Генеральский дом и школа 21

Иллюстрация: Аркадий Матвеевич Нагоркин с сыном Игорем.

Мой коллега Игорь Аркадьевич Нагоркин рассказал мне о том, как его родители, жители Сибири, оказались в Ейске. Выпускник Иркутского военного авиационно-технического училища Аркадий Матвеевич Нагоркин и выпускница фармацевтического отделения Иркутского медицинского института Элла Максимовна Степанова были молодыми супругами. Техник по самолетам старший лейтенант А.М. Нагоркин был направлен служить в Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков.
 
В 1962 году его семья поселилась в ДОС (Дом офицерского состава) № 6, который ейчане неофициально называли «Генеральский дом». Этот дом находился в военном городке, рядом с училищем. По воспоминаниям И.А. Нагоркина, улица Ясенская тогда, в начале 1960-х годов, была почти пустынной, лишь иногда по ней проезжала телега керосинщика или старьевщика, а в остальное время никакого движения по улице не было. Многоэтажных домов в районе военного городка тогда было всего три: ДОС  № 5 – ныне улица Первомайская № 191, «Генеральский дом» ДОС № 6 – ныне улица Октябрьская № 288 и ДОС № 7 – ныне улица Первомайская, № 206.
 
Нагоркины жили в «Генеральском доме» в квартире на четвертом этаже, подъезд № 4, а в соседнем подъезде № 3, тоже на четвертом этаже, жила семья офицера Шаронова – друга и коллеги Аркадия Нагоркина. В те годы люди гораздо чаще ходили в гости, поэтому каждую неделю собирались попеременно, то у Нагоркиных, то у Шароновых, у них были дети-двойняшки: Ира и Сережа, всего на год младше Игоря Нагоркина. Взрослые играли на музыкальных инструментах – гитара, аккордеон, пели,  устраивали танцы, а ребятишки возились и топотали по всей квартире. Мама Игоря Нагоркина Элла Максимовна была фармацевтом и в те годы работала заместителем заведующей самой известной в Ейске аптеки № 198, которая находилась около парка имени Калинина. Молодые семьи морских офицеров Ейского высшего военного авиационного училища лётчиков жили рядом с местом службы, и в этом же самом доме жил начальник училища генерал-майор авиации Борис Миронович Ривкин. Его квартира находилась на третьем этаже, подъезд № 3, как раз под квартирой Шароновых. Бывали случаи, когда шумные посиделки молодежи затягивались, и тогда в квартиру Шароновых поздним вечером осторожно стучалась жена генерала Ривкина, Розалия Павловна и вежливо просила соседей не шуметь. Сам генерал Ривкин был не очень общительным человеком, но зато в летном деле – ас, настоящий профессионал, в небе он мог творить чудеса. Сослуживцы наблюдали за его полетами с восхищением, а местные жители, глядя в небо, с уважением говорили: «Генерал летает».

Генерал-майор Ривкин

Биография Бориса Ривкина началась в 1919 году в Чернигове. Он окончил 7 классов в Таганроге, затем школу ФЗУ в Москве. Работал слесарем на автозаводе «ЗИЛ», занимался в аэроклубе. В Красной Армии Борис Ривкин служил с 1937 года. В 1938 году он окончил Борисоглебскую авиационную школу лётчиков, а затем работал там инструктором. Младший лейтенант Ривкин находился на фронте с мая 1942 года в должности командира авиационной эскадрильи 237-го истребительного авиационного полка (в феврале 1943 года был преобразован в 54-й гвардейский истребительный авиационный полк) 220-й истребительной авиационной дивизии 16-й воздушной армии. Отличился в боях за Крым, затем в боях под Сталинградом и на Курской дуге. Гвардии капитан Б.М. Ривкин к июлю 1943 года совершил 176 боевых вылетов. В 95 воздушных боях он сбил лично 12 самолётов противника. Летал на самолетах И-16, Як-1 и Р-39 «Аэрокобра».
 
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года гвардии капитану Ривкину Борису Мироновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» под № 1743.  С 1944 года — заместитель командира 54-го гвардейского истребительного авиационного Керченского полка. К моменту окончания войны Б.М. Ривкин совершил 230 боевых вылетов, провёл 100 воздушных боёв.
 
После войны он командовал авиационными частями. В 1954 году Б.М. Ривкин окончил авиационные Курсы усовершенствования офицерского состава, а в 1960 году - командную Военно-Воздушную академию. С 1960 года - заместитель начальника, а  в 1963;1968 годах — начальник Ейского высшего военного авиационного училища лётчиков. В 1965 году Борис Миронович Ривкин получает звание -  генерал-майор авиации, а в 1968 году — заслуженный военный лётчик СССР. В 1968;1975 годах он — заместитель командующего Военно-воздушными силами Северо-Кавказского военного округа.
 
С 1975 года генерал Ривкин находился в запасе и жил в Ростове-на-Дону. Окончив военную службу, он работал в НИИ физической и органической химии Ростовского университета, был инженером в Северо-Кавказском научном центре высшей школы. Скончался Б.М. Ривкин 4 декабря 2004 года в Ростове-на-Дону и был похоронен на Аллее Героев Северного кладбища. Награды Б.М. Ривкина: орден Ленина (24.08.1943), три ордена Красного Знамени, два ордена Отечественной войны 1-й степени (07.12.1942, 11.03.1985), орден Красной Звезды, орден Александра Невского (05.05.1945). Среди его многочисленных наград есть медали: "За оборону Сталинграда" (22.12.1942), «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», "За победу над Германией (23.06.1945), медаль «Победы и Свободы» (26.10.1945), Польша.

Начальная школа № 21

В сентябре 1962 года маленький житель «Генеральского дома» Игорек Нагоркин стал первоклассником. Первых классов в этом году набралось два, в начальной школе № 21 учились дети военных и дети местных жителей района, который в Ейске называли «Рог». Начальная школа № 21 служила филиалом школы № 4, расположенной на углу улиц Первомайской и Сергея Романа. После окончания начальной школы № 21 ее выпускники отправлялись продолжать обучение в школу № 4. Школа № 21 действовала с 1947 года, находилась она в одноэтажном здании барачного типа на улице Ясенской, между улицами Октябрьская и Морская. Во двор школы можно было попасть с улицы Ясенской. Внутри двора располагалось само здание школы, фруктовый сад и уличные туалеты. При школе также было жилье заведующей, в 1962 году ею была Зинаида Ивановна Носова, она жила при школе и у нее был свой небольшой огород. Кирпичное школьное здание представляло собой вытянутый вдоль улицы Ясенской прямоугольник с большим количеством окон.
 
Сразу при входе в школу был небольшой буфет, а далее - длинный коридор и двери в классы. Учились в этой школе четыре года, обучение проходило в две смены. В классах было более 30 человек, и парты стояли в три ряда. У каждого класса была своя учительница, но зато она занималась со своими учениками всеми предметами, вплоть до уроков домоводства. Причем домоводству обучали как девочек, так и мальчиков, в том числе и вышиванию. Поэтому Игорь Нагоркин научился уверенно держать в руках иголку. Во время большой перемены ученики могли купить себе в школьном буфете молоко и бублик. Молоко там было всегда, а вот бубликов иногда в буфет не привозили. И тогда на большой перемене школьники, сломя голову, бежали на улицу Первомайская, в ДОС № 5, где располагался ближайший продовольственный магазин. Там можно было купить  за пять копеек заветный бублик с маком. У Игоря Нагоркина в первом классе «Б» учительницей была Галина Федоровна – жена офицера, совсем молодая женщина. Он был старательным и аккуратным учеником, тщательно выводил пером буквы в тетради, эта тетрадь, стараниями его мамы Эллы Максимовны, сохранилась до наших дней. Но отличником Игорь не был, он имел разные оценки, от «троек» до «пятерок».
 
Родители Игоря иногда уезжали на учебу и в командировки, тогда его отправляли на полгода к бабушке, в город Нижнеудинск. И вот там он становился круглым отличником. Местные учителя не могли нарадоваться: откуда к ним приехал этот удивительный мальчик, который все знал и умел! А потом он возвращался от бабушки обратно в Ейск и шел в свою школу, где все опять было по-прежнему.
 
Игорь Аркадьевич запомнил один случай, когда на уроке рисования он хотел нарисовать портрет Ленина, который висел в классе, но ему не разрешили это сделать. Учительница долго объясняла школьнику, что портреты вождей не могут рисовать обычные люди, это важное и ответственное дело поручают только специально обученным, доверенным людям.
 
По воспоминаниям И.А. Нагоркина, как-то зимой в Ейске, это произошло как раз в период его обучения в начальной школе № 21, случились особенно сильные снегопады. Утром жильцы не смогли открыть двери подъездов «генеральского дома», их завалило снегом. Мужчины-офицеры откопали двери и сделали проходы во дворе, а детям тогда казалось, что из снега возвышались целые горы. В школе тогда отменили занятия, но мальчишки все равно гуляли на улице, для них это было даже интересней.

Новогодние праздники в школе

На Новый год в школе № 21 устраивали веселые праздники. Из одного класса выносили всю мебель и там устанавливали настоящую елку. Украшения для этой елки мастерили сами школьники, а еще там раздавали подарки. Тем, кто подготовил свой номер для выступления, дополнительно дарили конфеты. Игорь выучил и рассказал два стихотворения, одно из которых в его исполнении оказалось особенно эмоциональным, и получил за это целых две конфеты.
 
На празднование Нового года ейские школьники наряжались в самодельные маскарадные костюмы, особенно популярными из них были: Снежинки, Бабочки, Кот в сапогах, Буратино. Игорю Нагоркину его мама Элла Максимовна придумала и смастерила костюм Петуха – на голове была красная шапка с петушиным гребнем, а сзади приделали красивый хвост. В другой раз Игоря и вовсе никто в школе не узнал, потому что дома ему вымазали лицо, на голову натянули парик, нарядили в черное трико и получился настоящий негр. А негров в Ейске тогда еще никто не видел, получилось очень оригинально.


Рецензии