Владимир Васильевич и его приятели по двору ребята

Владимир Васильевич и его приятели по двору – «ребята с нашего двора». Мемуарная зарисовка.


В одной из своих миниатюр я вспоминал о таком случае. Я вышел во двор с ручкой (или карандашом) и с блокнотом. Мне было лет 5-6? Я намеревался делать записи – писать что-то вроде репортажа.

Дети, мои приятели,  напали на меня. Ручка и блокнот оказались на земле. Я понял, что такие формы поведения являются не желательными – в соответствующей социальной среде.

А как складывались отношения Владимира Васильевича с соседями по двору?

О довоенном времени информации почти не осталось.

Владимир Васильевич вспоминал о двух мальчиках. Один мальчик был сыном командира полка. Этот командир (вместе с семьей) жил на первом этаже. К окну можно было подойти (со двора) и заглянуть в квартиру. Второй мальчик подходил и смотрел внутрь - в комнату. Там ели суп с курицей и с лапшой. Наблюдающий мальчик говорил: «Курочку кушают!». В его интонации я различаю три составляющие: зависть, грусть (о своей судьбе), восхищение тем, как живут счастливые люди.

20-е и 30- годы – это было скудное время. Возможно, именно этим историческим контекстом объяснялось поручение матери Владимира Васильевича найти Вучетича в Москве (в 50-60 годы) и передать Вучетичу от нее привет (я об этом писал).

Наверное, она вспоминала, как она кормила Вучетича «борщами»…

Итак, практически никаких воспоминаний не сохранилось  о приятелях Владимира Васильевича (мальчика) – из довоенного времени.

Послевоенное время - это период своего рода подъема. Владимир Васильевич показывает себя в училище, сумев исправить трофейную немецкую машинку (типа «Энигмы»). Он занимается спортом (боксом), руководит в училище танцами (дело не простое – приходили местные жители с ножами и пистолетами из окрестностей Старого Базара – после войны было много оружия на руках, и район был криминальный).

Из училища Владимир Васильевич переходит в Новочеркасский политехнический институт (НПИ), где становится одним из наиболее успевающих студентов.

Его красный диплом – благодаря советам двух друзей «ехать охотиться на тигров в Среднюю Азию» - не дал непосредственного результата. Работа на руднике (покрытом ядовитой пылью) в пустынных степях дала только опыт (но не деньги и не карьеру). Но он – все же – возвращается в Ростов. У него есть проекты. Он организует научное предприятие. Для его финансирования и снабжения приходится (первому из университета) посещать Совмин, Госплан – для организации научных работ… Какой-то объект под его руководством строится в Ростове (на «старом физфаке»)…

Приятели, которые обеспечивали его советами ехать на охоту за тиграми, не были приятелями по двору.

Но двор, и близлежащие дома, обеспечили другими знакомствами.

Все эти люди имели отношение к интеллектуальным занятиям.

Но потенциал их был разным.

Один из этих приятелей работал в НПИ преподавателем. А для того, чтобы ездить из Ростова в Новочеркасск, у него была машина «Победа» - большая редкость в то время. Еще он жил в частном доме. Что еще? Никакой информации о его творческих достижениях я не могу вспомнить.  Возможно, мать этого человека жила неподалеку от Владимира Васильевича и его семьи – так и познакомились. У владельца «Победы» были напряженные отношения с матерью – он ее периодически громко бранил (в формах, доходящих до уровня оскорблений), а она ласково  называла его «маленький буйвол», подчёркивая его работоспособность и рассказывая, как он занимается ремонтом дома.

Мне этот человек запомнился тем, что он приехал по приглашению Владимира Васильевича на базу, где Владимир Васильевич держал моторную лодку, а при возвращении в Ростов он мог подвезти (не до самого дома) меня. Полагалось сесть на заднее сидение. На коврики (под ноги) владелец «Победы» постелил газеты. Видимо, обувь у меня была очень грязная (стояла сухая летняя погода, у всех обувь была примерно в одинаковом состоянии).

Может быть, эти газеты то-то означали?  Его мать давала этому приятелю повод для брани, но ни меня (ни кого другого) ругать поводов не было…

Перехожу к другим типам.

Среди жительниц соседних домов (а их называли «домами специалистов» – их строили в сталинское время для «специалистов», для интеллигенции), была женщина с загадочным влиянием и с двумя дочерьми.

Одна из ее дочерей вышла замуж за простого парня.

Парень пошел в гору и вскоре стал одной из партийных шишек.

Парень и Владимир Васильевич познакомились и стали приятельствовать. Этот парень часто приходил в гости Владимиру Васильевичу и ел «борщи», приготовленные его матерью.

Почему-то именно к этому внезапно выросшему приятелю подкатились влиятельные люди с мутным разговором о Владимире Васильевиче.

Видимо, для пакостей нужен был именно знакомый человек. Для неожиданности?

Приятель как-то смутился: «Он столько сделал для университета!»

Приятеля отослали в Москву (что-то вроде стажировки). Тот там – внезапно – устроился на выгодную должность, второй раз женился.

Самым интересным был приятель - тип сложного происхождения.

Кто-то из его родителей шел от татарских князей, а кто-то был из маленького белорусского городка.

Этот человек жил неподалеку от Владимира Васильевича – в соседнем доме. Но, возможно, он учился с Владимиром Васильевичем в НПИ и был призван в Ракетные войска, где получил офицерское звание.

Легенда донесла такой случай.

Приехал маршал (Неделин?). Гарнизон был выстроен на плацу.

«Жалобы есть?»

Внезапно раздается голос: «Есть!»

Будущий приятель Владимира Васильевича выходит из строя и рапортует маршалу, что его отказываются уволить из рядов Вооруженных Сил – а он подавал много рапортов об увольнении!

Маршал кроет его матом – при всем честном народе.

В итоге потомка татарского князя увольняют из ВС СССР.

Он становится адвокатом – но места адвокатов в Ростове все заняты. Нужно ездить в юридическую консультацию куда-то далеко в район, на периферию.

Это ему также не нравится.

Человек становится пчеловодом. Сейчас есть проблемы с популяцией пчел. А в то время такая деятельность была выгодной? Не знаю. Работа на природе. В удалении от людей.
Чем все это закончилось – не знаю…

Это был, пожалуй, самый интересный человек. Его потенциальная польза могла быть в его примере - примере того, как можно нестандартно смотреть на жизнь.  Для таких жизненных поворотов нужны соответствующие способности…

Реальной же пользы – как мне кажется – от этого знакомства, как и от других, не было. Разговаривали, общались…

Сейчас никто больше не вспоминается – из тех, кто заслуживает внимания.

Может быть, упомянуть знакомых – они не были соседями по двору, но как-то знакомство состоялось.

Семейная пара жила в сравнительно хорошей квартире в центре города. В квартире стоял шикарный рояль. Но я не видел, чтобы на нем кто-то играл. Тем не менее, компания была музыкальная. Когда компания собралась, под аккордеон пели «На полочке лежит чемоданчик, а это чемоданчик моей тещи»… Лицо, от имени которого пелась песня (а пели ее все вместе, хором) выкидывал чемоданчик в окно вагона (в это время у моей матери были некоторые семейные проблемы, затрагивающие ее мать  - то есть, тёщу моего отца…).

Что еще вспомнить?

Если что-то вспомню (существенное) – то придам этим воспоминаниям форму мемуарных зарисовок или иную литературную форму.

Недавно я размещал перевод части второй Учебника писательского успеха (Часть II. Генрих Шлиман, Николай Гоголь, Максим Горький и их уроки). Там, в главе 10 «Глава 10. Творческая среда. Волевые качества. Литературная сноровка. Гомер», есть фразы: «Н. Гоголь с детства и до признания его таланта и гениальности развивался в творческой среде. Детство: Кибинцы (поместье Д. П. Трощинского с театром, библиотекой, коллекцией), общение с творческими личностями, в том числе, общение с отцом. Гимназия: преподаватели, соученики. Петербург: круг Пушкина, Жуковского, Виельегорского и других.

«Однакож, в кругу своих домашних, Пушкин говорил смеясь: «С этим малороссом надо быть осторожнее: он обирает меня так, что и кричать нельзя».

Отметим, далее, уже после признания таланта, Рим: гениальный художник А. А. Иванов, другие люди творческого, культурного круга. («В плане совместных посещений, составленном Гоголем для Смирновой, с десяток имен художников, проживавших в это время в Риме, — немецких, английских, итальянских и других; среди них — несколько знаменитостей, например Овербек и Тенерани (…). Вместе со Смирновой Гоголь посетил и Александра Иванова» [Манн Ю. В.  Гоголь. Труды и дни: 1809-1845 / Юрий Манн. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 813 с. - С.646])»…


[1411. Владимир Васильевич, метод Холмса и моряк в поезде. Рассказ. - 8 апреля 2020 г.
1420. Владимир Васильевич и первая оккупация г. Ростова-на-Дону (в ноябре 1941 года). Рассказ. - 9 апреля 2020 г.
1421. Владимир Васильевич и грузинский город Гори. Рассказ. - 9 апреля 2020 г.
1422. Владимир Васильевич в Казахстане. Рассказ. - 10 апреля 2020 г.
1680. Владимир Васильевич и Вучетич. Историческая заметка. - 16 августа 2020 г.
2050. Владимир Васильевич и охота (за научными достижениями). Рассказ. - 18 февраля 2021 г.
2055. Владимир Васильевич и финансирование обороны из семейного бюджета. Рассказ. - 21 февраля 2021 г.
2116. Карточная игра, погоны, копейка из Госбанка. Рассказ. - 26 марта 2021 г.
2247. Владимир Васильевич, боксёр и участник управляемых конфликтов. Рассказ. - 16 июня 2021 г.
2634. Владимир Васильевич рассказывает о посещении НКВД в 37 году. Рассказ. - 20 декабря 2021 г.
2824. Владимир Васильевич и сотрудник СМЕРШ (и совместная охрана Чернобыльской АЭС). Рассказ. - 25 февраля 2022 г.
2867. Василий Александрович пишет справку для НКВД. Архивный очерк. - 22 марта 2022 г.
2875. Был бой в истории. Владимир Васильевич делает попытку сохранить историю обороны Ростова-на-Дону в ноябре 1941 года. Архивный очерк. - 25 марта 2022 г.
2878. Владимир Васильевич готовит письмо патриоту советской Родины товарищу Власову А.В. Архивный очерк. - 27 марта 2022 г.
2882. Счастье и удача защитника Ростова-на-Дону (в ноябре 1941 г.), командующего 56-й армией Ремезова. Исторический очерк. - 29 марта 2022 г.
2909. Владимир Васильевич пишет в газету рассказ о пленении фельдмаршала Паулюса. Архивный очерк. - 12 апреля 2022 г.
2914. Василий Александрович пишет автобиографию. Архивный очерк. - 14 апреля 2022 г.
2916. Василий Александрович учится в Сев.-Кавк. Государственном университете, Владимир Васильевич пишет книгу о пьезоэлектриках. Архивный очерк. - 15 апреля 2022 г.
2936. Владимир Васильевич из патриотических побуждений работает на Советскую Родину. (Трудовая книжка и партийный билет члена КПСС). Архивный очерк. - 24 апреля 2022 г.
2937. Василий Александрович служит в армии (до и после октября 1917 года - до 1926 года). Архивный очерк. - 25 апреля 2022 г.
2939. Владимир Васильевич, судоводитель. Архивный очерк. - 26 апреля 2022 г.
2946. Боевые товарищи сражались на Ростов-Горе 20 ноября 1941 года. Письмо Л.Т. Стародубцева от 13 июня 1989 года. Архивный очерк. - 29 апреля 2022 г.
2948. Два фотографии участников боя на Ростов-Горе 20 ноября 1941 года. Архивная заметка. - 29 апреля 2022 г.
2949. Список из 7 фотографий. Коллекция фотографий «Более 45 лет - после сражения на Ростов-Горе 20 ноября 1941 года». Архивный очерк. - 30 апреля 2022 г.
2950. Коллекция писем и открыток «Через 48 лет: Почтовые документы  участников сражения 20 ноября 1941 года – боя на Ростов-Горе». Архивный очерк. - 30 апреля 2022 г.
2952. В честь Дня Победы. Выставка фотографий и почтовых документов участников сражения в Ростове-на-Дону 20 ноября 1941 года. Культурологический очерк. - ].


19 сентября 2022 г. 09:41

{ 3179. Владимир Васильевич и его приятели по двору – «ребята с нашего двора». Мемуарная зарисовка.
MMMCL. Vladimir Vasilievich and his friends in the yard - "guys from our yard." A memoir sketch.

Vladimir Zalessky Internet-bibliotheca. Интернет-библиотека Владимира Залесского}


Рецензии