Ты мне в душу... 93

                Не имей сто рублей, а имей сто друзей.


 Звонил похоронный агент. С досадой он сообщил, что впервые в жизни потерпел фиаско и не смог договориться даже за солидное вознаграждение, чтоб продвинуть вскрытие,-
- Так что похороны придётся отложить. Вас известят, а Вы перезвоните мне. Всего хорошего!
- Всего хорошего!-
машинально повторил Алексей Иванович, вешая трубку.
- Что же в этом хорошего, -
сердито подумал он, окончательно просыпаясь,-
- Бедная Софья Львовна! При социализме  всю жизнь стояла в очередях – на квартиру, за дефицитом, за продуктами и при капитализме после смерти стоит, что за доля ей досталась! По-человечески  не могу её похоронить, а ведь ей всем обязан. Не прими она меня за нищего и не сунь мне хлеб, чтобы со мной было? Джейн протянула мне руку, а Софья Львовна вытащила из трясины. Без неё и Ирочки,-
 тут он впервые подумал о покойной жене с теплотой, без обиды,-
- Не было бы меня ни как человека, ни как мужчины, ни как доктора. Всё они, мои дорогие!
Он расчувствовался до слёз, тихо поплакал, испытывая благодарность и свыкаясь с потерей. Потом пошёл, умылся и стал думать,-
- Кого бы попросить, чтобы ускорить процесс вскрытия и похорон?
 Опять зазвонил телефон. Он поспешил, снял трубку,-
- Алло!
- Почему нам звонили из милиции?
Голос Светланы звучал раздражённо.
- Светлана, здравствуй. Видишь ли, Софья Львовна умерла, а Марина была последней, кто её видел.
- Умерла? Когда?
- Сегодня ночью.
- От чего?
- Не знаю. Вскрытие покажет.
- Когда похороны, я приеду проститься.
- Пока не знаю. Там очередь неделями. Договориться не смог.
Не прощаясь, Светлана бросила трубку.
Воспитанного Алексея Ивановича бесила такая манера общения, он считал необходимым соблюдать вежливость даже с врагами,-
- А какие они враги со Светланой? У них дочь общая. Не друзья, конечно, но всё же…
От мыслей его снова оторвал звонок, на этот раз мобильника. На этот раз Игорь.
- Привет, Иваныч!-
Жизнерадостно поздоровался он,-
- У тебя двести долларов и бутылка коньяку найдётся?
Алексей Иванович хотел ответить ему,-
- В данное время у меня траур, и мне не до твоих сомнительных сделок!
Но он почему-то вздохнул,-
- Найдётся.
- Вот и хорошо! Сейчас к тебе подъедем!
 Алексей Иванович оделся, взял двести долларов и французский коньяк, спустился вниз.
 Машина Игоря подъехала через десять минут. В салоне он был не один. Рядом с ним сидел седой мужчина, похоже, их ровесник.
- Привет, Иваныч! Залезай!
Алексей Иванович сел на заднее сиденье, поздоровался.
Седой оглянулся,-
- В каком морге тело?
- В 24 на Страстном.
-Знаю тамошнего патологоанатома, договоримся. Деньги при Вас?
-Алексей Иванович протянул ему деньги и коньяк в пакете.
Игорь представил их друг другу,-
- Иваныч, это мой друг, майор милиции, Кирилл Егорыч.
- Егорыч, это мой друг Алексей Иванович!
Мужчины пожали друг другу руки,-
- Очень приятно!
Алексея Ивановича всегда раздражало панибратство и обращение по одному исковерканному к тому же отчеству, но сейчас он готов был расцеловать Игоря и его Егорыча.
 К больнице подъехали без приключений. Седой вышел, оставив пакет на сиденье. Пробыл некоторое время в патологоанатомическом отделение. Дверь была открыта, и оттуда раздавались взрывы хохота.
- Весёлые ребята там работают! У меня бы нервы не выдержали, боюсь мертвяков!-
Игорь покачал головой.
Алексей Иванович вздохнул,-
- Кто-то теряет близких, у кого-то горе, а у них работа. Весь мир не оплачешь.
- Тоже верно.
 Из дверей вышел Егорыч с кем-то в халате и докторской шапочке, махнул рукой.
 Алексей Иванович и Игорь вылезли из машины, подошли.
Обменялись рукопожатиями.
- Ну-с, как зовут Вашу покойницу?
- Софья Львовна Сулецкая, 1935 года рождения.
- Когда забрали?
- Вчера.
- Свеженькая. Договоримся так, я её посмотрю в обед, часиков в двенадцать. Если криминала нет, то справку выпишем, печать поставим, и можете забирать. Ну а если нет…,-
он развёл руками,-
- На нет и суда нет!  Будут органы решать. Вы телефончик для связи оставьте!
Алексей Иванович быстро вынул свежеотпечатанную визитку, где в красивой виньетке были было его имя, отчество , фамилия и далее перечислялись заслуги,-
- Доцент Литературного института имени Горького, доктор педагогический наук.
И ниже его мобильный телефон.
Собеседник взял визитку, быстро пробежал глазами, уважительно посмотрел на Алексея Ивановича,-
- Как оформим, я Вам позвоню. А сейчас позвольте откланяться! Работа не ждёт!
Он ушёл.
Игорь присвистнул,-
- Защитился? Доктор теперь? Надо бы обмыть!
- Спасибо, мужики, но, давайте потом! Сейчас мне нужно другие дела улаживать!

   До двенадцати Алексей Иванович просидел как на иголках, боясь пропустить важный звонок.
Он предупредил агента, что,-
- Возможно, документы отдадут сегодня, и можно будет забрать тело.
Агент встрепенулся и предложил обсудить проведение траурного мероприятия,-
- Сразу же позвоните мне, я подъеду, заберу справку, оформлю бумаги, договорюсь на кладбище. Место есть?
- Да. Там же, на Ваганьковском, в соседней могиле.

  В двенадцать пятнадцать ему позвонил патологоанатом и жизнерадостно возвестил,-
- Чистая у Вас старушка! Криминала нет! Бумаги оформлены, можете забирать усопшую.
- Отчего она умерла?
- От тромба. Закупорка венечной артерии. Такое бывает у страдающих варикозом. Смерть лёгкая, во сне. Она даже ничего не почувствовала, не мучилась. Всем бы так легко умереть!
  Алексей Иванович позвонил агенту, потом на работу. Там поохали, посочувствовали.
 Он нашёл записную книжку Софьи Львовны, позвонил в школу, но там работали новые люди, её никто не знал, её коллеги в большинстве были на пенсии. Стал звонить знакомым и ученикам, родственников у неё не было.
 К его удивлению очень много народа откликнулось и пожелало прийти проститься с коллегой или учительницей, набирался не один автобус.
  Он снова договорился в Литературном со столовой-кафе, арендовав его на поминки.
После позвонил Светлане, -
- Похороны будут завтра, собираемся в десять около 24 больницы.
- Хорошо, Игорь меня привезёт к десяти.

    День похорон выдался сумрачным и прохладным. Алексей Иванович на катафалке во главе трёх пустых автобусов прибыл на место. Его уже ждали, пришедшие почтить Софью Львовну. Многие плакали. Было море цветов и венков. Прощание несколько затянулось, так много народа хотело сказать последние слова прощания и благодарности своей учительнице.
   Наконец они покинули траурный зал и отправились на отпевание, на кладбище.
 В катафалке рядом с ним ехала Светлана в трауре, взявшая роль хозяйки, старенькая коллега Софьи Львовны, несколько её учеников.
  Ехали молча. Одна женщина всю дорогу плакала, вытирая слёзы кулаком.
 Алексей Иванович протянул ей платок.
 На кладбище и отпевание поехали не все, но автобусы были заполнены.
 Софью Львовну похоронили в могилу к матери Ирочки.
 Многие заметили, что на Ирочкиной могиле лежали свежие розы, и была она ухожена.
 Могила Софьи Львовны утопала в цветах, очень много хороших слов сказали о ней и ученики, и коллеги.
 Также продолжили на поминках.  Вспоминали, какой она была добрый и чуткий человек, как хорошо преподавала, как помогала и коллегам, и ученикам.
  Светлана сидела рядом с Алексеем Ивановичем, всем видом показывая, что она имеет непосредственное отношение ко всему этому. Ей даже выражали соболезнования, и она их с достоинством принимала, чем очень раздражала Алексея Ивановича.
 Он тоже сказал проникновенные слова, про Софью Львовну,-
- Она спасла мне жизнь, она помогала мне и поддерживала меня и мою жену,-
 при этих словах Светлана напряглась.
- Она продала свою квартиру, чтобы спасти моего сына.
Светлану будто по лицу ударили, она побледнела, потом покраснела и тихонько вышла из-за стола.
  Алексей Иванович понял, что сболтнул лишнего. Но, слово не воробей, вылетит, не поймаешь!
 Он тоже заторопился из-за стола. Светлана поймала его около туалета, когда он, умывшись, выходил.
- Так у тебя сын? Поздравляю! И где же он? Кто его мать? У вас же с Ириной не было детей! Или я чего-то не знаю?-
 она смотрела на него с нескрываемой ненавистью.
Алексею Ивановичу стало тошно,-
-Зачем она пришла? Что ей от меня надо?
А вслух сказал,-
- Тебя это не должно волновать.
И чтобы переменить тему, спросил,-
- А Марина, почему Марина не пришла проститься с Софьей Львовной?
- Марина в больнице,-
развернулась и ушла.
 Алексей Иванович вернулся за стол. Народ начинал расходиться. Он с тоской посмотрел на остатки тризны и подумал,-
- Эх, Софья Львовна, Софья Львовна! Хотел отметить защиту, поляну накрыть, а как вышло – Вас поминаем! Но всё равно Вы мой главный помощник, мой маяк, и я благодарен Вам за всё, за всё!
 И Вас мне будет не хватать! Я помню Ваше желание про памятник. Пройдёт год, осядет земля, и его воздвигнут в честь Вас, Ирочки, её мамы и Вадика. Покойтесь с миром! Пусть земля будет Вам пухом!


 




 





-




 



-


-


Рецензии