Дорогим нашим мамочкам!
Из материалов Евгения Кузнецова на прозе ру. Его большого исторического труда Валаамская тетрадь. С огромной благодарностью к автору за возможность воспользоваться его текстами.
А историческое начало Валаамской обители имеет легенду о проникновении в северное Приладожье апостола Андрея Первозванного с целью принесения Веры Христовой в эти далекие края.
На основании этой легенды о наличии в окрестностях каменного креста и возникла на островах монашеская обитель, горевшая много раз от нападения разных захватчиков и так же многажды возрождавшаяся, не оставив по понятным причинам рукописных свидетельств из тех времен.
Но вот в 19 веке многими трудами и пожертвованиями возник каменный монастырский ансамбль, который стоит и поныне.
И все бы шло по устоявшемуся пути, но территориальный конфликт, навязанный СССР Финляндии, завершился зимней войной 1939–1940 годов. О войне этой, безобразной во всех отношениях — агрессивной со стороны Советов, бездарной, кровопролитной, принесшей столько горя и слез нам и финнам — подробно говорить не будем. О ней написаны тома. В результате ее Карельский перешеек и северное Приладожье становятся территорией СССР.
Уже в конце февраля 1940 года стало ясно, куда клонится чаша весов военного исхода. В монастыре срочно готовят большой обоз, почти две сотни саней. Все, что только можно было спасти от поругания и уничтожения — святыни, иконы, библиотеку, архив, часть колоколов — было погружено на сани, и 28 февраля, в ночь (боялись налета советской авиации), обоз двинулся по льдам Ладоги на материк, в сторону Лахденпохьи. Многие километры по торосистому льду, в непроглядную темень, лютый мороз все-таки преодолели и к рассвету вышли к берегу. Двенадцать старцев недвижно остались лежать в санях. Далее был переезд в город Иоэнсу, всевозможные мытарства.
А что же острова? Архипелаг вначале пустовал. Затем туда пришли наши войска. До сентября 1941 года были на Валааме размещены школа юнг и школа боцманов Балтфлота. В октябре 1941 года архипелаг вновь опустел. В годы войны пребывал на островах небольшой финский гарнизон. Но в 1944 году, после подписания сепаратного договора между СССР и Финляндией, гарнизон ушел без боя. Территория эта вновь отходит Советскому Союзу и острова вновь необитаемы. А в 1950 году по указу Верховного Совета Карело-Финской ССР образовали на Валааме и в монастырских зданиях разместили Дом инвалидов войны и труда. Вот это было заведение!
Не праздный, вероятно, вопрос: почему же здесь, на острове, а не где-нибудь на материке организовывать такое учреждение? Ведь и снабжать проще, и содержать дешевле.
Формальное объяснение: тут много жилья, помещений хозяйственных (одна ферма чего стоит), пахотные земли для подсобного хозяйства, фруктовые сады, ягодные питомники. А неформальная, истинная причина: уж слишком намозолили глаза «советскому народу-победителю» сотни тысяч инвалидов: безруких, безногих, неприкаянных, промышлявших нищенством по вокзалам, в поездах, на улицах, да мало ли еще где. Ну, посудите сами: грудь в орденах, а он возле булочной милостыню просит. Никуда не годится! Избавиться от них надо, во что бы то ни стало избавиться! Но куда их девать? А в бывшие монастыри, на острова! С глаз долой — из сердца вон. В течение нескольких месяцев страна-победительница очистила свои улицы от этого «позора»! Вот так возникли эти богадельни в Кирилло-Белозерском, Горицком, Александро-Свирском, Валаамском и других монастырях. Верней сказать, на развалинах монастырских, на сокрушенных советской властью столпах Православия.
Страна Советов карала своих инвалидов-победителей за их увечья, за потерю ими семей, крова, родных гнезд, разоренных войной. Карала нищетой содержания, одиночеством, безысходностью. Всякий, попадавший на Валаам, мгновенно осознавал: «Вот это — все!» Дальше — тупик. Дальше — тишина в безвестной могиле на заброшенном монастырском кладбище.
Понять ли нам сегодня ту меру беспредельного отчаяния, горя неодолимого, которое охватывало этих людей в то мгновение, когда они попадали на землю сию. В тюрьме, в страшном гулаговском лагере всегда у заключенного теплится надежда выйти оттуда, обрести свободу, иную, менее горькую, жизнь. Отсюда исхода не было. Отсюда — только в могилу, как приговоренному к смерти!
Ну и представьте себе, что за жизнь потекла в этих стенах. Видеть одно, а вот описать трудно, ах, как трудно! Особенно, когда перед мысленным взором возникают их лица, глаза, руки, их улыбки, улыбки существ, как бы в чем-то навек провинившихся, как бы просящих за что-то прощение. Нет, это невозможно описать. Невозможно, наверно, еще и потому, что при воспоминании обо всем этом просто останавливается сердце, перехватывает дыхание и в мыслях возникает невозможная путаница, какой-то сгусток боли! Простите…
Конечно, я послевоенный пацан, родившийся в конце 40-х не мог наблюдать тех инвалидов. В памяти моей отложились лишь те, кто остался и нашел свое место в жизни. По улицам города ездила коляска на велосипедных колесах. Ее двигал одним рычагом безногий инвалид. А на спуске к Красноармейской улице с правой стороны стоял человек. Перед ним столик, а костыли лежат на травке за спиной. Он всем желающим одним движением ножниц из листика черной бумаги исполнял его профиль. Наклеивал его на белую подложку. Это было, как моментальное фото.
А шалман Голубой Дунай против старого здания кинотеатра Юность еще долго привлекал к себе бандюков Саранска. Его фото есть у отца Саши Потякина в группе Старый Саранск.
Да! Все основные капитальные здания школ города были отданы под эвако госпитали. И старейшая школа №12 на нынешнем Ленинском. И многие сотни аккуратных столбиков на старом кладбище около вечного огня. Это ранбольные скончались в местных госпиталях.
Но я вот о чем. Те безногие и безрукие инвалиды, а кто-то получил свои увечья сущими мальчишками в 18-20 лет… И вот они там. Кто на Валааме, а кто в других монастырских отстойниках. И к 50-му году многим было даже не больше 30-ти лет. И мамочки разыскали своих сыночков. Жили рядом с ними. Посильно помогали тем домам инвалидов ничего не требуя в замен. Это же их кровиночка. И были с ними до самого их земного предела.
Этические понятия не позволяют мне дать ссылку на фото тех мамочек со своими сыночками.
Но вечная память и благодарность тем мамочкам, которые всегда и при всем останутся со своими детками!
Свидетельство о публикации №222092101509
Я образца 1949-го. Помню инвалидов.
Безногий портной перелицевал на меня
старое папино пальто. Однорукий
фотограф научил нас фотографировать,
проявлять и печатать фотографии.
Помню и коляски на шарикоподшипниках,
"инвалидки" трёхколёсные появились
много позже. Вот просящих милостыню
инвалидов я уже не застал.
Спасибо за очерк. Читал,
"глаза вспотели".
Василий Овчинников 24.09.2022 06:22 Заявить о нарушении
первоисточник про безруких и безногих
"самоваров" я тоже читал.
Василий Овчинников 24.09.2022 06:25 Заявить о нарушении
Владимир Островитянин 24.09.2022 07:04 Заявить о нарушении
Владимир Островитянин 24.09.2022 12:03 Заявить о нарушении