Лётчики-истребители ВВС и ПВО. В чём разница?
В Спасске-Дальнем базировался с нашим ИАП полк разведчиков Ту-16. У них задачи были более, чем специфические, - летали в Тихий океан, снимали американские корабли, в том числе и авианосцы. Видел у них классные фотографии американских кораблей. А вот истребители были и не так далеко от нас, - в Голёнках, например, где базировались МиГ-21 и в Воздвиженке с Су-17. Но мы с ними никак не пересекались.
Все наши перелёты по учениям или перегонам самолётов проходили обычно по ПВОшным аэродромам. О совместных учениях с ВВСовцами даже и речи не было.
Лётчики ПВО с лётчиками ВВС могли встретиться только в госпитале или в санатории. Вот, кстати, я впервые и встретился с лётчиком ВВС в санатории и узнал от него, что в ВВС лётчик в санаторий в звании до майора может попасть только случайно. А нас, «бедных» лейтенантов ПВОшников доктора заставляли обязательно в отпуске отбыть санаторий и с этим было строго.
Конечно, в ПВО, в отличие от ВВС, лётчиков было мало, и там автоматически, можно сказать, их "статус" был выше. Да ещё, как мне кажется, при создании Истребительной Авиации ПВО в 50 - 60-х годах, организации Боевого Дежурства, её создатель и много лет бывший командующим Авиации ПВО маршал Савицкий заложил определённые, как сказали бы сейчас, - стандарты.
В 1980 году ИА ПВО перевели в ВВС, и мы стали ВВСвцами, но ничего для нашего полка, ещё недавно ПВОшного, не изменилось. Задачи не изменились, как было основной задачей несение Боевого Дежурства, так и осталось. И все остальные заботы были этому подчинены. Командование поменялось, приказы разные, определяющие проведение полётов и боевой подготовки теперь были ВВСовскими.
Доходили до нас и раньше разные слухи о своеобразных порядках в ВВС, но первая же встреча с начальником авиации из ВВСовского верхнего штаба повергла нас, можно сказать, в шок. Первого декабря, на начало учебного года прилетел он к нам на МиГ-23. Встречали его прямо на ЦЗ. Самолёт зарулил и из него вылез генерал в полевой форме в портупее и сапогах. Никак мы такого не ожидали. До этого, лётчика, летающего в сапогах, я видел только в кино про Отечественную войну.
В авиации ПВО тоже были свои своеобразности. Часто командиром дивизии или корпуса, куда входил наш истребительный полк, был ракетчик, далёкий от авиации. Однажды, к нам в Дежурное Звено прибыл комдив-ракетчик, который только вступил в должность и решил познакомиться с подчинённым ему авиационным полком. Как и полагается, прибыл со свитой, знакомится с новой для него обстановкой. Всё ему интересно, задаёт вопросы.
Потом вдруг кричит: - В ружьё! Народ опешил, что солдаты, что техники с лётчиками. Не поймём, чего это генерал хочет от нас. Потом кто-то из свиты подсказал комдиву, что команду надо дать – Воздух! Это он решил нам объявить Тревогу. Смутился генерал, махнул рукой, тихо сказал – «воздух» и пошёл на выход. Тут, конечно в Дежурном Звене всё завертелось, вскоре и самолёт из Дежурных Сил вылетел…
В 1986 году мы из ВВС вернулись снова в ПВО. Задачи наши снова не менялись. Как дежурили днём и ночью, так и продолжали. И вся подготовка была направлена на выполнение этой задачи.
А вообще-то разница между лётчиками-истребителями ВВС и ПВО определялась стоящими перед ними задачами. Перед истребительной авиацией ВВС стояла главная задача, если говорить кратко, это борьба с авиацией противника. Главной задачей истребительной авиацией ПВО была, как писалось на плакатах, - «охрана и защита воздушных рубежей страны». А посему ПВОшные иап располагались в основном по границе и ещё вблизи крупных промышленных центров для их защиты.
В мирное время иап ПВО несли круглосуточное Боевое Дежурство, а с началом нападения врага перед ИА ПВО стояла задача связать авиацию противника до развёртывания основных сил ВВС. Как говорилось, истребительная авиация ПВО выполняла в мирное время боевые задачи. Что периодически подтверждалось то принуждением к посадке, а то и сбитием какого-либо «супостата» – нарушителя границы.
Отсюда можно судить и о том к чему готовились те или иные лётчики, какие виды тренировочных полётов выполняли. ВВСовские лётчики на таких истребителях как МиГ-21, Миг-23 разумеется отдавали предпочтение воздушным боям, боевому маневрированию. У лётчиков ПВО это было иначе, летали в основном на учебные перехваты. Поскольку основная задача была перехват воздушных нарушителей границы. Да и основные типы истребителей ПВО до определённого времени были не очень пилотажными. Такие как Су-15, Як-28П, Су-9, МиГ-25. Конечно, с появлением в ИА ПВО таких самолётов, как МиГ-23 или Су-27 кое-что изменилось. Так же в программе подготовки появились и воздушные бои и даже работа по земле, что совсем не характерно для ИА ПВО.
Есть ещё один существенный момент в «образе» лётчика-истребителя ПВО. Подготовленный в объёме КБП лётчик попадал в Дежурное Звено и тогда зачастую на плановые полёты «выпускали» его только для «продления сроков». Говорить о совершенствовании «лётного мастерства» приходилось с натяжкой.
А в плановых полётах участвовала «молодёжь», чтобы освоить Программу КБП и тоже попасть в Дежурное Звено.
Думаю, что у лётчиков-истребителей ВВС было больше возможности для лётного совершенствования, для «полётов на себя».
- на фото: - Истребитель.
- фото из Интернета.
13.09.2022 – Севастополь.
Свидетельство о публикации №222092000228
Юрий Николаевич Горбачев 2 24.12.2022 04:48 Заявить о нарушении
С уважением, Геннадий Чергизов.
Геннадий Чергизов 25.12.2022 22:53 Заявить о нарушении