8. 14. 1. Немецкие колонии в Крыму

 Меннониты и крымские немцы-крупные землевладельцы:

 Привлеченные дешевыми земельными участками, некоторые меннониты также начали покупать более крупные участки земли непосредственно у этих в основном немецких землевладельцев, а не просто брать их в аренду. В отличие от бедных арендаторов, частными скупщиками обычно были более состоятельные меннониты из колонии Молочна.

 Отношения меннонитов с крымскими немцами:

 Со многими из этих старых лютеранских землевладельцев и поселенцев сложились не только тесные деловые, но вскоре и дружеские отношения. Предки этих лютеранских колонистов, как правило, селились в Крыму с начала 19 века.

 Они нередко управляли успешными винодельнями в Крыму. Помимо лютеран и католиков в основном юго-западного немецкого происхождения, в Крыму с того времени проживали крестьяне швейцарско-немецкого происхождения и реформатского вероисповедания. Однако, несмотря на их чрезвычайно большое количество, немецкоязычное население Крыма составляло лишь небольшое, в лучшем случае экономически сильное меньшинство.

 Поселения меннонитов в Карасане, Спате и Чонгласе:

 В то время как небольшие и разбросанные меннонитские деревни, такие как деревня Аннефелд (Анновка), оставались преимущественно сельскохозяйственными, поселения  в Карасане (1865) , Шпате (1882) и Чонгласе(1912) развивались и до Первой мировой войны стали важными местными центрами торговли и промышленности.

 Промышленность и ремесла в меннонитских колониях Крыма:

 Помимо создания небольших промышленных и ремесленных предприятий, таких как паровые мельницы, кирпичные заводы или текстильная фабрика в Шпате, все 3 поселения также приобрели определенное культурное значение в жизни крымских меннонитов. Таким образом, с 1905 года в Карасане и Спате, среди прочего, были открыты 2 центральные школы, а также школа для девочек.

 Меннонитское издательство Крокеров в Спате:

 К 1900 году Шпат также стал важным центром зарождающейся издательской деятельности меннонитов и российских немцев, благодаря издательству А.Я. Крокера и Я. Крокера. С 1902 года в Шпате даже издавался первый меннонитский еженедельник „
Голос мира“. Между тем, Чонглас был выбран в качестве места расположения библейской школы общины братьев-меннонитов с 1918 года.

 Упадок меннонитских деревень в Крыму:

 Хотя Крымский полуостров в меньшей степени пострадал от Гражданской войны в России из-за его относительно благоприятного расположения, все же после победы большевиков в Крыму начался полный упадок меннонитской культуры. При общей численности населения около 700 000 человек 4900 крымских меннонитов, проживающих в 70 населенных пунктах, в любом случае составляли лишь небольшое меньшинство.

 Оставшиеся крымские немцы были депортированы в Сибирь после освобождения полуострова Красной Армией в 1944 году...


Рецензии