Беседы с философом

Беседы с философом

     Из Бердяева. "Народ Руси - народ религиозный... по своей душевной структуре, живший исключительно верой. Русская религиозная психология... Идея православного царства была основной русской идеей вплоть до времен раскола церкви".
     Не хватает мне системности во взглядах на религию. Остается заимствовать. И предпочитаю я заимствовать у господина Бердяева. Если кто-нибудь меня спросит, почему, скажу, что моё понимание только кланяется и благодарит этого философа за ответы на поставленные мною когда-то самому себе вопросы. Есть ощущение, что он попадает в суть, во что-то основное, или вообще главное. Разное главное легче собрать в общее понимание, потом в объяснение. Если что-то такое проясняет мою картину мира, это ведь то, что надо. Надергал вот разного по теме религии, заглядываю иногда...

     'История с христианством еще не закончена. Хотя в перспективе и маячит практически гарантированный его проигрыш". Это опять из умной философской книжки. Проигрыш, игра, спорт...  Короче, Философ, - или спортсмен, или болельщик, или ставки делает... И опять вопросы. Кто игроки, те, кто играл, или играет? Что за игра, счет какой, и зрители...? Кто мы все в этом действии для тех, которым вся жизнь - игра, кем они считают нас и кем себя? Нас даже и зрителями назвать нельзя. Ведь зрители - это те, кто знает куда они пришли, название игры, правила и достаточно искушены в происходящем, чтобы переживать со знанием дела по ходу действия. Хотя можно и просто наблюдать, как за рыбками в аквариуме. Основная масса нас не искушена. И я не искушен, и с игрой вопросы веры у меня никак не ассоциируются. Захочу игры - пойду на футбол. Игра - на поле, пьеса - в театре. Там бы я их и оставил. Смешивать и в жизнь тащить свое представление о таком, к примеру, стадионе - как-то не очень. Жизнь - игра, для тех, кто за кадром, то есть, не для нас. А может легче было бы разобраться если вот взять и представить... Кому-то легче. Или интереснее. Что до меня, я ещё не решил. Да, ещё одно из умной книжки. Проигрыш христианства почти гарантирован, если мы не осознаем суть собственного бытия. Как все просто. Отвечаем на вопрос о смысле жизни и христанство спасено. Это, типа, намек, что автор знает ответ. Интересно, интересно. А если мимо, или завтра другой смысл появится? Круги своя у сути бытия тоже могут быть. Я не про повторение, я про многозначность.
     Есть повод задуматься, да? Ну что, приступаем, или лень? Лень. Ну, тогда можно покривляться. Поверхностный я человек. Мне пишут про суть бытия, а я его смыслом жизни обзываю. Разницу чувствуете? Сокрыт от нас смысл жизни, не говоря уже о бытии. И настоящего места веры в ней мы тоже не знаем. Лишь предполагаем, полагаем, придаем значение, или лишь слегка определяемся и этот уголок души оставляем почти чистым. Пусть там будет неопределенность поэзии, а не наши недоделанные соображения. Не самый плохой выбор. В нас останется что-то чистое в этом мире иллюзий, потерь и многозначностей. Если в итоге отберут все, останутся вера, поэзия... и свободная энергия? Ну, да. Используй, займись тем, что ты считаешь собой. Получишь инструмент и точку отсчета, то, что у тебя трудно будет отнять. Чтобы вере и поэзии там не скучно было. Если человек - сам себе и учитель и ангел-хранитель. Что-то такое есть в иудаизме, или каббале... Высшая ступень? Не помню точно. Да, а ведь её у вас тоже могут отобрать. Могут, точно могут. Грустно как это всё. Ну так что, обречено наше христианство? Щаз! Топаем дальше.
   
     Согласно Бердяеву, историческая постепенность чужда православному сознанию. Не чужда ли ему вообще постепенность как таковая? Не сознанию чужда, а православной части сознания чужда. А как вообще насчет осознания этого процесса как такового? Может ли быть там, где заходит речь о православии, полноценное осознание поступательности? Конечно, может. Не так поставлен вопрос. Может ли наше православие позволить себе анализ там, где, по определению, положено лишь верить и уповать?
     Да, маловато у меня знаний о православии, маловато. Прямо скажем, вообще никаких у меня знаний о православии. Почитал, конечно, то и сё. Но, только по верхам. Будем полагаться на Бердяева. Может ли быть поступательность не у дел? И что в этом случае занимает её место? Вера, надежда и упование... на что надежда? На промысел, на божественное присутствие. Дальше - ожидание и осознание присутствия их в окружающем. И вопрос почему, а ведь не справедливо, за что нам это всё и дай нам, дай. Постепенность сама по себе предполагает, что в перспективе маячит то, к чему можно прийти, на что можно надеяться. А вдруг оно - то самое хорошее, которое "все будет хорошо". Только оно - в перспективе. Поскольку на данный момент, как правило, вокруг сплошная проза... А пока ждем,  мы верим и терпим. Ожидаемое ошивается где-то очень далеко. А есть ли силы ждать? И надо ли ждать? А что делать? Узнаваемый вопрос, наш лозунг. Пока он живой и мы не пропадем.
     Путники в вечности и религиозность. Свойство живых. Жизнь наверное фонит на своё окружение. А то! Не может не фонить. А можно поискать эхо биоритмов в нашем разном социальном? Никто не запрещал. Есть чужая мысль, не высказанная до конца. Бердяев нащупал что-то вроде пульсации религии, с фазами её активности и покоя, причём явными. Память верхогляда, как всегда, оставила главное и убрала частности. Название статьи сейчас не вспомню. Но, найду, конечно, если попросят, или заставят.
     Не та тема, чтобы балаганить. Разве что чуток. Пульс. Куда идём мы с пульсом? Куда бы ни шли, главное - вместе. Да, да, куда нам без него... Так куда мы идём, Пульс? Вспомним Окуджаву.

    "Мой конь притомился,
     Стоптались мои башмаки.
     Куда же мне ехать?
     Скажите мне, будьте добры.
     Вдоль красной реки, моя радость,
     Вдоль красной реки.
     До синей горы, моя радость,
     До синей горы".

     Ну а куда нам с ним ещё по законам физики? Вдоль красной реки, моя радость, до синей горы. От полюса до полюса, от плюса к минусу. И где его активная фаза? В смысле, дерготня бестолковая, если о религии речь идёт и если не считать нашу религиозность отчасти живой. В Европе, где же ещё? Там, где католики, протестанты и прочие гугеноты. Лебедь, рак и щука в разные стороны тянут. А фаза стабильности - здесь, у нас. Постоянство, покой и воля. Опора. Фундамент. Но, опять же для кого как. Кингстон под названием " что-нибудь да не так". Широковаты наши просторы для одного полюса. Нам оба подавай. Подать сюда целого барана, а не только его бок. Кажется, это у Гоголя про Собакевича. Ну и правильно. Полную картину хотим, места предостаточно. Масштаб натуры, блин, народный, против себя не попрешь! Да, я ведь про Россию и фазу стабильности. Аритмия никого не достаёт? С кем не бывает. Это, наверное, многополярность влезть пытается. Не надо, обойдемся. И конь наш ещё совсем не старый. И чтобы доказать, что ты живой, дергаться по крайностям совсем не обязательно.   
     Ну, за стабильность! Православие - как раз то, что нам тут нужно.
     Философ
     "Православие есть наименее эволюционная форма христианства. Возможно, божественное принимается как таковое без попытки осознать его нужду в человеке, как инструменте для достижения априори не исповедимых целей".
     Верхогляд
     Насчет "как такового", возражений никаких, а вот про неисповедимость, не знаю, не знаю. Что, и вариантов никаких быть не должно? Да вагон с тележкой! Так, стоп, скромнее... И ещё раз про то, что надо:
     Философ
     "Православие и есть форма христианства наименее искажённая в существе своём человеческой историей".


Рецензии