. Паново происходит от слова «пан». Однако это слово может применено в нескольких значениях:
Пан – барин, боярин;
Пан – живёт как пан, хорошо, в достатке;
Пан – переселённый в давние войны в разные губернии России ляхи и литва.
Барина в этих местах не было, а вот последние два значения указывают нам на дальнейший поиск фамилии разбойника по кличке «Пан», жившего здесь хорошо и в достатке или переселённого сюда в ссылку пленного поляка или литовца.
Просмотр словаря даёт основание полагать, что название Паницкого (по другим источникам Панинского или Панисского) стана Рязанского уезда также связано с этим корневым словом.
Изучение топографических особенностей рельефа местности показывает, что развитие самой д. Паново могло проходить вдоль долины речки Сосёнка. Основной причиной для этого стало то, что она являлась источником чистой воды, которую перестали использовать как питьевую местные жители лишь в 60-70 гг. XX в. в связи со строительством водопровода.
При этом крутые склоны долины, подошедшие непосредственно к руслу речки, как бы приостановили дальнейшее развитие д. Паново.
Ниже по течению, где долина вновь расширялась, образовав разрыв в застройке, появились новые дома, которые дали начало новому поселению, которое впоследствии стало называться Новосёлками.
В жизни и судьбе этих поселений определённую роль сыграло то обстоятельство, что Рязанский князь Олег Иванович передал их в вотчину Солотчинского монастыря после его постройке в 1390 г.
В описании вотчины Солотчинского монастыря приведена выписка с Рязанских переписных книг за 1646-1647 гг., сделанная Лаврентием Рысваевым и подьячим Константином Лукиным, из которой следует, что в Панинском стану в с. Новосёлки да в д. Паново и в с. Чешуево четыре двора служек монастырских, а людей в них 14 чел., да крестьянских и бобыльских 129 дворов, а людей в них 314 чел., да ещё один двор пустой.
Известно, что к 1900 г. население с. Новосёлки и д. Паново составляло 5297 чел. Что могло послужить столь интенсивному развитию?
Причинами для этого можно назвать свободные пустоши земли в окрестностях, получение с 1764г. статуса государственных крестьян, заботу государства о крестьянах, их тяжелый повседневный труд и др.
Но, наверное, правильный ответ на этот вопрос найден в древнем описании Солотчинского монастыря.
Солотчинский мужской монастырь, читаем мы, находится в 18 верстах от Рязани на краю крутого берега Оки при впадении в неё речки Солотча...
Топографическая карта поймы Оки, состав, последовательность примыкания и общее направление стариц убедительно доказывают существование ранее её русла в непосредственной близости от Солотчинского монастыря.
Расстояние от Солотчи до Новосёлок около 7-и километров. Топографическая карта местности с. Новосёлки 1852 г. показывает, что в то время русло Оки не проходило около Солотчи и непосредственно вдоль с. Новосёлки . Они находились  ещё вдалеке от правого берега Оки. В этом случае речка Сосёнка впадала в Оку уже в новом месте, а не в непосредственной близости от Солотчи.
Очевидно, что не Ока подошла к Новосёлкам, а жители потянулись к реке, к заливным лугам, к новому водному пути, позволяющему сплавлять строительный лес для постройки домов, к обильным рыболовным угодьям, к достатку и др. благам. И это в большой мере сказалось на развитии с. Новосёлки.

Немного об истории церквей Рыбновского района

До Октябрьской революции на территории Рыбновского района в существующих границах функционировало более 20 церквей, практически в каждом селе. Из этого количества вплоть до настоящего времени действующей оставалась одна в с. Летово. Почему так произошло, остается сегодня загадкой.
Остальные были полностью или частично разрушены, оставаясь памятниками содеянного разрушения до наших дней.
Вчера еще верующие в Бога политики послереволюционного времени уже не могли терпеть присутствия духовного влияния церкви на народ. Они создали и осуществили кричаще дискриминационную систему мер по притеснению жизни духовных лиц и их семей и уничтожению молельных домов и церквей. Всего лишь в течение нескольких лет церковная жизнь была остановлена, церкви закрыты, а церковносвященнослужители по разным причинам были вынуждены покинуть места своего проживания. Многие из них были сосланы в тюремные лагеря по политическим мотивам. При этом, если слом церквей формально начался с 1941 г., то к этому времени, начиная с периода раскулачивания (1931 – 39 гг.), в церквях служить было уже некому.
Таким образом, осуществлялся целенаправленный поэтапный курс уничтожения и искоренения религии из жизни народа.
Какая же правовая база была подведена для уничтожения церквей?
Рыбновский районный исполнительный комитет (РИК) в августе 1941 г. принял решение о сломе церквей в селах: Булыгино, Козловка, Житово, Ногино, Желчино, Пальное, Алешино и др. Исполнительный комитет Рязанского областного Совета депутатов трудящихся своими решениями от 06.08.1941 г. и 18.08.1941 г. по ходатайству Рыбновского РИК разрешил молитвенные заведения закрыть, здания церквей разобрать, а весь стройматериал использовать как госимущество. С предметами культа поступать согласно Постановлению ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях».
Основанием для принятия решения Рыбновского РИК стали акты технических осмотров состояния зданий церквей, по которым они были признаны непригодными для эксплуатации.
Технические акты составлялись комиссией из 3-х человек в составе: председателя исполкома, техника-строителя и представителя от группы верующих того или иного прихода.
О некоторых трудностях в подписании актов со стороны представителей от групп верующих свидетельствует то, что в некоторых из них напечатанные заранее фамилии зачеркнуты и вписаны другие. Например, по с. Козловка вписана фамилия Лукьянов М.Г.
При разборке зданий церквей не удалось использовать кирпич как строительный материал, так как известковый раствор, на котором были сложены здания, был смешан с яичным белком, и кирпичи нельзя было отделить друг от друга без их разрушения. Так это было при разборке церкви в с. Кузьминское.
Новую церковь, например, в с. Новоселки, построенную в 1900 г., по инициативе и под руководством секретаря партийной организации села, была переоборудована под клуб с большим смотровым залом. Кстати, секретарь был отмечен тоже большим родимым пятном, только на щеке.
Понимание того, что его нельзя использовать по назначению, пришло позже с появлением звукового кино. Кроме гула, ничего не было слышно.
С предметами культа поступили по-варварски. Моя детская память запечатлела воспоминания о том, что несколько оконных проемов кирпичного завода были забиты панелями икон. Украшение алтаря из красивых деталей резьбы по дереву были разбиты и выброшены как строительный мусор.

О жизни крестьян в прошлом

Известно, что раньше (например, в XVII в.) отношения между крестьянами и землевладельцами определялись государственным Уложением.
В 1649 г. по такому Уложению был установлен максимум сборов с крестьянина на землевладельца и в государственную казну – около 10 руб. с человека.
Однако со стороны землевладельцев это Уложение, как правило, не выполнялось, и крестьяне фактически платили значительно больше.
В своей книге 1882 г. Доброклонов А.П. под названием «Солотчинский монастырь в XVII в.» на основе архивных данных монастыря привёл размеры оброков и сборов с крестьян вотчинных сёл в пользу монастыря.
Прежде всего, крестьяне платили повытный (казённый) оброк или вытные указные деньги. Выть – мера земли в 19 десятинм(10,09 га.).
Например, по окладу архимандрита Игнатия собрано было в с.Новосёлки в 1693г. с 29,5 вытей 18 руб., 29 алтын и 2 деньги (18 руб.88 коп.), т.е. на выть приходилось 32 коп.
Кроме того, для столового обихода монастыря крестьяне вносили с каждой выти:
коровьего масла по 8 фунтов, яиц куриных по 100 шт., шерсти поярков на полсти и епанчи по 4 фунта, капусты по 100 кочанов, пряжи и путеницы по 8 гривёнок.
Помимо этого с крестьян взимался медовый и хмелевый оброк, когда родятся грибы, груздей и рыжиков по пуду, да грибов сухих по четверику монастырской меры, да солёных грибов по 8 фунтов с выти.
В 1686 г. отпущено было на монастырь 71 куль сухарей.
С крестьян с. Новосёлки также брались ужища, вожжи, лопаты, носилки и пр. Всё это крестьяне умели производить сами.
Интересны цены того времени.
Например, дубовая кадка стоила 15 коп., горшок лучшего мёда – 75коп., коровье масло – 2-3коп. за фунт, грузди и рыжики – 50коп. за ведро, сушеные грибы 4 коп. за фунт.
Овца стоила 20 коп., баран – 12-15 коп., свиная туша – 1 руб. 30 коп., четверик ржи – 15-20 коп., гречи – 10-12 коп., толокна – 6 коп.
Кроме всего прочего, крестьяне выполняли натуральную повинность – труд на монастырь. Обрабатывая сданную им в тягло землю на себя, они должны были ещё пахать монастырскую землю.
С крестьян также по суду и без суда взыскивались пенные и штрафные деньги за несвоевременные платежи, за самовольство, за потасовки, за брань, за буйство и пр.
Всё это даёт основание полагать, что жизнь крестьян в вотчинах монастырей не была лёгкой.

О государственных крестьянах

В последние годы под влиянием олигархических сил идет ожесточенная борьба между политическими кругами России за принятие закона о свободной продаже земли. Современное крестьянство, в подавляющем большинстве своём лишенное средств, достаточных для купли, земли недоумевают о грядущих днях будущих латифундистов. Нужна ли им будет земля без введения закона о закрепощении крестьян?
Исторический экскурс в прошлое показывает кричащую несостоятельность проводимой сегодня политики.
Это нетрудно подтвердить на примере села Новосёлки Рыбновского района.
С 1764 г. жители с. Новосёлки получили статус государственных крестьян. Они не состояли в крепостной зависимости от помещиков. Кроме того, оброчная подать им была установлена значительно ниже по сравнению не только с оброком помещику, но и вынужденных платежей. В Рязанском уезде она редко превышала 4-х рублей за душевой надел. Эта категория крестьян была наиболее устойчива. Она издавна хранила свои традиции, их не поколебал Манифест 1861 года, тогда как он в корне полностью изменил условия быта помещичьих крестьян, а государственных почти не коснулся. Никогда не знавшие помещика, государственные крестьяне являлись наиболее самобытным развитием всех сторон своего быта, например, как стало видно дальше, общинная форма владения землей, у них представленная в более чистом виде, подвергалась меньше сторонним воздействиям.
Вообще этот разряд крестьян стоял не только в несколько лучших материальных условиях, но он, по-видимому, более других приноровлен к бытовым условиям крестьян, к его взглядам на землю как на божий дар государству. П.П. Семенов-Тян-Шаньский, проезжая по Рязанскому уезду, отмечал, что ни в одном из общин государственных крестьян не пришлось встретить и тени недовольства на свой постоянный платёж оброчной подати, на свое положение арендатора. С этим положением государственный крестьянин свыкся, оно не тяготило его, он был уверен в его прочности.
Общинная форма использования земли предопределила организацию в с. Новосёлки в то время четырёх сельскохозяйственных кооперативов.
В то время государство проявляло интерес к жизни крестьян. В начале XIX века, например, Рязанской уездной земской Управой осуществлялась направленная деятельность по повышению эффективности в общинном крестьянском земледелии.
Для крестьян выпускались листовки и плакаты с информацией о полезности новых методов и приёмов обработки земли. Например:
о целесообразности пахоты плугом;
о посеве рядовой сеялкой;
о сортировке семян;
о влиянии микроудобрений на урожай и об опыте с травосеянием и др.
В Рязанской губернии был создан прокатный пункт для выдачи крестьянам сельскохозяйственной техники на прокат по льготным условиям, например плугов, сеялок и др.
Темп роста населения в селе Новосёлки показывает, что экономические условия крестьян в то время способствовали интенсивному развитию их жизни и населения.
Если в 1763 г. в с. Новосёлки население составляло 1767 чел., то в 1900г. оно уже было 5297 чел. В настоящее время численность населения составляет всего лишь около 400 чел. Кому принадлежит земля – неизвестно, но не крестьянам. Это обстоятельство полезно бы знать нынешним политикам, ратующим за благополучие российских крестьян.

О жизни и работе крестьян с. Новосёлок в советское время

Село Новосёлки, раскинувшееся по правому берегу Оки, в довоенное время  имело  1200 домов. В подавляющем большинстве дома построены из деревянных брёвен. Очень малое количество домов было построено из кирпича.
В зависимости от достатка крестьян дома строились пяти стенными и в виде хат. Крыши небольшой части домов были покрыты железом, остальные соломой. В послевоенное время соломенные крыши были заменены на шиферные и железные.
Для приготовления пищи на семейные нужды и нужды животных в каждом доме имелись подовые печи с тёплой площадкой для сна престарелых членов семьи. Для обогрева помещения дома в зимнее время каждый дом был снабжен малой печью, называемой лежанкой.
Дом был обставлен мебелью, изготовляемой местными мастерами, которая состояла из кровати, стола обеденного, одной или нескольких лавок со спинкой, табуретов, полки для посуды, шкафа для чайных принадлежностей, вешалки для одежды.
На потолке дома имелось кольцо для подвешивания детской люльки и крюк для подвешивания керосиновой лампы.
В углу каждого дома висели иконы.
Каждый дом имел прихожие сени, в которых хранился необходимый инвентарь (ткацкий стан, самопрялка, маслобойка, сыродельня, вёдра и ёмкости для воды и пищи животных).
Во дворе каждого дома имелся сарай с сеновалом, помещениями для животных (коровник, овчарник, свинарник, птичник и др.), жернова для помола зерна, ступа для толчения, место для хранения лопат, тяпок, кос, серпов, граблей вил и др.
Как правило, у зажиточных крестьян были бани.
Некоторые любители парились и мылись в русских печах. Существовала и баня общего пользования.
Население села Новосёлок в предвоенное время вплоть до 1940 г. составляло более 4500 человек.
Производственная база села в своём составе имела:
коллективное сельскохозяйственное производство в виде колхоза;
загототовительную контору Московской кондитерской фабрики «Ударница» с цехами по переработке плодово-ягодной продукции;
этих производственных  объектов относилась к колхозу швейную артель со швейной мастерской;
рыболовецкую артель с цехом производства вяленой и копчёной рыбы;
молочный завод;
пекарня;
колбасный цех;
мельница;
малый кирпичный завод;
кузница;
скорнякский цех выработки кож и овчин;
пасека;
фруктовый сад.
Принадлежали эти производства  московской кондитерской фабрике «Ударница», Рыбновскому райпотребсоюзу, швейной фабрике   г. Рязани и колхозу им.Молотова.
Из объектов бытового назначения в селе существовали два магазина, почта, чайная, изба-читальня, клуб, радиоузел с сетью потребителей и  общая баня.
На селе работали несколько сапожников по пошиву и ремонту обуви. В осеннее время из Клепиковского района приезжали бригады по 3-5 человек вальщиков, которые останавливались в семьях, нуждающихся в валенках, производили потребное количество валенок из шерсти хозяев.
В летнее время в село приезжали «лахонники" и собирали от селян макулатуру и тряпьё.
Таким образом, население обеспечивалось практически всем, что было  необходимо для жизни.
Сельскохозяйственные и транспортные работы выполнялись гужевым транспортом лошадей, которых в хозяйстве насчитывалось более 700 голов. Во время войны за счёт уменьшения лошадей на военные нужды широко использовались быки и на них работали 12-16 летние парни.


О Новосёлках в настоящее время


Село Новосёлки, в котором я родился, по численности населения со второй половины 17- го века на начало 20 – го века выросло с 200 чел. до 4500 чел. На 20 – е годы 21 – го века его численность стала немного более
400 чел.
Основными причинами такого падения численности стали: «стирание» граней между городом и селом в советское время, Горбачевская перестройка с её последствиями и предательское политическое решение Гайдара отпустить цены на два года на всё, кроме сельскохозяйственной продукции, что задушило и разрушило колхозы и совхозы, где сельские жители имели рабочие места. Вместо зарплат бывшие работники хозяйств получили земельные паи.
Вновь организованные СПК, состоящие из 3 - 5 человек и, и получившие все основные фонды в полное хозяйственное ведение, стали активно скупать у безденежных сельчан эти паи за мизерные цены. При этом значительная часть посевных земель были брошены и заросли лесом.
Таким путём крестьянская земля перешла в собственность корпораций и во многих случаях бывших руководителей хозяйств.
Если сравнить современный  налог на землю с крестьян на хозяйственные нужды с налогом с  теперешних  землевладельцев, то это -  не сопостовимые значения.
У крестьян более чем на три порядка. Есть основания полагать, что уровень зарплат тружеников села по сравнению с зарплатами функционеров ниже в таком же соотношении.
При этом землевладельцы не несут ответственности за безработицу на селе и развитие и благоустройство сёл.
Администрация, теперь уже нескольких сельских поселений, финансовых ресурсов не имеет, так как в большинстве своём, кроме небольших магазинов, в сёлах ничего нет.
Новое Правительство РФ пытается гармонизировать процессы, происходящие на селе.

О нецензурной брани

Сегодня в любых общественных местах мы часто слышим адресную и безадресную нецензурную брань. При этом мало кто, может быть, внутренне возмущаясь, активно проявляет своё отношение к безобразиям, творящимся вокруг. В большинстве своём общество безропотно воспринимает это.
Наши предки по-иному относились к случаям нарушения требований общественного повиновения. Об этом свидетельствуют, например, архивные документы Новосельского волостного суда за 1875 год.
В волостной суд 14.12.1875 г. поступила словесная просьба государственной крестьянки с. Новосёлки Марфы Савельевой о том, что односельчанка Лукерья Прокофьева нанесла ей постыдные оскорбления. Егор Сидоров подтвердил это.
Суд в составе Максима Иванова, Ильи Терентьева, Козьмы Архипова и Желтикова (имени не упомянуто) решил подвергнуть аресту Лукерью Прокофьеву на основании 102 статьи кодекса об общественном повиновении на шесть суток с отбытием в камере при волостном правлении. В книге суда имеется запись, что обе стороны остались довольны таким решением.
Волостное правление находилось в доме, где теперь размещается местная администрация, до этого сельский Совет. Этот дом после ремонта видоизменился. Но еще в 50-х годах прошлого века эта камера была, и даже в советское время тех лет она использовалась по назначению. В неё помещались лица за проявленное злостное хулиганство.
Раньше считалось постыдным пребывание в этой камере. Люди, проходившие мимо, по сложившейся традиции заглядывали в маленькое окно камеры. Молва о заключенном в камеру злоумышленнике расходилась быстро по селу, создавая о нём воздействующее общественное мнение.
В последующие годы, когда село ещё было большим и при нем был участковый милиционер, туда стали сажать пьяных дебоширов. Надо подчеркнуть, что в селе к пьянству и пьяницам относились с презрением. Насколько я помню, до войны (ВОВ) в Новосёлках было всего до трёх пьяниц. У одного из них была кличка Яшка Мосол. Пить в селе стали в основном после 60-х годов.

О раскулачивании в Рыбновском районе

Сведения о раскулачивании в Рыбновском районе скупы. Однако при ограниченности информации ярко проявлено большое желание власть имущих выполнить установку высших органов власти Советов.
Известно, что начало этих мероприятий было положено 13 июня 1931 г. заседанием Президиума Рыбновского исполнительного районного комитета под председательством Светлова при участии секретаря Рыбновского РК ВКП (б) Кочеткова. Это заседание приняло решение:
• информацию Кочеткова о высылке из пределов Рыбновского района кулаков и их семей в целях усиления коллективизации принять к сведению;
• организовать тройку под председательством Светлова в составе Кочеткова и Крыленко;
• поручить тройке провести всю работу, мобилизуя для этого все силы и средства;
• для проведения работы по коллективизации и по выселению кулаков командировать на места в качестве уполномоченных группу товарищей;
• предложить всем сельским Советам принять активное участие в работе по коллективизации в выявлении и выселении кулачества, мешающего производить мероприятия Партии и Правительства.
Важно отметить, что в то время партийный орган формально выступал на второй роли, а первую роль выполнял орган власти Советов, избранный народом.
Этой силой сверху при поддержке снизу было принято решение о раскулачивании в Рыбновском районе 54-х крестьянских хозяйств в количестве 217 чел.
Факты поддержки мероприятий по раскулачиванию на местах в сёлах подтверждаются протоколами собраний активов колхозников и единоличников.
Например, в протоколе собрания актива по му сельскому Совету зафиксировано:
Заслушав доклад уполномоченного Рыбновского РИКа Зайцева Н.С. об организации укрепления колхозов, поднятия трудовой дисциплины и дальнейшего их роста, в вопросах и выступлениях
При этом имеются основания полагать, что они отправлялись за свой счёт. По этому поводу имеется письмо председателя РИКа Светлова в адрес председателя Новосельского сельского Совета Рожкова, в котором он обращает внимание на то, что у кулака Кузина (владелец молзавода, которому крестьяне продавали молоко) нет денег для проезда на место ссылки в Окмолинск, и предписывает проверить и вручить удостоверение.
Что могут вызывать эти вдалеке былого совершенные акты беспредельного произвола?
Наверное, слёзы сострадания и гнев возмущения от кричаще преступной несправедливости.
Я долго думал, писать ли об этой правде?
Но предстоящие выборы во все органы власти подтолкнули меня к решению. Люди должны знать, кто их окружает и кого надо выбирать, помня при этом, к чему приводили ошибки в доверии своих голосов лицам, не заслуживающим этого.

О судоходстве по реке Оке

Первый серьёзный почин для судоходства по реке Оке относится к XVII веку.
В 1669 году при царствовании Алексея Михайловича голландцами были построены корабль «Орёл», две шлюпки, яхта и бот, которые отправлены через Нижний Новгород в Астрахань для торговых сношений с Персией.
До 1870 г. по Оке плавали плоты и непаровые суда первобытного типа, а именно: гусяны, пироги, мокшаны, коломенки, клязменки и др.
В районе с. Новосёлки на Оке после того, как она изменилf своё русло и не стала протекать около с. Солотчи, стало два переката: Новосельские россыпи и новый перекат, образовавшийся после изменения русла на повороте к с. Новосёлки. Перекат Новосельские россыпи образовался в результате большого оползня с правого крутого берега Оки ниже деревни Аксёново и Иванчины.
По материалам 1901 г. имелся проект строительства в зоне  этого переката шлюза для прохода крупных судов. Однако позднее это строительство было перенесено в район с. Кузминск. На месте этого переката уже в советское время (70-е годы) поперёк русла от левого берега намыты несколько дамб длиной до 50 м., которые, преграждая путь течению воды, осуществляют некоторый подъём уровня реки и способствуют судоходству.
Из этих же материалов известно, что в то время пристани в с. Новосёлки не было. Остановки судов для выгрузки делались: Коломна, Дединово, Ловцы, Белоомут, Вакино, Коростово, Солотча, Рязань и далее др. В 1901 г. прошло грузов по Оке: в Коростово – 7620 пуд., в Солотче – 7630 пуд. и в Рязани – 17647пуд. Эта информация свидетельствует о том, что в то время имелся судоходный путь от Коростова до Солотчи.
План р. Оки в районе с. Новосёлки того времени указывает на то, что старое её русло, ранее идущее на с. Солотчу, ещё было соединено с новым, а глубина в этом месте составляла 0,7 м.

О фосфоритных залежах в окрестностях с. Новосёлки

В архивных документах, относящихся к истории с. Новосёлки, имеется интересная информация о техническом обследовании фосфоритных залежей, расположенных в его окрестностях. Протоколом экономического совещания при Рязанском губернском совнархозе от 7 июля 1926 г. было решено:
- признать Рязанские фосфориты хорошим удобрительным средством, повышающим урожай на 20-30%;
- поручить осуществить техническое расследование фосфоритных залежей в с. Кузминск и с. Новосёлки, а также старой Рязани.
Однако в тот период времени из-за отсутствия средств не была организована добыча этих удобрений.
Из книги учёного агронома А. Аничкова, изданной в 1923г. под названием «Фосфорит Рязанской губернии», известно, что на территории губернии имеются большие залежи фосфоритов, которые оцениваются в 9815 миллионов пудов 17%-го фосфорита или 1895 пудов фосфоритной кислоты. Из расчёта внесения в почву по шесть пудов фосфорной кислоты на десятину (1,09 га) запасов залежей Рязанского фосфорита хватило бы на 527 лет при использовании на всех пахотных землях Рязанской губернии.
В этой книге автор упоминает о том, что в конце восьмидесятых и начале девяностых годов XIX века в Рязанской губернии была начата разработка фосфоритов с участием видного агронома Анзимирова.
Разрабатывались оползни у старицы р. Оки против с. Новосёлки. Разработкой было занято всё население села.
Для этих целей на берегу Оки был построен завод, оснащённый паровой машиной, бегунами, грохотами и мельничными жерновами, которые размалывали раздробленные до величины ореха фосфоритные сухари (конгломераты). Вырабатывались три сорта удобрений: глауконитовый песок, серый фосфорит, получаемый от грохочения и просеивания породы после бегунов, и белый фосфорит, получаемый от размола фосфоритных сухарей на жерновах. Вырабатываемые удобрения шли на продажу соответственно по сортам по цене 5,30 и 80 копеек за пуд.
Сегодня на берегу Оки, по-местному – «в горах», можно увидеть строительные остатки этого завода в виде фундаментов под паровую машину и жернова с болтами крепления.
Однако компания по производству удобрений просуществовала недолго и прекратила свою деятельность.
Автору книги уже в 1923 г. удалось установить причину неудач, постигших компанию. Они состояли в основном в том, что в то время не было ясных представлений о различном действии фосфорита на различных почвах.
Только в 20-х годах XX-го столетия профессор Д.Н. Прянишников предложил эффективную методологию поднятия урожаев путём применения фосфоритной муки, но в особых почвенных условиях, т.е. на слабо-кислых и подзолистых почвах, а не на чернозёмах, как это считалось прежде.
Как знать, может быть, дальнейшее развитие села Новосёлки будет связано с добычей фосфорных удобрений, залегающих в его окрестностях.
Может быть, придет на ум нашим политикам, что разорённые сёла далее не надо добивать, так как без них не может быть крепкой России.

Об образовании и школе в с. Новосёлки

По переписи 1881 г. в с. Новосёлки и д. Паново численность населения составляла 4326 чел., в том числе 2128 мужчин и 2198 женщин.
По этой же переписи грамотных было: 383 мужчины и 2 женщины.
Всего учащихся было 98, в том числе мальчиков – 97 и одна девочка.
В архивных данных имеются сведения по Новосельской 1-ой школе Рязанского уезда за 1898 год.
Попечителем школы с 1895 г. состоял крестьянин Иван Акимович Кадастов.
Законоучитель: священник Василий Семёнович Некрасов.
1-я учительница с 22 марта 1891 г. Евдокия Васильевна Ананьина, 23 -х лет, окончила курсы в Рязанском Епархиальном училище. 2-я учительница с 1896 г. Пелагея Васильевна Бокина, 20 лет, окончила курсы Рязанского Епархиального училища.
Интересны по форме, содержанию и, главным образом, по ранее существовавшим демократическим принципам утверждения сметы расходов, потребных на содержание Новосельской 1-ой школы. На отопление здания школы требовалось 28 саженей берёзовых или 28 саженей сосновых дров по З руб. 50 коп. за сажень с привозом на сумму 98 руб. На освещение требовалось 11 пудов керосина по 1 руб. 60 коп. за пуд на сумму 17 руб. 60 коп. Кроме того: наём сторожа 48 руб., ремонт здания 69 руб., ремонт классных парт 35 руб., содержание здания и двора в чистоте З руб., непредвиденные расходы Юр. и на страхование школьного здания 20 руб. 30 коп.

Об остановке Петра I на Оке у с. Новосёлки

В 1695 г. Петр предпринял Азовский поход, чтобы твёрдо овладеть берегом моря.
Под Азов был послан сухопутный 10-тысячный отряд под командованием генерала Гордона, а по Москве-реке и далее Оке, Волге к Азову поплыл караван судов вместе с царём, которому в то время было 23 года.
Настоятель Солотчинского монастыря архимандрит Игнатий послал нарочного навстречу каравану с челобитной к царю.
«Великому Государю, Царю и Великому князю Петру Алексеевичу всея великия и малые и белыя России Самодержцу последние нищие богомольцы твои Рождества Пресвятые Богородицы Солотчинского монастыря архимандрит Игнатий з братею челом бьём тебе Великому Государю столового обиходу:
десять гусей, сорок куриц, три быка, десять баранов, двадцать полоть ветчины, масла коровьего два пуда, сметаны кадка, творогу извара, тысеща яиц, пива яшнова бочка, пива аржаново две бочки.
Милосердый Великий Государь, Царь и Великий князь Петр Алексеевич всея великих и малых и белых России Самодержец! Пожалуй нас, богомольцев своих: вели Государь тот столовый обиход принять пониже Кузминска в монастырской вотчине в селе Новосёлки на пути.
Великий Государь, Царь, смилуйся, пожалуйста».
Остановка каравана состоялась, и Петр принял столовый обиход.

О церкви с. Новосёлки

В с. Новосёлки, бывшей вотчине Солотчинского монастыря, церковь Введенская существовала уже в начале XVII в. По окладной книге 1676 г. при ней значилось церковной земли 7 чеков и сеянных покосов на 100 копён и 190 приходских дворов.
Вместо построенной в 1791 г. Введенской деревянной церкви с пределами Флоро-Лаврским и Никольским, в 1862г. воздвигнута с тем же храмонаименованием.
В 1695 г. власти Солотчинского монастыря в с. Новосёлках встречали царя Петра на пути его в Азов и поднесли ему столовый обиход.
Из священнослужителей церкви известны:
Семён Романов уп. в 1628 г.
Василий уп. в 1676 г.
Фёдор уп. в том же году.
Иоаким Леонтьев род. в 1683 г.
Косма Васильев род. в 1701 г.
Тимофей Фёдоров род. в 1701 г.
Дионисий Иоакимов род. в 1701 г.
Иаков Иоакимов род. в 1728 г.
Петр Матфеев уп. в 1742 г.
Алексей Михайлов род. в 1742 г.
Иосиф Яковлев род. в 1744 г.
Стефан род. в 1755 г.
Тарас Васильев уп. в 1760 г.
Симеон Борисов уп. в 1834 г.
Иаков Тимофеев уп. в 1835 г.
Иаков Пальмин сост. с 1835 г.
Григорий Скворцов уп. в 1881 г.
Константин Скворцов сост. с 1881 г.
Василий Некрасов сост. с 1883 г.

Это интересно знать

Совсем недавно, в конце XIX века, в России имела место форма лечения болезни глаз у младенцев борной кислотой с привлечением персонала служителей церквей.
Рязанская городская управа обращалась к священникам сёл и при бумаге препровождала порошки борной кислоты и наставления, как её применять от нагноения глаз 3%-м раствором, в которой также просила сообщать результаты и надобность в порошках ещё. От такого лечения было много случаев благоприятного выздоровления.
В архивных материалах есть объяснение села Новосёлки священников Константина Скворцова и Василия Некрасова от 6 мая 1890 г., в котором сообщалось, что ими неоднократно было говорено прихожанам, чтобы они при нагноении глаз у младенцев обращались к ним за лекарством. Но требование на борную кислоту почему-то не особо значительно, и порошки борной кислоты имеются в наличии. Причиной сему, по всей вероятности, является то, что не в дальнем расстоянии проживает земский врач.
Сегодня борная кислота считается сильным ядом.

О генеонлогическом дереве автора


Рецензии