Корсунские светлые лики

                10.02.2014
                Александр Полынкин

Каждый орловчанин,  оказавшийся волею судьбы в конце XIX – начале XX века в северной части Малоархангельского уезда, непременно  заезжал в большое село Корсунское, живописно расположившееся по обоим берегам  небольшого ручья (притока реки Труды).
  Две достопримечательности села  привлекали сюда гостей: храм  иконы Корсунской матери Божией и усадьба  местных помещиков Вельяминовых-Зерновых. Церковь с таким названием в Орловской  губернии - одна. Каменная, изящной архитектуры, окрашенная в белую и красную  краски, с белой крышей и такого же цвета куполами, с красивой кованой оградой  вокруг, она вызывала у всех увидевших её в первый раз чувство умиления и  желание немедленно обратиться к Всевышнему. И если православный человек делал  это, зайдя в храм, да ещё постояв на коленях у знаменитой иконы, то благостное  состояние приобщения к миру Небесному сопровождало его потом долгие часы и дни.  Ведь, по преданию, Корсунская  икона была  писана Святым апостолом Лукой ещё при жизни Пресвятой Богородицы, а список с  этого образа  принёс из Корсуни в Киев  Святой равноапостольный князь Владимир.

  Выйдя из Корсунского храма, гость мог, наконец,  переключить своё внимание  на  расположенную на противоположной стороне ручья помещичью  усадьбу Вельяминовых-Зерновых, представителей  знаменитой русской дворянской фамилии, родственников царя Бориса Годунова.

  Первым владельцем села Корсунское стал Фёдор Михайлович  Вельяминов-Зернов, предводитель Верейского уездного дворянства Московской  губернии, служивший некоторое время и помощником графа М.М.Сперанского,  известного реформатора времён Александра I.  Фёдор Михайлович редко  наведывался в своё орловское имение, но когда в период Отечественной войны 1812  года французские войска приближались к Москве, он, занятый подготовкой  ратников,  отправил своё
семейство в  целях безопасности из Подмосковья  как  раз в село Корсунское.
  Спасались в селе от французов и многие беженцы из Москвы  и Подмосковья. Об этом периоде жизни дворян Вельяминовых-Зерновых оставила  воспоминания Анисья Фёдоровна, старшая дочь Фёдора Михайловича:

  «Чиновников,  прибывших к нам в Корсунское, поместили родители мои: тех, которые покрупнее  званием и чином – с нами в большом доме, а других – во флигелях, а иных – даже  в крестьянские избы. Всех их было с прислугою до 70-и человек; их снабжали  всеми необходимыми жизненными припасами, а по воскресеньям и по праздникам  обедали за нашим столом чиновники с их жёнами, что составляло общество до 40  человек, включительно с нашим семейством».

  Здесь же, в Корсунском, излечивался от раны, полученной в  Бородинском сражении, один из сыновей Фёдора Михайловича Вельяминова-Зернова –  Николай. Наверняка помогли ему горячие молитвы матери и сестёр, произносившиеся  за его выздоровление в храме Корсунской Божьей матери. Выздоровел Николай  Фёдорович – снова умчался на фронт, громил французов потом уже в Заграничных  походах, а позже и с турками воевал, дослужившись до полковника.
  Остальные же  Вельяминовы-Зерновы пробыли в селе до 1815  года, пока не были отремонтированы разгромленные французами их дом на Арбате в  Москве и имение Жедочи в Верейском уезде, но и после 1815 года каждое лето, на  два месяца, приезжали они  в Корсунское,  и посещали обязательно храм, так много для них значивший.
  Но особенно сильными и продолжительными по времени были  связи с селом Корсунским внука первого владельца корсунского имения – Владимира  Владимировича Вельяминова-Зернова.
  Он стал первым русским учёным-востоковедом, автором  множества научных работ по восточной тематике и Почётным академиком Российской  академии наук. Однако, куда бы Вельяминова-Зернова, по долгу службы, не  забрасывала судьба: в Оренбургский край, в Петербург или Киевскую губернию – он  оставался верен любимому Корсунскому, приезжая   в село во время отпусков или даже на время болезни.
  Именно с этим селом связаны ключевые моменты жизни  известного русского учёного. В апреле 1858 года в Корсунской церкви произошло  венчание В.В.Вельяминова-Зернова и орловчанки Анны Семёновны Корсаковой.
  Брак был почти идеальным. Но... родившаяся у молодых дочь  скоропостижно умерла, и больше детей у Вельяминовых-Зерновых так и не  появилось. Безутешный Владимир Владимирович похоронил своё чадо  рядом с Корсунской церковью, а над могилой  поставил  замечательной красоты часовню.
  С тех пор он предпочитал свободное от службы время  проводить в родном имении, рядом с жившей здесь постоянно женой и безвременно  покинувшей их дочерью. А с 1879 по 1888 год Вельяминов-Зернов жил в Корсунском  постоянно. В этот период жизни он исполнял обязанности Малоархангельского  уездного предводителя дворянства, попутно состоя членом Орловской учёной  архивной комиссии. Чтобы всё необходимое было у него, как учёного, под руками,  Владимир Владимирович начал преобразовывать и благоустраивать усадьбу.
  Дом в имении он превратил в настоящий музей. Стены были  увешаны портретами предков, среди которых находились и последние представители  рода Годуновых. Два зала Вельяминов-Зернов отвёл под выставку оружия, в том  числе и восточного, собиранием которого Владимир Владимирович занимался много  лет. Ещё один кабинет был занят большой коллекцией восточных монет, завещанной  им впоследствии Эрмитажу (18 000  экземпляров, в том числе редких, - ни до, ни после этому музею никто не дарил –  А.П.).
  Но главной гордостью учёного являлась огромная  библиотека, насчитывавшая    
12 000 томов, значительная часть которых – по истории  Востока и на восточных языках. В отдельной башне, примыкавшей к библиотеке,  находился архив Вельяминова-Зернова (письма XVII-XIX веков, древние столбцы, письма  М.М.Сперанского и рукописи самого учёного).
  Ухоженно образцовым   выглядело и всё хозяйство Вельяминова, разместившееся на более чем 3 000  десятинах земли. В его же парк, засаженный разнообразными и редкими деревьями,  приезжали полюбоваться многие окрестные помещики.
  Тайный советник,  Почётный академик и бывший попечитель Киевского учебного округа скончался после  тяжёлой болезни в Киеве в январе 1904 года. По завещанию похоронили Владимира  Владимировича в селе Корсунское, в той же часовне, которую он поставил для любимой  дочери,- и рядом с ней.
  Само Корсунское имение, после смерти в 1914 году вдовы  Владимира Владимировича, Анны Семёновны, перешло, по наследству, дальним  родственникам – князьям Ухтомским.
  К сожалению, культурное гнездо, свитое выдающимся ученым  в одном из уголков Орловщины и бережно им охраняемое, после установления  Советской власти было постепенно разорено.
  В национализированном имении  Вельяминовых-Зерновых-Ухтомских все 90 последующих лет  располагалась местная Корсунская школа.  Правда, от тех, родовых вельяминовских, зданий давно ничего не осталось.  Последнее было уничтожено во время Великой Отечественной войны: линия фронта  более года проходила рядом с Корсунью, в котором всё тогда превратилось в  головешки.
  Уничтожены были замечательная церковь Корсунской иконы  матери Божией и часовня с могилами Вельяминовых-Зерновых, вырублена большая  часть парка.  Казалось бы, совсем ничего  не осталось от светлых ликов прошлого.
  Но время не стоит  на месте. 22 июня 2006 года было освящено место под строительство храма, а уже  через два года, 16 февраля 2008 года, храм в честь Корсунской иконы Божией  Матери был освящен. И снова закипела приходская жизнь в селе Корсунь (так теперь называется это село Верховского  района – А.П.)! Уже многое сделано: пристроена к храму колокольня,  приобретены для неё колокола, появилась большая и просторная церковная лавка.
  Совсем недавно, 3  января 2014 года, освящена замечательная купель, в честь иконы Божией  Матери «Живоносный источник». Работы по её строительству были начаты в конце  лета 2010 года по благословению схиархимандрита Илия (Ноздрина).
  Строится сейчас храм-часовня во имя  Алексия-человека Божия. А в планах настоятеля Корсунского храма, иеромонаха Силуана,  - создание монастыря, первым шагом к которому уже стал крестный ход на  место постройки нового трехпрестольного собора в честь Апостола и евангелиста  Иоанна Богослова. Здесь  отслужен был  молебен и совершен чин установки креста на месте будущего строительства.
  Жизнь в угасшем, было, селе Корсунском потихоньку  возрождается. Поехали сюда люди из разных мест Орловщины и России: в храм, к  отцу Силуану, на источник.  Из корней  исторической памяти снова появились крепкие духовные ростки. И слава Богу!

(Материал из Интернет-сайта


Рецензии