Первые воспоминания

   Впечатления раннего детства, словно калейдоскоп ярких цветов, возникших перед изумлённым взором ребёнка.- Не только время его рождения, но и место рождения столь важны, что при любых обстоятельствах будущей жизни становятся спасительной пристанью.

   Родной город помнит наш первый вдох... Здесь, впервые отведали местную горную воду, здесь, ощутили жаркие благотворные лучи солнца. Весь город пронизан ими - это его визитная карточка.
            
   - Как можно передать дух эпохи, памятный нам по впечатлениям раннего детства? - Её неповторимый стиль, те несравненные капли счастья, что до сих пор бродят в нашей крови. То время навсегда с нами, ведь мы впитали его не просто с молоком матери, а даже ещё до рождения, когда слышали биение её сердца...


   Город моего детства... Самый прекрасный и загадочный город на Земле. Он мне дорог не только потому, что земля Семиречья подарила счастье жизни мне и моему младшему брату, а позже моему младшему сыну. Не только потому, что самые лучшие на свете родители, самые верные и надёжные друзья были здесь.

   Этот волшебный зелёный мир, сотканный из легенд и сказок, взволновал душу так, что сделал её способной воспринимать красоту бытия. Когда жестокость окружающего мира застилает взор, мы, отстраняя и преобразовывая посланные нам испытания, возносимся в диковинные сферы восторженных грёз. - И уходит боль, преломляясь о магический кристалл мудрости.

   Когда нам радостно или тяжело, мы мысленно возвращаемся в благословенные края, где впервые стали сознавать реальность. И даже возвращаемся туда, когда нам плохо. Тогда отступают болезни, и ты будто вновь рождаешься на свет! Появляется второе дыхание...

   Самые первые воспоминания... самые первые - в этом воплощении или в другом?..
 
   Мне было месяцев семь-восемь,- я ещё не научилась ходить (а пошла я в восемь месяцев): мама готовит на кухне, а я стою в перевёрнутой табуретке, преобразованной в нечто вроде манежа и слежу за тестом, которое лежит на столе. Мама в это время раскатывает отдельный пласт скалкой, а я, ухватив небольшой кусочек теста, ем его. Заметив "мою самостоятельность", мама забирает у меня сырое тесто. О, какое вкусное это было тесто!

   Меня учат ходить: папа, мама, старший брат манят меня к себе, завлекая руками, а я никак не могу решиться сделать шаг самостоятельно. Но вот,- побежала,- и меня подхватили сильные руки брата. Его я называю -

   - "Иля" (хотя имя его "Юра").

   - Ты чья?- спрашивают меня?

   - "Илям". - то есть, "Юрина"... (уже склоняла и спрягала слова).

   Вскоре соседские дети-школьницы попросили у мамы разрешения взять меня на прогулку. Расположившись на скамейке и посадив меня рядом с собой, они ненадолго отвлеклись,- и я упала на землю. Услышав мой крик, прибежала мама и забрала меня у нянек. - Помню во всех деталях свои впечатления.- После этого нежданного "полёта" я перестала ходить и вновь пошла самостоятельно только в десять месяцев.

   Мне снились удивительные сны. Снились мои и ещё чьи-то куклы, которые бегали по комнате, как маленькие дети. Они смеялись, и с улыбкой призывали меня догонять их. Я тоже начинала бегать за ними. Это было так весело!

   Мама читает мне книги - сказки Пушкина. Я запоминаю всё досконально: все изображения, весь текст; запоминаю, где она переворачивает страницы... Затем мама показывает отрывной календарь, перелистывает каждый листик и рассказывает, кто на них изображён. Я запоминаю всё: все лица, кто эти люди на рисунках и фотографиях, чем знамениты. В год я уже неплохо начала говорить, выговаривая почти всё чётко.
 
   Мне полтора года. Я сижу на стуле во дворе. Вокруг меня собрались соседские дети и просят меня, чтобы я им почитала сказки. Я произношу сказочный текст, к тому же сама переворачиваю страницы именно там, где нужно. Создаётся имитация чтения. Всех окружающих это удивляет. Мне дают отрывной календарь. Спрашивают, кто изображён на одной-другой-третьей-... странице. Всё безошибочно я отвечаю, чем привожу детей-школьников в изумление. Понимаю только, что они думают, будто я читаю текст,- а я просто благодаря зрительной памяти всё запомнила,- но не разубеждаю их.

   Когда детей позвали родители, я выбегаю за дом и направляюсь в сторону стадиона. Ранняя весна, только-только начинает пробиваться первая трава. Тут на меня напали гуси с гусятами, я упала, стая гусей больно щиплет меня: гусак, гусыня, маленькие гусята. Прибежала мама и отогнала птиц полотенцем.

   Смотрю на родителей, брата,- они так высоко,- и спрашиваю: у вас не кружится голова?" "Нет",- отвечают они и смеются.

   Пришла 12-летняя двоюродная сестра. Дедушка за стадионом ждёт нас, сидя на телеге, в которую запряжён ослик. Сестра ведёт меня через стадион. Я смотрю на её весёлое лицо вверх, а она ответствует: "Знаешь, кто ты?" "Кто?"- спрашиваю я. - "Галка-палка",- отвечает кузина и смеётся. На мне маленькое платье из такой же ткани, как и у сестры с красивой вышивкой. Такое же платье и на кукле. Всё так забавно! А вчера брат с одноклассниками играл здесь в футбол, а я сидела на трибуне, наблюдала за матчем.

   Наконец, мы садимся в повозку, и дедушка везёт нас к себе.

   Вместе с бабушкой и дедушкой мы находимся в их саду. Сад шикарный: весенние работы в разгаре. Поскольку я была очень беспокойным ребёнком, папа и мама решили отдохнуть и, наконец, сходить в кино. Зато дедушке и бабушке теперь со мной "весело". Бабушка, чтобы вразумить меня, показывает на небо и начинает "душеспасительную" беседу, посвящённую религиозной тематике. " А что, Бог нас всё время видит?"- спрашиваю я.- "Да",- отвечает бабушка. И мы с ней идём по тропинке к дому.

   Однако и тут я отличилась. - Мы обе упали в арык и измазались глиной. Пришёл дедушка, помыл мне руки и, чтобы я не плакала, дал кусочек хлеба с маслом, посыпанный сверху сахаром. Это было так вкусно! Бабушка переоделась в другое платье, и мы вместе, сидя на печке, беседовали, глядя в маленькое зеркальце.

   Вечером с дедушкой, бабушкой и сестрой в красном углу под иконами мы сидели при свете лампады (электричества не было) за скромным патриархальным ужином и ели из одной миски посыпанные солью несколько куриных яиц,- у каждого из нас по  ложке. На улице вдалеке лаяли собаки, это было так умиротворяюще. Своим детским сердцем я чувствовала необыкновенный уют и незабываемую красоту этих дивных мгновений. На другой день, отдохнув от шаловливой дочки, мама забрала меня домой.

   С папой и его другом мы идём за город. Меня поместили в зелёный естественный балаган в центре кустарника, где образовалось уютное гнёздышко. Как там хорошо! Пока на зелёной лужайке они начинают сажать картошку, я смотрю, как шаловливые лучики солнца пробиваются сквозь зелёную листву.

   Дни становятся теплее, и вот с папой и старшим братом мы идём на горную речку. Пока я в песке начинаю строить замки, они пробуют воду, переговариваются и, вдруг, папа ныряет с головой и скрывается с глаз. Испугавшись, я начинаю кричать. Через мгновение, он выныривает ниже по течению, выходит из воды и, смеясь, подходит к нам с братом. Я радуюсь. Но тут брат повторяет отцовский кульбит и скрывается под водой. Я опять кричу. И тут,- он выныривает и вскоре подходит к нам. Так мы загорали на тёплом песочке, а ледяная вода нужна была для контраста. А какие там, выше по течению были разноцветные камешки! А ещё чуть выше по течению, загадочные круглые валуны... Вокруг чудесные растения! Необыкновенная, удивительная природа, светлое прекрасное время, а мне уже 1 год и 9 месяцев!

   Мама купает меня в тазике во дворе. Вода напоена солнечными лучами, ведь она нагрета прямо здесь же, на солнцепёке. Счастливый мой смех добавляет в окружающее пространство капельки светлых мелодий. Утро чудес и день солнечных струнных чудес!

   Мама да и все устали от моих ночных голосовых концертов. Но днём стало ещё сложнее. Папа уехал с братом, а мама старалась не упускать меня из виду, готовя во дворе на печке под чистым небом. "Мама, привяжи меня на верёвочку,- прошу я,- а то убегу." "А так ты не можешь просто здесь рядом играть?"- спрашивает мама. Наконец, уважив мою просьбу, она привязывает меня к дереву. Но это ненадолго...

   И вот я опять у бабушки с дедушкой. Как всё интересно у них. Сестра знакомит меня со своими учебниками. Рассказывает сказки. Приходят её подружки, делятся и со мной своими секретами. Дедушка с бабушкой тоже беседуют с нами.

   Вскоре у меня появился младший братик. Он такой хорошенький! Увидев меня, он улыбается и говорит: "Агу". Как мне приятно общаться с ним! Необыкновенный ребёнок, словно ясное солнышко. Солнышко садится,- и малыш спит. Солнышко встаёт,- мальчик просыпается. Не в пример голосистой сестре, то есть мне, которая задаёт сольные концерты день и ночь.

   Папа приехал из командировки заполночь и привёз мне говорящую куклу. "Хочу ей сразу отдать",- говорит он маме, на что мама отвечает: "Утром отдашь. Не надо её будить". Но я всё слышу. Тут папа мне вручает куклу, которая говорит: "Мама". То-то радости!

   Ночью я просыпаюсь и требую: "Киселя хочу!" Папа спрашивает у мамы: "Есть кисель?" "Пусть спит,- утром поест". "Нет,- возражает любящий отец, - она сейчас хочет." "Мало ли что она хочет! Пусть спит." Но отец встаёт, приносит дочке  бокал киселя...

   На следующую ночь ребёнок требует среди ночи: "Варенья хочу!" "Есть варенье?- спрашивает добрый папа. "Пусть спит!"- Мама не хочет, чтобы из дочери выросло эгоистичное чудовище. "Нет,- она сейчас хочет!"- отец непреклонен.

На следующую ночь дитятко требует: "Пельмени хочу!"  "Есть пельмени?" - спрашивает встревоженный отец. "Иди, лепи!" Все притихли. Ребёнок покричал, требуя желаемого, но все лежали тихо... После этого ночные кормёжки прекратились.

   С братиком играем вместе. У нас только две игрушки (мои куклы не в счёт): птичка, которая пищит, если на неё нажмёшь и пупсик, который может держаться на воде, когда мы купаемся. Но нам особенно ничего и не надо. Нам и так весело вдвоём! 

   В друзьях у нас и соседские дети, с которыми мы покоряем окружающее пространство.

   Ах, какое это было золотое детство! Вот бы всё заново началось!


***
   Лично я, признаюсь, с детства любила только сказки, где-то до 9 класса. Спасало то, что внимательно слушала учителя на уроках. Остальную необходимую программу пробегала "по диагонали", хотя числилась в числе лучших. Подружки, а тем более мальчишки-друзья, точно так же - в лучшем случае, пересказывали друг другу содержание романов перед сочинением. Хотя они читали уже о любви, приключениях и так далее... - Потому мы не очень-то вчитывались в пространную классику того же гениального Льва Толстого и других писателей. Длинноты утомляли, и в детстве, и во взрослом состоянии. Сначала хотелось побегать, попрыгать, да и глаза не хотелось утруждать. Тут ещё дела по дому, а их было немало. У взрослых тоже со временем была напряжёнка, и сейчас не лучше. Образование из-за ЕГЭ и вовсе на дне "Марианской впадины". Тогда было радио, кино, затем телевидение. Теперь ещё интернет. Но я отвлеклась от основного, чуть не переняв стиль Льва Николаевича. Скоро буду ходить босиком, не пройдя его пути утончённого аскета.

   - Бог посылает человеку талант, иногда средненький, иногда большой, а бывает — выдающийся, такой, что прямо руками разводишь. Вот как у Алика — вкус, звук, ум, красота, все! Родился артистом. Но не было характера, ощущения миссии художника, которая принуждает работать, работать и работать.
Врожденный, естественный пианизм. Звучало все.

   Ангел может родиться не только в мире ангелов, но и в мире людей на земле. Тогда его душа останется ангельской, а тело будет человеческим.


ЗЕЛЁНЫЙ КОВЁР ВРЕМЕНИ

Когда я в этот мир впервые
Открыла окна синих глаз,
То несказанной красотою
И чистотой его святою
Покорена! притом не раз!!!
Какие чудные рассветы
Ловил восторженный мой взгляд,-
Цветов раздолье, море света,
Земли кокетливый наряд!
Себя я помню очень рано,
Пожалуй, месяцев с восьми.
Ах, право, это так забавно,-
Когда-то были мы детьми!
Среди красот зеленых юга
Росла я... Где зимою - вьюга.
Где горы - снежные хребты,
Ручьи, прозрачнее мечты
Из ледников струятся летом,
Земля, как пекло, разогрета,
И, караван шелков-парчи,
В Синь-цзянь ведут бородачи.
Пространство-время расстилало
Передо мной земной ковёр,-
Всё трепетало и сверкало
Сливаясь в сказочный узор.
Ковёр сворачивался следом
В рулон, что соткан солнца светом,
И в звёздной возникал пыли,
Предвосхищая бег Земли.
Среди чудес, волшебных сказок,
Весёлых солнечных стихий,
В палитре многоцветных красок
Я насыщалась морем сил.
Росла цветком под острым взглядом
Тюльпанов, маков, васильков.
Была суровой правде рада,-
Жестокой колкости Основ...
Природы дар для воплощенья
В стихи, мечты и бытиё...
О фантазёры! Цепи-звенья
В Восьмёрке, стянутой Нулём...
И вот, рожденье Единицы!
И - Чудо-крылья за спиной!
Легки ВСЕ ЛЮДИ, словно птицы,-
Пространство-Время, - Бег Крутой!
Эй, Человек! Приди на ВЕЧЕ!
Над бездной птицей вознесясь,-
Грудь - колесом, и,- крылья-плечи,
Ты - Всех Времён Лучистый Князь!
- Ковёр времён опять в полёте,-
Прекрасный чудо-самолёт!
Как Лотос, выросший в болоте,
Вневременной,- Чудес Полёт!..
Расправь же плечи!
Среди сечи!
Стань Человеком -
От щедрот!!!
Любя себя,
слова и речи,
Люби
и -
время-самолёт!!!!...

Пусть детский мир - исток земных начал
Наполнен будет радостью и смехом.
Чтобы ценя единый свой причал,
Могли не плакать, если отзвук... эхом.

Где вы, родные, чистые душой?
Куда уплыли тучами гонимы.-
Качался под ногами шар земной
И ни к чему печальные призывы.

О мамочка! О папа! Братец мой!
Где предки наши,- бабушки и деды?
И где причал, тот дом наш всеблагой,
Который - пристань, где вы живы-седы!

Не хочется мне песни больше петь.
Хочу упасть и горько распластаться.
Как трудно, дорогие, провожать,
Когда вы не хотите возвращаться!


-


Рецензии
Галка запала в сердце. Тронула до глубины души.

Юрий Николаевич Горбачев 2   29.11.2022 13:18     Заявить о нарушении
Благодарю, Юрий Николаевич!
С уважением!

Галина Черонова   29.11.2022 18:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.