Меч Нибелунгов

МЕЧ НИБЕЛУНГОВ.
АРТЕФАКТЫ или ПРЕДМЕТЫ СИЛЫ в Скандинавской Мифологии.

Меч БАЛЬМУНГ, более известный как «Меч Нибелунгов», описывается в поэме «Песни о Нибелунгах», которая датируется 1192-м годом н.э. и в «Саге о Вельсунгах», которая датируется примерно 13-м веком.

В других эддических текстах о мече Бальмунге говорится лишь вскользь, поэтому предлагаю использовать цитаты об этом удивительном мече и основной сюжет легенды, основываясь на этих двух более ранних произведениях.

Изначально, меч Бальмунг принадлежал Зигфриду (в германском эпосе), или Сигурду (в скандинавском эпосе - «Старшая Эдда»), а затем и его убийце - Хагену.

Меч был весьма прочным, твёрдым и острым, способным пробить любые доспехи и разрубить любой шлем. Вот как описывается Бальмунг в «Песни о Нибелунгах»:

«…И меч поверх кольчуги на пояс привязал,
Тот обоюдоострый меч любой доспех пронзал»
«…Любые шлемы Бальмунг в сражениях пробивал»
«…Меч Зигфрида стальной
Изрядной отличался длиной и шириной…»

Рукоять меча Нибелунгов была отделана золотом, и в неё был вставлен зеленый камень, также Бальмунг носился в ножнах, украшенных парчою. Вот как об этом говорится в эпосе:

«Тут вытянул он ноги, и положил на них,
Высокомерно глянув на недругов своих,
Клинок в ножнах, обшитых парчовою
каймой.
Увидев рукоять его с отделкой золотой
И с яблоком из яшмы,
Зелёной, как трава,
Заплакала Крихильда, от горя чуть жива…».

Весьма интересна и сама история «обретения» Зигфридом Меча Бальмунг.

Я приведу вкратце её суть:

Однажды Зигфрид увидел весьма странную картину, как два короля, Шильбунг и Нибелунг, «словно последние бабки на базаре» спорят и что-то делят. Зигфрида заинтересовала данная сцена, и впоследствии он выяснил, что два короля делят, и никак не могут поделить клад, когда-то вместе зарытый ими.

Короли предложили Зигфриду стать третейским судьёй, и поделить клад между ними, а в награду правители пообещали Зигфриду «Меч Нибелунгов».
Зигфрид поделил клад, так как счёл нужным (с его точки зрения), но оба брата остались недовольны дележом.

Вот как об этом говорят поэтические строки:
«…Таков был клад, и витязю пришлось делить его.
Меч Нибелунгов взял он в
награду за труды,
Но помощью своею довел лишь до беды:
Остались недовольны два брата дележом
И с Зигфридом рассорились, виня его во всём».

Короче говоря, братья-короли быстренько сделали Зигфрида «крайним» и, «в отместку», призвали расправиться с ним двенадцать великанов. Но момент был упущен, т.к. Меч Бальмунг был уже в руках Зигфрида и он попросту отсёк головы «непрошенным помощникам» королей.

«…Поднял Зигфрид свой
Бальмунг, добрый меч,
И великаньи головы в траву упали с плеч».
Но и этим всё не закончилось, так как на помощь королям подоспели их вассалы, и Зигфриду ничего не оставалось делать, как перебить ещё семьсот Нибелунгов, а заодно и самих неугомонных братьев-королей. Также он победил могучего карлика Альбриха, который поклялся быть ему верным слугой.

Далее, наш неустрашимый воин, со своим Волшебным Мечем сражался с датчанами и саксами, и участвовал в различных распрях и поединках.

Например, в Вормсе, он победил датского короля Людегаста, трижды своим мечом прорубив ему панцирь, а когда на помощь Людегасту пришли его тридцать вассалов, Зигфрид отбился и от них, взяв датского короля в плен.

В другой битве Зигфрид сошелся с саксонским королем Людегером, но, король саксов, узнав Зигфрида, отказался продолжать поединок. И везде победа добывалась с помощью Волшебного Бальмунга.

Но, как известно против коварства и предательства бессилен даже Волшебный Меч. Зигфрид был предательски убит неким Хагеном, который и забрал себе меч Бальмунг.

Хаген, будучи вассалом короля Этцеля, особенно не церемонится и «махает» Волшебным Мечом «направо и налево», разя им врагов своего короля.

В связи с этим хочется отметить два важных момента, которые актуальны во все времена, и в наше неспокойное, тревожное время тоже:

- во первых, никогда не недооценивай, и не относись пренебрежительно, свысока, к своему противнику, и не надейся на его благородство. По-рыцарски можно вести себя только с рыцарями, остальные, этого Кодекса Чести даже не знают, а если и знают, то не соблюдают (они ведь не Рыцари).

- во вторых Предмет Силы, которым, по сути, являлся меч Бальмунг, как ни банально это звучит, «хозяев себе не выбирает». Кто им завладел, тому он и служит. Говоря современным языком, ракета не выбирает, кого разить, выбирает тот, у кого «палец на кнопке».

Друзья, как уже отмечалось ранее, тема Меча Нибелунгов неоднократно звучала как в различных более поздних литературных произведениях, так и в современном кинематографе. К сожалению, при этом были допущены такие «вольности» и искажения, что воспринимать всерьёз, и брать за основу информацию из этих источников не стоит.

Приведу лишь один пример, согласно ранним эддическим произведениям, в них «фигурировали» два меча: собственно, сам Бальмунг и меч Гарм, которым Зигфрид и убил, в своё время, дракона Фафнира. А уже в средневековом эпосе такая «мелочь» была упущена и мечи «слились» воедино.

Друзья, про меч Гарм у меня был опубликован отдельный пост, кому интересна история данного меча, можете почитать.

Осмысливая историю меча Нибелунгов, может возникнуть резонный вопрос – а как же Боги допустили, что столь грозное оружие попало «не в те руки»?

Не хотелось бы, отвечать на сей вопрос банальными фразами о постоянной борьбе добра и зла. Я попробую развернуть свою мысль в другом направлении.

Боги, это не только Творцы и Созидатели, но, Боги - это ещё и Исследователи.

Вот вам, интересно, что будет, если обезьяне дать палку? Что она с ней будет делать?

А что если человеку, одному или нескольким, дать грозное Оружие? Как он им воспользуется, каким Путём пойдёт? Не возгордится ли? Как защитит своё Оружие от сторонних посягательств? Ну и так далее…

Возможно, как версия, Боги тоже, сознательно, допускают ситуации, при которых то или иное грозное Оружие, либо те или иные технологии попадают «не в те руки». Возможно, Богам необходимо понять, готовы ли мы к переходу на следующий эволюционный и духовный уровень, или так и остались на уровне низменных эманаций.

А такие вещи проверяются только на практике, экспериментальным Путём, теория здесь не уместна.

Друзья, это лишь мои личные мысли и размышления, к вопросу о том, почему сильнейшие Предметы Силы попадают «не в те руки».

Уважаемые Друзья и Читатели, я буду Рад, если прочитанная информация пойдёт Вам во Благо и на расширение Вашего Мировоззрения.

С Уважением ко всем, писатель и рунолог, Лев Невский.


Рецензии