Василий Шукшин

    
                Мы  все  больше  заботимся  о  жизни  по  мере  того,
                как  она  теряет   свою  ценность.
               
                Ж.Ж.  Руссо.
     Вечер.  У  меня  сегодня  день  рождения. Заметная  дата.  Семья  легла  спать.  Сижу  в  одиночестве  и  думаю -  с  кем бы  я  мог  сейчас поговорить  по душам?  Долго  сижу.  Да! Вздохнул.  В голове  одно  и  то  же – иных  уж  нет,  а  те   далече.  Решил  лечь  спать.  Лежу,   закрыл  глаза.  Вижу  картинку,    кто  то  смотрит  на  меня,    улыбается,  как  говорят  «репу  чешет»,  молчит.   Кто  это?  Всех   друзей  перебрал.  Эврика!  Вспомнил,  я  недавно  читал книжку  Василия  Шукшина  «Сельские  жители».  Про  себя  думаю, уж  очень  они  похожи.   Это  точно,  он,  прорывается  в  будущую  Россию,   не  дает  мне  уснуть!  Улыбнулся,  на  душе  стало  легко.  Лежу,  нет,  надо  встать,  о  нем  написать  рассказ,   оживить  память  в  народе.
     Начинаю с  биографии: родился  в  1929  году.  Жил,  село  Сростки.  Алтайский  край.  В  эпоху  коллективизации.  События  сложные,  противоречивые.  Одно  можно сказать – 1933  году,  репрессирован,  расстрелян  отец  Василия,  Макар  Леонтьевич  Шукшин. Стандартное  обвинение  как «руководитель  преступной  группировки».  Бес комментарий.  Потом,  был  реабилитирован.  Война -  работал  в  колхозе  за  трудодни.  Это   физически  тяжелый  труд.    Для  него  жизненный опыт.  Сам  понимаю,  надо писать   о  человеке!   Включил  компьютер.  Сам  с  собой  разговариваю. 
       Нашел -  1946 г.   Василий  из  дома   уехал  учиться!  И тишина,  нет  писем.  Поговаривали,  что  Василий,  как его  герой  Егор  Прокудин  из фильма  «Калина  Красная».  Попал  «в  никуда?»  А  может  в  воровскую  шайку?  В подтверждении  этой  версии -  приведу   воспоминания  Игоря   Хуциева,    видевшего  на  руке  у Шукшина  позже  вытравленную  татуировку.  Слышали  в  его  кругах,    редко, но называли  его  «писателем».   Версия  сомнительная,  но  она  была.  Вернулся  домой.  Как    говорят: «взялся  за  ум».  Чувствую.  Это  не  моя  тема,  я не  исследую  его  биографию.   
     Пытаюсь,  нащупываю  нить,  за  которую  ухватится.  Так - 1954 год.  Поехал  Василий  в  Москву,   учиться.  Решил  поступать  в  Литературный  институт,  но допустил  промашку. Нужно  было  загодя   отправить  работу  на  творческий  конкурс.   По  рассказам,  к  Василию,  сидевшему  на  лавочке    в   сквере Литературного  института.  Подошел  земляк,   сибиряк  со  станции Зима, Евгений  Евтушенко.  Разговорились,  и  он  посоветовал  идти  во  ВГИК.  На  режиссёрский.  Такие  как  ты,  «рабочие -  крестьяне»  очень  нужны. И  Шукшин  пошел!  А  здесь  удача    была  на  его  стороне.  Поговаривали,  в  приемной  комиссии  он  поразил  самого Михаила  Ромма,   своей  «дремучестью  и  неотёсанностью».       В комиссии  кто - то  сказал:  «он  Толстого  не  читал!»  Но    Ромм  настоял,  взяли.   
      Пошла  учеба,  Василий  слушал  Ромма,  а  тот  слушал  Василия.  У  каждого  было  свое  мнение.    Этюды Василий  исполнял,  используя  богатый  жизненный  опыт.  Это  не  то!  Надо поискать  близкого  ему  по  духу  человека.  Значит,  искать  женщину!  В  голове  все  закрутилось,  это -  Нонна  Мордюкова! Казачка!  Она  когда  его вспоминала,  спрашивала: «Есть  Шукшин   ваш,  сегодняшний?  А есть  мой,  наш  тогдашний?»  Я сразу понял,  нам нужен «Ваш  тогдашний!»       
     Читаю  воспоминания  Нонны,  казачки, это  поэма!   Нонна  писала:  « Я   хорошо  помню  его,  начинающего,  молоденького,  холостого,  вольного,  ничейного  для   всех».  Нашел!  Ура!
    Он  студент,  приглашенный   студией     Горького  на  переговоры  для  съемок  в  фильме  «Простая  история».  Ему  отводилась  роль  молодого  влюбленного  Саши  Потаповой.  Сидим,  ждем.  Вдруг   рывком  на    всю  ширь,  открывается  дверь,  и  через  секунду  на  нас  смотрит  Вася.  Входит,  закрывает  дверь,  подходит   к  столу, снимает  крышку  с  графина,  наливает  в  стакан  воды -  пьет.  Ставит  стакан,  чешет  затылок  и  хмыкает,  блеснув  зубами.  Глаза  стыдливо  сузились,  красивые,  втягивающие  в  себя.              А  тут  еще и тембр  голоса,  с  сипотцой,  чарует!               
-  Значит,  переговоры?  Ну,  давайте  переговаривать,  -  не  убирая  улыбку,  говорит  он.  …                - Договариваться,  -  сдерживая  смех,  поправил  его  режиссёр.                – Наверно,  можно? – говорит  Вася,  -  я  вполне  подходящий  для  этой  роли.  Летом я свободен.                – Да уж,  этот  подходящ,  разговору  нет,  -  замечает  режиссер.  …  После  экзаменов,  давай  к  нам,  в   деревню  Лепешки.  Вася  пожевал  губами,  встал. А  вот его  портрет -  был  он в  солдатской  форме  и     сапогах,  которые  долго  потом  не  снимал.  Ушел. Радость  какая,  думала  я, какая  радость -  вот    человек!  Учится  на  режиссера,  сибиряк, красивый!   
     Мы  жили  в  общежитие.  Не скрою,  я всегда  безошибочно  узнавала,  скрип  Васиных  сапог.   Как - то  раз. Василий  зашел  на  огонек.  Сидим в общежитие, при свете керосиновый лампы.  Пьем  чай.  Васька  веселый,  дует  в  блюдце  и  моргает  мне – дело  есть.  Сердце  в  пятки.  Какое  дело  у  него  ко  мне?  ...      -  Идем  на волю, - кивнул  на  дверь.  «Свидание»,  что  ли? -  подумала  я.   
- Но  как  это?  Я  же  замужем.  Ах,  зачем  я  замужем!  ...
     Он  выходит  первый,  садится  на  крылечко,  показывает,  куда  мне  сесть.  Сажусь  рядом.  Достает      из   кармана  папироску,  а  из – за  голенища – трубочкой  свернутую,  истрепанную  тетрадь.                -  Вот  надумал  писать  книгу  о  Степане  Разине.  (Роман так  и  не вышел  в свет).  Эта  новость  меня  так  обескуражила,  что я  почти не  слушала  плана  будущей  книги.  «Вася,  Вася,  и  ты  туда  же,  в графоманы …»   И  при  чем тут  Степан  Разин?  Кому  это  нужно?  Я  молчала.  Я  ошалела  от  тембра   его  голоса.  До  чего  же  завлекательно,  музыкально  пел  он  своим  сиповатым  грудным  голосом.   Рухнуло   мое  тайное  увлечение.  Я   встала,    слушать его  пение  было  невозможно.  И  тогда,  чтобы  не  задушить  его  в объятьях,  я,   скомкав  свидание,  ушла. Трудное  для  меня  время  было.  Потом  я  с  интересом следила  за    рассказами  Шукшина.  Он  опубликовал  125  рассказов.  Два  романа. Четыре  раза  мне посчастливилось  работать  с  Шукшиным.  Хочется  добавить   еще  одно  высказывание  Нонны: «Трудно бывает  иногда  нам,  женщинам,  когда  есть  муж  и  сын,  а  в  тебе  молоточком  стучит  воспоминание  о  ком -  то  другом».
    Размеренно  шли  года.  Я  узнала,  снимается  картина  «Они  сражаются  за  Родину».  Однажды  мне  в  Москву  позвонил  режиссер.  Слышно  плохо,  он  кричит: «Приезжай  на  роль  Натальи  Степановны!»  Я  сомневалась,  буравлю  что – то.  Вдруг  крик  Васи  в  трубку «Приезжай!   Ничего  такого    не  будет …» - «Чего  не  будет?» -  не  поняла  я.  Но  поехала, раз такие  люди   приглашают,  сколько  можно  ломаться.  Съемочная  группа  жила на  теплоходике.  Репетировали  вечером  на  палубе, и  так  здорово  играли.     Мы  разошлись.  Я  всю  ночь  повторяла  текст.  Утром  стали подлаживаться  во  дворе  друг  под  друга, подстраиваться.  А  сыграли  мы  хорошо!  Одним   дублем.  Как  сцепились – и пошло,   не  останавливались.  Очень  натуральные  сцены  получились.  Мы  так  духовно  были  близки  в  тот    момент,  нам  было так  благостно и  горячо  в  том  магическом  кольце,  в  которое  мы  попали, что не заметили,   как сыграли  на  одном  дыхании.      
       Я  уезжала  с  победой.  «Ай  да  я! Не  успела  приехать,  как  все  поняла  и  сыграла  …».  Нахваливала  себя,  едучи  на  «газике»,  на  станцию. 
      Через  несколько  дней  его  не стало.  Я  узнала  об  этом  в  Болгарии.  «Васьки  нету,  Васьки  нету!»  - рыдали  мы  все  навзрыд.  Я  понимала,  что  он  и  писатель,  режиссер, артист  увлекается  творчеством,    и  вдруг  работа   кончилась.  Бежать  некуда.  Остановится, не может.  Человек  еще  долго  бежит.     Сердце  вырывается  из   груди.  … Вот  тут  и  конец!  Эх,  Вася,  сгорел  на  работе.
  2  октября  1974 году,  скоропостижно  скончался   во  время  съёмок  фильма  «Они  сражались   за  Родину»  Василий   Шукшин.
      Это один тип  любящей  его  женщины.   Спросите,  а  другой  какой?  Уговорили.   Читайте,  многие  женщины  узнают  себя.
     Осенью  и  зимой  1963 -  1964  годов  началась  «причудливая  дружба»  (так   знакомые  их  дружбу  назвали)  Василия  Шукшина  и  Беллы   Ахмадулиной.  Поэтесса!  Вот  как она,  описала  его  портрет.     Беллу  поразило  «устройство  его  глаз»,  -  «сумрачно – светлый».  Вдвинутые вглубь  лица  и  ума.    Возглавляющий,  облик  человека.  …  Такой  взгляд: задевающий,  как  оклик, как  прикосновение, -     берет  очевидный   исток  в  мощной,  испод лобной  думе,  осязающей  предмет,  его  тайную  суть».   Умно!   Она  водила  его  по    лучшим  домам  Москвы,  он  не  очень - то  это  ценил.  Василий  уверял,     что ей  надо  поехать  в деревню,  что  она  непременно   полюбит людей,  которые  там  живут.               
      Мне   кажется,  эта  ее  любовь,  не  побоюсь  сказать.  Она  была  вне  ее  воли,  но?   В  ее  кругу  говорили: «Белла,  как   можете Вы,  такая  изящная,  такая  интеллигентная,  общаться  с  этим  сибирским  сапогом,    этой  грязью».    Друзья  победили.  В  своих  воспоминаниях  Белла  писала: «Дальнейшее  - обозначаю  я  безмолвием   моим.  Пусть   только  я  знаю».  Ну,  поэтесса  и  все  тут!
     Мне  к  этому  добавить  нечего.  Мы  живем в  этой  будущей  России.  Сейчас  шишкинские  «чудики»  пропали  из  жизни.  Герои  Шишкинских  рассказов:  «Жена  называла  его – « чудик».  Им  так  же,  как  их  создателю,  не нашлось  места  с 1990  годов. Они  бы  сейчас  не выжили.   Одно  тревожит, читаете  ли  вы  его  книги? Или  для нынешней  молодежи  кажутся  устаревшими  его  герои?  У  меня  ответа  нет. Я  читаю. 


Рецензии
Добрый день, Алексей! С большим интересом прочитала про Василия Шукшина. Он мне очень нравился как талантливый артист, писатель, режиссер и как человек. Большой души был человек.
С уважением,


Людмила Каштанова   06.02.2023 07:00     Заявить о нарушении
Николай Рубцов - мой земляк.

Нина Ганьш   06.03.2023 12:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.