1976-1982 гг. Цнииб. Моя работа

Я продолжил работу над диссертацией, отрабатывая алгоритмы и программы моделирования. Позднее эти программы я применил для математического моделирования процессов варки целлюлозы и производства бумаги. В тот момент модели не были востребованы химиками, но, когда я уволился, вдруг вспомнили, что такие модели строились – к сожалению, уже некому было ими заниматься.

Одной из проблем в производстве бумаги были так называемые «смоляные затруднения». Дело в том, что бумагу делали из хвойных пород дерева, у которых волокна были длиннее, чему лиственных. Но хвойные деревья содержат смолу, которая проявлялась на листах бумаги. Я еще помню, когда берешь пачку писчей бумаги, а там встречаются отдельные листы с темными хрупкими пятнами – это и были «смоляные затруднения». На базе данных с производства бумаги на Верхнесалдинском ЦБК с помощью моей программы по распознаванию ситуация выделил области поддержания технологических параметров производства, при которых вероятность «смоляных затруднений» минимальна. Результаты расчетов повез на комбинат заведующий химической лабораторией, который ничего не понимал в вычислительной технике. Чтобы убедить в точности расчетов, он сказал, что результаты получены на уникальной ЭВМ, которых всего три в мире: две в США и одна у нас в ЦНИИБе! Для уральской глубинки эти доводы показались убедительными.

По заказу лаборатории охраны труда мы начали разработку базы данных о травматизме в отрасли. До этого каждый несчастный случай записывался на перфокарту с краевой перфорацией с четырех сторон. В зависимости от запроса в колоду карт вставлялись спицы и на стол выпадали карты, отвечающие требуемому признаку.
 
Нам надо было создать электронную базу данных и внести туда все случаи травматизма за 10 лет. Кроме того, требовались программы для извлечения статистических данных по 27 формам министерской отчетности. Данные должны были храниться на пакетах магнитных дисков емкостью 7,25 Мбайт, что было недостаточно для данных за 10 лет, поэтому пришлось использовать два сменных пакета.
Кроме того, лаборатории охраны труда требовалось устанавливать зависимость травматизма от разных факторов, например, возраст, стаж работы, должность и другие. Мы заключили договор, который предусматривал разработку программы для создания моделей. Поскольку в то время договор писался от руки на стандартных бланках, то это привело к конфликту при сдаче работы.

Своим корявым почерком я написал, что обязуюсь разработать «систему созданиЯ модели травматизма в отрасли», а заказчик понял, что я создам модели травматизма, понимаю последнюю букву в слове созданиЯ как букву Е. Заведующий лабораторией охраны труда отказался принимать работу. Я пытался ему объяснить, что создать универсальные модели травматизма невозможно – можно только разработать программы, помогающие строить модели по статистическим данным. Пришлось идти на разборки к заместителю директора по науке, где мне удалось доказать свою правоту.

В мае 1979 года меня назначают руководителем работ по созданию автоматизированной системы управления печатными видами бумаг. Работа выполняется сотрудниками инженерного отдела, включающего сотрудников сектора вычислительной техники и моделирования процессов ЦБП, лаборатории автоматизации и группы средств автоматизации.  До этого руководителем был заведующий отделом Сергей Бабурин, который потерял «драйв» – он просто выполнял свои функциональные обязанности начальника отдела, но активно наукой не занимался.

Я подружился с сотрудниками ОНТИ (отдел научно-технической информации) и систематически пользовался информационными ресурсами. Работа ОНТИ была прекрасно организована. У меня выяснили разделы науки, интересующие меня, и регулярно приносили реферативные журналы и другие информационные материалы, где я отмечал интересующие меня статьи и диссертации. В течении месяца я получал ксерокопии статей, в том числе и зарубежных (даже на японском, которые мне переводил мой сотрудник Сережа Хомичев), а также фотокопии диссертаций на фотопленках размером с почтовую карточку – на каждую помещалось штук сорок страниц. Для чтения таких карточек применялся специальный аппарат. Кроме того, молодая сотрудница ОНТИ, только что окончившая МГУ, помогла вычитать текст диссертации.

С подачи ОНТИ я стал читать лекции от общества «Знание» на предприятиях и организация района, что немного пополняло семейный бюджет.

На фото я за консолем ЭВМ ЕС-1020.

Продолжение: http://proza.ru/2022/09/19/1471


Рецензии