8. 11. 0. Колония меннонитов Молочная

 В результате иммиграции 342 семей меннонитов из Западной Пруссии в конце 1803-05 гг. По реке Молочная, недалеко от Азовского моря, к Первой мировой войне образовалась крупнейшая и наиболее экономически значимая колония меннонитов в России.

 Что касается мотивации к эмиграции из Пруссии, то меннониты из Молочной поначалу мало отличались от своих единоверцев, эмигрировавших в Хортицу, расположенную примерно в 165 км, 15 лет тому назад. Подобно им, меннониты, мигрировавшие из района Данцига и Мариенвердера стремились избежать постоянных ограничений со стороны прусских властей в отношении христианско-пацифисской общины.

 В то же время, благодаря „привилегиям“, возобновленным 6 сентября 1800 г. для общины меннонитов в правительстве „Новой России“, дикретом царя Павла I, надеялись на обеспечение реальных условий в качестве общины „беззащитных и безоружных“ христиан; таким образом, последняя, в частности, должна была быть освобождена от военной службы и, в отличие от Пруссии, не имела никаких особых прав по законодательству в области торговли и сельского хозяйства.

 Особая экономическая мощь колонии Молочная:

 Несмотря на эти общие черты между поселенцами в „Хортице" и "Молочной", между обеими группами поселенцев, тем не менее, существовали серьезные социально-экономические различия: семьи меннонитов из Пруссии, иммигрировавшие в начале 19 века, были несравненно богаче своих братьев по вере в Хортице и следовательно, имели совершенно разные начальные условия для колонизации на Азовском море.

 Экономические условия на Молочной развивались более динамично, чем в поселении Хортица, однако это также было связано с домашним скотом, ввозимым поселениями, таким как прусские мериносовые овцы, высококачественные племенные лошади и крупный рогатый скот; меннониты также использовали улучшенные методы ведения сельского хозяйства на Молочной.

 Кроме того, Иоганн Корни (1789-1848) считавшийся на Молочной новаторским и влиятельным крупным фермером, который при поддержке российских колонизационных властей провел масштабные экономические и социальные реформы в районе южнорусской колонии меннонитов.

 Вскоре социально-образовательные учреждения колонии Молочная стали считаться особенно передовыми. В частности, главный город Хальбштадт, резиденция старшины и волостного правления , уже в царские времена превратился в важный центр промышленного производства, образования и управления. Здесь в 1835 году была открыта школа с широким распространением языка, так называемая „Центральная школа Хальбштадта“, что стало важным расширением существовавшей до сих пор меннонитской деревенской школы.


Рецензии