Спасти человека

(Статья Маны Оливы. героини повести "Иллюзория")

Высшей силой наш мир был задуман светлым, радостным и прекрасным. Но человеческая натура, вечно обуреваемая страстями, пакостит и вредит окружающему миру, фауне и флоре, а главное — самой себе. Человек слишком буквально воспринял слоган о том, что он — царь природы! И природу нужно защищать уже от него. Но я сегодня хочу сказать о другой экологии — экологии души.

Чтобы разобраться с тем, как человек в светлом и добром мире начал портиться, необходимо сделать небольшой экскурс в прошлое.

Родоплеменной строй, в котором люди уже начали делиться на богатых и бедных, сменился рабовладельческим, и свобода стала великим достоянием, завидным для тех, у кого её не было. И тогда же родилась мечта об обществе, в котором все будут свободны и все будут иметь равные права. В Древней Греции и в Древнем Риме мечта облеклась в понятие Демократии. Власть защищала интересы свободных граждан, но многим свобода была недоступна и оставалась мечтой.

Рабовладельческий строй пал из-за низкой производительности труда, его сменил феодальный. Принёс ли он долгожданную свободу тем, у кого её не было? Увы!
Человечество пережило капитализм, социализм и призрак коммунизма, мечтая о свободе и равноправии. И вот наконец оно наступило, долгожданное время. Политики провозгласили на весь мир: «Да здравствует демократия!» И начался мировой конкурс на лучшую власть народа.

В Германии демократия самая правильная, утверждает Артур Бенц в своём опусе «Современное государство», берите пример с Германии! Вместе с Германией своими демократическими достижениями загордилась вся Европа, весь мир. Все свободны, все равноправны. Исполнилась мечта человечества.

Но почему-то многие считают свою свободу выше свободы других граждан, свои права выше прав других членов общества. При этом появилось новое явление, которое обозвали приличным как будто обтёсанным со всех сторон до гладких граней словом «толерантность». Иначе говоря — терпимость. Терпите тех, кто поступает так, как вам не нравится. У всех права на всё, все свободны. Из терпимости развилась вседозволенность. А это значит: всё можно!  Человек имеет право! А все ограничители — социальные, моральные, религиозные истолковываются как посягательства на права человека.  Возникает вопрос — созрело ли человечество для свободы?

В век информации литература, которая веками несла просветительскую и воспитательную функцию, перестала играть роль наставника и учителя. Ни мудрость философов, ни смелость и самоотверженность героев, ни гуманизм общественных деятелей и спасителей человечества сегодня никого не вразумляют и никому не пример для жизни.  Теперь образцом поведения становятся рок-певцы и блогеры!
Представители музыкальной и артистической элиты, раздувшейся от гордости за себя, суперталантливую, блистательную и неповторимую, воздействуют на массы не только своим искусством, но демонстрируют — всё чаще чересчур откровенно — свой образ жизни и свои материальные возможности. Они зовут за собой простой люд вызывающе одеваться, выглядеть секси, позволять себе недозволенное. В упоении самовозвеличивания и самовлюблённости они воображают себя столпами и творцами современной культуры. Но вся эта цветасто-горластая возня музыкантов, актёров, блогеров на виду у всей планеты больше смахивает на ведьминский шабаш».
Мана остановилась и задумалась. Она поймала себя на мысли, что Арди Ферт, её кумир, тоже является частью артистической элиты, которую она сейчас с таким вдохновением разносит и обличает. Но тут же отмахнулась от этой мысли. Нет, Арди другой, его песни так красивы, и поёт он так душевно и проникновенно. Разве она полюбила бы его, если бы… И она продолжила работу.

«Недалёкие в интеллектуальном и культурном отношении люди, особенно молодые, ищущие свой идеал, образец для подражания, устремляют свои симпатии на поп-звезду, не разобравшись, кем на самом деле является их кумир. Иллюзии выступают на первый план: быть красивым, как кумир, — сделаю такую стрижку, такие губы, такую грудь! Быть модным, как кумир, — куплю такие же брюки, такое платье, такие туфли! Быть свободным, как кумир, — буду говорить такие же пошлости и дерзости, буду наглым, себялюбивым и так же плевать на других.

Творческие и околотворческие люди, супер- и просто блогеры черпают силу в лайках, в количестве подписчиков. «Ах, меня любят две тысячи человек! Я — супер! Я — звезда!»

Человеком движет желание удовольствия. Издревле он требовал хлеба и зрелищ. Современному человеку стало мало общепринятого, ему теперь подавай неординарного. Чем нестандартнее, тем лучше! И в какой-то момент человек не замечает, что переступает черту нормальности. В свободах, которых достигло человечество в большинстве цивилизованных стран, гражданин планеты слишком уж расправил плечи. И вот уже в первые ряды выходят те, кто веками считались убогими, неправильными, нетрадиционными, предъявляя обществу свои требования как законные. Чудеса, да и только!

Эгоизм и желание удовольствий постепенно уводит человечество из прекрасного земного мира в мир самовосхваления, самолюбия, самоудовлетворения, а, по сути, единоличия. Человек, заражённый такими желаниями, не может напитаться, насытиться, ему всё время хочется большего и неизведанного, особенного для себя любимого. Масс-медиа кричат: ты свободен, ты имеешь право, ты этого достоин! Всё в этой жизни для тебя! Ты — богиня! Ты — король!

 И живёт такой современный супер-эгоист в полной уверенности, что все вокруг должны падать перед ним на колени, стараться выполнить его мечты, любить и облизывать его — ведь он достоин!.. А знать, чего хочет другой и что ему надо, совсем неинтересно и необязательно. Толкаются друг о друга такие короли и богини, вечно недовольные друг другом, а тех, кто может что-то сделать для ближнего, жертвуя своим комфортом, временем и собственными интересами, становится всё меньше — днём с огнём не найти… А в это время в средствах массовой информации и в глобальной среде жарко призывают не обращать внимания на ближнего (Боже, где ты?): не звонят тебе — и ты не звони! Лучше быть одному — больше пряников достанется!

Человек возомнил себя суперзначимой фигурой. Ему, видите ли, важно, чтобы его не дискриминировали ни по какому признаку. В борьбе со всякими видами дискриминации дело дошло до смешного: человек сам определяет свой пол! Нет, не в момент зачатия, а когда уже родился и почувствовал себя личностью. Нонсенс, возведённый в разряд толерантного отношения к личности, которой без духовности, в принципе, и не существует.

Без морали и духовной основы человеческие помыслы опустились, говоря языком йоги, до уровня сакральной чакры. Основной инстинкт занял умы людей. Быть сексуальным, выглядеть секси, стать секс-символом — сегодня эти качества ставятся во главу угла. Интимный стыд исчез, его просто нет. Теперь любые сексуальные замашки считаются нормальными. Причем настолько, что любой может вершить всякие бесчинства под лозунгом «Это моя личная жизнь!» и коверкать при этом представления другого человека о нормальности. Знаменитый сексолог Фрейд, наверное, в гробу переворачивается.

Итак, царь природы во всём прав, и ему всё дозволено. Каждый прав и каждому дозволено жить в своё удовольствие. Бездуховное существо с извращённым представлением о себе и своём месте в мире, превратившее свою жизнь в безусловное исполнение своих животных инстинктов, совершенствующее себя, баловня Вселенной, то есть свою бесценную плоть пластическими и косметическими манипуляциями, навешивающее на себя блестящее барахло и побрякушки, чтобы придать себе значимости, это, по сути, несчастное в своём заблуждении существо погибает. Это существо, всё ещё называемое человеком, погибает без любви. В начале ХХI века появилось понятие «хомо конфузус» или «человек растерянный». Увы, он пребывает в растерянности до сих пор.

Корень трагедии в иллюзорном представлении человека о самом себе. Человек — не животное, не кукла, меняющая цвет глаз, волос, одежды, а существо высшего порядка, подобное Богу. Душа и дух — главные его органы. Именно они способны вырабатывать любовь. А любовь — единственная великая преображающая сила. Вся жизнь держится на любви. Но в мире её осталось очень мало, как и преступно мало людей, обращающихся к духовным поискам, интересующимся, чем живёт другая душа, и умеющих по-настоящему любить.

Лишь любовь сможет возродить в человеке дух, отыскать в уголочках его души совесть, показать человеку его настоящее величие, заключающееся в неравнодушном отношении к ближнему своему, сможет открыть в человеке заснувшее чувство милосердия. Лишь любовь спасет погибающее человечество.

О небо! Пошли человечеству метанойю (1)  и любовь!»

Мана сохранила написанное и отложила. Вечером она перечитает заметку, а завтра отправит в редакцию.

«Господи, пошли ему любовь!» — думала Мана про своего музыканта.



(1) Метанойя (др.-греч. м;;;;;;;) — сожаление о случившемся, раскаяние.


Рецензии