Морковка

МОРКОВКА

Сентябрь перевалил за середину, и сегодня мне вспомнилось, что именно в эти дни в старые  добрые времена у учащихся ВУЗов начиналась пора шефской помощи сельскому хозяйству - у кого-то  «картошка», а у нас, студентов первого курса Ленинградского «Военмеха» - «морковка».
Подшефные поля располагались в районе Горелова, и бойкие «перваши» каждый день, оккупировав несколько вагонов утренней электрички, отправлялись  с Балтийского вокзала «в борозду». Высыпав на платформе в Горелове, нестройная масса студентов двигалась к автобусам, которые доставляли бескорыстных тружеников на поля деревень Аннино и Рюмки, где и разворачивалась битва за урожай.
Часть студентов составляла постоянный контингент и проживала непосредственно в Аннине в течение нескольких недель работ.
Студенты работали резчиками, штабелёвщиками и культиваторами. Задачей резчиков было , выдергивая морковь из земли, обрезать ножами ботву, оставляя небольшой кондиционный обрезок хвоста, и складывать корнеплоды в ящики.
Штабелёвщики, проходя вдоль борозд, забирали наполненные урожаем ящики и составляли из них на краю поля штабеля.
Колхозные КАМАЗы и Татры, прибывающие под загрузку, загружались морковью теми же штабелёвщиками.
Культиваторы были относительно автономной бригадой - проходя уже убранными полями, они добирали остатки урожая, заодно очищая сельхозугодья от мусора, забытых ящиков и прочих последствий деятельности предыдущих групп сельхозработников.
Это было славное и весёлое время первых студенческих знакомств и  дружбы, у многих сохранившейся на всю оставшуюся жизнь.
Помню, что будучи в Питере приезжим, я избрал для себя изначально вариант постоянного проживания на базе института в Аннине. С десяток парней - первокурсников заняли одно из помещений деревянного колхозного барака, уступив более основательное каменное здание привилегированным третьекурсникам, составлявшим «ядро» смены.
Запомнились общение, выступление агитбригады, приезд ректора  и ежевечернее молокопитие от щедрот колхозного руководство, каждый день доставлявшего городским студентам пару 25-литровых бидонов молока с местной фермы.
Однажды нас  посетил участковый милиционер. Собравшиеся студенты узнали от него, что в посёлке было совершено тяжкое преступление - ограбление сельмага с убийством продавщицы. Двое негодяев, по всей видимости, сбежавших из мест заключения, пришли в магазин и, угрожая обрезом, потребовали деньги и спиртное. Дородная, мужественная женщина за прилавком, желая дать отпор грабителям, схватила длинный шинковочный нож и получила смертельное ранение - пулю в грудь. Бандиты забрали дневную выручку, несколько бутылок молдавского коньяка «Белый аист» и скрылись.
Милиция попросила содействия студентов при осуществлении поиска и задержания преступников. Был составлен фоторобот, который внимательно изучили все студенты, особенно  старшекурсники, многие из которых имели уже неплохую подготовку по борьбе и боксу.
Однако помощь студентов при задержании не потребовалась. Буквально на следующий день не успевшие опохмелиться преступники были задержаны оперативной группой уголовного розыска неподалёку от Аннина. По-видимому они не уехали сразу из-за поднявшегося шума, надеясь отсидеться поблизости , но жители оказались бдительнее, а оперативники - расторопнее, чем рассчитывали бандиты.
Так что впечатления от первой студенческой осени в моей памяти окрашены как в радостные, так и печальные тона.
С кем-то из своих тогдашних друзей я общаюсь и теперь, а с кем-то вследствие обстоятельств  связь прервалась.
Но выражения типа «скоба», «трудовой оргазм», «Дождь и ветер - не помеха для студентов «Военмех» сохранились в моей памяти по сей день, как и имя нашего первого бригадира культиваторов  Владимира Ситько, очень неплохо исполнявшего под гитару песню А. Городницкого «Атланты держат небо».
А ведь держат?

НИКОЛАЙ ЕРЁМИН

19.09.2022


Рецензии