Реклама Ландауна

*** Потребители рекламы

Ландаун услышал по ТВ фразу "мы все - потребители рекламы". А рекламы он не любил (нормальный же, когда захочет!) и всегда переключал телевизор на другой канал, поэтому обобщение показалось ему обидным. Он переоделся старушкой и пришёл в студию с коварным замыслом, а начал хриплым голосом издалека:
- Вы считаете себя потребителями выхлопных газов?
- Вдыхаем - значит, потребляем, - был философский ответ.
- Но вы же их не заказывали, и это для здоровья вредно, - занервничал Ландаун. - Вы, наверно, жертвы?
- Водку пить тоже вредно, это не показатель.
- А если кто-то нанял хулиганов вам морду набить - он потребитель их услуг или вы?
- Он заказчик, они исполнители, мы потребители - мы же получили.
- Чёрт знает что, - плюнул Ландаун и ушёл.
Офис-менеджер сказала редактору:
- Ну, вы совсем бабушку запутали.
- Это был Ландаун, - ответил редактор.
- А-а, - поняла офис-менеджер, - и он бы начал говорить, что люди - потребители товаров, а не рекламы. А реклама - это предложение купить товар, поэтому надо отвечать за её содержание. Нам это не выгодно, потому что тогда будут опасаться давать рекламу… Правильно вы этого Ландауна!

*** Для чего нужна реклама?

Ландаун решил провести социологический опрос:
- Как вы думаете – для чего нужна реклама?
- Как для чего? Ну, ты, парень, отсталый! Это же информация населения о новых товарах и услугах! – ответило население.
- Или дезинформация? Ведь по определению – рассказывают только про себя, причем слегка преувеличивая достоинства. А недостатки составляют коммерческую тайну.
- На войне как на войне. Бизнес есть бизнес! – население оказалось экономически подкованным.
- А почему расходы на дезинформацию населения включаются в цену товара, т.е. оплачиваются самим населением?
- А чего же с врагом церемониться? – самоотверженно твердили обыватели.
- Ладно, - зашёл Ландаун с другого боку, - Но есть же товары, которые не нуждаются в рекламе. Хлеб, например.
- Ну-у, - население удивилось непонятливости собеседника, - это же то, что на самом деле нужно.
«Стоп!» – подумал Ландаун и ушёл в себя. От ощущения рекламной суеты вокруг никому не нужного товара ему вдруг представилась соска-пустышка, которой затыкают рот младенцу. А чтобы не выплёвывал – окунают в сахар. И так по нарастающей развивается цивилизация – куклы-пустышки, наряды-пустышки, книжки-пустышки. В телевизорах пустышках – передачи-пустышки. На диванах-пустышках – жёны-пустышки. Детям-пустышкам – соски-пустышки. Голова закружилась, и Ландаун упал в обморок.

*** Не в деньгах счастье

На следующий день Ландаун вышел на площадь с плакатом:

Телевидение - без рекламы.
Чем платить за рекламу - заплатим, чтобы её не было!

«Ого!» - подумал народ и скинулся по сто рублей.
На другой стороне плаката было обращение к бизнесу:

Если все без рекламы - то все равны. Если все с рекламой - опять все равны.
За что платим?

«Эге!» - раскинул мозгами бизнес и тоже от себя добавил денюжек.
А на третьей стороне плаката…

(- Так не бывает же третьей стороны!
 - Бывает!)

…на третьей стороне плакат был вопрос к власти:

Если народ и бизнес сами решат проблему – что они подумают о власти?

«Угу!» - рассудила власть и добавила из казны, чтобы возглавить движение.
Вырученные деньги Ландаун на трёх "КАМАЗах" повёз на телевидение.
- Вот, - сказал он (весь из себя сияющий!), - теперь вам не нужна реклама!
На телевидении его хмуро выслушали и сказали:
- А куда мы денем рекламных агентов, актёров, режиссёров, сценаристов, директоров? Они же руками работать не пойдут. Это грозит социальным взрывом. Нет, забери-ка ты лучше свои деньги!
Но Ландаун не растерялся:
- А я рекламу дать хочу! Фильму… «Убить дракона» Марка Захарова.
Телевизионщики заинтересовались:
- А ролик у вас есть?
- Трёхчасовой! Лучшая реклама фильму – это сам фильм.
И не смогли отказать телевизионщики. Потому что настоящий журналист при слове «реклама» испытывает что-то вроде оргазма.
И стал Ландаун гнать мультфильмы на правах рекламы, новости на правах рекламы, проповеди против рекламы на правах рекламы. А потом случилось вот что…

*** Третий Триумвират

Народ, власть и бизнес, впервые встретившись возле Ландауна, посмотрели друг на друга и даже чем-то понравились. Глаза у народа карие, бизнес тоже парень хоть куда, а власть только хотела их благословить, но встрял Ландаун со своими вопросами:
- Может, создать глобальную справочную систему, куда включить все товары, все услуги…
А власть добавила:
- И каждый сможет проголосовать за понравившиеся…
- Рублём! – радостно вставило население.
- Мы можем встроить терминалы прямо в кассовые аппараты с обратной стороны, - предложил бизнес.
И все остались довольны. Потому что положение в единой и хорошо структурированной системе информации лучше продвигает товар, чем самая броская реклама. А кто не был доволен, тем обоснованно занялась Антимонопольная служба и другие компетентные органы.
Ландаун же поспешил на телевидение - извиниться за причинённый ущерб.
- Да не было никакого ущерба! – успокоили его на телевидении. - Каждый телевизор, в конце концов - это тот же терминал.
А потом добавили шёпотом:
- Оказывается, правда денег больше приносит, чем реклама. И говорить её ещё приятней.

*** Айсберги в тумане

Но история на этом не кончилась, потому что высвободившиеся производители рекламы решили бежать в рекламный рай (который они в рекламе видели) и нанялись матросами на судно.

(- А корабль назывался «Титаник»?
- Он назывался «Свобода базара». И не надо перебивать.)

Был сильный туман. А вперёдсмотрящий вместо объективной информации давал капитану 40% рекламы, а остальное – пиар южного направления. Поскольку считал, что рекламный рай находится на курортах Испании. Но гидроакустик считал, что рай там, где нефть и природная рента и, умело маневрируя рейтингами новостей о мелях и айсбергах, старался завернуть корабль на Север. А радист, сам отправляя радиограммы и сам же их принимая, докладывал капитану…

(- Ну, понятно. И что, разбился корабль?
- Нет.)

Корабль проскочил Панамский канал, Тихий и Индийский океаны, обогнул Африку и пришёл на то же самое место.

(- Так, может, он никуда и не ходил?
- Не знаю.)

Главный механик докладывал, что даёт «полный вперёд». И расследование подтвердило, что топливо быстро кончилось. А то, что не чувствовалось ветра при движении, объяснил главный синоптик: ветер оказался попутный и скорость его совпала со скоростью корабля.

(- Пока все будут заниматься пиаром и лоббированием интересов, пока не научатся говорить правду, до тех пор мы даже не будем знать - движется наш корабль или стоит.)

А в это время президент, побывав на местах очередных беспорядков, признался, что узнал много такого, о чём ему не докладывали.

***

- Разговор о рекламе рано или поздно все равно приходит к теме «ложь и правда», - сказал Колян. – Но какая же может быть правда там, где есть материальная заинтересованность во лжи?
- А может ли быть материальная заинтересованность в правде? – спросила Соня.
- Все дело в раздробленности, атомизации общества, - пояснил Ланин. – В целом для общества, конечно, и удобна и выгодна во всех смыслах только правда. Но если есть разнородные интересы групп, слоев, личностей, то появляется изначально абсурдная выгода лжи. Но в конечном итоге, за ложь всегда приходится платить больше, чем она приносит прибыли.
- А как избежать этой атомизации? – спросила Соня.
- Ландаун предложил глобальную справочную систему – то есть открытость всем информации обо всем, - сказал я.
- Хм, то есть именно правда и объединяет общество? – задумался Колян.
- Конечно, - воскликнула Соня, - ведь наша разделенность – иллюзорна. На маленькой Земле, как на подводной лодке, можно жить только всем вместе, учитывая все интересы. Но для этого надо понимать, что мы на подводной лодке и жизнь всех зависит от действий каждого.
- Но откуда же взялась сама идея разделенности? – удивился Ланин.
- Из отсутствия полной информации, из непонимания частью устройства целого, то есть изо лжи, - сказал я.
- Это же замкнутый круг! – воскликнул Колян.
- Он только кажется замкнутым. Начни говорить правду – и нет никакого круга.
- Выходит, Ландаун был прав?


Рецензии