Лукреция Торнабуони, мать Лоренцо Медичи

Эпоха итальянского Ренессанса берёт начало в регионе Тосканы, с его центром во Флоренции.

«Золотой век» Флоренции, когда в одно время творили Микеланджелло, Рафаэль и Леонардо да Винчи, – неразрывно связан с Лоренцо Медичи, прозванным в народе Великолепным.

Однако без его Гениальной Матери – Лукреции Торнабуони (1427–1482)), не было бы этого «великолепия» – Лоренцо Медичи.

Без Лукреции, возможно, и сама история Италии и даже Франции могла бы быть совсем другой.

Семья Торнабуони принадлежала к правящей олигархии Флоренции и имела древнее феодальное происхождение.

Торнабуони были в числе тех семей, которые способствовали возвращению Козимо Медичи во Флоренцию (1434 г.) после его изгнания.

В 1444 году для укрепления союза между двумя родами Козимо Медичи Старший женил своего сына Пьеро на Лукреции. После чего брат Лукреции, Джованни Торнабуони, стал главой банка Медичи и казначеем Папы Сикста IV.

Лукреция Торнабуони красотой не отличалась, но обладала уникальной харизмой.
Она получила блестящее образование, какое не каждой принцессе давали. Свободно говорила на латыни и по-гречески, отлично разбиралась в финансовых делах и бухгалтерии, в литературе, риторике и теологии.

Своим интеллектом Лукреция могла затмить многих людей своего времени. Луиджи Пульчи называл её «Великой Леди нашего века».

Когда Козимо Медичи почувствовал, что силы его на исходе, а болезнь сына стремительно прогрессировала так что Пьеро «Подагрик» превратился в лежачего инвалида, вся ответственность за благополучие семьи и будущее детей была возложена на Лукрецию.

Матриарх семейства Медичи продолжила политику Козимо Старшего. Она финансировала ремесленников и купцов, щедро одаривала деньгами церкви и монастыри. Вносила денежные переводы в «Флорентийский фонд приданного», созданный для девушек из бедных семей, а также распределяла милостыню среди нуждающихся.

Лукреция Торнабуони часто выступала в роли третейского судьи. Флорентийцы, как высокопоставленные так и простые люди, обращались к ней письменно с жалобами и просьбами разобраться в спорах с другими людьми.

Однажды она положила конец вражде между двумя семьями, которая длилась двадцать лет. Флорентийцы называли её «хранительницей всех тайн».

Лукреция Торнабуони занималась управлением имущества семьи, налаживанием общественных и дипломатических связей, и во многом способствовала росту авторитета Медичи.

В одном из своих писем Лукреция говорит, что «то, что хорошо для Флоренции и Тосканы – хорошо для Медичи».

Лукреция сама искала молодые дарования, посещала мастерские художников и скульпторов. Однажды она привела в дом юных Доменико Гирландайо и Сандро Боттичелли. Так стараниями Матери во дворце Медичи была основана первая академия художеств, где будущие великие мастера учились рисовать и делать копии античных скульптур.
 
Известно, что Лукреция пожертвовала множество статуй семьи Медичи многочисленным церквям.

В будущем благодарный Гирландайо написал её портрет «Мадонна Лукреция», а Сандро Боттичелли – знаменитую картину «Мадонна Магнификат» – аллегорическое изображение семейства Медичи.

Козимо Медичи восхищался умом, интуицией и деловой хваткой невестки и однажды сказал: «Она единственный мужчина в семье».

После смерти Козимо Старшего Лукреция продолжала финансировать его так называемую «Платоновскую академию», которая располагалась в доме рядом с виллой Медичи в Кореджо. Здесь работали 42 переписчика античных рукописей и трудился Марсилио Фичино над переводами сочинений Платона.

Её старшему сыну – Лоренцо тогда было ещё только 15 лет.

Она горячо поддерживала гуманистов и была меценатом художников, скульпторов, поэтов и писателей. Вот на каком примере был воспитан Лоренцо Великолепный.
 
Вся невероятно активная и широкая деятельность Лукреции была вызвана только одним желанием увеличить популярность семьи Медичи в народе, проложить путь к бессмертной славе своих сыновей в памяти потомков.

Больше всего флорентийцы, также как когда-то афиняне, жаждали славы. «Жизнь без славы подобна смерти», – отметил Пьетро ди Джованни в письме к Лоренции Медичи.

И точно также, как и в «золотой век» Афин, больше всего на свете жаждали славы своих сыновей их Матери.

Мамы мечтали о славе сыновей ещё до их рождения и делали всё возможное и невозможное, чтобы эта мечта сбылась.

Прежде всего, Лукреция Торнабуони была самозабвенно любящей Матерью. Воспитанная на классической Культуре Материнства она была не просто «Великой Леди», а Гениальной Матерью.

В семье Пьеро Медичи и Лукреции родилось семеро детей, четверо из которых выжили. Кроме своих детей она воспитывала внебрачную дочь Пьеро.

Став Матерью, первые пятнадцать лет Лукреция полностью посвятила воспитанию детей, сама занималась их ранним и всесторонним развитием. В одном из писем к мужу Лукреция сообщает: «Лоренцо здоров, и вы для него словно до сих пор здесь. Мы хорошо продвинулись в чтении Овидия и Джулиано прочёл четыре книги из истории и сказки».

Старший сын Лукреции, Лоренцо, в её мечтах должен был стать великим правителем – просветителем. В пять лет Лоренцо уже изучал гуманитарные науки и писал свои первые стихи.

Младший сын красавец Джулиано, победитель на рыцарских турнирах, предназначался для церковной карьеры.
 
От имени своего мужа Пьеро Медичи Лукреция добилась разрешения от короля Людовика XI включить в свой герб Лилии Франции.

Как только было закончено строительство Дворца Медичи в самом центре Флоренции, Лукреция открыла в ней школу. Она была создана по образцу знаменитой школы «Дом радости» в Мантуе, которую также создала Гениальная Мать эпохи Ренессанса Паола Малатеста, пригласив педагога-гуманиста Витторино да Фельтре (1378–1446 гг.) учить своих детей.

В школе Лукреции Торнабуони вместе с её детьми учились и сыновья других знатных и богатых людей Флоренции. Например, вместе с Лоренцо учился Гульельмо де Пацци – будущий муж Бьянки де Медичи, старшей дочери Лукреции. Здесь же получил своё образование и будущий муж младшей дочери – Бернардо Ручелло, сын Якопа Строцци.

Таким образом через детскую дружбу и браки Мать мечтала примирить вечно соперничающие за влияние семьи флорентийских аристократов. Но как показало время, даже браки не помогли.

Лукреция Торнабуони целенаправленно приглашала в свою школу не только представителей знатных семей, но и выбирала талантливых мальчиков из разных сословий – ровесников её сыновей, чтобы вырастить для Лоренцо и Джулиано соратников и помощников – создать им команду.

Лукреция взяла под свою опеку осиротевшего маленького Анджело Полициано, будущего поэта. В доме Медичи росли и учились два сына архитектора Микелоццо: Николо и его брат Бернардо. В будущем Николо стал личным канцлером Лоренцо.

Во время правления Лоренцо Великолепного, Бернардо Ручелло совершал многочисленные дипломатические миссии вместе с Лоренцо или от его имени. Он служил послом Флорентийской республики при неаполитанском короле Фернанде и французском короле Карле VIII.

В 1473 году секретарём Лоренцо был Полициано, а затем он стал воспитателем его детей.

За свою преданность семейству Медичи, Анджело Полициано получил прозвище «Тень Лоренцо».

Все дети Медичи и их будущие соратники – поэты, философы и гуманисты, получили превосходное образование в домашней школе Лукреции Торнабуони.

И девочки, и мальчики изучали латынь и греческий язык, философию, математику, риторику, античную литературу, ораторское искусство, занимались музыкой и игрой в шахматы.

Мальчики изучали семь рыцарских искусств. Девочки учились бухгалтерии, финансам, а также петь, танцевать, рисовать и умению поддерживать беседу на любую тему.

Младшая дочь Пьеро и Лукреции Бьянка была талантливой музыканткой. Она дважды играла на органе для Папы Римского Пия II и будущего Папы Александра VI. Часто выступала для местных и приезжих высокопоставленных лиц, способствуя укреплению престижа своей семьи.

Лоренцо свободно владел греческим и латынью, великолепно знал литературу, философию. Обладал поэтическим даром и играл на нескольких музыкальных инструментах.

Именно Мать, считают исследователи, заложила основы, которые сделали её старшего сына Лоренцо Великолепным. Она воспитала его как наследного принца, на философии Платона, на античности и классике.

Лукреция Торнабуони окружала своих юных сыновей самыми образованными людьми. Она покровительствовала Луиджи Пульчи, Маттео Франко и другим поэтам.

Так постепенно стараниями Гениальной Матери образовался знаменитый «кружок Лоренцо».

Матриарх семейства Медичи была сама талантливой поэтессой и писательницей.
Полициано восхищался её стихами и читал их своим ученикам.

Известно пять поэм Лукреции и один сонет. Также сохранились её 49 писем, где она описывает повседневную жизнь и праздники во Флоренции, рассказывает о жизни флорентийских женщин, которые в XV веке пользовались достаточно большой свободой. Поэтические произведения Лукреции были напечатаны и опубликованы через четыре года после её смерти.

Некоторые из её стихотворений были положены на музыку и исполнялись публично. Но это будет позже. Бесконечно любящая и преданная Мать торопила события, боясь чего-то не успеть.

Её муж, отец семейства – Пьеро был тяжело болен, сама она не отличалась крепким здоровьем, а дети были слишком молоды и неопытны.

Мать всеми способами стремилась добыть для Джулиано кардинальскую шапку, но Рим постоянно находил предлог отказать дому Медичи.

Лукреция стала подыскивать невесту для Лоренцо, когда ему ещё не исполнилось и 18 лет.

Амбиции Гениальной Матери были направлены на Рим. Её выбором стала семья Орсини, близкая к Папе и обладающая властью на землях Папского государства.

«Историки единодушны в том, что матримониальная политика Лукреции оказалась одним из самых важных действий в семейной истории, в долгосрочной перспективе, способствовавшей карьере некоторых Медичи в Ватикане и престиже семьи на несколько столетий вперёд».

Именно политика Лукреции привела к возвышению семьи Медичи, и политика эта – связь с Папством.

Лукреция дважды посещала Рим и встречалась с Папой.

Благодаря политике Матриарха семейство Медичи дало миру не только правителей Флоренции и меценатов, но ещё и четырёх Римских Пап и двух королев Франции.

Почти 20 лет после смерти Козимо Медичи фактически всеми делами управляла Гениальная Мать – Лукреция Торнабуони.

После смерти мужа, Пьеро Подагрика, она занималась финансовыми делами дома Медичи и была главным советником Лоренцо по любым вопросам.

Благодаря продуманным действиям Матери, за несколько лет своего правления, после смерти отца, Лоренцо обрёл невиданную поддержку и популярность у всего населения Флоренции. Благодаря железной воле и твёрдой руке Матери сохранилось семейное состояние Медичи.

Лоренцо никогда ничего не делал, не посоветовавшись с Матерью. Он видел только большие задачи государства. Она же вникала во все подробности. И говорят, что решения Лукреции часто были мудрее, чем у сына.

В тревожное время заговора Пацци (1478 г.) погиб её младший сын – Джулиано Медичи. Убитая горем Мать заказала посмертный портрет Джулиано у Сандро Боттичелли. Лукреция добилась признания ребёнка Джулиано, рождённого вне брака, законорожденным.

Джулио, как назвала его бабушка, будущий Папа Римский Климент VII, был воспитан вместе с детьми Лоренцо Медичи.

В 1482 году Лукреция Торнабуони умерла. Когда было объявлено о её смерти, римский посланник предупредил Лоренцо, что теперь он должен ждать заговоров, ведь Мать не сможет больше спасать его, как она делала это раньше.

После смерти Матери Лоренцо Великолепный написал 27 писем разным правителям с сообщением о постигшей его утрате.

«Я испытываю страшное горе, – писал он, – потерял я не просто Мать, а единственное убежище от невзгод и вдохновительницу всех моих начинаний».

«Лишь вспомню о ней, разрывается сердце!» – сообщал Лоренцо Элеонор де-Эсте.

Траур по Лукреции длился год среди всей семьи: из-за траура по ней была отложена свадьба её племянника – Джованни Торнабуони.

По словам Джорджо Вазари, бюст Матери стоял в комнате Лоренцо.

Лукреция присутствует на четырёх фресках в фамильной капелле Торнабуони, а это показывает её значимость для семьи брата, который заказал эти фрески художнику Гирландайо.

Опечаленный смертью мадонны Лукреции, Луиджи Пульчи описал в последних песнях «Морганта» как Лукреция Торнабуони сидит в раю у самого престола Девы Марии и слушает, как ангелы поют её замечательные стихи.

Внучка Лукреции Торнабуони – Лукреция Мария Ромола Медичи, пошла вся в бабушку. Она родила 10 детей и все они дожили до взрослых лет. Некоторые из детей Лукреции Медичи сыграли большую роль в истории Европы эпохи Ренессанса.

Сама Лукреция III Младшая, став вдовой, возглавила банкирский дом Сальвиати и успешно вела финансовые дела семьи в Риме и Флоренции.  Она активно занималась политикой и продвижением сыновей.

Лукреция III Медичи переписывалась с Макиавелли и дружила с Джироламо Савонаролой. Она поддерживала тесное общение со всеми своими братьями и сёстрами, всегда действовала в интересах семьи.

Лукреция Младшая, как и бабушка благотворила церквям и монастырям, поддерживала Филиппо Нери, который заботился о беспризорниках.

Она покровительствовала поэтам и обратилась к брату, Папе Льву X с просьбой перенести останки Данте Алигьери из Равенны во Флоренцию, где родился поэт.

Сын Лукреции Младшей – Джованни стал кардиналом-епископом, а внук – Папой римским Львом XI.

В Галерее Уффици можно увидеть картину, которую Лукреция Торнабуони в 1463 году заказала Филиппо Липпи: «Мадонна, поклоняющаяся младенцу Христу».

Вся жизнь Лукреции Торнабуони была поклонением и служением божественным детям.
Это яркий пример Гениальной Матери и Матриарха рода, семьи.


Рецензии