Шаман-1

                «…И нет нам твёрже почвы под ногами,
                чем палубы подводных кораблей».
                (И. Фисанович, строка из песни –
                неофициального гимна моряков-подводников)


                1. Торжественный выпуск

     Эх, лихие девяностые! Кто их прожил в России, вспоминает то время по-разному. Грустного и даже трагичного много было… Слава Богу, пережили!

     Страна Советов развалилась для всех неожиданно, словно старый ковчег, но созидалось новое государство, с курсом на капитализм и новым «кормчим» Ельциным. Советоваться, правда, не переставали… С кем? С победителями, как они себя объявили, а мы поверили и признали, в холодной войне с социализмом – США. Гегемония Соединенных Штатов в те годы стремительно распространялась не только в России, но и по всей Европе, да и во всем мире.

     О чём думал в те годы Борис Николаевич? Одному Богу известно… Вся тройка «подписантов» беловежского преступного соглашения канула в мир иной… Последним «почил в бозе», не покаявшийся ни перед народом, ни перед Богом первый и последний президент СССР Михаил Горбачёв. В самом конце 1991 года он признал за собой поражение от Ельцина и по-тихому, но официально, ушёл в отставку. Обиделся, не то слово! А на следующий день также тихо, с соблюдением всех законных формальностей, «умер де-юре» и Советский Союз…

    Но Россия осталась жива! Тяжко ей пришлось в 90-е годы и простым людям-россиянам особенно. А военным каково жилось? Страны, которой давали присягу, не стало, а другой у нас не было. И родину надо было защищать!

    Выпускник Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского Комсомола Шаманин Илья Сергеевич, по прозвищу Шаман, стоял в парадном строю и радовался. Пять лет учёбы были позади, которую он начинал в Ленинграде, а в своём выпускном 1993 году город на Неве уже почти пару лет, как носил имя апостола Петра – святого небесного покровителя его тёзки – великого русского царя, основавшего новую столицу государства российского.

     Случилось это переименование в июне позапрошлого года, одновременно с первыми выборами президента России. Тогда городские власти организовали выборы и своего первого (на западный манер) мэра, а также референдум о возвращении городу первоначального имени. Градоначальником стал тот, кто больше этого хотел и кого поддерживала Москва – Собчак, а  Ленинград 6 сентября 1991 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР был переименован в Санкт-Петербург. Горожане-ленинградцы во всех центральных и местных СМИ стали называться трудновыговариваемым для того времени словом петербуржцы. Затем всё как-то притёрлось!

     Привыкли и военные оплачивать свой проезд в общественном транспорте. До Собчака военнослужащие ездили по «городу Ленина» бесплатно. Потом люди в погонах «притерпелись» по три месяца не получать заработанную плату – денежное довольствие, «привыкли», переодеваясь в «гражданку», подрабатывать по ночам извозчиками на своих стареньких авто, охранниками-вышибалами в клубах и ресторанах, а то и просто грузчиками – в продуктовых магазинах или на плодоовощных базах… И себя, и семьи свои надо было как-то содержать. В новом обществе «развивающегося капитализма» деньги решали всё! Возможностей их заработать стало много и народ начал как-то приспосабливаться... Так живо начинались «лихие 90-е» и также стремительно лепилась новейшая история России.

     Не было уже ни КПСС, ни ВЛКСМ, но вчерашний комсомолец минно-торпедного факультета Шаманин гордился, что его училище продолжало носить имя Ленинского Комсомола. Такой парадокс: много чего стало нового, но пока ещё не было!

     Вот и в военных училищах выдавали атрибуты со складов-запасников плановой советской экономики: вместе с лейтенантскими погонами выпускнику вручали морской кортик и картонку-корочку диплома о высшем образовании с серпасно-молоткастым гербом СССР, а также старого образца «синий поплавок» – значок в виде ромба об окончании училища. На нагрудном знаке и рукоятке кортика также красовались главный символ государства, канувшего в Лету. Всё было старого образца, новым в офицерской карьере была лишь перспектива службы в Военно-Морском Флоте под Андреевским флагом новой России. Учился Шаманин хорошо и очень хотел попасть по распределению на север. Кадровики не подвели и подводные силы Северного флота уже ждали своего молодого лейтенанта выпускника.

     Торжественное мероприятие в учебном заведении проходило строго по военному регламенту: с выносом знамени, встречей адмиралов – сначала начальника училища, затем командира Ленинградской военно-морской базы. Прибыл кто-то из представителей городской мэрии, были и седовласые адмиралы из числа приглашенных ветеранов-подводников. Лица вчерашних курсантов-пятикурсников сияли счастьем и гордостью: они стали офицерами!  В этот праздничный день даже солнце над Питером, обычно скупое на то, чтобы просто показаться на хмуром небе, словно по приказу флотского командования, светило ярко и по-летнему тепло.

     Солнечный зайчик-баловник, отраженный от начищенного до блеска герба несуществующего Союза ССР, закреплённого на «видавшей виды» старой деревянной трибуне с начальством, произносящим поздравительные речи, шалил вовсю и светил лейтенанту Шаманину прямо в глаза. Илья жмурился, а когда приоткрывал один глаз ему хотелось чихнуть так, что сил не было: скорей бы уж прозвучала команда «К торжественному маршу!» и их строй развернут по ходу движения в сторону.  Громыхнуть на весь плац своим «Ап-чхи!!!»  было не позволительно, поэтому Шаман с закрытыми глазами внимал все напутственные слова стойко и держался достойно.
 
     В многочисленной толпе гостей: счастливых родителей, их родственников, друзей-питерцев одноклассников по школе, молодых жён уже с карапузами на руках (были и такие) и просто «боевых подруг с дискотек», расположившихся сбоку от трибуны, стояла и его Елена, или Ленка, как её сам называл Шаманин. Первый раз встретились ребята ещё весной третьего курса в училищном клубе на танцах.

     Лена – модница и красавица-блондинка с голубыми глазами, училась в знаменитой «тряпочке», как тогда называли Ленинградский институт текстильной и лёгкой промышленности, ставший потом университетом технологии и дизайна, что на Большой Морской в Ленинграде, сейчас уже Санкт-Петербурге.

     Илья ловко «шаманил» – играл тогда на барабанах в вокально-инструментальном ансамбле училища. И хотя «музыкалку» в детстве одолел по классу балалайки, к ударным инструментам Шаман тяготел сильно. Может фамилия сказывалась?  В школе тоже «стучал по барабанам» в ВИА (фильм «Розыгрыш» Владимира Меньшова ещё долго будет классикой для людей того поколения), свои музыкальные способности курсант третьего курса Шаманин не растерял и в военном училище. А когда в перерыве танцев включили магнитофон с западной попсой Лена набралась смелости и сама пригласила виртуозного барабанщика на быстрый танец. Так и познакомились…

     Но вместе с Советским Союзом почти сразу распался и «музыкальный союз» их вокально-инструментального ансамбля. Жалко, конечно. Что-то не пошло… Вернее, совсем не пошло у замполита училища подводников с проведением культурного досуга курсантов по их месту «прописки» – учёбы и проживания. Способные музыканты из ВИА (двое пятикурсников: басист и ритм-гитарист) выпустились годом ранее, солиста-клавишника отчислили за систематические самоволки и залёт с выпивкой, остался один Шаман со своими барабанами… Но «один в поле не воин» даже, если это поле картофельное. Так, к сожалению для Ильи, бесславно распался их музыкальный коллектив.

     Теперь к курсантам по вечерам на дискотеку, которую в училище острословы называли «Крокодильник», приходили девчата, желающие просто «замутить и выйти замуж» за будущего офицера. У некоторых это получалось, хотя престиж военнослужащих в новой России стремительно падал. Местных симпатичных девчонок в клубе стало меньше, а контингент приезжих «girls» частенько соответствовал названию дискотеки. Но, «Крокодильник», который вёл пожилой, лысый, прокуренный и пропитый «до, что дальше некуда» диджей в парике «а-ля черная немецкая каска», исправно функционировал по выходным дням…

     Красавцем Илья себя не считал, да и не был, но имелось в его внешности, что-то весёлое и артистически-узнаваемое. Невысокий, упитанный, лицо круглое, эдакий щекастенький шатен со светло-карими глазами, крупным носом-картошкой, пухлыми губами и начинающими залысинами на большой голове, всем своим видом воплощающий полнейшее добродушие. Особенно когда улыбался. Ну точно, полная копия актёра Евгения Леонова в молодости! А ещё мягкий, теплый голос с хрипотцой… Ленка его так и называла: «Мой Винни Пух!». Замуж хотела, конечно…

     А он молчал и не заводил разговор на эту тему. Нет, не боялся, скорее стеснялся признаться в своих чувствах. Симпатичная, статная Елена нравилась ему. Когда Шаманин был в фуражке – казался вровень с подругой, а когда снимал головной убор – на пару-тройку сантиметров оказывался ниже. Немножко комплексовал по этому поводу, в лукавой надежде, что всему виной высокие каблуки Ленкиных туфель. Училась ведь избранница в «тряпочке» на дизайнера женской одежды. Одним словом – модница!

     Как она его обняла после прохождения торжественным маршем и роспуском строя выпускников! Как расцеловала! Девушка искренне радовалась за Илью, за новоиспеченного морского лейтенанта, да просто за своего Винни Пуха. Верила, что всё у них получится. И пусть Шаманин через месяц уедет к своему новому месту службы на север, она будет его ждать.

      
   Продолжение в главе 2 «Признание в любви»  - http://proza.ru/2022/09/19/1270

         сентябрь, 2022 г.                Санкт-Петербург

                © Н. Кирюшов, 2022


Рецензии
Доброе утро, Николай!
Да, интересное начало повести, которое заинтриговало, желая узнать дальнейшую судьбу Шамана.
Ну а то, что касается 90-х, то предатели были и в верхах. Наворовали денег и не знали, что с ними делать. Вот и придумали построить а нашей стране капитализм, а от всего советского откреститься. Ну это отдельная история.
Сейчас главное - судьба Шамана, у которого жизнь только начинается.
Читаю дальше.
Удачного дня и творческого вдохновения!
С уважением и теплом, Валентина

Валентина Валентова   27.04.2024 15:02     Заявить о нарушении
Доброе субботнее утро, Валентина! Вся страна сегодня работает! Вот и я, конечно, уже мчусь на службу. Вы выбрали преинтереснейшую повесть о лейтенанте-подводнике Шаманине. Всё, что будет далее, как и это начало - правдиво. Историю эту мне рассказал мой товарищ, тоже подводник. Будет интересно, познавательно и даже весело. Вы знаете, как я это умею. Приятного чтения! С уважением и теплом к Вам,

Николай Кирюшов   27.04.2024 07:17   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.