Винницкий мединститут. XVI-й выпуск врачей, IV
(фотографии преподавателей — в квадратных рамках, студентов — в овальных: слева - направо и сверху — вниз)
- Е. Г. Бурштейн (биохимия), доц. З. А. Макарова, М. С. Вшивцева, доц. С. Е. Буркат, доц. Н. Н. Головцев, П. А. Полищук, Антонюк (спец. подготовка), Кадышева (марксизм-ленинизм)
- Г. И. Айзенберг (оперативная хирургия), С. А. Печерская, И. Н. Хоревин (анатомия), Пилипенко, Заболотников (хирургия), подполковник Николко (спецподготовка), Годлевский (хирургия), доц. Шинкарёва
- Ивасик, М. Т. Дидур (хирургия), Богачева, А. И. Крат (судебная медицина), доц. М. М. Кулагин, Т. М. Караванова, А. А. Шульгина, доц. М. В. Пиневич (урология),
- полковник м/с Каштанов, А. Г. Лойферман, В. И. Буховец, В. Д. Буховец, подполковник Коровянко, Л. Р. Прейзер, Х. И. Кежданова (?).
***
- Ю. Р.: «"Органику" не менее блестяще, чем Деспилер свою, читал Соломон Ефремович Буркат. Я просто с наслаждение слушал его лекции. Чем-то они были даже ближе и интереснее для меня, чем прежние "неорганические".» В другом месте: «Он [доц. Буркат] посмотрел на меня своими умными и проницательными глазами ...»
- Ю. Р.: «На кафедре [оперативной хирургии] работал … Григорий Иосифович Айзенберг, добросовестный, знающий и очень скромный трудяга.»
- С. А.: «Мой папа, ассистент кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии, как только начались дела с евреями, ушел из института во 2-ю гор. больницу. Он говорил: «Я не жду, когда мне скажут "Пошел вон!", мне достаточно услышать "По..." Там он работал в поликлинике и дежурил. Главврач Луцкий, как и папа, был большим любителем шахмат. Приходили из регистратуры: «Григорий Иосифович, Вас срочно вызывает главврач.» Там они запирались на час-полтора и играли. Когда папа ушел на пенсию, то уходил иногда на целый день к приятелю, играл в шахматы, обедал у них. Мама, естественно, сердилась. Папа был большой жизнелюб, постоянно напевал арии из опер. Однажды в Виннице, когда ему было лет 87+, мы зашли с ним в кафе-мороженое на Ленина, а потом хотели перейти улицу. Я предлагал подойти к Универмагу, где был переход, а он хотел перейти здесь же. Вдруг улицу перебежал перед нами мальчишка лет 12. И папа мне говорит: "Если такой сморкач может перебежать, то мы - тем более".»
А я вспоминаю следующее. Во 2-й больнице я проводил немало внеучебного времени (как и перед этим — в Пироговке, «дежуря» рядом с врачами). Если в областной больнице (4-й курс, кафедры факультетской терапии и хирургии) попадал на случайного дежурного врача (в основном, спрашивал о разрешении присутствовать дежурных терапевтов), то во 2-й больнице решил, уже определившись на будущее как терапевт, в последний раз испытать мою пригодность для хирургической работы. А всё потому, что мой погибший в войну отец - выпускник Винницкого медицинского института - был перед войной сотрудником клиники общей хирургии (располагавшейся тогда в Пироговке).
Во 2-й больнице «поддежуривал» я с Л. Л. Шафранским, а в хирургическом стационаре и в таком же кабинете поликлиники для меня особый интерес представляли два врача старой школы. Одним из них был Г. И. Айзенберг. Они своеобразно опрашивали и исследовали пациентов, причём меня почему-то особенно поразило проведение ими пробы на наличие у больных запущенного сифилиса — отсутствия зрачкового рефлекса (на свет). Лампочек у них не было — и они, по старинке, ладонями прикрывали и «открывали» глаза пациентов, наблюдая за сужением-расширением зрачка. Больше никто из врачей это, давно вышедшее из моды простое исследование не проводил.
Завершая рассказ о моей попытке примкнуть к хирургам, отмечу, что мною было принято верное решение: для оперативной хирургической деятельности мне не хватало многих качеств. Но опыт самодеятельной, так сказать, практики во 2-й больнице мне пригодился: в Казани я числился «лучшим хирургом среди терапевтов». И не только сам выполнял операции на желудках моих подопытных собак, но и помогал другим аспирантам, которым неделями приходилось клянчить хирургов наложить собакам фистулу на желудок, не говоря уже об операции создания малого желудочка (по И. П. Павлову): на неё, ввиду отсутствия опыта, и не все хирурги решались.
- Доцент Н. Н. Головцев был не только врачом, но и во многом человеком старой школы. Высокий, бритоголовый он выделялся из массы не только внешностью. Степенность (обстоятельность, серьезность, рассудительность) — во всём, огромный врачебный опыт. И, как мне показалось, некая отстранённость от действительности (от сотрудников кафедры; он, по-моему, уже и не оперировал, это в 1957-58 годах). Николай Николаевич — единственный, кто рассказал мне о случайной его встрече с моим отцом во время войны, в 1942-м («вычислив» меня из множества студентов, думаю, не только по фамилии, но и по лицу: отцу во время его работы в клинике было тридцать с небольшим). Других однополчан или временных спутников отца во время его участия в войне я не знал.
- Студент Т. И. Шраер (в коллаже - между Н. Н. Головцевым и П. А. Полищуком). О нём выше я уже кратко сообщал.
Добавлю присланное С. А.: «Наша семья издавна дружила с семьей Шраера, и мы с Тэдиком были в одном классе и приятелями. Ему не давалась математика, и отец просил меня помочь на выпускном. Он пригласил меня на семейный обед, и я поразился, что в будний день подали по рюмке водки. Помочь мне не составило труда, потому что наш физик Пэця [учитель 4-й школы Е. И. Лехтуз — Н. К.] «был в теме», посадил меня позади и закрыл глаза, когда я передал решение. Тэдик потом очень развернулся и создал первый в Сибири центр по пересадке органов. Его очень ценили в Кемерово и он с гордостью рассказывал, что когда они с ректором пришли, каждый со своим вопросом, к Первому, то тот принял Тэдика раньше ректора. Он посетил меня пару раз в Красноярске.
У его отца легко защищались [работали над диссертациями и становились кандидатами медицинских наук — Н. К.]. Он как-то предложил мне стать у него диссертантом.
Он спросил меня, что представляется мне интересным в моей работе. Я сказал, что быстрое заживление больших ран после тонзиллэктомии, Он тут же продиктовал мне подробный план исследования. Но я не чувствовал себя в силах совмещать это с практической работой.»
- Асс. Заболотников впоследствии был доцентом на кафедре хирургии и областным хирургом.
- Доц. М. Ф. Шинкарёва — мать единственного (может быть, я других не знаю?) академика «большой» АН, родившегося и окончившего школу в Виннице — Рутберга: Рутберг, Филипп Григорьевич — Википедия (wikipedia.org) . О ней я писал и в «Моей Виннице», и тут: Спогади та вигадки воспоминания и вымыслы - III (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru), и ещё в двух статьях.
- В. И. и В. Д. Буховец — об этих супругах я подробно писал тут: Винницкий медицинский институт Забытый учебный год (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru).
- Тут же — подробно об ассистенте И. Ф. Годлевском — одном их выпускников Винницкого медицинского института 1942-го года (в оккупированном городе!), впоследствии — доценте, заведующем кафедрой факультетской хирургии (1970-1974).
- О доценте М. В. Пиневиче — немного в «Моей Виннице».
- Об ассистенте А. Г. Лойфермане - там же и в нескольких других статьях: см. В помощь читателю - I (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru), раздел ПЕРСОНАЛИИ.
- О доценте З. А. Макаровой уже было сказано выше.
- Знал я и п/п Николко, асс. Е. Г. Бурштейн, асс. А. И. Крата, асс. И. Н. Хоревина, асс. М. Т. Дидур, асс. Кадышеву, но каких-либо интересных фактов о них не припомню или, по разным причинам, не хочу вспоминать публично. То же касается ряда сотрудников института, фотографии которых расположены на других страницах альбома. Знал о потерях ими близких родственников в результате трагических случаев, об их собственных тяжёлых проступках, о прочем, для них - глубоко личном…
Многое, кроме самих голых фактов, несомненно, имевших место, могло быть передано мне или воспринято мною ошибочно. Наконец, сама цель этих моих несостоявшихся сообщений (для чего, мол, я об этом рассказываю?) читателями статьи, далёкими от того времени и от понимания моего видения нынешней действительности, могла бы быть превратно истолкована. Этого мне ещё только не хватает…
ПРОДОЛЖЕНИЕ: http://proza.ru/2022/09/22/839.
Свидетельство о публикации №222092101270