ДУША
Можно ли представить человека, не способного воспринимать никакого иного музыкального лада, кроме частушечного? Оказывается, можно. Я уж не говорю об опере или симфонии, а просто о мелосе чуть более сложном. О развёрнутой народной песне, наших народно-авторских «Степь да степь кругом», «Окрасился месяц багрянцем» и тому подобных, целому хороводу гениальных созданий. Да, есть люди, для которых эти музыкальные истории слишком сложны. А уж что говорить о песнях Лолиты Торрес или Дольче Понтес? О танго Оскара Строка или Виттора Симона? О вальсе мексиканского народного гения «Над волнами». Чтобы впитывать всю роскошь мелодии и пения, здесь не нужно специального образования. Нужнее только природный музыкальный слух и способность к сопереживанию.
А, между тем, такие люди есть, и что самое поразительное, их довольно много. Просто их невежество скрыто за их молчанием. Процент невежества человеческого во всех областях знаний невероятно огромен. И, когда сталкиваешься с подобными примерами, сначала приходишь в недоумение, потом в ступор и остаёшься с чувством недоумения. Гены ли тут причиной, недостатки воспитания? Наверное, и то, и другое. И ведь если расширить эту оценку, то разговоры о достигнутых высотах человеческого сознания, покажутся наивными и детскими.
То же ведь можно сказать и о живописи, и о литературе, и политике, и об общих элементарных представлениях о жизни какой-то части человечества. Огромная косная масса первобытной тяжести тянет нас всех на дно. Кто-то из философов, кажется, Френсис Бэкон, делил человеческое сознание на три типа. Первый: сознание почти растительно-животное. Второй - с проблесками интеллекта. И только третий вполне отвечает определению: Душа как полнота чувств и ума.
Свидетельство о публикации №222092000889