Встреча в лесу

                Быль





Когда мама заболела, сестра взяла её к себе в Рязанскую область. Она тогда жила в деревне. Деревенька маленькая и по-есенински красивая.
Я приезжала сюда однажды и не знала, что живой мать больше не увижу. А теперь приехала в этот глухой край, чтобы с ней проститься. Сошла с поезда, расспросила немногих людей на станции, как добраться до Чёрной речки. Эта захолустная деревушка называлась так же, как самое печальное место в Петербурге.

Было утро, и потому на перроне суетились люди, в основном торгующие разным товаром. На короткой стоянке выходили пассажиры. Они покупали яблоки, клюкву, горячие пирожки, блины и пышки, молоко и простоквашу, солёные огурцы и грузди, к ним варёную горячую картошку. Товар нехитрый, но ходовой- когда люди в дороге, то вкус обычной еды, пусть простых пирожков с пылу-жару, -  ощущается совсем иначе.  Я тоже купила какую-то снедь, но ела, не ощущая вкуса. Тоска заполнила и душу, и желудок.  Просто надо было есть, нужны были силы, чтобы добраться до деревни, успеть на похороны, а добираться предстояло через лес. Попадётся попутка – повезёт, а так пешком идти километров шесть.

Оглядевшись, я увидела старика, суетившегося возле телеги - приезжал сюда с товаром. Он собирался ехать до районного центра и согласился меня подвезти.
У лошадки были грустные глаза. Старик ехал молча, изредка покрикивая: «Н-о-о-о!». Телега скрипела, хотя не была нагружена. Вокруг – безлюдье и величественный лес. Он жил своей жизнью: и видимой, и тайной.

Тревожных звуков было много: в траве что-то таинственно шуршало, потрескивали засохшие ветки, доносились птичьи песни, какое-то жалобное жужжание мух и деловито-сердитое гуденье ос, приглушённые стоны и крики зверьков.

Старик свернул в переулок, высадил меня и поспешил в райцентр. Я продолжила путь в одиночестве.


Шла уже с полчаса, когда на дороге показалась грузовая машина. Это не была попутка, она ехала навстречу. Шофёр остановился. Да и как иначе – безлюдье, фигура женщины в платке и чёрном платье, с увесистой сумкой, где помещалась поминальная провизия.  Водитель был темноволосый, с заметной проседью. Взглянул участливо.

- Вы в Чёрную речку?

- Да. На похороны матери.

- Не Евдокией зовут?

-Да.

-Так её уже схоронили. С утра ещё. – Водитель в знак сочувствия сложившейся ситуации и невозможности её исправить  развёл руками. -  А вам ещё километра три пройти – добавил он и уехал, оставив облако пыли.

Ни машин, ни людей больше не было. Звери, конечно, были - ведь это их обитель. Возможно, следили за мной из невидимых укрытий. Но я уже ни о чём не думала, ничего не боялась, ни к чему не присматривалась. Боль схватила за горло. Цепко сжала. Дышать стало трудно, слёзы застилали глаза, но я не могла рыдать в голос.   Раздался стон- глухой, протяжный, громкий, долгий. И вдруг я осознала, что это мой стон. Да и не стону я, а вою.

Деревья. Небо. Попадались поляны, иногда колючие кустарники, я отодвигала их рукой, не замечая, что упругие колючие ветки оставляли ссадины на руках. Я шла и выла.

Из-за придорожных кустов вышла большая собака. Я, не останавливаясь и не ускоряя шага, продолжала идти и выть. Собака пошла со мной. Не следом, не сзади, а рядом. Теперь мы шли вместе. И выли вдвоём.

Времени прошло довольно много, где-то больше часа. Обогнули небольшой овраг, за ним показалась деревня.  Я на минутку остановилась, взяла сумку в другую руку. Собака тоже остановилась, потом развернулась и мелкой трусцой побежала обратно в лес.

Я пришла как раз к поминкам. Народу немного, как и дворов в деревне. Большинство старушек, несколько ребятишек, которые, учитывая значимость события, держались не по-детски серьёзно. На столе – пироги с курагой, мясом, тарелки с кутьёй, солёные грибы, маленькие гранёные стаканы для женщин и большие для мужчин, графины с водкой.

 Смерть сближает людей. На похороны собираются родственники, которые годами не виделись. Чужие становятся близкими, проникаются сочувствием, и все задумываются о скоротечности жизни. Женщины обнимали меня и плакали. Мужчины сдержанно выражали соболезнование.

Сестра выглядела и подавленной горем, и слегка виноватой. Приглушая всхлипывания, оправдывалась за скорые похороны, объясняя поспешность болезнью мужа, весьма распространённой на Руси: «Петя бы к двум часам уже напился, а так хоть по-человечески…»

Одна из женщин меня спросила: «Аль не подвёз тебя никто?»
Я сказала, что кроме старика с телегой, не встретила ни попутки, ни единой живой души. Только здоровую собаку. Она шла со мной до самой деревни.
Все замерли. Нарушил тишину сидящий в углу старик: «Это волк! Отродясь у нас у нас собак в лесу не было. А вот волки водятся».

Люди испытывают страх перед этими умными, жестокими, неуловимыми животными. Пусть неосознанно, пусть об этом страхе не каждый говорит открыто, но едва ли нашёлся бы в этих местах человек, у которого, очутись он по воле судьбы в лесу в одиночестве, не пробегал бы мороз по коже при мысли о встрече с его серым обитателем, наделённым и умом, и хитростью, и коварством, а порой сверхъестественными способностями.

Женщины заахали. Разговор повернул в другое русло, стали вспоминать разные «волчьи» истории, говорили о том, как страшно зимней ночью, выйдя во двор, увидеть светящиеся за забором  в темноте жёлтые глаза хищника.

Мужчина средних лет, его звали Степаном, - рассказал, что его брат-охотник пару лет назад застрелил молодую волчицу. Во двор стал приходить волк, наводил ужас на селян, ранил коров, резал овец – мстил за убитую подругу.

Я слушала рассказчика, а перед глазами стояла картина: вокруг ни души, только я, волк и лес. Мы идём и воем.
 
Известно, что собаки воют от тоски по человеку, волки – когда озлоблены и голодны. Голод их мучает весной.

Но на дворе стояла ранняя осень.

Волк, проводивший меня до самой деревни, выл из сочувствия.


Рецензии
Добрый вечер,Людмила!Интересный,правдивый рассказ!Примите моё сочувствие по
поводу печального события в Вашей жизни.К сожалению это неизбежно и каждый из нас
встречается с этим.Я тоже прошёл через события связанные со смертью матери на
странице Стихи.ру есть у меня не большое стихо "На смерть матери".
Хочу Вас поблагодарить за приглашение!Конечно приду!
А что касается волков,я тоже встретился однажды с волком и не где-нибудь в
глухомани,а в нашей городской черте.В конце ул.Гренобля начинается трасса в сторону села Бачой,я шёл в заброшенный яблоневый сад за черенками для прививок.
(Я кроме всего прочего ещё и садовод и виноградарь.У нашей семьи дача в центре
города на ул.Мелестиу 8.5 соток земли.)Я ушёл вправо от трассы буквально сразу
за последними домами находится небольшой лесок,я шёл по тропинке вдоль этого
леска и вдруг с права выбегает волк метрах в пяти от меня.Я принял его сначала
за овчарку и позвал его,но он развернулся круто и нырнул в кусты.У волков глаза
слегка раскосые и передние ноги расположены близко друг к другу,они как бы
"иксовые" у овчарок ноги расположены параллельно.В этой местности обитают фазаны
в большом количестве,выпархивают прямо из под ног,такие красавцы но летают
не далеко и быстро бегают.А когда я жил на Скулянке возле ресторана Бутояш,там в
парке часто встречал оленей.Животным всё меньше места для жизни оставляют люди,
хоть бы не обижали.Люда!Удачи Вам,до встречи в библиотеке!


Юрий Чен   21.02.2023 19:49     Заявить о нарушении
Спасибо, Юрий, за такой проникновенный отзыв. По вашей рецензии хоть рассказ пиши!
И теперь я знаю, чем отличаются волки от овчарок.
Реальная история, описанная мною, произошла с моей подругой, а не со мной.
Она живёт уже 10 лет в Испании, и в сентябре прошлого года я ездила к ней. Подруга рассказала мне об этой встрече с волком. Меня этот случай так поразил и тронул, что по приезде я написала рассказ, а еще очерк о Торревьехе и стих.

http://proza.ru/2022/09/25/846 - это про Торревьеху

http://proza.ru/2022/10/17/1625 - стих

Вам хорошего вечера и до встречи на лекции!

Людмила Куликова-Хынку   21.02.2023 20:13   Заявить о нарушении
Юрий, благодарю вас, что нашли время для лекции, да ещё принесли чудесный артефакт в стиле АР НУВО!

Всего доброго!

Людмила Куликова-Хынку   01.03.2023 11:41   Заявить о нарушении
Доброе,солнечное утро,Люда!Хотел Вас письменно поблагодарить но Вы,как говорится
"сняли с языка"-опередили меня.Рад был познакомиться с Вами лично,"живьём"одно
дело переписка,а другое дело когда видишь человека и несколько слов сказанных с
ним дают многое для понимания.Мне понравилась Ваша лекция сопровождаемая слайдами
и подробным объяснением и толкованием темы.Я немного был знаком с направлением
"Модерн" а Вы дополнили мои познания.Спасибо!Я не знаю пригодится ли мне это но
для "общего развития" конечно же полезно.Я собираю всевозможные артефакты-
старинные самовары (2 шт),угольные утюги,примусы,рабочая швейная машинка "Зингер" ручная,у меня есть кавалерийские стремена принадлежавшие Котовскому.В его отряде служил мой дядя и после того,как сослуживец пристрелил Григория Ивановича,дядя срезал стремена на память о "герое".Стоит даже старинная кровать
в разобранном виде с большими шарами на спинках,немецкий чехол для противогаза
с датой изготовления-1939г и много всякой свсячины рошлых лет.Монеты.
По поводу лекции хочу сказать.В этом зале очень плохая акустика и некоторые слова выпадали из Вашей речи.В другой раз если он случится,сяду поближе.
Впечатление осталось очень хорошее.Надеюсь Люда Вы не забудете сообщить мне о
дате и времени следующей лекции.Удачи Вам!

Юрий Чен   01.03.2023 13:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.