С. П. Шевырёв. Слово о Истине и Любви

О ИСТИНЕ И ЛЮБВИ.
СЛОВО, ПО СЛУЧАЮ ТОРЖЕСТВА
СВЯЩЕННОГО МИРОПОМАЗАНИЯ И ВЕНЧАНИЯ НА ЦАРСТВО
ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА II
И АВГУСТЕЙШЕЙ СУПРУГИ ЕГО
ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ
МАРИИ АЛЕКСАНДРОВНЫ,
ПРОИЗНЕСЕННОЕ В ТОРЖЕСТВЕННОМ СОБРАНИИ
ИМПЕРАТОРСКОГО МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ОРДИНАРНЫМ АКАДЕМИКОМ И ПРОФЕССОРОМ
Степаном Шевыревым,
31-го августа 1856 года.


MM. ГГ.
Венец на главе Царя есть слава и радость Русского народа: мы дождались этой славы, мы радуемся этою радостию. В торжестве величия, в блеске могущества, достойных Империи, вступал Император в первопрестольную. Любовались наши взоры, изумлялось воображение великолепию, в котором сходились Европа и Азия; радовалось Русское сердце величию отечества в Державной главе его; но до слез умилялись мы тогда, когда Царь повергал блеск, славу и могущество перед святыней Веры, свидетельствуя народу, что из небесного источника заемлет Он внутреннюю крепость Своей Державы. Когда Царь, с возложением на Себя венца, по Его же Царскому слову, возлагал на Себя «торжественный пред светом обет - жить единственно для счастия подвластных Ему народов»: сонмы незримых Сил внимали Его обету и сердца бесчисленных Его подданных молились вместе с Ним, да поможет Ему Всевышний совершить его. Веселилась Москва за всю Россию лицезрением своего Царя и Царицы, венчанных и помазанных силою Божией, и темные ночи свои обращала в светлые дни, в знак своего ликования.
Мы переходили от чувства к чувству, от праздника к празднику, от радости к радости; но желая не потеряться в этом потоке ощущений, а привести его к одной мысли, и вдумываясь в глубокое значение всенародного торжества, озарившего нашу столицу, мы так объясняем себе источник всеобщей радости: в этом торжестве величие нашего земного отечества озарялось светом отечества небесного; Царь, приявший власть, облекался силою Божией, и истина земного Его могущества утверждалась на истине могущества Царя небесного.
Соединившись для того, чтобы праздновать мыслию всенародное торжество наше, чт; же на этом празднике принесем мы Царю, мы, служители истины, в этом храме ее, который воздвигнут, укреплен и возвеличен Его Венценосными Предками и которого двери широко отворил Он, при самом вступлении на престол Родительский? Возвеличим ли словом силу Царя? Его сила не нуждается в нашем слове - и слову нашему не вместить Царевой силы, которая перед нами в очью совершается. Вспомним священное предание о мудром Царе Востока: он не дал предпочтения тому мудрецу, который на вопрос: чт; всего сильнее на земле? - сказал: Царь: - он велит разорить - разоряют, созидать - созидают, насадить - насаждают. Мудрый Царь отдал предпочтение тому мудрецу, который сказал, что на земле всего сильнее истина: она «пребывает, и возмогает в век, и живет и обладает в век века - благословен Бог истины!». - И вторил мудрецу народ словами: «Велика есть истина и премогает», - и Царь, согласившись с народом, повелел, в награду мудрецу, воссозидать Иерусалим и в нем храм Богу истинному.
He дерзновенно будет с нашей стороны припомнить это священное предание середи торжества, в котором Царь наш свидетельствовал, как преклоняет Он силу Своей власти перед истиной Божией.
Что же можем мы принести Царю на Его праздник? лишь одно честное и полезное служение познанию истины. Служа ей так, мы послужим Его силе и могуществу в нашем отечестве и исполним перед Ним данный Ему обет верного служения.
Приступая к занятиям нашего академического года, спросим же себя: как уразумеем мы наше честное и полезное служение познанию истины?
Познание истины тогда бывает плодотворно в человеке, когда из разума его переходит в дело сердца и любви. Это положение тесно связано с другим основным, непререкаемым положением, что в Боге истина и любовь одно. Всякая вещь міра видимого, взятая по силе своей сущности, есть явление живой Божией истины, в которую мы силимся проникнуть познающим разумом; но та же вещь, по силе своего назначения в жизни, есть дело творящей и зиждущей любви Божиеи. Как же мы познанием разделим в вещах то, чт; соединил в них Творец, дело разума и дело любви Его, и созерцая в них только одне отвлеченные истины, удовлетворимся их познанием, а не обратим их, следуя примеру Божию, на дело пользы ближнему?
Так думал первоначальник наук естественных, Бакон, отвергший метод одностороннего и отвлеченного силлогизма в пользу опытного метода и живого способа наведения и проложивший тем путь к великим открытиям и изобретениям в науках естественных. Вот слова его.
«Мы желаем, чтобы дело человеческое не мешало делу Божию; чтобы плодом труда, открывающего дорогу чувствам, и распространения света наук естественных, не было неверие и омрачение умов в отношении к таинствам божественным; с разумом ясным, чуждым идей фантастических и тщеславия, воздадим вере то, чт; принадлежит вере, и, отбросив яд познания, яд, влитый змеем в умы и их надмевающий, без гордости и без унижения, станем разработывать истину в духе любви».
«Мы желаем, чтобы люди совершенствовали науку и направляли ее в духе любви: ибо жажда могущества погубила ангелов, а жажда знания людей. Но в любви не может быть излишка, и ею никогда еще ни ангел, ни человек не подвергался опасности падения».
«Когда мы откроем, во сколько может природа вещей и во сколько природа разума человеческого, тогда будем ласкать себя надеждою, что сочетали разум человека со вселенною, под благословением благости божественной, и на этом браке их мы в праве изречь обет: да возможет это соединение произвести ряд изобретений и пособий всякого рода, могущих укротить и победить, в некотором отношении, нужды и бедствия человечества».
Обет великого мыслителя исполнился и исполняется еще теперь: таков был плод сочетания наук естественных с делом любви к человечеству.
В нынешнем году, науки естественные в нашем Университете озарились новыми прекрасными надеждами. Каждая кафедра дала свой отпрыск - и из Факультета, уже прежде богато обстановленного, провидится двоякий. Молодое поколение, вызываемое Правительством, едет к чуждым народам снова дружиться с ними, после кровавой войны, во имя познания и заимствовать у них свет полезных открытий. Но не забудем, что все эти прекрасные стремления тогда достигнут цели, когда приобретенные познания применены будут к силам природы Русской и дело науки соединится с делом любви к ближнему в нашем отечестве.
Стремление нашего века к наукам положительным подвергается обвинениям в направлении корыстном, материяльном, так называемом утилитарном. Hо одушевляемое высшими целями благоденствия своего отечества и многочисленной меньшей нашей братии, оно никогда не уклонится к целям чисто вещественным. Отпор таким обвинениям и ограда против подобных уклонений науки естества давно уже предложена в словах, обращенных тем же ее родоначальником к Отцу всякой мудрости: «Когда Ты, - возносит к Нему молитвенно слово свое Бакон, - обратил взоры свои на дела рук Твоих, Ты увидел, что все благо, и вошел в покой свой; но человек, обращаясь к делу своих рук, видит повсюду одно тщеславие и пытку ума, и нигде не находит покоя. Если же мы п;том лица своего оросим дело рук Твоих, Боже, тогда Ты благоволишь даровать нам и созерцание Тебя и участие в Твоем покое. Молим, да сохранишь нас в этих мыслях, чтобы руками нашими и тех, кого Ты вразумишь также, новая благостыня излилась на семью человеческую».

Над познанием міра естественного возвышается познание міра духовного. Здесь истина, развиваемая нами, прежде всего применяется к тому лицу, которое познает мір духовный. И кто же, узнав его сокровища и применив их к своим недостаткам, не пожелал бы тотчас же усвоить их душе своей? Это обогащение дарами духа не может быть своекорыстно, потому что чем более усвояешь их себе, тем более делишься ими со множеством своих ближних: таково уже свойство даров духовных. Здесь богатство личное немедленно переходит в богатство общественное: свет внутри человека не может сиять только для него одного, а озаряет все его окружающее, как сказано: да просветится свет ваш пред человеки.

Если не всегда наука міра духовного совершенствует в наше время ученого, а чрез него и его ближних, - не потому ли, что она уклонилась от той связи с высшим міром духа, на которую так ясно указал тот же родоначальник науки естества? Вот слова Баконовы: «Так как существо души человеческой, в минуту ее создания, было извлечено не из массы неба и земли, а сотворено непосредственным дуновением Божиим, законы же неба и земли составляют главный предмет философии: как же могли бы мы из этой науки извлечь познание о сущности души разумной? Ясно, что познание души должно истекать из того же божественного дуновения, откуда истекло и самое существо ее».
Согласно с Баконом, думал однако древний Русский человек - и прежде чем пуститься в познание тайн природы, которое признавал он необходимым для себя в будущем, - он погружался в познание души, черпая его в священном источнике божественных внушений Веры. Такое занятие нисколько не мешало древнему Русскому человеку забрать под свои владения шестую часть всего міра: напротив, без воспитания внутренней силы духа, он не мог бы побеждать препятствий природы, не совершил бы этого подвига, не отмерил бы себе такого пространства, которое досталось на великий труд его потомкам и которому радовался еще Ломоносов, прозревая в России, на небе двух полушарий и на земле всех возможных климатов, обширные успехи для всех наук естественных.

He забудем же мысли древнего Русского человека теперь, когда Бог, голосом Царя, призывает нас наукою возделывать силы земли, древле народом приобретенной. Как бесконечно пространство ее, им занятое, так бесконечно задуман был им и высокий идеал души его; но мог он покамест достигать его только в затворах и в пустынях обителей. Оттуда избранные Русские люди благотворно действовали на духовные силы народа, воспитывая его в духе смирения, любви, терпения и готовности на всякую жертву. Истина веры всегда сказывалась в нем, как и сказалась еще недавно, подвигами любви. Познание же міра духовного, озаренное этою истиною, при блестящих дарах науки и искусства, да обнаружится теперь в нас делами всякого человеческого совершенствования, и да украсится ими наше отечество!

Мысль, одушевившая мое слово в дни народных торжеств, единство истины и любви, знаменуется всего более в подвигах верховных властителей России. Истина предержащей власти утвердилась и укоренилась, как верование, в жизни Русского народа делами любви ее. С самого начала, не с мечем завоевания пришла к нам верховная власть, но явилась, как примирительница междоусобий народных. В подвигах Святослава научила она Русского воина с честью и славой умирать за отечество. В лице Владимира озарилась Христовым светом и в жизни его показала, как истина веры может в Русском человеке растворить самое грубое существо его духом любви и милосердия. В Ярославе она дала нам книжное просвещение и Русскую правду; законом Изяслава в первый раз уничтожила смертную казнь; во Владимире Мономахе сияла миротворным Ангелом в междоусобицах Княжеских. При Татарах, кровью мученической начала избавление Русской земли; в Александре Невском представила, во времена темные, образец беспорочно-чистой жизни и неутомимого служения отечеству; в Иоанне Калите приступила к подвигу единения государственного; в Димитрии смирением веры и неустрашимостию победила гордыню меча Татарского; в Василии Темном спасла Церковь от коварной измены; в Иоанне III, соединив, утвердила государство и воздвигла Московский Кремль, как его священный символ; в Иоанне IV сокрушила царство Исламово в пределах отечества, - но разразившись ревнивою грозою в мрачных казнях боярских, скрылась на время, чтобы дать опыт отечеству всех зол междуцарствия.
Воссияв снова в Михаиле, верховная власть умиротворила государство и собрала воедино его рассеянные члены; в Алексии показала образец благочестивого Царя, патриарха семьи Царской, и приготовила Россию к общению с другими народами. В Петре начала она это общение во имя науки и, совлекши с себя блеск внешнего величия, совершала рабочий жертвенный труд для отечества, которое возвела на степень великой славы. В Елисавете создала многие образовательные учреждения, которые дожили в наше время до столетних торжеств своих. В Екатерине двинула Русское слово на все роды искусства и на развитие жизни общественной; призвала на содействие власти голос собственного выбора в образованных членах общества; открыла средства учения всем сословиям народа. В лице Александра I умиротворила Европу после бурь безначалия и разрушительных войн честолюбивой власти. В лиц Николая присоединила к Церкви православной неправо отторженную часть сынов ее; открыв для всех сокровища Русской Истории, дала возможность подумать о восстановлении союза древней России с новою, и уничтожить недоразумение эпохи преобразования; энергией непреклонного характера сдерживала в течение 29-ти лет волнения Европы и твердостию возбудила изумление даже во врагах своих; до самопожертвования, исполняла на престоле служебный долг перед отечеством и наконец возрастила нам и воспитала на царство АЛЕКСАНДРА II.
Да будут же истина и любовь, по завету Его предков, слиянно сиять в Царском венце Его! Да озаряют оне все пути Его жизни, как озарили первые подвиги Его царствования! Да помогут Ему совершить священный обет, изреченный Им при вступлении на престол России: «иметь всегда единою целию благоденствие Отечества!».


(Речи, стихи и исследования, написанные по случаю торжества Священного Миропомазания и Венчания на Царство Государя Императора Александра Второго Самодержца Всероссийского и Августейшей Его супруги Государыни Императрицы Марии Александровны, ординарными профессорами Императорского Московского Университета, для торжественного собрания 31-го Августа 1856 года. М.: В Университетской тип. 1856. С. 2 – 8).



Подготовка текста и публикация М.А. Бирюковой.


Рецензии