Динамический инерционный планер-махолет

           Мои изыскания в области воздухоплавания.

Зима 2017-18 год. Вариант исполнения  прототипа ДИМаплана. Фото №1
В  возрасте 50  лет, в  2013 году, пришла   не стандартная идея,  ЛА для организации  безопасного полета человека  за счет восходящих потоков воздуха и при необходимости за счет  собственной мускульной силы. Вообще любовь к небу у меня  с детства.  После школы хотел  стать летчиком, но не прошел медицинскую  комиссию по состоянию здоровья. Врачи порекомендовали сделать две операции и попробовать поступить в летное училище на следующий год, что я и сделал, но увы комиссия следующего года   путь в большую авиацию  закрыла мне навсегда. Рожденный ползать летать не может.  А тут и повестка, служба в СА,  в начале  в составе зенитного учебного дивизиона на зенитном орудии комплекса С-60 (Красный Кряж учебка), а потом ЗРК С-75 Монголия. После службы поступил в ИМИ  на инженерно-строительный факультет и 1980 году стал инженером-строителем и в дальнейшем изобретателем.

На сконструированном мною «Динамическом инерционном махолете» сила человека на телескопическую углепластиковую балку, каркас крыльев и покрытие   передает  лестница,  названная мною «Лестница в небо». Динамическая энергия от свободного падения пилота, заставляет  полужесткие крылья поднапрячься и захватить порцию воздуха при закрытых клапанах крыльев. Падение пилота из-под крыла и его подъем по лестнице верх для очередного прыжка  вниз -завершает один  взмах полужестких крыльев ДИМаплана. Обувь пилота оборудована шипами для предотвращения соскальзывания со ступенек.
Продвигаю свой махолет ДИМа абы научить людей летать безопасно на дальние расстояния, новым, ранее не известным способом,  в свое удовольствие,  за счет своей мускульной силы (при необходимости), и как правило за счет термиков, и вертикальных восходящих потоков теплого воздуха.
Принцип полета ДИМаплана заключается в краткосрочном наборе высоты, в течении 2-3 минут пилот должен интенсивно полниматься по лестнице вверх, под крыло и совершать прыжок, сидя на привязанном стропами к крыльям  махолета мягком сиденье  и снова подниматься и откидывать лестницу, снова совершать прыжок спиной вперед. Взлет возможен при легком ветре с ровной твердой площадки на углепластиковых пластиковых колесах. Перед началом процедуры набора высоты ДИМаплан необходимо развернуть во фронт ветру, задать  при помощи шнура и блоков поворот крылу в вертикальной плоскости, необходимый   угол и …… ветер  понесет  махолет и пилота вперед  на колесах  -  и далее вверх, по лестнице в небо!!!  Бог, ветер, термики и восходящие потоки воздуха в помощь, сразу после отрыва и подъема  на высоту не менее пяти метров, при необходимости можно совершить первое падение со взмахом  и  за 10 - 20  взмахов в восходящем потоке или термике ДИМаплан может  набрать высоту 2 км, а может быть и больше, все зависит от силы восходящего потока, ветра и термиков.(может и не придется совершать взмахов полужесткими крыльями). Рассмотрим вариант подъема ДИМаплана в отсутствии термиков и восходящих потоков теплого воздуха. Кто- то скажет, что скорость твоего Димы сразу же после предвзлетных маневров из-за отсутствия опоры на термики  уравняется со скоростью слабого ветра. И встречный ветер не окажет помощи  в подъеме  ДИМы. А вот и не так. Почему? В конструкции махолета  на оконечности лестниц  предусмотрены консоли, которые выводят массу пилота под вертикальную линию центра масс. При движении по лестнице вверх масса пилота выходит из вертикали и крылья периодически создают неравномерное препятствие  движению ветра, он как бы ускоряет и замедляет  полет ЛА относительно себя(ветра). Перед очередным взмахом лобовая поверхность крыльев уменьшается, т,е. соответственно и  воздействие ветра на ЛА  уменьшается. И вот тут пилот  подхватывает очередную порцию воздуха,  ускоряет  её и откидывает вниз, под крыло. Дальность  планирования с потерей набранной высоты в 2 км ,   при благоприятных климатических условиях составит  ориентировочно   не  менее   200 км. Горизонтальная скорость  планирования  с опуском  при этом составит не менее 50 км/час,  время затраченное на планирование до следующего подъема по «лестнице в небо» будет ориентировочно равно  4 часам. Для увеличения  подъемной силы и отдачи воздуха в полужестком крыле ДИМа плана выполнены  клапана, которые при движении крыла вниз закрываются, вверх - открываются. После набора высоты пилот совершает управляемый по азимуту и скорости полет в направлении очередного термика,  наблюдая  панораму земли с высоты  птичьего полета с целью визуального выявления мест нагрева воздуха и образования восходящих потоков. Скорость снижения можно регулировать тем же механизмом поворота крыла в вертикальной плоскости. При установке крыла с малым углом к горизонту, скорость снижения увеличим, если повернем переднюю кромку крыла вверх скорость снижения уменьшится.  Термики, как правило возникают над водоемами и черными пятнами, например свежераспаханная земля в солнечную погоду. В этом случае надо лететь от термика к термику и совершать взмахи полу жесткими крыльями только в крайних случаях. Чем выше Вас занесет, тем большее время Вы  будете находиться в свободном полете. Как известно альбатросы совершают полеты до 1000 км, так и ни разу не взмахнув крыльями.

Прототип ДИМалета изготовил  в  далеком 2014 году(Фото №1). Четырежды  собирал и пытался его испытать. Слава богу,  в последний момент, каждый раз отказывался  от этого опасного мероприятия. Все первичные испытания  для отработки режимов полета и конструкции ДИМа плана, обязательно должны быть выполнены на страховках в закрытом от ветра помещениях с участием, в качестве пилота, спортсмена разрядника по пожарно- прикладному виду спорту.   
История попыток взлететь на ДИМе без должных мер безопасности:
1. В лесу, где запланированно строительство  8 мкр.  недалеко от будущей  ул. Таежная срубил несколько сухих деревьев, абы не мешали взлету, построил вышку - верхняя площадка которой выполнена  из найденный тут же поддона из под строительного кирпича. Видимого ветра не было, но все таки, легкие его дуновения, не давали мне подняться на вышку с махолетом. Трижды упал, повредил ногу.(Фото №2)
 
Что не сделало время, сделали люди. Остатки вышки. (Фото №2)
2. Далее, в 2017 году, зимой, где и  выполнено   Фото №1, взлететь не дала группа подкативших  лыжников, пришлось срочно разбирать махолет и ретироваться, так как лыжники, не в далеке устроили пикник. ДИМа не был запатентован.
3.  И еще  один  случай моих потуг в части испытания махолета. Лето, жара, уложил элементы конструкции  ДИМы в Ларгус и в лес. После сборки, на что ушло около 20 мин, начал окончательную натяжку всех шнуров каркаса и с удивлением обнаружил, что элементы конструкции на жаре +30 град ведут себя иначе. Они, как будто обвисли и если в более ранних сборках крылья ДИМы были гибкими и одновременно жесткими и обеспечивали полноценный взмах, то теперь картина была другая. Причина заключалась в том, что усиленная  балка из карбоновых телескопических стержней потеряла жесткость от наружной температуры воздуха. Тут же мысли вслух: - вот почему   Икар упал – крылья на жаре потеряли упругость и перья,  скрепленные воском отклеились . В довершении ко всему надо мной завис   красный вертолет и глас с  небес посоветовал, по добру - по здорову  убраться из леса. Объект не был запатентован и я три ночи не спал, все думал - вот эти воздушные пожарники, наверняка сфотографировали мою техническую мысль для того чтобы применить её на практике. 
4. И четвертая попытка сборки состоялась летом 2022 на даче в  НСО. Туда я отвез ДИМу в надежде испытать его на местном   безлюдном, лесном пруду  с очень высоки яром, нависающим над ним (Фото 3). Распаковали, начали готовить  ДИМу к испытаниям, помогал внук. К моему удивлению все крепежные элементы, которыми склеивали двойные полотнища клапанных полиэтиленовых крыльев, за давностью лет, а не от жары Солнца,  потеряли крепежные свойства, расклеились. Ну прям все как у Икара, только не в воздухе а на земле и не воск , двусторонний скотч . Требовался длительный  ремонт.(Фото №4,5) И тут как назло (а может и нет) с ОК администрации получаю срочное приглашение на собеседование по поводу трудоустройства. Подавал  заявление и необходимые документы в УОС. Поезд, дорога домой. ДИМа пока что отдыхает на чердаке дачи в далеком Новосибе. 
 

Место предполагаемого старта ДИМы.              Потеря крепежных свойств эпоксидки.    (Фото№3)                (Фото №4)

 
Полу жесткое крыло ДИМа, все расклеилось. Нужен ремонт. А лучше все конструкции ДИМы  сделать заново из современных прочных материалов.(Фото №5)
Запатентовал устройство  «Динамического инерционного махолета» (ДИМалета)  сам, так как вот уже на протяжении 35 лет являюсь постоянно действующим изобретателем. На медни получил извещение об отправке мой адрес охранной грамоты (фантика, как говорит моя жена). Очередной патент РФ № 2779547 «Динамический инерционный махолет» отдел почтовых отправлений ФИПС направил в мой  адрес.
Все хлопоты по проводке и защите патента с оплатой разных пошли  обошлись  в сумму  7 536 руб. 35 коп. Бывает дороже, все зависит от сложности технической идеи  и количества пунктов в формуле изобретения. Рассчитываю на то что:
«Не пропадет мой скорбный труд и дум высокое стремленье»
«ДИМаплан»  - это безопасная лестница в небо  для дальних воздушных путешествий с приземлениями, влетами и посадками  для отдыха  на земле .
Критика прототипов.
Дельтапланы – минусы.
Больший вес крыла с подвесной системой (Дельтаплан — 32 крыло +8 подвеска =40 кг)(Параплан — 10 крыло +10 подвеска = 20кг)
Больше времени на подготовку к старту (20 минут ДП и 10 минут ПП)
Большие транспортировочные габариты (6 м) (1,5х1,5)
Повышенные требования к мастерству пилота для посадок на ограниченные площадки.
Ограниченное использование общественного транспорта.Повышенные требования к мастерству пилота при старте с сильным боковым ветром на пологом склоне.
Парапланы – минусы.
Менее широкий спектр допустимых метеоусловий (на одну треть потенциально летных дней меньше).
Меньшие расстояния за короткий световой день (в полтора — два раза)
Меньшая скорость прохождения маршрута (в полтора — два раза)
Нестабильность поведения крыла в нестабильном воздухе (относительный травматизм на порядок больше)
В потенциально опасных аэродинамических условиях парапланерист должен срочно что-либо делать и чувствовать, что он делает, и хорошо знать, что он должен делать, то есть — быть очень «активным» (в хорошем смысле слова).
Сравнительно небольшой ресурс параплана. (2-3 сезона)
Парапланы имеют один существенный недостаток с точки зрения безопасности — у них полностью гибкое крыло (там нет ни одного жесткого элемента), что приводит к тому, что в условиях турбулентности крыло параплана складывается и дальше не летит, а падает. Но в оправдание современным парапланам надо заметить, что они умеют не только складываться, но и раскладываться в воздухе. То есть при умелых действиях (иногда и без них) пилот параплана может снова «разложить» крыло и продолжить полет. Но на это требуется запас высоты. Если высоты/времени недостаточно, то земля может оказаться раньше, чем пилот успеет разложить параплан, к тому же далеко не всегда и не все парапланы удается разложить полностью.
Еще одним эксплуатационным минусом параплана является тот факт, что крыло постоянно касается земли и за счет этого изнашивается и пачкается.
ДИМаплан – минусы.
1.Меньшая скорость прохождения маршрута в сравнении с дельтапланом
2.Больше времени на подготовку к старту (25 мин ДИМП , 20 минут ДП и 10 минут ПП)
3.Транспортировочные габариты больше чем у параплана и меньше чем у дельтаплана. Габариты ДИМП два тюка(0,7х0,7х0,7)  и 1,5 м  лестница.(складная пополам 3 м)
4.Вес крыла с подвесными системами 33 кг  - больше чем ПП и меньше чем у ДП
а. Дельтаплан — 32 крыло +8 подвеска =40 кг
б. Параплан — 10 крыло +10 подвеска = 20 кг
в. ДИМа - 12 полу жесткое крыло с фалами, 5 рамки, 8 балки телескоп, 8 лестница  = 33 кг.
5. Требования к физическим качествам пилота.
Дальность полетов ДП, ПП, ДИМаП:
1.Рекорд дальности на дельтаплане — 700 км.
2.Рекорд дальности на параплане — 423 км.
3.ДИМаплан – дальность не ограничена.
Скорости полетов ДП, ПП, ДИМаП :
1.Средняя скорость на 200 км. маршруте «до цели с возвращением» ДП — 75 км/ч
2.Средняя скорость на 200 км. маршруте «до цели с возвращением» ПП — 34 км/ч
3.Средняя скорость ДИМаплана ориентировочно                – 40 км/час
Параплан складывается и помещается в большой рюкзак, чего нельзя сказать о жесткой раме дельтаплана, сделанной из сплава стали и алюминия. Таким образом, параплан можно разместить где угодно и легко транспортировать.
Дельтаплана в разобранном виде и хранении в сумке конструкция все еще занимает много места (в пределах 5 метров в длину).
ДИМаплан   можно провести в общественно транспорте. Телескопическая балка состоит из двух телескопических секций, которые между собой балочкой с лестницей. Из балочки  с лестницей вынимается, телескопы балки крыльев совместно: с рамками жесткости, полотнищем крыльев, фалами с мягким сиденьем пилота - сжимаются в два тюка размером 0,7х07х07,  плюс двухсекционная складная лестница длиной  одной секции 1,5 м с балочкой длиной 0,7 м на конце. В полете, после набора высоты пилот ДИМаплана имеет возможность, для уменьшения лобового сопротивления сложить лестницу пополам.  По результатам испытаний полужесткого клапанного  крыла  ДИМаплана есть возможность  уменьшения его лобового сопротивления.
ДИМаплан плюсы:
1.Повышенная безопасность полетов в сравнении с ДП и ПП, связанная с возможностью безопасного, управляемого парашютирования на полу жестком крыле-парашюте с регулировкой наклона крыла, для управления  горизонтальной скоростью и азимутом парашютирования, за счет перемещения массы пилота относительно центра тяжести ДИМП. Приземление, в случае необходимости  даже с большой скоростью  и взлет с ровных необорудованных площадок с помощью легких угле пластиковых колес.
2.Возможность принудительного набора высоты в условиях отсутствия термиков, вертикальных тепловых потоков воздуха, а так же в случае экстренной необходимости  обеспечения  безопасной высоты полета.
3.Возможность длительного нахождения в воздухе, зависящего только от физических качеств пилота.
4. Возможность точечных  посадок на ограниченные площадки.
5. Широкий спектр допустимых метеоусловий.
6. Конструктивное отсутствие потенциально опасных аэродинамических событий в летную погоду.
7. Сравнительно большой конструкционный и эксплуатационный  ресурс ДИМаплана.
8. Возможность взлета с места, при помощи физической силы с уступа не менее 3 м.   Возможность взлета при  помощи ветра(поз.I)   и  взлета при помощи буксировки(поз.II) Фиг.2.
9. В момент прыжка пилота с лестницы махолета ДИМа выполняется  кратковременное кинематическое разобщение масс махолета и пилота. В этот момент происходит,  усиленный давлением воздуха на нижнюю поверхность покрытия крыла, скачек ДИМа плана вверх, с кратковременным  раскрытием клапанов и захвата порции воздуха. На видеоролике №6, в качестве  махолета показана гаечка, ниже её висит тяжелый пилот махолета(колесико от роликов). Обрезка нити между ними вызывает  подскок гайки(махолета) вверх.

 
 
Видеоролик №6

Что нужно для внедрения ДИМаплана:
1.Для полноценных испытаний и отработки технологии полета  в закрытом зале, на страховочных фалах и с участием  спортсменов  по пожарно прикладному спорту, требуется изготовить прочный, действующий, предсерийный прототип ДИМаплана   из современных материалов: алюминиевых рамок,  углепластиковых армированных  нано волокном телескопических  балок, пожарной штурмовой лестницы,  покрытия  крыла из тефлона или парашютного шелка,  фалы и шнуры  из углеволокна.
2.Потребуются затраты на  сертификацию ДИМаплана и доработки его конструкционных элементов  до приемлемых для безопасного полета.

Кто хочет увидеть полет и парение ДИМаплана и стать одним из его первых приобретателей   -    милости прошу к шалашу.

«ДИМаплан» (планер-махолет)  - это безопасная «крылатая лестница в небо»  для дальних  путешествий в пятом океане.



Если найдутся желающие приобрести патент № РФ 2779547 «Динамический инерционный махолет» с ноу-хау - готов  уступить идею по лицензионному договору.
Господа инвесторы - это стоящая приобретения инновация, которая принесет Вам известность и большие деньги.


Автор:                Возисов Н.И.  zisman200@yandex.ru    М.Т.982-402-48-36


Рецензии