А казаки то не настоящие!

В жизни каждого человека, проживающего на 1/6 части суши земного шара, есть вещи о которых специально не рассказывали родители, их темы не подвергались глубокому изучению в школах и высших учебных заведениях (кроме специальных). Но они как бы пришли в наше сознание из глубины жизни предков, по их поручению, и в назидание «что бы помнили!». Откуда знать бегающему во дворе сорванцу то, что «Черный квадрат» написал Казимир Малевич? А «Три богатыря»,- собирательное название главных героев русских былин, богатырей — Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича шедевр кисти мастера Васнецова Виктора Михайловича.
Этот перечень как в названиях у каждого человека безгранично не однотипен, так и по-разному ассоциируется как с периодом его создания, изображенными образами и конечно с персонажами, изображенными на них.
Ученые-искусствоведы, историки, творческие работники и служители архивов, музеев и т.д с индивидуальными и принадлежащими только им особенностями качествам оценок и методов исследования проводят исследования, если быть точнее, то рассказывают об интереснейших фактах истории создания того или иного, признанного, мирового,  художественного шедевра. Иногда рассказы раскрывают малоизвестные факты, как пример, о картине-двойнике, о знаменитостях выступивших в роли моделей и о многом другом, что может заинтересовать взыскательного читателя.

К счастью читателя, я не отношусь к числу вышеперечисленных, … не обладаю ни образованием в этой уникальной, особой отросли познаний, ни достаточными знаниями, чтобы вести хотя бы приближенную полемику, делая не то, чтобы выводы-заключения как о создателях, так и о предмете создания. Будем считать, что все, что написано ниже, и появится, на основании мною приведенных размышлений, в вашем воображении, — это наш с вами совместный труд, с приставкой: «Мы так увидели!»
А мои размышления появились относительно одного из самых фундаментальных и шедевральных творений гениального классика русской живописи, мастера, Ильи Ефимовича Репина, жемчужине мирового искусства «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». 

Да вот и внимание привлекли некоторые лица запорожцев, которые на мой взгляд, и как оказалось не только мне, - но до боли схожи с некоторыми известными российскими личностями, не связанными с деятельностью (службой) казаков. Которые, как гласит летопись, уже потом начали зваться как бы – казаками, а вот в еще в 1308 году в Сугдее (современный Судак)  хотя казаки и  упоминаются, но еще в значении разбойников.
Как и позднее, крымские источники второй половины XV века упоминают наряду с татарами и наёмных казаков-стражу, и казаков-разбойников — к примеру, с середины XV века некие казаки несли конвойную о сторожевую службу в Кафе и других генуэзских колониях, a в 1474 году казаки татарского царевича Касима, вассала московского царя, ограбили в степях купеческий караван всё тех же кафинцев. При этом, как жаловались кафинские купцы, им постоянно наносили убытки «степные добытчики» — их соседи (фактически, запорожские казаки) (Яковенко Н. Н. Нарис історії України з найдавніших часів до кінця ХVІІІ ст.).

О чем это, или о ком? О некоторых известных российских личностях, которые изображены на картине Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Может в этом и кроется причина того, что мастер, свое творение с небольшими перерывами «творил» почти 13 лет, а именно с 1878 по 1891 год. «Я уже несколько лет пишу свою картину и, быть может, еще несколько лет посвящу ей, — говорил живописец Илья Ефимович, — а может случиться, что я закончу ее и через месяц. Одно только страшит меня: возможность смерти до окончания «Запорожцев».

Сразу оговорюсь, некоторая основная массовка картины, как бы казацкого роду, а вот советчики клерка (письмоводителя), да и сам клерк, вот здесь гений классики русской живописи постарался, лица выписал до фотографической схожести с лицами, которые участвовали как натурщики.
 
; Клерк (письмоводитель), - центральный персонаж картины: писарь, он же историк Дмитрий Иванович Яворский, собственной персоной. Ну, не мог Репин не изобразить на картине своего друга! Ведь именно Яворницкий являлся главным вдохновителем и консультантом художника.

; Как утверждают исследователи, художник долго искал походящий образ для атамана — тогдашнего кошевого Сечи, Ивана Дмитриевича Сирко — одна из центральных фигур картины, позади клерка, в папахе и трубкой во рту. Выбор был сделан, и художник остановился, в конце концов, на генерале Михаиле Ивановиче Драгомирове, тогдашнем командующем войсками Киевского военного округа, впоследствии — киевском генерал-губернаторе.

; А этот, красивый юноша с благородными чертами лица и вполне интеллигентной усмешкой, с сумой на перевес через плечо — внучатый племянник известного русского композитора Михаила Ивановича Глинки. А нашел Репин молодого человека в Петербурге — в те времена Глинка был камер-пажем. На картине юноша представлял собой образ Андрия - младшего сына Тараса Бульбы, предавшего отца и Родину из-за любви к прекрасной польской девушке.

; Огромный раненый в голову казак — это старший сын Тараса Бульбы - Остап. Многие, несомненно, узнают в нем одесского художника Николая Дмитриевича Кузнецов. Шутник, силач, академик Академии художеств, профессор, руководитель класса батальной живописи в Академии. Кстати, несмотря на одесское происхождение и русскую фамилию — по национальности он был греком.

; Заразительным смехом наполняя картину, напротив сыновей застыл и сам Тарас. Его проще всего узнать и смеется он от души... Прототипом его оказался профессор Петербургской консерватории Александр Иванович Рубец. Думаю, что наступят времена, когда наши соседи, узнав больше исторической правды будут сносить и еще одну серию национальных памятников.  Ведь как пережить то, что образ ненавистника ляхов Тараса Бульбы, Илья Репин рисовал с человека польского происхождения.... Но здесь могут быть смягчающие обстоятельства. Есть мнение, что образ Тараса Бульбы был списан с Владимира Алексеевича Гиляровского - писателя, журналиста, бытописателя Москвы. Потомка запорожских казаков.

; Где-то приходилось читать, что для большинства образов запорожцев, Репину позировали его знакомые и друзья, весьма знаменитые исторические личности. А иногда для своих персонажей живописец заимствовал у моделей лишь отдельные черты лица. Да, что там у моделей... Для изображения беззубой улыбки персонажа в центральной верхней части полотна художник использовал череп казака-запорожца, найденный во время раскопок братских могил запорожских сечевиков.

Продолжая поиск прообразов, которые изображены на картине Ильи Ефимовича Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», появляется убеждение в том что в современных условиях отношений между нашими странами, не простят нам братья-украинцы того, что на одном из фундаментальных и шедевральных творений гениального классика русской живописи, мастера, Ильи Репина, жемчужине мирового искусства картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» изображен цвет русской интеллигенции, в нарядах казаков. 
Правда, как этому относится. Однажды русский писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк вспоминал: "Репин рисовал с меня для своей будущей картины целых два часа. Ему нужно было позаимствовать мои глаза для одного, а для другого - веко глаз, и для третьего запорожца поправить нос".
Казаки - красавчики, спору нет!


Рецензии
К счастью последующих читателей, я не отношусь к умеющим писать рецензии... потому одни эмоции в моём отклике на прочитанное: очень понравилось как вы поведали тайну великого художника.

Спасибо!

Любушка 2   22.09.2022 10:40     Заявить о нарушении
Успехов вам и хорошего чувства юмора.
Вот и я постарался поиронизировать, поискать некоторые шутливые формы в отношении шедевра.
Может и не дорос, не имею права, но как получилось.
Хотя...

Александр Оксамитный   22.09.2022 17:03   Заявить о нарушении