Югорские газовики Ч4 Перестройка

К середине 80-х годов Советский Союз оказался в состоянии близком к экономическому кризису. Темпы роста в промышленности снизились по сравнению с 70-ми годами с 8,4% до 3,5%. Чтобы исправить эту ситуацию требовались новые реформы. Но, начавшаяся в 1986 году перестройка еще не имела четких, проверенных на практике решений. А двигаться с завязанными глазами было трудно. Призывы к самостоятельности дочерних предприятий, к их самоокупаемости, самоуправлению и самофинансированию, дало первую трещину в развале экономики страны.
И только благодаря тому, что в газовой промышленности вовремя разобралась в этих ошибках, она устояла. Но чего это стоило.

«В то время продолжалось строительство газопроводов и КС из Ямбургского месторождения, - вспоминает Григорий Николаевич Поляков. - Строительный трест, созданный в 1976 году в «Тюментрансгазе», нужно было расширять, чтобы его управления полноценно работали и в северных регионах, строя жилье, школы, детские сады, дома культуры.

Да и проблем производственных хватало. Первая касалась сложного состояния газопроводов на участке между городом Краснотурьинском и рекой Каквой. Как выяснилось, причиной их разрывов стало стресс-коррозионное разрушение металла под напряжением.

«Газпром» принял решение заменить эти участки газопроводов трубой импортного производства, что за короткий период нам и удалось сделать. Здесь нужно сказать большое спасибо всем линейщикам – аварийным поездам, лэсовцам, подрядным организациям, активно занимавшимися этими вопросами.

Второй проблемой стало Пелымское ЛПУМГ. На ее компрессорных станциях росло количество аварийных остановов. Проблем их возникновения было много, и все они зависели от работы коллектива, который постоянно менялся. Высококвалифицированные рабочие там не задерживались, всем хотелось получать высокую заработную плату, как на Севере. Второе, для работников нужно строить жилье, поднимать социальный уровень жизни в поселке. А начать эту работу нужно было с кадров.

Начальником Пелымского ЛПУМГ я назначил Валентина Степановича Прохорова, начальника Приозерного ЛПУМГ.  Дал ему «зеленый свет» по решению вопросов, которые требовалось решить в производственном и в социальном направление. И как оказалось, в выборе его руководителем ЛПУМГ не ошибся. Через полгода мы о пелымских проблемах забыли, компрессорные станции стали работать без сбоев. Мы тут же начали строить в Пелыме жилые дома. Палочкой-выручалочкой в этом стал свой завод строительных материалов, расположенный в поселке Комсомольском.

Самая страшная проблема произошла в начале 90-х годов, когда наша страна перешла на капиталистический путь развития и Советский Союз развалился, вместе со своей экономикой. Многие заводы стали закрываться, цены на продукты питания, на промышленные товары росли как на дрожжах, а вместе с этим и безработица.
Шахтеры, металлурги поднялись на забастовки. Забурлило это и в Надымском регионе. А проблем, толкающих людей к этому предостаточно. Одна из них была в том, что люди жили в деревянных домах с формальдегидом. Там нужно было срочно строить новое жилье, капитальное. Этим я и занялся, в девяностом году сдал там первый сто квартирный дом в поселке Пангоды. Занялся созданием новых строительных организаций во всех регионах нашего Общества. Самой северной стала строительно-монтажное управление в Пуровском ЛПУ, на западе – Игримское СМУ-4, которое свои филиалы имело в Уральском и Сосьвинском ЛПУМГ. И так далее.

Очень плотно мы занимались составлением общего коллективного договора. Из-за неуплаты потребителями за полученный газ возникли проблемы по своевременной выдаче нашему трудовому коллективу зарплаты. Люди хотели, чтобы все накопления, имеющиеся на счетах предприятия, мы разделили и всем поровну раздали деньгами. Я объяснял им, что это невыход из создавшегося положения. На эти деньги нужно построить профилакторий, спортивные и культурные сооружения, заключать договоры с медицинскими учреждениями. Самим, в отдельности людям, эти вопросы не решить, а их детям нужно учиться.

Короче, спасибо тем, кто меня поддержал, в том числе и профсоюзу, который в то время возглавлял Александр Яковлевич Пустовалов. Мы обо всем договорились и начали в газете «Транспорт газа» публиковать предложения в коллективный договор. Это позволило всем на местах их обсуждать, вносить свои поправки. И, в конце концов, в 1990-1993 годах, нам совместными усилиями удалось выработать устраивающий всех работников «Тюментрансгаза» единый коллективный договор.   

Я понимал, с каким множеством социальных проблем мы столкнулись, которые нужно было срочно решать и, не капельным путем, а постоянно, создав цельную программу. В результате этого мы заключали договоры с медицинскими учреждениями на лечение наших работников, с учебными учреждениями, с санаторно-курортными комплексами, с авиацией для организации чартерных рейсов для вывоза из Севера людей в отпуск. Начали строить капитальное жилье, культурно-спортивные комплексы, детские сады и школы.  И благодаря этому все стало на свои места, «Газпром» и его единая система газопроводов продолжала работать без срывов».

Не менее важную роль в том периоде (1992 г.) сыграло и возвращение «Тюментрансгазом» в свое ведомство производственно-технических предприятий, переданных в середине 80-х годов в "Союзгазэнергоремонт". Причиной этому стал распад СССР, произошедший 26 декабря 1991 года, дестабилизировавший дальнейшее развитие этого промышленного комплекса.

«И только после этого в производственном плане на компрессорных станциях все стало возвращаться на свои места, - рассказывал В.В. Жевлаков, с 1992 по 2008 гг. руководивший ПТУ «Тюментрансгазремонт». – До этого мы никогда не соблюдали графиков по капремонту газоперекачивающих агрегатов (ГПА), а тут перед нами была поставлена задача работать без срывов плановых заданий. И мы научились, разделив на регламентное обслуживание агрегатов, на их средний и капитальный ремонты. Чуть позже вышли на новый уровень ремонта ГПА по их техническому состоянию, за счет вибродиагностики.

Кроме этого был создан электротехнический цех, выполняющий электроналадочные работы по всем обслуживаемым ЛПУМГ: распредустройства, распредпункты, распредшкафы, сети низкого напряжения до 1000 вольт и все системы питания электроустановок цехов и других вспомогательных объектов».

«Распад Советского Союза, переход Российской Федерации на экономические рельсы капиталистического развития отразилось на закрытии многих предприятий не выдерживавших конкуренции, не получавших сырья, и так далее, - вспоминает бывший заместитель генерального директора «Тюментрансгаза» по капитальному строительству Николай Павлович Рублев. – За счет этого в значительном порядке сократились поставки важных для эксплуатационников товаров: запчастей, ГСМ, строительных материалов, оборудования.

Это и сыграло первостепенную роль на том, что не все компрессорные станции были построены на новом коридоре магистральных газопроводов «Ямбург - Поволжье» и «СРТО - Урал» в Ягельном, Приозерном, Бобровском, Октябрьском и Таежном ЛПУМГ; на МГ «СРТО – Торжок» в Перегребненском, Сосьвинском и Уральском ЛПУМГ. Нужно было строить станции охлаждения газа в Ямбургском ЛПУМГ. Не хватало не только производственных объектов, а и жилья, домов культуры, спорткомплексов, подошло время, чтобы заниматься капитальными ремонтами зданий и сооружений, построенных
в «Газпром трансгаз Югорске» ранее.

Генеральным директором Григорием Николаевичем Поляковым было принято решение создать управление капитального строительства (УКС), которое объединит в себе все функции дирекций строящихся газопроводов, а дирекции преобразовать в филиалы УКСа. Это было правильное решение, так как объемы строительства у нас значительно сократились. 

В этом периоде в стране начали закрываться многие проектные институты, и было решено за счет их кадров пополнить штатное расписание УКСа. Мы прекрасно понимали, что создание УКСа с такими широкими полномочиями даст не только экономию, но и возможность в оперативном порядке создавать необходимую документацию для строящегося и ремонтируемого объекта. И в итоге, мы добились этой экономики за счет уменьшения стоимости подготовки проектов, сметной документации и т.д. И более того, со временем УКС стал обладать правами проектного института».

«В том периоде у нас в газотранспортных объединениях были свои счета, в том числе и валютный, которые формировались от продажи газа российскому и зарубежному потребителю газа, - вспоминает Григорий Николаевич Поляков. - На нашем валютном счете было около 47 млн. долларов. И на очередном Совете трудового коллектива возникла идея построить курортный комплекс на Черном море.
Мы купили у треста «Комсомольсктрубопроводстрой» на Черном море пансионат «Сибирский огонек». В первый год привезли туда наших детей. А в следующем году на собрании трудового коллектива приняли решение перестроить его. Наняли турецкую строительную фирму, которая за свой счет предложила нам снести два недостроенных объекта в «Сибирском огоньке» и на их месте построить новое здание, центральный корпус «Надежды». И мы согласились, они через18 месяцев ввели центральный корпус.

Мой заместитель по социальным вопросам Сергей Павлович Холманский стал инициатором по подготовке проекта и строительства профилактория в Югорске.
И управляющий трестом Иван Васильевич Кочик, прикладывал все усилия, чтобы его быстро и качественно построить. Как и учебный центр в п. Игриме, как и Дворец спорта «Юбилейный» в г. Югорске. Создали газету и телевидение «Норд», с помощью которых мы объединили весь наш коллектив и сплотили его под одним знаменем «Газпрома».

Следующее, чему мы уделили большое внимание, это организации спортивных и культурных мероприятий. Начали проведение спартакиад среди коллективов, аппаратов управлений и детей работников Общества. Провели фестиваль «Северное сияние», на котором выступили творческие коллективы и исполнители всех филиалов Общества. Также мы создали мини-футбольный клуб, который сначала состоял из лучших футболистов предприятия, а потом уже начали нанимать в него спортсменов-профессионалов, давая возможность МФК отстаивать нашу спортивную честь в России.

Григорий Николаевич Поляков был жестким руководителем. В его характере управления предприятием, больше проявлялись такие линии, как строгость, требовательность, упрямство, риск, и стремление всегда быть первым - победителем. К счастью, он не был самовлюбленным человеком, считал себя частью коллектива, что хорошо сочеталось с его умением быть аналитиком и психологом, поддерживать в трудную минуту людей и стремление создавать для них все необходимые условия для работы и жизни. …И, конечно же, стараться принимать взвешенные решения и, если что, весь удар брать на себя, защищая коллектив.

В 1996 году Григорий Николаевич был переведен в «Газпром» на повышение. Его сменил Павел Николаевич Завальный, как специалист и руководитель выросший в этом предприятии. С 1984 по 1995 год - сменный инженер газокомпрессорной станции, начальник компрессорной станции Приозерного ЛПУМГ, заместитель начальника Ныдинского ЛПУМГ, начальник производственного отдела по эксплуатации компрессорных станций ПО "Тюментрансгаз". С 1995 по 1996 гг. работал заместителем генерального директора ДП "Тюментрансгаз" ОАО "Газпром". С 1996 г. - генеральный директор ООО "Тюментрансгаз" (ООО «Газпром трансгаз Югорск») ПАО "Газпром".


Рецензии
Живём. Газ есть, хорошо! А что за этим стоит нас не сильно интересует. Благодаря Вам, Вашему труду, Вашему творчеству узнаём много важного и интересного. Спасибо большое, уважаемый Иван!!!

Игорь Тычинин   17.09.2022 17:30     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.