Откуда мы родом? Год торгуем, год воюем...

        В Руси северной, у слияния рек Псковы и Великой, на плесу, на холме высоком, стоит древний град. И имя ему от воды есть Плесков-город, а поныне – Псков. И не помянуто в летописаниях кем основан был тот град и в кои времена. Ведомо только, что как наехал князь Рюрик с братьями из Варяг на Русь княжить (и было то в году 862), стоял уже сей город. А летописцем ветхим Птолемеем-греком писано, что заложен Плесков в год 216-й до рождества Христова. Но истинно то никому не ведомо.

        А населяли земли эти испокон веков кривичи да полочане, балты, чудь да ливы. И смешались те племена и стали псковичами зваться.

        А писаться история Плескова-города стала со времен князя Киевского Игоря и жены его Ольги-псковитянки.

        И гласит предание древнее, что стояла княгиня Ольга на берегу реки Великой против устья Псковы, и было ей видение чудное -  три ярких луча осветили высокий холм крепостной и услышала она глас Господний, что быть на том месте храму Пресвятой троицы и будет велик и славен город Псков. И возвела княгиня церковь и был тот храм в землях псковских первой обителью веры христианской. Шесть столетий не было на Руси иного храма с именем Пресвятой троицы. Ибо есть у Бога один дом. И стоит тот дом Господа в словном Пскове-городе. А второго не дано. Такова воля Божья. И возвели они вокруг храма крепость неприступную. Кромом ее назвали. И не мог ворог взять ее в полон ни изгоном, ни измором.

        А были псковичи народом особым. Ибо стоял славный Псков на пограничье. И всяк, нечестивый, кто с мечем и огнем на земли русские северные приходил, миновать его не мог. И из века в век бились мужи псковские насмерть с тевтонскими да ливонскими рыцарями, полками немчинов да датчан, польским, литовским шведским да венгерским воинством. «Год торгуем, год воюем, год горим» - говорили о себе псковичи.    

        В каждом доме псковском висели в сенцах мечи да топоры боевые, щиты, да шеломы воинские, доспехи кованые, да одежда ратная стеганая.  И буде подходил ворог к городу, как били в набат колокола Плесковские, так всем миром вставали псковичи на защиту города. И не было боле ремесленников да купцов, бояр да монахов, бедных да богатых. Все в одночасье воинами становились. И каждый твердо свое место в бою ведал. А урок ратный им давали, да в бой вели с каждой улицы - десятские, да сотские, а с каждого края - тысяцкие. И были они в делах воинских зело искусны. И вставали псковичи в полки плечом к плечу: отец с сыном, брат с братом, сосед с соседом. И бились все как один. Ибо не было большего позора для воина псковского и всего рода его, чем отступить в бою. А смерть принять на миру за веру господню, други своя, жен да детей малых – великой доблестью на все времена почиталось.

        И не ведомо на святой Руси иного города, где вдовы да девы облачались в доспехи ратные убитых в бою мужей да братьев своих, и на их место вставали. И бились с ворогом зло, да умело вровень со всеми. А слава о женах псковских шла по всей земле, ибо были они не только в ратном деле искусны и в сече страха не ведали, но и ликом красны, и станом стройны, и в хозяйстве домовиты.

        А буде враг силой да числом бОльший, сами псковичи свои посады, домы да амбары без жалости огнём жгли и в Кром к Святой Троице уходили. Ничего ворогу не оставляли. И была поганым в Плескове-городе только одна добыча - смерть.

        И знали псковитяне, на бой смертный выходя, что не останутся в беде их дети-сироты. Всем миром поднимут. И дома сгоревшие первым рядом поставят тем, кто кормильцев на поле ратном потерял. По такой Правде жил славный богохранимый Плесков-город, и в том сила его была.

        Твердо стояли псковичи за веру христианскую, Дом святой Троицы и землю новгородскую. И прозвали на Руси Псков щитом земли русской, заставой богатырской и недремлющим северным стражем. А ворог называл его злым городом.

        Ни перед кем жители земли псковской колена не приклоняли. Ни перед врагом, ни перед князьями низовскими и киевскими. Испокон веков полагались они только на себя и княжьей власти над собой не имели и иметь не хотели. Ибо сказано в Псковской летописи: «От начала земли Русской сей град Псков ни коим князьям не принадлежал, и по своей воле жили все сущие в нем люди». А жили они по вечевым законам и всем миром дела правили. Князя себе по Старине приглашали. Ибо с древности так заведено было. Но власти ему над собой не давали. А коли не люб станет, так и путь ему укажут, вон прогонят. А не будет воли вечевой исполнять, так и в сруб посадят. Псковичи – народ гордый. И цену себе твердо знали. Шапок ни перед князем, ни перед боярами не снимали, а только перед святыми иконами.
 
        Славен, богат и велик был хранимый Богом город Псков. Прекрасны были храмы его и дома. Широки и многолюдны его улицы и торжища. Богато жили псковичи. Самый бедный лаптями брезговал. Все как один сапоги носили. Далеко в заморских землях ходила добрая молва о купцах псковских, что честностью своей известны были, и искусных мастерах: гончарах, кузнецах да ткачах, чьи труды славились и больших денег стоили. И ехали в земли псковские гости заморские да купцы богатые со всего света. И люб им был город Псков.

        Но и враг охоч был до вольного города. Бился Псков с литовцами без малого семьдесят лет и много сил на то положил. Но твердо стояли псковичи с братьями новгородцами за вотчину свою. А как взял князь Московский войной да измором земли новгородские, так не стало Пскову помощи от Господина Великого Новгорода. И остался он один меж злым латинянским Княжеством Литовским и православной, но жадной ордынской Московией.

        И в году 1478 от рождества Христова признал Псков власть Московскую, за что обещал Великий князь Василий быть ему в союзе защитником от Литвы, да соседом добрым, и сохранить за землями псковскими вольности вечевые. И в том крест православный целовал. И поверили ему псковичи. Но не было правды в словах лукавого князя Московского. Посадил он в Пскове свих наместных людей и забрал и власть, и волю, и землю, и право вечевое.

        И построил великий князь московский в Кроме на святом для псковичей месте у храма Святой Троицы свои хоромы. И поставил там войско свое. А семьи крепких горожан числом триста, лишил домов и отправил в чем есть в земли низовские. И ни один из них обратно не воротился. А из Среднего города выгнал князь всех псковитян в град Окольный, а дома их отдал московитам приезжим.

        Взроптали псковичи против власти московской. Не единожды за оружие брались. Но уже не так велики были они числом и некому было над ними началом стать. 

          И случилось зло страшное января месяца тринадцатого дня года 1510. Сбросили дружинники князя московского с храма Святой Троицы колокол вечевой, символ свободы и независимости псковской, лишили его языка и свезли на подворье Снетогорское. И горько плакали псковичи, видя это. Ибо обманом подлым, словом лживым да мечем опричным поставил их князь московский на колени.

        На том и закончилась история Псковской республики, вольной земли Псковской.


        Сентябрь 2022 г.
        Санкт-Петербург


Рецензии
Уважаемый Виктор.
Читала и думала, что текст напевный, ладный, словно негромкий говор Бояна под неспешный перебор струн гуслей. Все не могла понять, что же мне напоминает Ваш рассказ, почему я слышу этот текст. Потом сообразила. Конечно же "Лебеди непрядвы". И напевно, и славно, и ладно. Почему то у меня в воображении Ваш рассказ очень совпал с ощущениями от этого старого мультфильма. Та же гордость, та же печаль.
Мне очень понравилось.
С теплом Наталья

Наталья Морозова 12   03.12.2022 04:43     Заявить о нарушении
Наталья, спасибо за добрые слова!

Новеллы о русской истории, написанные современным языком - не убедительны. Я пытаюсь стилизировать текст под старорусский язык повествования не только по причине его напевности, образности и лаконичности, но и потому, что он звучит в стиле былинной летописности, создает иллюзию того, что текст идёт от современника событий, их очевидца. Но главное это, конечно, - русскость.

С уважением,
Виктор

Виктор Федотов   03.12.2022 10:23   Заявить о нарушении
Ничего не понимаю, хороший текст, историчность, русскость...
Вас подменили!?
Вы теперь
клон?

Филя Дивановский   23.01.2023 19:23   Заявить о нарушении
Филя, ну не расстраивайтесь Вы так. Для понимания нужен здоровый мозг.
Если не срабатывает Ваша базовая система оценки личности, то, может быть, ошибка не в личности, а в самой системе?

С "баптистским" приветом,
Виктор

Виктор Федотов   23.01.2023 19:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.