Плюсы и минусы Jihad-State Имамата Шамиля

Плюсы и минусы Jihad-State/Имамата Шамиля

"Мусульманин не может быть ничьим рабом,а тем более рабом неверных"
   Магомед Ярагский

Если задаться целью передать максимально кратко в чём заключается наследие Имама Шамиля для народов Сев. Кавказа, то этот будет: ДАВЛАТ (государство), МИЛЛАТ (община-нация) и ГhАЗАВАТ. На его личной печати указано: "Имам Чечни и Дагhестана Шейх Шамуил-эфенди". Имам Шамиль не принадлежал к числу политиков, которые что-то декларируют и отходят в сторону, - четверть века он претворял сказанное в жизнь. И не смотря на вынужденное сложение с себя полномочий выборного верховного правителя, никогда он с этого пути не сходил и ничего иного северокавказцам не завещал. Если кто-то думал, что наследие Имама Шамиля можно как-то обойти, пересмотреть, перепрыгнуть, дать иную трактовку, то он ошибался.
 
 
Горско-Кавказское теократическое государство представляло собой военный лагерь, где жители Чечни и Дагестана  отстаивали право мусульманского "миллата" (общины-нации) на независимое существование. Реально, в постоянных военных вылазках и обороне сёл участвовала лишь часть аварского, часть чеченского народов и адыги. Последними лично сам Шамиль не руководил, видя в лице адыгов не состоявшуюся мусульманскую общину-нацию, а рыхлый конгломерат, пожелавших примкнуть к Горско-Кавказскому лагерю, ввиду крайне стеснённых условий невозможности противостояния колонизации и изъятию их земель. Исламский фактор среди разрозненных адыгских племён заметной роли не играл. Весь остальной мусульманско-суннитский потенциал Кавказа скорее сочувствовал моджахедам, чем принимал участие. Добровольцы из этой среды были, но не на постоянной основе и довольно малочисленны. Чеченско-аварский же контингент, то приумножался, то сокращался, но основной костяк постоянно присутствовал. В конструкции- Jihad-State Forces - должность самого Шамиля являлась выборной, его первостепенной обязанностью было упорядочение жизни в горско-кавказской теократии в соответствии с нормам шариата. Абсолютно ясно, что если Россия длительно не наращивала бы своё присутствие в непосредственной близи от Чечни и Дагестана, то она бы так и не смогла одолеть горско-мусульманское сопротивление. Любая другая страна, попытавшаяся утвердить своё господство на Северо-Восточном Кавказа, также потерпело бы поражение. Горские традиции и исламские нормы-законодательно закреплённые и обязательные для исполнения- позволяли местному населению самоорганизовываться в хаосе и казалось-бы безнадёжных ситуациях. В этом есть немало общего с Афганистаном. Много общих черт прослеживается и с англо-бурской войной. На наш взгляд, на первом плане причин длительного успеха буров, Горско-Кавказского сопротивления царизму, а также афганских моджахедов явл. ВЫСОКАЯ МОТИВАЦИЯ,УМЕНИЕ САМООРГАНИЗОВЫВАТЬСЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВОЕННЫЕ НАВЫКИ.

Собственного чекана монет у горцев не было,но они и сами вроде-бы к этому не стремились. Зато имелись собственные награды и символика. Язык официальной канцелярии - арабский. На бытовом уровне- чеченский, аварский, кумыкский. Ремонтировать и изготовлять стрелковое оружие, как это имело место в военных лагерях афганских моджахедов в Пакистане они не умели, да и комплектующих для этого не имелось. Пушки имелись- трофейные, но не всегда в хорошем состоянии. Имамату была необходима как артиллерия,так и стрелковое оружие. Всё это было, но не в том количестве, что требовалось. Современные западные  ружья,которые, например, в своё время  отправили Шамилю бесплатно в качестве подарка от короля Франции- внука Бонапарта, были перехвачены и присвоены османами. Также Высокой Портой-по указке из Посольства Царской России целенаправлено арестовывались наиболее активные турецкие участники сбора средств и добровольцев для Имамата Шамиля на Кавказе. Таким образом, Султанская Турция всячески саботирала свои прямые обязанности защищать и помогать правоверным мусульманам (суннитам). И это не смотря на то,что Имам Шамиль был признан Высокой Портой - фельдмаршаллом, а в период Крымской войны- западными союзниками Высокой Порты - генералиссимусом. Ни один лидер кавказских стран никогда не удостаивался подобной чести. Тем не менее, Османская империя, по отношению к мусульманам Чечни и Дагестана чаще в своей истории выступала в роли не халифата, а чем-то вроде "Гагаузии".


Что же касается дагестанского контингента так или иначе связанного с ханствами,то в подавляющем большинстве случаев,он со временем оказывался предательским по отношению к Имамату Шамиля, один из них, напр., известный по одноименному названию романа Л.Н. Толстова- перебежчик Хаджи-Мурат- несостоявшийся Ахмадшах Масуд. В своё время для Имамата им было сделано много, это был один из опытных,способных и храбрых сподвижников Шамиля, но вскрылся факт его тайной переписки с царскими офицерами. В 1830 в селе Ругуджа  сторонниками Шамиля был поголовно уничтожен род, считавший себя отпрысками феодалов (a family of Sultans).Нам кажется, что глубинная чистка горного Дагестана от предательских и коллаборационистских элементов,связанных с феодалами и царизмом, проведена была  сторонниками Шамиля всё же не на требуемой ситуацией уровне. Размах этих акций социальной защиты и национальной безопасности не следовало приостанавливать.            

В этой статье мы попытаемся дать своё собственное-нетривиальное видение фигуры шейха Шамиля Гимринского на фоне созданного им теократического государства. Мы умышленно избегаем тех набивших оскомину штампов и общих мест, которыми грешат подавляющее большинство исследователей. О Шамиле Гимринском написано достаточно много и читатели могут сами прочитать о тех или иных значимых эпизодах из его жизни.

Начнём с  краткого определения, на наш взгляд, чем являлся Имамат Шамиля. Шамиль создал ГОСУДАРСТВО-АРМИЮ, ввёл законы-"низамы", основанные на нормах шариата. И всё это реально работало. Этнические различия Имам Шамиль признавал, но тем не менее, его модель государства - моноэтническая, где религиозная община и есть единственная нация, Не составляет труда заметить, что наибольших успехов Шамиль добился там, где и раньше в христианско-языческую эпоху идея религиозной общины-нации уже оказывалась успешной и давала свои реальные плоды. Это-"Земля Трона-Каганат Гор", т.е. ARD AS-SARIR. Так как Шамилю приходилось действовать в условиях безусловного преобладания всего двух этнических групп Кавказа, то задача объединения усилий в общем не являлась из категории "миссия невыполнима". Ему предстояло создать всего лишь что-то вроде горской Чехо-Словакии, с чем он успешно справился. Эта новая "Земля Трона-Каганат Гор" оказалась, благодаря Шамилю и его единомышленникам в состоянии нанести поражения за поражениями любому противнику на Кавказе, но объединять всех оставшихся мусульман-суннитов огнём и мечом горская Чехо-Словакия не желала. Имамат Шамиля не мог с одной стороны призывать к свободе и независимости мусульман Кавказа, а с другой стороны топить близкородственное население за пределами "Даруль ислама" в крови и застилать небо над их головами дымом пожарищ во-имя их же блага. Здесь мы видим со стороны Шамиля максимальную сдержанность, стремление избегать конфликтов, которые могли быть расценены как межэтнические, как самодурство и произвол под знаменем ислама и лозунгами о джихаде.    

1.Чего не было в Шамиле?

В нём одназначно отсутствовало "индейство", которым, к сожалению, грешили очень многие лидеры горской оппозиции до него и после. Это был кавказский человек высокой мусульманской культуры, супервежливый в общении, уравновешанный, хладнокровный. Можно только удивляться тому как в нём удавалось сочетать в себе столько разнообразного и при этом ему абсолютно всегда удавалось держать себя на высоте в любом обществе, чем он сильно нравился как противникам, так и единомышленникам. Его образование, культура, жизненная позиция и пр. - во всём этом чувствуется Хорасан и накшбандийский тарикат. Военный лидер мусульман-суннитов, умевший хорошо просчитывать ситуацию. Будучи потомственным узденем, был прекрасно знаком с умонастроениями и возможности мусульман Северо-Восточного Кавказа. То, что о нём было написано в плену, естественно, далеко не всегда соответствует действительности, так как "Записки Руновского" предназначались непосредственно царю и их автор явно принимал усилия для показа Шамиля в выгодном для царизма свете.

2. С чего начинал Шамиль?
С образования. В тот период ему суждено было разглядеть позитивную роль накшбандийского тариката.Свой выбор в пользу этого направления в исламе он сделал тогда, когда это считалось "экстремизмом" и осуждалось как "магометанский фанатизм" в царской России. В накшбандийском тарикате Шамиль разглядел аристократический стиль, кроме того он подходил для воспитания воинов. Он изначально понимал и полностью принимал, что его государство будет от и до -теократическим,т.е. именем Всевышнего и во имя Б-га. Интересным выглядит его позиция по отношению к кадырийскому тарикату, довольно тогда популярному в соседней Чечне.

Ознакомившись в Чечне с этим тарикатом, он тем не менее его забраковал, причём как всегда в вежливой форме.Он сослался на то, что "такой тарикат (с бегом по кругу и громким зикром) в Дагестане, где много учёных алимов не поймут и расценят, что это вообще несерьёзно". Ему не нравился шум,театральность создаваемые участниками исполнения зикра. Это был не его стиль. Но, выразив своё личное неприятия кадыризма, он однако не имел ничего против если ему кто-то следует в Чечне, типа-"делайте как вы считаете нужным, но мои люди к такому не присоединятся". Обратите внимание на то, что же он при этом выбрал: Бухара-Самарканд-Багдад и далее - суннитский северный Азербайджан (Гаджи-Измаил Кюрдамирский), затем лезгин Магомед Ярагский. Это та идеологическая цепочка, которой он последовал. Она в конечном счёте выходила на его земляков в горном Дагестане. Пройдя весь дальнейший путь с Кораном и клинком со своими учителями, он тем не менее не пожелал делать карьеру суфийского алима со странной на первый взгляд формулировкой. Так, когда его спросили в плену "почему он прошёл всего три ступени, дойдя до "маарифата," когда имел возможность продолжить самосовершенствование дальше," то он ответил, что "понял, мне больше этого не надо". Здесь как мы видим-отказ от дальнейшей духовной практики самосовершенствования. Для него было достаточным войти в "духовно-рыцарский орден", постичь его, оказаться в нём своим, но смысла особо усердствовать там наподобии тибетских монахов, он не видел. На наш взгляд, у него возникли кое-какие сомнения в тарикате, но отрекаться от него, а равно разъяснять причины охладевания к нему он не пожелал. Всё это могло привести к расколу в рядах участников сопротивления.В тарикате (мистическом духовном пути) он не претендовал на первую роль.

3. С чем столкнулся Шамиль в Дагhестане?

Шамиль, естественно, видел, что его собственный уровень, как и уровень его тарикатских единомышленников довольно сильно отличается от сельских дагестанских обывателей. С одной стороны- обычное право/customary law (адаты),к которым тяготели горские конфедераты, а с другой процаристски настроенные феодалы со своей холопской или полухолопской челядью. Конфедератов отличало замкнутость исключительно на своих собственных вопросах и никакого "продавца абрикосов из Гимров" в роли своего лидера, они признавать не желали. Разнокалиберные феодалы Дагестана -тем более. Вторых отличало от первых- желание оказаться под защитой царизма.Первые же отстаивали своё "природное узденьское право" оставаться самостоятельными. Конфедератам ни сторонники тариката, ни процаристские феодалы были не нужны. Их вполне всё устраивало. Так как давление царизма шло в тот период большей частью на Чечню, а не горный Дагестан, то довольно быстро выяснилось, что естественных союзников у него там больше. Кроме того, эта была зона без феодалов.Владея чеченским, имея многочисленные связи в чеченском обществе, он чувствовал себя в этом регионе признаваемым и затребованным.

Первый удар Шамиля был нанесён по своим же, причём наиболее одиозно процаристским феодалам-нуцальство Хунзахское. Это сильно смешанное через династические браки с кайтагскими даргинцами государственное образование пережило своё славное прошлое, являлось анахронизмом. Вместо воинственных нуцалов Хунзом правила ханша Паху-бике- неприятный для сторонников Шамиля источник писем к царю в Петербург с просьбой "остановить смутьянов",кого-то там наказать, что-то там признать и т.п. Короче, это был анклав врага в горном Дагестане, нетерпеливо ждавший в горах появления царских штыков. Удар по Хунзахскому владению был нанесён жестокий и своевременный. Ханские отпрыски были зарублены, ханша обеглавлена, ещё один малолетний её отпрыск брошен живым в пропасть. Когда в плену ему напомнили об этом акте "детоубийства",то Шамиль спокойно ответил, что так решил "диван"-шариатский суд, а не он сам лично, он отдал им этот вопрос на рассмотрение. Его стиль управления - никакого "дикарства", никакого "индейства", всё должно быть как положено, он не вожак бандитской ватаги, и делает всё в соответствии с нормами шариата.

Довольно сложным оказался вопрос с т.н. "вольными обществами". Они традиционно предпочитали всё своё и своих- никаких чужих "умников". Первоначально перетянуть их на свою сторону оказалось нелёгкой задачей.Шамиль шёл следующим путём: упразднить "адаты" (обычное право) и укрепить шариат (верховенство исламского права).Без этих шагов продвигаться дальше было невозможно.В этой связи выдающийся западный исламовед, востоковед Михаэль Кемпэр сделал следующие замечания: "Так называемые "вольные общества Дагестана" в реальности являлись сложной системой конфедераций и союзов конфедераций, для которых полностью соответсвует швейцарско-немецкий термин Eidgennossenschaft-букв. "товарищество по клятве", а не "вольные общества", при нападении врага всякий раз срабатывала отработанная система договоров о взаимной поддержке". По его мнению, тактика Шамиля заключалась в жёстком очищении Дагестана от всех сторонников царизма и замыкании цепочки прежних договорных обязательств ( "иттифакъат") на новом теократическом государстве. Михаэль Кемпэр назвал этот процесс как "от горских конфедераций к Jihad-State". Как эта система в реальности работает мы видели все по Афганистану. Пуштуны веками проживали по-сути в таких же "конфедерациях"- пережитках "военной демократии",которые они называют арабским термином Jamaheer. Её отличают чрезвычайно высокий уровень самоорганизации, демократические принципы решения вопросов, военнизированность, мобильность. Только в отличии от Чечни и Дагестана- горы намного выше, население намного больше и всегда доступный выход в соседний Пакистан- к другим пуштунам. С никакой оппозицией в таких условиях няньчиться никто не будет - расправа последует назамедлительно, но пред этим вежливо напомнят, что они все -мусульмане и пуштуны, а поэтому отступившемуся от общей пуштунской линии поведения надлежит хорошенько подумать, прежде чем за ним придут.

Чечня, Дагестан и Афганистан, всё это, конечно, отличающиеся регионы, но и общего немало. По-крайней мере, они гораздо ближе друг к другу чем к современным арабам, туркам, боснийцам. У всех перечисленных, как правило, представлена городская мусульманская культура, они более эгоистичны, привыкшие к более комфортным условиям и менее склонны поддерживать общие интересы, когда можно отсидеться где-то в тиши со своими собственными проблемами.

Шамилю предстояло идти в том же направлении, что и афганские моджахеды- суровое сопротивление среди камней и скал. Но, Шамиль, начав формировать свои государственные структуры, сразу обратился, как он считал - с полным на то правом- к султану Османской империи. Последний являлся официальным духовным правителем всех мусульман-суннитов. Таким образом, контуры шамильской теократии охватывали Чечню и Дагестан и выходили на Османское государство, потому, что он изначально знал, что Jihad-State в условиях массированного и длительного царистского наступления без военной поддержки со стороны долго не протянет. Такая система работала в Дагестане и до Шамиля. Здесь он ничего нового не изобретал. Кроме того, ни один исследователь до сих пор не подметил, что Имам Шамиль столь упорно пытался заручиться поддержкой Высокой Порты прежде всего для ещё большей мотивации участников сопротивления и самого главного - вливания новых собственно кавказских ресурсов, до сих пор  так и не задействованных. Он считал,что одно только появление в горах мусульманских стягов халифатской армии Высокой Порты взорвёт весь Сев.Кавказ и обеспечит долгосрочный военный успех.

 4. Почему Имамат Шамиля пал?

Из за нехватки ресурсов.Они оказались исчерпаны, а других не было. Горская тактика была рассчитана на незаметное сосредоточение в лесистых горах, но царские войска в Дагhестане их методично вырубили. Причём использовались качественные, специально с этой целью закупленные английские топоры. Столь длительная и жестокая война требовали больших ресурсов,которые Шамиль отчасти мог получить от Османской империи и её союзников. Одно только появление османов было достаточно,чтобы поднять на ноги всех, кто не принимал участия в джихаде. Но тогдашний правитель османов на это не пошёл из за риска нанесения вреда собственным интересам. Дело в том, что внешняя политика Высокой Порты была обращена в первую очередь на Балканы и кроме того правящая там династия  далеко не всегда отвечала интересам мусульман-суннитов.Если посмотреть на этно-религиозную карту Ближнего Востока (1940-е гг.), то можно обратить внимание на то, что лучшие земли в эпоху династиии Османов почти всегда отходили алевитам как в Анатолии, так и в Сирии. Исключения -есть, но общей картины они не меняют.

5. Почему имам Шамиль сдался в плен?

Имам Шамиль представлял собой своего рода выборного "кагана гор". Его избрали для ведения войны во имя безопасности шариатского государства.Он исполнил до конца возложенные на него обязанности. Прыгать наподобие пленного вождь викингов с криком "Один" в яму с голодными волками, как в фильме "Викинги" от него никто не требовал. Запрос на войну был исчерпан. Перспектив уже не было никаких. Весь молодёжный воинственно-религиозный ресурс Чечни и Дагестана оказался исчерпанным. Обнажились проблемы и искусственно организованного голода и убыли населения.Сам Шамиль также был недоволен большинством своих наибов. Должность выборная, его воинский контингент - добровольцы, никто насильно никуда не тянет и никого не заставляет.Всё зависело от их мотивации и численности. Плен,который ему предложили был также "почётным"- личного оружия не забирали, руки не крутили и пр. и никакая тюрьма и каторга ему не "светили". Ни на что другое он бы не согласился. Царизм продемонстрировал по отношению к нему высшую степень уважения, вплоть до того, что во время учёбы его отданного в заложники сына в Петрбурге, роль отца выполнял сам царь. Это означало, что русский царь признаёт Шамиля своей ровней.

6. Был ли какой-то другой выход из положения для Шамиля?

Был. Это уйти во-время со своими единомышленниками в Османскую империю. Создав "государство-армию" он вступил в конечном счёте противоречие с самим собой, так как следовало выводить из под удара в первую очередь,вооружённые силы,а не цепляться за каждое село в горах. Если сопротивление заранее обречено, то следовало выводить войска и пытаться закрепиться как военный лагерь в другом месте. Эти хIарамзада ("дети греха"), как будучи в плену называл порой горцев Имам Шамиль, далеко не везде и не всегда стоили того, чтобы за их свободу и достоинство гибли лучшие его сподвижники. Просто где-то отсидеться в Чечне или Дагестане он не мог. Слишком известная и заметная фигура. Другой выход-стать мученником за веру. Но он, вероятно, всю жизнь оставался не экзальтированным религиозным вождём суицидального типа, а полководцем горской войны, хорошо знавшим как противника, так и своих сторонников. Он похож на шахматиста, осознавшего безвыходность ситуации, признавшего своё поражение и захлопнувшего шахматную доску. Что-то требовать большего от уже далеко не молодого человека, утратившего возможность продолжать войну мы не вправе. С точки зрения шариатских правил ведения войны ничего недостойного он тем самым не совершил. Кто хотел дальше самим продолжать войну Шамиль никак препятствием быть не мог. Согласно шариату, мусульманский правитель, ведущий джихад отвечает за напрасно пролитую кровь безо всякой надежды на успех. Он сделал всё что мог и на что оказался способен. Сам по себе вклад, внесённый Шамилем оказался огромным. И своего рода "вишенкой на торте" к образу Шамиля, оказалась бы его мученническая гибель за веру. Но этого не произошло.    

7. Завещал ли Шамиль не воевать с Россией?

Дело в том, что никаких претензий к России у него не было, кроме желания, чтобы она оставила созданную им теократию в покое. Что-либо завещать он ничего не мог, так как не был феодальным правителем, а лишь выборным должностным лицом. Поэтому он ничего в таком ключе не завещал, да и полномочий соответсвующих на то не имел. "Завещание Шамиля"-это какая-то беллетристика типа "Завещание турецкого аги",что-то в этом роде.

8. Роль Имамата Шамиля

Шамиль являлся абсолютно адекватным человеком, не похожим на лидеров современных джихадистских движений. Своих людей в целом жалел,авантюристических решений не принимал. Имаму Шамилю удалось  создать самое сильное тогда государство на Кавказе,которое без особого напряжения могло бы нанести поражение любой враждебной стране региона. Никогда до него мусульмане-сунниты не чувствовали себя так независимо и  уверенно  на Кавказе. Он продемонстрировал всему миру саму возможность создания столь прочного и жизнеспособного Горско-кавказского государства мусульман-суннитов, которое четверть века под его руководством могло противостоять России. Имамат Шамиля своей отчаянной и героической борьбой сумел привлечь внимание и симпатии не только мусульман, но и западноевропейцев. Учитывая размеры и людские ресурсы Горско-Кавказского Jihad-State,его можно сравнить с борьбой буров Республики Трансвааль и Республики Оранжевой против всесильной тогда Великобритании с единственной разницей,что горцы столкнулись с ещё более сложной задачей чем буры.В обоих случаях- на Сев. Кавказе и Южной Африке сопротивление противнику шло в условиях окружения со всех сторон. В обоих случаях религия-как мощный фактор мотивации  и военные навыки борцов за независимость играли огромную роль. На юге Африке как и на Сев. Кавказе противник наносил удары по экономике, кормовой базе, стремясь задействовать фактор голода и принудить к коллаборационизму и капитуляции.   


Рецензии