Сообщение Аль-Масуди
Восточные писатели о древней Руси
Сообщение Аль- Масуди о славянах и руссах
Продолжение
…В верховьях Хазарской реки (Волги – С.Л.) есть устье, соединяющееся с рукавом моря Найтас, которое есть Русское море; никто, кроме (русов) не плавает по нему и они живут на одном из его берегов (здесь в сообщении много неточностей, вытекающие вероятно, из плохого знания переводчика языка оригинала; «устье» - всегда в нижней части реки, а не в его верховьях, очевидно речь идет о канале, соединяющем верховья рек Волги и Днепра. Обращает на себя внимание то, что
Черное море названо Русским морем, но отмечено, что руссы живут только на одном из его берегов, возможно что морем Найтас считался залив его в северо-западном углу, ибо восточные писатели не могли не знать, что греки живут и плавают вдоль берегов всей южной, западной и восточной части Черного моря, а также пересекают его в области Крыма. С. Л.).
Они образуют великий народ, не покоряющийся ни царю, ни закону; между ними находятся купцы, имеющие сношения с областью Булгар. Руссы имеют в своей земле серебряный рудник подобный серебряному же руднику, находящемуся в горе Банджира, в земле Хорасана (Сведения о серебряном руднике у руссов, вероятно, ошибка – С.Л.).
Русы составляют многие народы, разделяющиеся на разрозненные племена (шероховатость перевода очевидна – С.Л.). Между ними есть племя, называемое Лудана, которое есть многочисленнейшее из них (это имя остается нерасшифрованным, одни видят в нем Ладогу, другие Киевлян, третьи лучан, четвертые норманов, пятые ютландцев и т.д. Все эти объяснения сделаны с налету и не обоснованы ничем существенным, С.Л.). Они путешествуют с товарами в страну Андалус (некоторые усматривают здесь Андалузию – С.Л.), Румию (Рим – С.Л.), Кустантинию (Константинополь – С.Л.) и Хазар.
После того, как русские суда прибыли к хазарским людям, поставленным при устье рукава, они (Русы) послали к хазарскому царю просить о том, чтоб они могли перейти в его страну, войти в его реку (очевидно Волгу – С.Л.) и вступить в Хазарское море - которое есть также море Джурджана, Табаристана и других персидских стран, как мы уже упомянули - под условием, что они дадут ему половину из всего, что награбят у народов, живущих по этому морю.
Он же (царь) согласился на это. Посему они вступили в рукав, достигли устья реки и стали подниматься по этой водяной полосе, пока не достигли реки Хазарской, вошли по ней в город Итиль, прошли его и достигли устья реки и впадения ее в Хазарское море. От впадения же реки до города Итиль это большая река и многоводная. И русские суда распространились по этому морю, толпы их бросились на Джиль, Дайлем, на города Табаристана, на Абаскун, который находится на Джурджанском берегу, на Нефтяную страну и по направлению к Адарбайджану, ибо от области Ардабиля в стране Адарбайджан до этого моря расстояние около трех дней пути. И Русы проливали кровь, брали в плен женщин и детей, грабили имущество, распускали всадников (для нападений) и жгли…
После того, как они награбили и им надоела эта жизнь, отправились они к устью Хазарской реки и истечению ее, послали к царю хазарскому и понесли ему деньги и добычу по их уговору. Царь же хазарский не имеет судов и его люди не привычны к ним; в противном случае, мусульмане были-бы в великой опасности с его стороны.
Ларсия же и другие мусульмане из страны Хазар узнали об этом деле и сказали хазарскому царю: "Позволь нам (отомстить), ибо этот народ нападал на страну наших братьев-мусульман, проливал их кровь и пленил их жен и детей". Не могши им препятствовать, царь послал к Русам и известил их, что мусульмане намереваются воевать с ними. Мусульмане же собрались и вышли искать их при входе в Итиль по воде.
Когда же увидели они друг друга, Русы вышли из своих судов. Мусульман было около 15,000 с конями и вооружением, с ними были также многие из христиан, живших в Итиле.
Три дня продолжалось между ними сражение; Бог помог мусульманам против Русов и меч истребил их, кто был убит, а кто утоплен. Около же 5,000 из них спаслись и отправились на судах в страну, примыкающую к стране Буртас, где они оставили свои суда и стали на суше; но из них кто был убит жителями Буртаса, а кто попался к мусульманам в стране Бургар и те убили их. Сосчитанных мертвецов из убитых мусульманами на берегу Хазарской реки было около 30,000. С того года Русы не возобновили более того, что мы описали».
Это сообщение Масуди требует немедленных комментарий. Во-первых, число руссов несомненно преувеличено (500 судов по 100 человек.). Из договора Олега мы знаем, что в ладье руссов помещалось 40 человек, а не 100. Следовательно руссов помещалось 40 человек, а не 100. Следовательно руссов максимально 20.000. Несомненно количество их при возвращении было меньше, ибо грабеж на южном берегу Каспия не обошелся без жертв. Далее несомненно что, если верить Масуди руссов было в битве с хазарами более 35.000, то несомненно они разгромили бы около 15.000 хазар, ибо были в отчаянном положении, ждать пощады не могли и только силой могли пробиться к себе домой. Вероятно руссов было меньше 25.000 что и обусловило их поражение.
То обстоятельство, что пробившиеся 5000 остановились в земле Буртасов, оставив суда, можно объяснить только тем, что избавившись от хазар, они имели намерение вернуться домой сушей, т.е., что эта Русь не была с севера. Так как буртасы их встретили враждебно, то остатки руссов снова были вынуждены сесть на суда и направиться к северу, но в стране булгар и эти остатки были уничтожены.
Но главное не в этом, а в том, что вооруженная масса руссов (не будем уже говорить о 50.000, а только о 20.000) вынуждена была просить у царя хазар пропуска через его земли и предлагала ему за то огромный выкуп: половину добычи. Значит уже в те времена, когда Русь была совершенно оформившимся и объединенным славянским государством севера и юга, даже тогда десятки тысяч вооруженных людей не могли пробиться через земли хазар.
Что же говорить о якобы существовавших шайках норманов в несколько сот человек? Ведь пробиваться им необходимо было через земли финнов, славян, булгар, буртасов, хазар и т.д., а самый поход растягивался на тысячи километров! Где они могли добывать пищу для сотен людей в течение долгого времени, ведь население немедленно угоняло скот в дебри, а жители прятались по городам и острогам.
Только самое необузданное и бесконтрольное воображение могло допустить свободное разгуливание по бесконечным просторам Европы норманских шаек. То, что возможно было на западе, было совершенно неосуществимо в условиях восточной Европы.
Представления многих историков поражают своей примитивностью. Историк Иловайский сказал когда-то, что история не математика, жаль…, но и та история, которую мы знаем, не наука. Все историки читали показания Масуди, но ни один не сделал необходимых выводов, продолжаем.
«Сказал Масуди: мы же привели этот рассказ в опровержение мнения тех, которые полагают, что Хазарское море соединяется с морем Майотас и с рукавом Кустантинии (Босфор, вероятно – С.Л.) посредством моря Майотас и Найтас...То, что мы писали о русских судах, распространено у всех народов, и год известен: это было после 300 (гиджры), только от меня ускользнуло определение года».(Здесь мы снова встречаемся с типичной неточностью историков: Масуди ясно говорит, что это было после 912/913годов, однако, все, ничтоже сумняшеся, ставят эту дату, как дату похода и производят разные комбинации, связывая этот поход с именем Олега - С. Л.).
«Может быть, упоминавшие, что Хазарское море соединяется с рукавом Кустантинии, под "Хазарским морем" разумели море Майотас и Найтас, которое есть море Бургара и Руса. Бог же лучше знает как оно есть»..
(Из этого сообщения ясно, что Масуди не имел ясногр представления о географии Черного, Азовского и Каспийского морей, он знал, что Каспийское море не соединяете с Черным, но не понимал откуда могло произойти сведение об упомянутом соединении, он не знал о волоке между Доном и Волгой - С.Л.).
«Глава XXXIV. Описание славян, их обиталищ, рассказы об их царях и о расселении их племен.
Сказал Мас'уди: Славяне суть из потомков Мадая, сына Яфета, сына Нуха (Ноя - С.Л.); к нему относятся все племена славян и к нему примыкают в своих родословных. Это мнение многих людей, сведущих, занимавшихся этим предметом.
Обиталища их на севере, откуда простираются на запад. Они составляют различные племена, между коими бывают войны, и они имеют царей.
Некоторые из них исповедуют христианскую веру по якобитскому толку (смысл этого замечания темен – С.Л.), некоторые же не имеют писания, не повинуются законам, они язычники и ничего не знают о законах.
Из этих племен одно имело прежде в древности власть над ними, его царя называли Маджак, а самое племя называлось Валинана (несомненно Волынь - С.Л.). Этому племени в древности подчинялись все прочие славянские племена, ибо верховная власть была у него и прочии цари ему повиновались.
Затем следует славянское племя Астарбана, которого царь в настоящее время называется Саклаих; еще племя, называемое Дулаба (несомненно дулебы - С.Л.), царь же их называется Вандж-слава (вероятно Вячеслав - С.Л.).
Затем племя, называемое Бамджин (предполагают Богемия - С.Л.), а царь называется Азана; это племя самое храброе между славянами и самое искусное в наездничестве.
Еще племя, называемое Манаба, а царь называется Занбир. Затем племя, называемое Сарбин (вероятно сорбы или сербы - С.Л.); это славянское племя грозно (своим противникам) по причинам, изложение которых было бы пространно, и по отсутствии у них закона, которому они бы повиновались.
Затем идет племя, именуемое Марава (Мораване С.Л.); затем племя, именуемое Харватин (очевидно хорваты - С.Л.); затем племя по имени Баранджабин (неясно кто - С.Л.). Названные нами имена некоторых царей этих племен суть имена известные (общепринятые) для царей.
(Из вышеизложенного совершенно ясно, что Масуди под славянами подразумевает главным образом западных славян - С.Л.).
Первый из славянских царей есть царь Дира; он имеет обширные города и многие обитаемые страны; мусульманские купцы прибывают в столицу его государства с разного рода товарами.
Подле этого царя из славянских царей живет царь Аванджа, имеющий города и обширные области, много войска и военных припасов; он воюет с Румом, Ифранджем, Нукабардом и с другими народами, но эти войны не решительны.
Затем с этим славянским царем граничит царь Турка. Это племя красивейшее из славян лицом, большее их числом и храбрейшее из них силою (очевидно речь идет
о венграх, которых византийские писатели называли «туркой», так как венгры вторглись в области славян, смешались с ними, то ошибка Масуди вполне понятна - С.Л.).
Славяне составляют многие племена и многочисленные роды; эта книга наша не входит в описание их племен и распределение их родов. Мы уже рассказывали про царя, коему повиновались в прежнее время остальные цари их, то есть Маджак, царь Валинаны, которое племя есть одно из коренных славянских; оно почитается между их племенами и имело превосходство между ними. Впоследствии же пошли раздоры между их племенами, порядок был нарушен, они разделились на отдельные колена и каждое племя избрало себе царя, как мы уже говорили об их царях, по причинам, описание коих слишком длинно».
С. Лесной. История «руссов» в неизвращенном виде. Вып. 10. с.1087—1093
Гаргави. А.Я. Из сочинений Абуль-Хасана Али ибн-Хуссейна, известного под прозванием Аль-Масуди (писал от 20 или 30 до 50-х годов X века по Р. X.). СПб., 1870
Первым из славянских царей есть царь Дира, он имеет обширные города и многие обитаемые страны; мусульманские купцы прибывают в столицу его государства с разного рода товарами. Подле этого царя из славянских царей живет царь Аванджа, имеющий города и обширным области, много войска и военных припасов; он воюет с Румом, Ифранджем, Нукабардом и с другими народами, но войны эти не решительны.
- Из сочинений Абуль-Хасана Али ибн-Хуссейна, известного под прозванием Аль-Масуди (писал от 20 или 30 до 50-х годов X века по Р. X.
***
В год 842-й от РХ умер великий князь Мезислав, в крещении нареченный Михаилом, первый христианский князь на Руси, а всех лет его княжения было 35; и власть принял его единственный сын Гордимир, а в крещении Андрей, а у русичей он Гор дир, а у варягов Гирдир, у армян и персов Олдир, а у простого народа просто Дир < ...> .
В год 842-й от Р Х , после кончины Мезислава, пришел от Руси Словенской, от князя Гардмунда (Гостомысла), на помощь первый внук Гардмунда Айскалд [Аскольд], или Осклод, очень ладный юноша, с сильной дружиной для служения в охране князя Гордимира, и очень полюбил этого князя Гордимир, потому что Гордир — друг Гостомысла, потому что они оба — князья одного словенского рода. Айскалд же — сын Сигурда, который был убит норманнским ярлом Гунульдом в год 826-й от РХ на озере Варяжском < ...> , и тогда погибли все четыре сына Гостомысла < ...> .
В год 843-й от Р Х старшая дочь Олдира Анастасия вышла замуж за князя
волошанского Велемира, и была пышная свадьба в Киеве и в Полуянах, что у волошан; и дал князь волошанский Велемир Олдиру за дочь очень большой анфракс [алмаз?], красивый кинжал турецкий и хороших коней с конюшим Кавсалом, а великий князь Олдир дал зятю и дочери дорогие персидские одежды и материи, и много разной утвари, и семьи крестьян-пахарей хороших, которые пожелали переехать к волошанам для постоянной жизни там, так как волошане всегда были добрыми соседями Руси, и другое богатство < ...> .
И в том же году Аскольд женился на младшей дочери Олдира Иулианне [Юлиании], потому как Аскольд этот названый сын Олдира и наследник его; и вскоре Иулианна родила Борислава, он первенец Аскольда и внук Олдира и наречен Бурислейфом < ...> .
В год 844-й от РХ умер на Помории князь Турислав, он же Торислейф, первый зять Гостомысла и муж Радуны, и отец Вадимунда, а на Руси зван Вадимиром < ...> .
В год 850-й от Р Х очень сильно заболел Олдир, стали незрячи оба глаза его от греческого огня, и врачи мудрые и хорошие не смогли вылечить князя Олдира, потому что множество ран было на лице его, и лицо было очень страшное и гноилось; и поставил Олдир сына названого своего и зятя Аскольда на великое княжение на Руси и у полян < ...> . И Олдиру надо было с краю быть
В тот же год, 9 марта, крестился Аскольд в Киеве, в храме Святой Ирины, и принял веру в Христа и наречен греческим архиереем Арсеникосом Николаем.
В год 852-й от РХ еще раз пошли Аскольд и Олдир на греков, на цезаря Михаила, и пришли к Царьграду в насадах и в ладьях со множеством сильных воинов от полян и вятичей, и словен, и уличей, и испугался этой рати цезарь Михаил и решил большую дань заплатить русам < ...> , так как намеревался
Михаил идти на болгар, а Дир и Аскольд заключили мир с Михаилом и вернулись
в Киев...
Будинский изборник IX-XIV вв.: Арамейская Библия и Аскольдова летопись. Великий Новгород, 2014. 343с.
https://vk.com/doc399489626_464573375 18Мб pdf
Свидетельство о публикации №222092000328