Мелодии и запахи любви

Пытаюсь "прочувствовать" события вековой давности... И понять, что общего у чарующей и загадочной музыки Игоря Стравинского и запахом духов «Chanel No. 5», история которых вступила уже во второе столетие? Может быть точка отсчёта на Лазурном берегу, в лабиринтах виллы Габриэли Шанель? Или в нервной атмосфере той эпохи, что протекала между двумя войнами - небольшой, в сущности, отрезок времени и пространства всего-то в двадцать лет?
В последнее время Стравинский мне нравится всё больше и больше. Он очень разный во всём - от любви к женщинам, до музыкального творчества. И ещё нравится тем, что прожил довольно долго - 88 лет. И в этой цифре есть своя мистика - две лемнискаты в буквальном смысле слова гарантировали вечность его композиторскому наследию. Он приезжал на гастроли в Москву в год моего рождения и был восторженно встречен публикой. И он не был эмигрантом в классическом понимании. В Европе он оказался задолго до октябрьской революции, обжился там и уже не видел смысла возвращаться в раздираемую голодом и красным террором советскую Россию. Погружаясь в его сложнейшую по восприятию композицию "Плач пророка Иеремии" начинаю подозревать, что именно в ней можно открыть код доступа к  потаённому мiровосприятию Стравинского. Но в этой, "поздней музыке", присутствие Коко уже не чувствуется. Запах даже такой легенды как «Chanel No. 5» рано или поздно растворяется в бесконечной череде событий и переживаний...
А может быть и нет никакого смысла в постижении сути "насыщенных" додекафонией произведений Стравинского и запаха культовых духов? По крайней мере одной лишь музыки для этого явно недостаточно. В этой истории важно "оживить" французскую идиому "Cherchez la femme". Но такой "помощницы" в моём безнадёжном деле как раз никогда уже не будет, в отличие от вечных мелодий...
Игорь Стравинский и Коко Шанель умерли в один год - 1971-й. И унесли с собой многие другие тайны. В том числе и не очень "удобные" для нашего непростого времени, на пороге новых судьбоносных испытаний.


Рецензии
Может и лучше, что они унесли эти тайны с собой? Не всё тайное нужно делать явным, просто потому что искать разгадки их хочется, а получать готовые ответы уже не очень... Впрочем, додекафония Стравинского и Пятёрка - это очень на любителя сейчас... этакий знак "качества", как у Ганнибала Лектора Голдберги в исполнении Гульда... Немного несправедливо и грустно, но есть ли она вообще...справедливость?...

Юлия Баяндина   06.10.2022 21:07     Заявить о нарушении
Уважаемая Юлия! Вы совершенно правы - раскрытые тайны могут оказаться очень неудобными с точки зрения современного общественного сознания. Что касается Стравинского, то он "мой", также как Малер или, уже из других эпох, - Фомин и Бортнянский. Музыка меня спасает от многих проблем. Что касается справедливости... Конечно, её НЕТ и быть не может. Мы живём в мире хаоса и торжества зла над добром. А ещё мир полон случайностей и совпадений, как следствия случайностей.И если вдруг при каких-то обстоятельствах и происходит факт торжества справедливости - это скорее не закономерность, а случайное совпадение обстоятельств, приведших к справедливому (с нашей точки зрения) исходу событий. Ещё это некоторые называют везением. В литературе мне нравится открытый финал или финал трагический, что ближе к реальности. В своём "творчестве",а я кроме всего прочего уже много лет специализируюсь на написании очерков (лонгридов) для журнала "Тёмные аллеи" под рубрикой "Усадьбы и судьбы" (со временем, ЕБЖ, они превратятся в книгу)и каждый мой очерк имеет грустно-печальный контекст - это, кстати, нравится читателям, журнал хорошо продаётся...

Алекс Нефедов   07.10.2022 23:16   Заявить о нарушении