Понемногу обо-всём. новеллы. юрий юсупов-4. 21. 09

                ПРОДОЛЖЕНИЕ.
                ============

                ПОЕЗДКА К БАБУШКЕ,В ГОРОД
                ДНЕПРОПЕТРОВСК.
                ===========================

      Однажды,прекрасным,летним утром,приехала за нами,красивая,голубовато-серая,
легковая машина- МОСКВИЧ. За её рулём,сидел хозяин,- отличный папин друг и прия-
тель,приятного вида,дядька,с мохнатыми,пушистыми бровями.Он сказал папе,что его
машина готова и мы-все можем садиться в неё и ехать к бабушке,в гости,в город Дне-
пропетровск. Нашей общей радости,не было границ: мы сегодня ,едем в гости к нашей любимой бабушке- Шифре Исааковне Гимельфарб,в Днепропетровск!
Наш папа - Рагиб Румович Садыков очень любил и очень ценил и очень уважал свою еврейскую тёщу,и не стал медлить,объявив всем нам,о своём решении - ехать в гости,
к любимой бабушке,в город Днепропетровск. Мы все сели в машину. Дядька с мохнатыми
бровями,сел за руль и голубовато-серая машина,плавно тронулась с места.
За её окнами,- быстро замелькали машины,деревья,дома,люди...Хотя мы и не долго ехали,терпение моё,постепенно таяло: мне очень-уж,хотелось повидать любимую бабуш-
ку -Шифру Исааковну Гимельфарб,тётю Зельду,дядю Хаима Леоновича Воловика,которого
тётя Зельда,всегда звала: Фимой,а также тётю Терезу,любимых тёть,дядь,братьев и
сестёр,одним словом всех наших,еврейских родственников,по линии нашей мамы- Блюмы Моисеевны Зофман-Садыковой.
К нашей днепропетровской бабушке - Шифре Исааковне Гимельфарб,своей еврейской тёще,наш папа - Рагиб Румович Садыков - испытывал самые нежные и преданные чувства,как родной сын,к родной,своей матери. И бабуля,в свою очередь- очень ценила,любила и уважала своего любимого,татарского зятя.
                Это была-чрезвычайная редкость. Обычно: зять и тёща - всегда
враги между собой и их отношения вошли в народный фольклор,стали притчей во-языцех,о тёщах и зятьях слагали различные и смешные,комические анекдоты,а тут...
наш папа- Рагиб Румович Садыков и бабушка- Шифра Исааковна Гимельфарб - доказали,что отношения зятя и тёщи - могут быть прекрасными,дружественными и очень уважительными и добрыми -между собой. Всё зависит от характера,воспитания
людей.У папы- Рагиба Румовича Садыкова и у бабушки-Шифры Исааковны Гимельфарб -были сразу доверительные,близкие,прекрасные,добрые отношения,любовь,симпатия,уважение.Папа всегда дарил подарки своей,любимой,еврей
ской тёще: пододеяльники,наволочки,простыни,платки,посылал деньги,в знак уважения и своего доброго отношения.Бабушка -Шифра Исааковна Гимельфарб души не
чаяла в своём,любимом,татарском зяте,который в свою очередь - души не чаял от
своей любимой,еврейской тёщи. Бабушка- Шифра Исааковна Гимельфарб всегда отзывалась о нашем папе,так: - На одной чашке весов- золото,а на другой чашке весов- мой,любимый,татарский зять- Рагиб и он собой перетянет само золото!
                Соседка бабушки - Шифры,старая еврейка ,по фамилии- Златопольская,аж бледнела от чёрной зависти,что у Шифры Гимельфарб,-такой культурный,прекрасный и интеллигентный зять и однажды,сказала так:
- Шифрочка! А ви,что слепы? Ваш зятёк-то - тутэр,а не ид!
(Тутэр, ид - это в переводе,с еврейского языка-ИДИШ,означает: татарин,еврей.)
Златопольщиха хотела немного унизить  нашего папу,намекнула бабушке Шифре,что папа не еврей,а татарин,на,что,бабушка- Шифра Искааковна Гимельфарб с большим достоинством,сказала: - Мира Львовна! Я прекрасно знаю,что мой зять-татарин!
И я моего любимого зятя-татарина,не заменю на тысячу таких зятьёв-евреев,как Ваш зять Бэрл,который совершенно не уважает и не любит свою тёщу и изменяет своей жене Соре Мордоховне,Вашей престарелой дочери,с молоденькими девушками!
Вот так,поставила на место,свою соседку Златопольщиху,завистницу,кляузницу и сплетницу,-бабушка Шифра Исааковна Гимельфарб!
                Наконец,мы въезжаем в город Днепропетровск.А вот и тот старый,огромный,серый дом,на улице Ленина,под № 16,и мы -войдя в подъезд,постучались в квартиру №1.Массивная дверь открылась и бабушка Шифра Исааковна Гимельфарб и тётя Зельда,дядя Хаим и все родственники - нас,очень прекрасно встретили.Приём был очень тёплым,родственным,радушным.Меня и мою сестру Хадичу,-бабуля угостила очень вкусными ,ароматными,хрустящими ,малосольны
ми огурчиками,изумительно вкусно,пахнущими укропом,душистым перцем и как всегда,предложила уйму всяких вкусностей и сладостей,к чаю. Мы были очень доволь
ны таким радушным приёмом.Тётя Зельда и дядя Хаим Леонович - показали мне свою
ширку,которую,я сразу-же назвал- кибиткой. Она мне очень понравилась.В этой ширме,ночью спали- тётя Зельда и дядя Хаим.
В ширме было очень уютно,красиво,словно в отдельной комнатке.Мне очень понравилось быть там. Квартира находилась на бельетаже и была полна разных цветущих растений: и так далее.С восточной стороны,у бабули,были очень широкие и большие окна,с широкими подоконниками.Возле окон,- стояли огромные,выше человеческого роста,гипсовые статуи римских и греческих красавиц-богинь.
                Пока родители и старшая сестра Хадича- беседовали с бабушкой
Шифрой,тётей Зельдой и дядей Хаимом,я,в пустой комнате-зале,смотрел в окна,сквозь строй гипсовых,женских фигур,и мне вдруг...нестерпимо- открыть окно,
спрыгнуть с окна,на нижний,квадратный,цементный " козырёк ",а с него и на тротуар города Днепропетровска и...убежать в блистающий,сверкающий город Днепропетровск,жадно впитывать в себя,все его звуки,не думая ни о чём,хотелось познакомиться и подружиться с новыми друзьями-незнакомыми мне,мальчишками,хотелось новых впечатлений...
                Я вскочил на подоконних,в надежде,что просто спрыгну в окно,
на нижний,под окном,цементный квадрат,а оттуда,спрыгну на городской тротуар и то
гда:- Гуляй,Вася! Но,я неосторожно зацепил одну гипсовую ,женскую фигуру,она упала на вторую,вторая на третью,третья на четвёртую...а потом,я обнаружил вместо гипсовых фигур красавиц-богинь...одни гипсовые обломки.
Все фигуры были перебиты и лежали -грудой обломков.
                Я пришёл в ужас превеликий,поняв что перебиты и переломаны все прекрасные,гипсовые статуи красавиц-богинь Рима и Греции! Мысль о побеге в город,- быстро улетучилась,я очень растерялся и жуть превеликая не покидала меня:- Ужас! Что делать? Я переломал все гипсовые,женские фигуры - может быть,лю
бимые бабулины и тётины,а я их всех,нечаянно переломал! Кошмар!
                Мне ничего не оставалось,как сесть на пол и громко зарыдать,возле злополучных,гипсовых обломков красавиц-богинь.
И я залился громким,оглушительным плачем.Меня жёг нестерпимый стыд,мучали- отчаяние и неловкость перед бабушкой Шифрой,тётей Зельдой,дядей Хаимом и другими
родственниками.Прямоне внук,не племянник,а какой-то разбойник!
Услышав шум и грохот падающих фигур,мой громкий плач,все прибежали в комнату -залу и на меня посыпались со-всех сторон вопросы:
-Что? Что-такое? Что-случилось?
Я молча показал рукой,на груды гипсовых обломков и снова горько зарыдал.
- Не волнуйся и не расстраивайся мой,дорогой внучок! Я давно мечтала избавиться от этих,голых баб и ты- помог мне! Спасибо тебе за это! Вот тебе огуречик малосольненький,похрумкай,а вот тебе- мой подарочек - росток фикуса! Из него вырастет огромный фикус. Ты будешь смотреть на него и вспоминать меня! Скажешь,вот подарочек от моей бабушки Шифры своему любимому и дорогому внуку.
А из-за голых баб,не расстраивайся! Я не сержусь на тебя и очень хочу,чтобы ты поскорее забыл эту неловкость! Кто мне дороже? Любимый внучок,или гибсовые,голые бабы? Конечно- внучок! Мой внучочек дорогой!
               Слушая свою любимую бабулю,я постепенно успокаивался.Обломки гипсовых фигур выбросили в помойное ведро и сразу в комнате,стало светлее и веселее.Тон,котороым говорила бабушка Шифра,меня очень успокоил.
Я перестал плакать и...снова меня посетила блажная мысль: выпрыгнуть из окна,на
цементный,квадратный козырёк,а оттуда на тротуар и...Гуляй ,Вася!..
Снова захотелось самостоятельно убежать в блистающий и сверкающий город Днепропетровск,который меня очень манил своими запахами,звуками,блеском солнца...Пришла ещё одна моя любимая тётя Тереза. Она была весёлая,крикливая,очень любимая тётя Тереза. На еврейском языке-ИДИШ,её имя звучало так: Эйтэ-Рэйзл и оно было очень близко по значению,с именем Рэйзл,что означает- Роза,а по русски оно звучало,как- Тереза.
                Тётя Тереза сварила нам на десерт - вкусный и сладкий,розового цвета,компот из розовых черешен.Вечером,никто из взрослых,не обмолвился и словом,что случилось с гибсовыми фигурами римских и греческих богинь...
Никто из родственников,не хотел напоминать мне,моего дневного проступка,берегли мою детскую,нежную,нервную систему.
                Утром,на той-же,голубовато-серой машине МОСКВИЧ,мы поехали обратно,к себе,в Марганец,домой к себе.С тех пор,я часто стал писать письма в голубых конвертах,с бело-красными ,советскими марками и почтовые,жёлтые,советские открытки и бабушке Шифре и старшей сестре бабушки Шифры - бабушке Риве.Я стал тоже переписываться с бабушкой Ривеккой Исааковной Гимельфарб тоже,но вдруг...с бабушкой Ривой - случилось несчастье: она шила и иголка проникла в её тело и током крови была перенесена в сердце и бабушка Рива
скончалась.Мы очень горько плакали и жалели её.
Жалко,теперь никто не ответит на мои детские письма и открытки...с таким желанием и охотой,как это делала бедная бабушка Рива!


                ___________________


...однажды,я подшутил над бабушкой Шифрой. Как-то раз,просматривая старые письма и открытки и пустые,старые,советские конверты и...случайно увидел старую открытку бабушке Шифре с поздравлением от её подруги -тёти Жени Скопис из Одессы.
       Тётя Женя Скопис поздравляла бабушку Шифру с 1 маем,но написала 1-Мя,над чем,мы с папой- Рагибом Румовичем весело хохотали.
На открытке был нарисован сиренево-фиолетовый букет сирени с зелёными листьями ,в красивой цветочной вазе.Но что было удивительно,что марка этой открытки - была совершенно целая.не гашёная на почте,без почтовой печати.
      Вероятно,тётя Женя Скопис послала её,запечатав в конверте.
В графе: адрес отправителя,был написан обратный адрес -тёти Жени Скопис: Одесса,улица Островидова ,19,квартира 1.
       На праздник Нового года,мы послали эту открытку бабушке Шифре,которая нам
рассказала,что в Одессе,её подруга -Женя Скописка -вероятно сошла с ума и перепутала праздники: на Новый год,поздравила бабушку с 1-Мя!
Бедная Скописка!
        Бабушка Шифра,как и все люди с юмором,долго смеялась над тётей Женей Скопис,живущей в Одессе,а пославшей это поздравление из нашего городка Марганца!


                ( Продолжение следует).


 


Рецензии