Мои отношения с гаишниками

Еще до того, как я стал обладателем личного автомобиля, у меня начались отношения с гаишниками. Дело в том, что хотя по основной врачебной специальности был врачом рентгенологом, при небольшой зарплате врача совмещал дежурным врачом-травматологом в травмпункте больницы, в которой работал – городской № 11 города Хабаровска. Мои земляки знают, где она расположена. 

Травмпункт работает круглосуточно, и пока в городе Хабаровске не открылся краевой наркологический диспансер, нас обязали проводить врачебное освидетельствование водителей на предмет алкогольного опьянения. Есть определенные клинические признаки пьяного человека – шатающаяся походка, неустойчивость в позе Ромберга, невозможность попасть с закрытыми глазами в собственный нос и некоторые другие. Есть и специальные  пробы на определение паров алкоголя в выдыхаемом воздухе – проба Шинкаренко-Мохова  (подуть в специальную трубочку, которая меняет цвет содержимого при употреблении алкоголя) и более громоздкая проба Раппопорта.  Есть и специальные анкеты, которые заполняются врачом в присутствии сотрудника ГАИ и по заполнению ему отдаются.

Первое время моих дежурств в травмпункте я исправно проводил освидетельствование водителей по просьбе гаишников, которые доставляли ко мне их, но потом открылся краевой наркодиспансер, где также круглые сутки дежурили врачи, и освидетельствования водителей должны проводиться именно там. Нам в травмпункте это делать не запретили, но разрешили делать по своему усмотрению.  И вот тут начались трения с гаишниками.

Они привозили выпившего водителя к нам, потому что мы располагались ближе к посту ГАИ на 9-м километре Владивостокского шоссе, им не хотелось ехать в центр города в наркодиспансер. Но травмпункт в первую очередь должен оказывать медицинскую помощь пациентам с травмами, а не освидетельствовать  водителей. Но наглые гаишники требовали, чтобы я отставлял на потом больного с травмой и занимался их водителями.  А кое-кто даже угрожал. Вот тогда я проявлял принципиальность, и отказывал им в освидетельствовании, отправлял в наркодиспансер.  Но если гаишник не выступал, просил меня провести освидетельствование, я всегда шел навстречу и делал это.

Потом я стал главным рентгено-радиологом края и мог более компетентно рассуждать о ионизирующем излучении и радиационной безопасности. Узнал о том, что все индикаторы измерения скорости, которыми пользуются гаишники в те годы, излучают не очень большое, но все равно опасное излучение. А любимое место, куда кладут этот так называемый «радар» гаишники – на колени,  совсем рядом со своими яичками. Поэтому рак яичек у гаишников – почти профессиональное заболевание было в то время.

А так как я часто ездил по тротуарам на своем велосипеде, очень крутом по тому времени (над обоими колесами багажники с сетками из универсама, на руле  зеркала заднего вида от мотоцикла, поворотники, работающими от обычной батарейки для фонарика), на меня обращали внимание все.  Мой любимый маршрут для велосипедных поездок был по улице Пионерской (сейчас это улица Павла Леонтьевича Морозова), где гаишники за одним из пологих поворотов любили ловить нарушителей скоростного режима.  И я видел, как они пользуются «радаром». Однажды остановился рядом и прочитал лекцию о соблюдении правил радиационной безопасности. А так как это произошло вскоре после аварии на Чернобыльской атомной электростанции, гаишники порядком струхнули.  Они попросили совет, а потом краевое ГАИ попросило меня сделать инструкцию для сотрудников ГАИ и закупили просвинцованные пластинки для профилактики.  И потом, когда я проезжал мимо гаишников, они приветливо махали мне рукой.

Прошло еще несколько лет, и я стал обладателем первого в своей жизни автомобиля. Хочу немного рассказать, как это получилась.

Как известно, на Дальнем Востоке продажи подержанных японских автомобилей начались с конца 80-х годов прошлого века. Привозили эти автомобили моряки гражданского флота, обычно рыбаки или плавающие на судах «река-море», которые заходили в порты Японии, и там на свалках покупали развалюхи буквально за копейки. Часть эти машин были даже не на ходу, но советские умельцы, пока шли к родным берегам, собирали их с помощью купленных на разборках автомобилей в Японии запасных частей, приводили их в божеский вид и продавали.

По тогдашним японским законам тем, кто какое-то время пробыл в Японии и может это документально подтвердить, автомобили продавали без пошлин. Не было никаких пошлин и в нашей стране (до 1994 года).  Так что для большинства дальневосточников такие автомобили обходились дешево, в пределах 1000 баксов.  Автомобили на ходу были дороже, особенно если были и больше, престижнее. По нашему региону ходили автомобильные  каталоги, где отдельный раздел был посвящен автомобилям для японского рынка.  Я жил в районе Затона, где зимовали суда типа «река-моря». Они возвращались на зимний отстой, увешанные подержанными автомобиля, как новогодняя елка игрушками – заставлено машинами все, часть машины на палубе, а задняя часть  свисает над бортом.

В начале 1991 года я случайно познакомился с бизнесменами из Японии, из префектуры Аомори, приехавших налаживать торговые контакты с Хабаровским краем.  Возглавлял делегацию бизнесменов, приехавшую по приглашению отдела торговли Хабаровского крайисполкома, председатель правления «Мичиноку-банка» господин Дайдодзи. В числе членов этой делегации был крупный вкладчик банка, плантатор и по совместительству врач-онколог, который выразил желание познакомиться с нашими медицинскими учреждениями. Заведующий торговым отделом Абаев позвонил мне, тогда уже первому заместителю отдела здравоохранения крайисполкома, и попросил показать японцу наши больницы, что я и сделал. Поэтому попал на прощальный банкет, когда японская делегация отбыла на родину, и там познакомился со всеми её членами, в том числе с Дайдодзи.

Почему японцев потянуло в Хабаровск? Как сейчас принято говорить, ничего личного, только бизнес. Префектура Аомори расположена на самом севере самого большого японского острова Хонсю.  В Японии далеко не все префектуры одинаковы. Самые богатые те, кто расположен на востоке, на побережье Тихого океана.  Им проще торговать со всем миром. А западные префектуры, что на побережья Японского моря, беднее, они торгуют больше всего с Советским Союзом, Южной Кореей и Китаем, которые в те годы были еще бедными.  А Аомори примерно посредине этих префектур, вот и захотели бизнесмены начать торговать с Хабаровским краем, которому было что предложить японцам, в первую очередь лес и некоторые полезные ископаемые.

А через 2 года наш край подписал договор с префектурой Аомори о сотрудничестве, в Аомори съездил наш губернатор В.И.Ишаев и еще несколько человек. Японцы предложили направить к ним официальную делегацию медицинских работников, которые могли бы познакомиться с принципами оказания медицинской помощи в Японии.  Именно японская сторона попросила, чтобы эту делегацию возглавил я.

Именно во время этой поездки почти все члены нашей делегации купили подержанные японские автомобили. И все благодаря моему знакомстве с господином Дайдодзи, которому я при личной встрече вручил набор продукции Хабаровского химфармзавода – препараты женьшеня, лимонника, элеутерококка и другие, которыми он интересовался во время пребывания в Хабаровске. А он дал указание своим подчиненным оказать нам помощь не только в приобретении автомобилей, но и доставки их в Хабаровск.  Что и было сделано.

Автомобили нам привезли перед самым завершением навигации по Амуру прямо в речной порт в Хабаровске. Мне лично автомобиль класса «Волга», как тогда говорили, «Ниссан Скайлайн» обошелся в 1000 долларов США и доставка в 400 долларов до Хабаровска. И никаких таможенный платежей. В автомобиле работало все – приемник, кондиционер и т.п. опции, за которое в Европе надо было доплачивать.  Двигатель в 1,8 куб. литра, автоматическая трансмиссия, заднеприводной, внешне очень похожий на «Вольво» из Швеции.  Зиму автомобиль простоял на платной стоянке, а весной, когда растаял снег, я начал на нем ездить, пока еще не имея водительских прав. Мой персональный водитель со мной выезжал за город, там я пересаживался за руль и самостоятельно ездил по пустынному загороднему шоссе. Одновременно озаботился получением прав.

Это было уже постсоветское время, вместо крайкома партии и крайисполкома была администрация во главе с губернатором. Я оставался первым заместителем начальника управления здравоохранения администрации края.  Губернатор стал издавать различные постановления, одним из которые стало постановление о создании краевой комиссии по безопасности дорожного движения. Комиссию возглавил один из вице-губернаторов, я по должности и начальник краевого ГАИ были рядовыми членами этой комиссии. Вот тогда мне выдали удостоверение, которое    называлось:
Управление внутренних дел
Хабаровского края
Общественный совет УГИБДД
А далее все как обычно: ФИО, Фотография и печать. А на обороте права, что может делать владелец удостоверения.  И внизу удостоверения в  рамке написано следующее: «Всем  работникам ГАИ оказывать владельцу удостоверения всестороннюю помощь и  содействие».  На заставке копия этого удостоверения, где обе стороны выведены рядом.

Кроме этого, я снял копию с постановления губернатора об образовании такой комиссии, уменьшил в 2 раза и стал возить у себя в бардачке. Так, на всякий случай.

Я решил, что это удостоверение можно использовать и для получения водительского удостоверения.  В те годы действовало строгое правило. Все начинающие водители должны посещать курсы при ДОСААФ, где изучать правила дорожного движения и водить автомобиль. Но когда я мог это делать при 12-14 часовом рабочем дне? Поэтому  я пригласил главного врача краевого наркологического диспансера, который чаще всех контактирует с гаишниками, и попросил решить этот вопрос.  По просьбе главного врача начальник городского комитета ДОСААФ внес мою фамилию в списки занимающихся на курсах, после завершения курсов мне поставили «четыре» и за теорию, и за вождение, и с этими документами я пошел к начальнику краевого ГАИ Виктору Ивановичу Кузенко, с которым мы были знакомы.  Он вызвал своего подчиненного и дал указание решить вопрос с правами.

Тот повел меня в регистрационный отдел, где я по шпаргалке, которую мне дала сотрудница, заполнил правильные ответы на знание ПДД,  потом поехал на стоянку, взял свой автомобиль и на нем проехал метров 20-30, а инспектор ГАИ сидел сзади.  Потом мы вместе с ним пошли опять в регистрационный отдел и там я получил права.   Пока шли, инспектор посоветовал чаще ездить на машине, отрабатывать навыки вождения автомобиля, что я и стал делать, наезжая по 200-300 км за субботу-воскресенье. Неплохо я знал и правила дорожного движения, так что водительские права были получены не совсем на халяву.

Вождение оказалось таким увлекательным делом, и, как это не странно звучит, помогало мне отдыхать от повседневной суеты.  Я по гороскопу Близнец, а у этого знака самое слабое место – голова. Она никогда не отдыхает.  Это так, я всегда думаю о каких-то невыполненных делах, других важных и не очень проблемах. Чтобы отвлечься, я раньше раскладывал пасьянсы, которых знаю несколько, позже стал вырезывать из просвинцованной резины экслибрисы. И то, и другое, требует максимальной концентрации и внимания. А теперь такой отдушиной стало вождение автомобиля. При нем требуется внимание за дорожной обстановкой, дорожными знаками, и ни на какие посторонние мысли времени просто нет.  Особенно нравится совершать загородние поездки.  Практически каждый вечер я садился за руль и просто катался, без всякой цели.

Уже через 3 месяца после того, как я сел за руль, рискнул с другом совершить поездку на автомобилях в Приморье, в город Находку.  В тот год было половодье на многих реках, были повреждены или разрушены мосты на трассе Хабаровск-Находка, велись дорожные работы, и мы,  в общей сложности, ехали почти 18 часов.  Конечно, с кратковременными остановками, для приема пищи, удовлетворения физиологических потребностей.  Мы отдыхали в бухте под Находкой, накупались, позагорали.  Накануне запланированного отъезда на город и пригороды обрушился сильнейший ливень, он смыл на проезжую часть огромное количество мелких камней, что привело к первому ДТП в моей жизни.

На спуске с горы я ехал в конце кавалькады из нескольких машин. Все ехали очень медленно, потому что весь асфальт был в мелком гравии. Вдруг первый автомобиль резко затормозил, водитель захотел  переговорить с идущим по тротуары знакомым. Второй автомобиль затормозил и чуть не ударил в бампер первый. Следующий тоже тормозил, но все же коснулся второго, но легко. Я ехал следующим, и поэтому мой автомобиль ударил сильнее, разбил подсветку заднего номера впереди идущего автомобиля и немного помял свой передний бампер.

А в этой время нам навстречу шла машина с гаишниками. Они оперативно осмотрели наши машины, отобрали у меня права и велели приехать в местное городское ГАИ. Мы с моим другом, который уроженец Находки, поехали в ГАИ и выручили мои права. Возвращаться в Хабаровск с временным удостоверением, заменявшим права (было такое в свое время) не входило в мои планы, так что пришлось включать все свое красноречие и даже показывать удостоверение общественного совета УГИБДД, правда, другого региона.

Вообще-то я всегда был дисциплинированным водителей и очень редко нарушал правила. К тому же  я прочитал массу различных книг о вождении, и знал, чем это грозит. В одной из книг прочитал, что водить автомобиль надо уверенно, чтобы все водители четко знали о предпринимаемых вами действиях. Обязательно заранее включать поворотники, и, если вы даже намерены нарушить какое-то правило, надо, чтобы все окружающие знали, что вы это собираетесь делать, и предпринимали соответствующие действия.

Следующее ДТП в моей жизни случилось 31 декабря, за 4 часа до Нового года, по-моему, 1995. Виноват не я, водитель автобуса, но, чтобы это доказать, надо было мне самому чертить схему ДТП.  Так как мы заблокировали сразу 2 полосы, встречная была одна, то примерно через час, еще до приезда гаишников, пришлось отставлять автомобили с места ДТП к обочине.  Поэтому гаишники на месте решили, что виноваты оба водителя. Хорошо, что были зафиксированы повреждения и на моем автомобиле, и на автобусе. Ориентируясь по ним, я сам нарисовал новую схему ДТП и на заседании ГАИ Индустриального района города, все члены комиссии согласились со мной. Никакого удостоверения я им не показывал, так что все честно. Оплатил кузовные работы водитель автобуса.

А вот показать снова свое удостоверение мне пришлось снова в Приморье, в Уссурийске.  Не такое серьезное нарушения я допустил, поехав прямо из второго ряда, когда должен был поехать влево.  Просто объезжал огромный хвост автомобилей по первому ряду.  А за перекрестком стояли гаишники.  В Приморье они зверствуют по отношении к хабаровским водителям, как у нас в крае не любят приморских водителей.  У меня гаишник хотел отобрать права, не навсегда, их потом должны были вместе с протоколом отправить в Хабаровское краевое ГАИ и там должны решать, на какой срок лишить меня прав. Но я показал гаишнику и удостоверение, и копию постановления губернатора края, где Кузенко на 2 строчки выше меня расположен в списке членов комиссии, и спросил, какое будет решение – отобрать права или нет. Конечно, нет, мы с Кузенко лишь пообщаемся и вопрос будет решен. А тебе писать протокол для корзины. Зачем?  Вопрос был решен на месте в положительном для меня отношении.

Еще раз мне пришлось воспользоваться своим удостоверением много позже. В Хабаровске была проведена реконструкция железнодорожного моста, и по нему сделали и автодорогу. Но до официального открытия моста по нему могли ездить машины лишь со спецпропусками. У меня такой спецпропуск был. 

Мне надо было поехать в Еврейскую автономную область по служебным делам как раз по мосту еще до его официального открытия.  Я показал на въезде на посту ГАИ свой спецпропуск и поехал.  Не думаю, что кто-то из моих читателей не держал в руках пятитысячную купюру российских денег и не видел этот самый мост. Не менее 3-х километров отличного асфальта с двух-полостным движение в каждую сторону. Я не удержался и притопил педаль газа.  Никогда не думал, что в центре моста будет стоять гаишник.   Мой 2,5-х литровый «Тойота Марк-II» успел разогнать километров до 140, как я увидел гаишника. Радара у него не было, но скорость он мою увидел. Пришлось объяснять, обещать, что больше не буду, показывать свои удостоверения и спецпропуск.  Помогло, он меня простил. Но на обратной дороге я ехал по мосту с положенной скоростью.

Именно этот автомобиль чуть было не подвел меня.  На нем стояла широкая резина большего диаметра, чем положено. Я не знал, что автомобиль с такой резиной неправильно показывает скорость на спидометре.  Ехал как-то вечером в сторону «Заимки Плюснина», где проводилось какое-то мероприятие.  По своему личному опыту знал, что по пути где-то точно караулят нарушителей скоростного режима гаишники, поэтому ехал точно с разрешенными 90 к/час.  Вдруг меня тормозят гаишники и показывают, что я ехал со скоростью около 110 км/час.  Тут сработала интуиция и знание геометрии в пределах школьной программы.  Я показал гаишникам, какая резина стоит на моей автомобиле и высказал предположение, что именно она исказила показания спидометра.  Позже я нашел на эту тему заметку и из неё узнал, что был прав. Видимо, на гаишников произвело впечатление и мой внешний вид, солидный автомобиль, мои документы и в какой-то степени приведенные аргументы, они отпустили меня, посоветовав ездить с учетом фактической скорости, а не показаний спидометра.

Далее приведу еще один случай, свидетельствующий о влиянии размерности шин на скорость автомобиля.  Это уже не относится к моим отношениям с гаишниками, так, небольшое отступление.  Как-то на этом автомобиле ехал из Приморья, возвращаясь после отпуска. Ехало в автомобиле 4 человека и довольно большое количество багажа.  На перегоне от Владивостока до Уссурийска в это время расширили  шоссе до трех полос в каждую сторону и положили свежий асфальт.  Мой «Марк» был в аэродинамическом обвесе, со спойлерами, выглядел классно. И водитель ехавшего в ту же сторону  «Тойота Лэнд Крузер» предложил посоревноваться в скорости, для этого, обгоняя меня, мигнув габаритами. И мы помчались. 

Как известно, все автомобили для внутреннего рынка имеют ограничение скорости в 180 км/час. Быстрее ехать не позволяет компьютер, хотя мотор позволяет разогнаться и до 250-300 км/час.  Так что мой соперник разогнался по спидометру до 180 км/час и всё.  А у меня спидометр тоже показывает 180 км/час, но большая резина дает прибавку около 10%, что на данной скорости равно примерно 20 км/час, т.е. я фактические ехал под 200 км/час и обогнал соперника.  Тот снова мигнул, признав свое поражение.

Пока я мчался с такой скоростью, мои попутчики молчали, лишь съежившись в сиденьях. Потом, когда я стал ехать с обычной скоростью, мой попутчик-мужчина спросил: «А это тебе надо было?», на что я ответил: «Но я ведь мужик, да и машина у меня крутая, не мог струсить».

Так что, если бы в это время на трассе стоял пост ГАИ в радаром, мы бы с водителем Крузака точно бы лишились прав или бы залетели на солидные деньги.

Много позже, когда я уже работал директором городской больницы в городе Нефтеюганске и ездил на персональном автомобиле без водителя, однажды меня остановили местные гаишники.

Вообще я взял с первых дней езды в качестве водителя за правило не выходить из автомобиля, если меня останавливали гаишники.  Ждал, когда они подойдут сами и обязательно представятся. Иногда даже нарочно уточнял их фамилию. Это всегда действовало отрезвляюще на этих наглых представителей закона. Они видели, что перед ними не бессловесный водитель, над которым у них полная власть, а человек, который знает свои права и может их отстоять, если они будут нарушены.  Однажды еще в Хабаровске мне это помогло избежать штрафа за нарушение скоростного режима.  Я ехал не так и быстро, что-то около 70 км/час, когда меня тормознул гаишник. Я, не торопясь,  затормозил, отъехал метров на 50 от гаишника с радаром. Пока он шел ко мне, радар сбросил показатель моей скорости, и предъявить мне было нечего.

Вот и сейчас я остановился, зная, что никаких правил не нарушал. Гаишник подошел, представился, попросил документы на автомобиль и мои как водителя.  Я показал всё. Они, видимо, были новичками и решили придраться к слишком тонированным стеклам автомобиля.  Но этому старому и дизельному Лэнд Крузеру был много лет, и никто никогда не придирался к тонировке стекол, зная, что автомобиль принадлежит  больнице.  А к медикам в городе было большое уважение, как в добрые старые советские времена. Единственное на стотысячный город медицинское учреждение, в котором работало свыше 2,5 тысяч сотрудников, и у каждого были знакомые, родственники среди жителей города.

Поэтому гаишник, проверив документы, отпустил меня, сказав лишь, что не мешало бы тонировку автомобиля сделать светлее.  Я сказал, что учту, на самом  деле не собираясь этого делать.

Потом наша семья перебралась в Тюмень, и на второй день пребывания в городе мы купили «Тойота RAV-4»  из Японии, с короткой базой. Спешка была вызвана тем, что я перенес протезирование правого тазобедренного сустава и не мог много ходить без палочки.  А квартира, которую мы купили в строящемся доме, требовала контроля.  И этот автомобиль на больших колесах  позволял мне садиться без всякого напряжения. Но вот поставить его на постоянный учет было невозможно, квартира-то еще строилась и постоянной приписки в городе у нас не было, а только временная.  И пока у нас не стало постоянной прописки, мне пришлось дважды регистрировать автомобиль в ГАИ.

Сколько водителей каждый день бывает в ГАИ, знают все автолюбители. Правда, вокруг регистрации вертится много дельцов, которые оформят тебе бумаги и сократят время регистрации, лишь бы ты заплатил. Первый раз мне так и сделали. А когда через полгода пришлось снова ехать в ГАИ, этих «жучков» поприжали, и мне светило долгое пребывание у различных окошек. Но у меня в салоне по старой памяти были костыли, и на них я пошкандылял в здание ГАИ.

У нас в стране уважают убогих и калек, так что, когда я подходил к окошку, меня пропускали без очереди.  Так же я поступил и тогда, когда квартиру построили, мы получили постоянную прописку и надо было ставить на постоянный учет наш автомобиль.   Пожалуй, это были последние случаи моих контактов с гаишниками в моей жизни.

P.S. Был в моей жизни еще один неприятный случай ДТП, но об этом у меня есть отдельное повествование. Желающие могут прочитать. Вот ссылка на этот материал. http://proza.ru/2017/07/07/1538


Рецензии