Шевырёв. Афонские иконы Византийского стиля

Степан Петрович ШЕВЫРЁВ (1806 - 1864)

Афонские иконы Византийского стиля в живописных снимках,
привезенных в Москву П.И. Севастьяновым


1. Богоматерь млекопитательница, с надписью,  питающая млеком Спасителя. По краям головного покрова Славянская надпись: златостружнейший столпе и дванадесятостенный граде, и солнечнозвездный престоле, седалище... IС ХС... Далее неразборчива. Та же самая надпись на греческом языке на нижней части покрова. На главе Богоматери венец, поддерживаемый двумя Архангелами в воздушном положении: буквы М. и Г. показывают, что это Михаил и Гавриил. Надпись новая на серебряных бляхах, которыми закрыта древняя. Покров на Богоматери розовый, вышитый узорами, а риза голубая. Спаситель младенец с правой стороны принимает млеко из груди Богоматери  (**). Над ним надпись: IС ХС; сияние около головы и внутри сияния крест, в трех оконечностях которого по букве из слова греческого: (о он) Сый. На Спасителе иззелена-голубая сорочка и желтоватые пелены. Рамка новая углубленная; признаком древности икон служат рамки выступающие; но рисунок на рамке, вероятно, реставрирован.
Икона находится в столице Афона, Карее, в келлии, носящей название типикарницы, от типика устава Св. Саввы Архиепископа Сербского, в ней хранящегося  . Она занимает место в иконостасе церкви, где обыкновенно бывает икона Спасителя.
Предание относит ее к VI веку. Если это так, то надписи могли быть прибавлены после самим Преп. Саввою. Эта келлия принадлежит Халандарскому монастырю, основанному Св. Саввою, и когда он приезжал в Протат, находившийся в Карее, то останавливался в этой самой келлии и молился перед этой иконою.
Икона писана на холсте, наклеенном на дереве, красками, разведенными на желтке (a tempera).
У П.И. Севастьянова находится черновой план самой церкви с обозначением, как расположена в ней стенная живопись.
Далее следуют: семь икон, писанных также a tempera, на холсте, натянутом на дcки, с выходящею кругом рамкою. Оне находятся в алтаре соборной церкви Кареи, на задней стороне иконостаса, обращенной к престолу, а, вероятно, были прежде в иконостасе какого-нибудь другого храма. Все изображения поясные.
2. Спаситель с надписью IС ХС; сияние кругом головы, внутри крестообразное. Перстами левой руки он придерживает евангелие; правою рукою благословляет. Густые власы покрывают голову и раздвоены на две половины; брови выведены дугою над большими глазами; нос продолговатый, весьма тонкий; уста умиленно-кроткие, покрытые малыми усами; борода редкая в знак чистоты духовной тела. Руки, несмотря на неправильность рисунка, превосходны. Один из известных Русских художников, рассматривая левую руку, сказал: такое положение рук мог бы дать только М. Анжело. Тип лица прекрасный, выражающий премудрость, благость и кротость.
3. Богоматерь, в иконостасе занимавшая, вероятно, место по правую сторону Спасителя, с греч. надписью. Власы прикрыты покровом, на котором три звезды, выражающие девство ее до рождества, во время рождества и по рождестве. Бахрома, украшающая покров, обозначает царское ее происхождение. Руки молитвенно и благоговейно простерты к Спасителю. В лике выражается вся глубина ее смирения.
4. Св. Иоанн Креститель, с надписью: Предтеча. Волосы на голове благообразные, но несколько всклоченные; голова наклонена перед Спасителем в знак благоговения; глубина мудрости и след пустынных трудов в лице; движение брови над левым глазом выражает благоговейное изумление перед И. Христом; одежда голубая, а не власяная, означает уже небесное его пребывание.
5. Св. Апостол Петр, с надписью. Покров лиловый на сорочке иззелена-голубой. В левой руке полуразвернутый свиток, на котором видна частию греческая надпись, взятая из первого соборного послания Ап. Петра. (Благословен Бог и Отец Господа нашею Иисуса Христа. (I. Петр, гл. 1. ст. 3). - Густые волосы покрывают чело; борода короткая. Этот лик весьма напоминает бронзовое древнее изображение Апостола Петра, находящееся в Римском его храме. Отсюда видно, что Римская церковь в древних изображениях своего Апостола держалась Византийских преданий.
6. Св. Апостол Павел с надписью. Он держит не меч, как обыкновенно, а книгу в переплете с застежками и крестообразным украшением из драгоценных каменьев. Голова плешивая, покрытая волосами книзу; чело возвышенное, как седалище разума, с небольшим клоком волос; глаза большие; борода осанистая.
7. Св. Архангел Гавриил с надписью. Он, подъемля руки к Спасителю, выражает благоговение. Прекрасные волосы, кудреватые, в кольцах осеняют голову; повязка на голове собирает их, или так называемые слухи, концами выходящие ниже ушей; голова несколько наклонена; лик красоты греческой; голубые крылья осеняют тело; покров красноватый, а сорочка голубая.
8. Св. Архангел Михаил. Руки также простерты и та же повязка на голове. Те же признаки. Лик по одной красоте только имеет сходство с предъидущим.
Следуют две иконы, писанные на деревянных дсках, также a tempera, бывшие в патриаршей келье, приобретенной Русскими и обращенной в скит во имя Св. Андрея Первозванного.
9. Икона Богоматери со Спасителем младенцем с надписью, над Спасителем в крестном сиянии: Сый. Спаситель благословляет правою рукою, а в левой держит свиток. При Спасителе начинается с боку греческая надпись (госпоже) и проч., неразборчивая, вероятно тропарь, в честь Богоматери, а внизу приписано: раб... 7168 (1660) г.
10. Спаситель, взятый из иконостаса с надписями IС. ХС и Сый. в крестном сиянии; благословляет правою рукою, а в левой держит Евангелие. Тип тот же совершенно, что и в предыдущем.
Фрески, по предположению, XVI и Х;IІ века.
Теперь следуют фрески, писанные на стенах Карейского собора, все одною рукою, кроме Успения Богоматери.
11. Спаситель возлежащий на мягком полотняном ложе еu raccourci. Он лежит, как бы немного приподнявшись и оперши голову на правую руку; в левой же, простертой до колена, держит свиток. В сиянии, окружающем голову, крест; в каждой из трех оконечностей креста по пяти кружечков. Сорочка зеленоватого цвета; на ней помочи перевязаны наподобие того, как диакон, во время божественной литургии, перед совершением таинства препоясуется орарем: не означает ли сие препоясание того служения всему человечеству, для которого пришел на землю Спаситель? – Желтоватый покров драпирует нижнюю часть тела, но ножки из-под покрова открыты и перевязаны сандалиями. Тип головы, по выражению своему, не может быть описан никакими словами. Глубокая многодумная скорбь выразилась в очах и на всем лике: крест в сиянии, окружающем голову, как будто определяет предмет этой прискорбной думы - искупление человечества. Часть этого изображения попорчена от времени, но эта порча касается только одежд и не нарушает впечатления целого. В письмах с Востока А.Н. Муравьева говорится об этом изображении с большою похвалою, но Спаситель назван спящим.
Народ, рассматривая на выставке икону, назвал ее: «Недреманное око».
12. Спаситель во славе седящий на престоле с надписью IС. ХС: в крестном сиянии Сый; правая рука благословляет; в левой раскрытое Евангелие и на нем слова: научитеся от Мене, яко кроток есть и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим. Иго бо мое благо. (Матф. гл. XI. ст. 29 и 30). Сорочка лиловая, а покров голубой, превосходно драпирующий тело. Лик Спасителя невыразимо прекрасен. Престол, на котором он восседит, напоминает стиль рококо, потому что эта часть изображения, кроме лика, была, по причине порчи от времени, возобновлена и написана уже масляными красками. Есть разница 500 лет во времени между этою иконою и № 2, а между тем в типе лица и в красоте стиля никакой.
13. Спаситель по воскресении своем являющийся двум Мариям: Марии Магдалине и Марии Иаковлевой. На самом верху над Спасителем греческая надпись: радуйтесь! – вокруг главы крестное сияние без надписания. Правая рука благословляет, а левая держит свиток. В шествии Спасителя заметно уже загробное бытие его; он как будто уже не ступает, а движется легко. По обеим сторонам Марии коленопреклоненные: одна в лиловой, другая в белой одежде; руки их, закрытые в рукавах по обычаю женщин востока, простерты к Спасителю. Лики женщин прекрасны: в них выражены особенно умиление и благоговение.
14. Богоматерь. - Фреск, кроме головы, весь испорчен и не существует. Внизу под ликом Богоматери находящееся полукружие дает повод думать, что икона изображала земное воплощение Спасителя. Лик Богоматери, продолговатый, в покрове, отличается необыкновенным выражением благообразной кротости.
15. Богоматерь с Младенцем на престоле во славе. Икона соответствует № 12-му. Рука Спасителя правая благословляет, а левая держит свиток. Три звезды на покрове Богоматери. Лики отличаются необыкновенною красотою. Престол в стиле рококо написан позднее масляными красками.
16. Успение Богоматери. Богоматерь возлежит на престоле, смежив очи и сложив крестообразно руки. Старец, вероятно один из Апостолов, преклоняется к пречистому телу Усопшей. Над ним возвышается Спаситель, держащий в руках, в виде младенца, душу Богоматери. С правой стороны от Спасителя Ангел плачущий и покровом утирающий слезы, с левой другой Ангел в таком же положении. Направо три Апостола в сиянии и три без сияния, из которых один держит в руках кадило; слева видны два сияния позади Ангела, а спереди семь Апостолов без сияния. Все они в разных видах выражают одно чувство скорби; но очи почти всех устремлены на предмет ее. Две свечи стоят перед престолом, а внизу горящая курильница. Под иконою, во всю ее ширину, греческая надпись, но в средине не вполне уцелевшая. Обозначен год 7020 (1512).
17. Архангел с поднятым мечем, изгоняющий из храма нечестивых, небрежно внимающих литургии. Он написан при входе в собор на правой стороне западной стены. Латы воина, препоясаные, покрывают тело, а сверху их надета мантия. В одной руке он держит меч, а в другой развернутый свиток с греческою надписью, которая вся по большей части стерлась. Голова осенена прекрасно лежащими кудрями с повязкою. В выражении головы и в самом положении тела виден суровый гнев; в знак того брови подняты высоко, особенно на правом глазу; крылья также как бы потеряли равновесие спокойного положения, а одно поднялось выше другого.
18. Другой Архангел в противень к предъидущему, на левой стороне от входа, также крылатый, вносит писалом на хартию имена тех, которые с должным благоговением внимают божественной литургии. Левою рукою он придерживает хартию и чернильницу. Одежда лиловая, вся препоясана сверху до низу богатым широким орарем, унизанным драгоценными каменьями; богатые наплечья и драпировка превосходная, равновесные крылья осеняют тело. Лик, с наклоненною головою, красоты необыкновенной. Архангелы, исполняющие такое служение при литургии, пишутся обыкновенно у западных врат наших соборных храмов, и подобных им, хотя не такой красоты, можно видеть на нашем Успенском соборе.
19. Ангел, явившийся Св. Пахомию в одежде монашеской. Прекрасная женственная голова облечена голубым покровом, под которым видна часть изящных волнистых кудрей. Мантия иноческая, лилового цвета, застегнута вверху у шеи и внизу у подола; из-за нее сзади видны ангельские крылья. Перстом правой руки он указывает на свою одежду, как на образец для инока, а в левой держит свиток монашеского устава. Штукатурка отошла во многих местах, и образ в одежде искажен.
20. Св. Первомученик и Архидиакон Стефан, с греческою надписью. Безбрадый юноша в белой одежде или эпитрахили; на левом плече, вместо ораря, лиловая пелена. В правой руке он держит кадило, в левой ладонохранительницу. Лик выражает разум и простоту смирения.
21. Св. Архидиакон Евпл с греческою надписью: в такой же белой ризе, как и Св. Стефан, с пеленой вместо ораря на левом плече, с кадилом в правой руке и с ладонохранительницей другой формы в левой; борода малая едва обозначилась. Лик выражает простоту и смирение низшего служителя церкви.
22. Св. Георгий Победоносец с надписью. На воине латы, препоясанные сверху, а на них мантия; правою рукою он поднял меч, а в левой держит стрелы; позади виден круглый его щит. Необыкновенно прекрасна голова, и на ней особенно красива прическа волос, которые подобраны золотым обручем; брови подняты в знак гневного усердия в защитнике Церкви. Латы на всех воинах Церкви препоясаны в знак того, что они верные ее слуги. Ноги закрыты доскою, которая гвоздями вбита в стену; на ней повешены в храме другие образа.
23. Св. Царь Константин Великий с греческою надписью, в великолепной царской одежде и короне; в правой руке он держит крест, украшенный драгоценными каменьями; в левой свиток; орарь закинут за левую руку в знак того, что Царь есть слуга Церкви.
24. Св. Николай Мирликийский Чудотворец, без надписи, потому что стерлась, в облачении Архиепископа, с омофором, покрытым крестами, но без митры, а с обнаженною головою; правою рукою он благословляет, а в левой держит Евангелие в богатом окладе из драгоценных каменьев. Это один из превосходнейших типических ликов, которыми украшается Афонское собрание П.И. Севастьянова. Чело высокое, морщиноватое, осенено негустыми белыми волосами; глаза большие, на них надвинуты густые брови; борода небольшая окладистая; усы седые, но к концам волос черноватые. В очах сияют разум и премудрость защитника православия. Величие в выражении лица нельзя передать словами. Всякой, при первом взгляде, узнавал его немедленно, хотя он без надписи.
25. Св. Евстафий Плакида воин, без надписи, которая стерлась. Правой рукою держит копье, касающееся полу, а левою придерживает круглый меч; латы препоясанные надеты сверх лиловой туники, а мантия накинута сверху лат. На ногах штукатурка обилась и живопись стерлась. Благообразная голова в окладе красивых кудрявых волос; брови дугою над большими глазами; нос продолговатый. Во всех чертах лица и в положении тела видны доблесть и сосредоточенное мужество воина.
26. Св. Меркурий воин с надписью. На голове шлем в виде шляпы треугольной с перьями; в правой руке меч, а левою держит щит за ремни его изнанки, круглой формы, как древние греческие щиты; на левое плечо надет лук; латы и сверху лиловая мантия, пояс стягивает грудь; на одной ноге хорошо сохранилась воинская обувь, на другой не совсем. Борода малая; волосы падают из-под шляпы; нос продолговатый. Твердость и мужество воина видны во всех чертах лица.
27. Св. Феодор Стратилат с надписью. В правой руке копье, в левой меч; латы накрыты мантией и препоясаны сверху наподобие ораря. Волосы на голове густые; борода раздвоенная; лицо продолговатое.
28. Св. Артемий воин с надписью. Держит копье в правой руке, а левою опирается на продолговатый щит. На голове нет шлема. Власы напоминают лик Спасителя, но они не раздвоены на голове, а собраны все в одну сторону. Левая бровь несколько поднята над глазом. Борода скудная. Латы крестообразно препоясаны на груди.
29. Св. Прокопий воин; в правой меч, в левой щит. На кольчугу накинута мантия. Лицо продолговатое и осенено кудрявыми волосами.
30. Св. Феодор Тирон с надписью. Воин в латах, которые спереди препоясаны, как диакон препоясует грудь орарем перед совершением таинства; на латах лиловая мантия. В правой руке копье, а в левой вероятно меч: стертая живопись не позволяет определить предмет. На голове густые волосы и борода также густая, виющаяся.
31. Св. Макарий Египетский, без надписи. Правая рука благословляет, а в левой свиток. На тунике схима голубая пониже пояса, а сверху мантия лиловая, застегнутая вверху и внизу. Лик благообразный; борода малая; брови нависли над глазами; волосы всклочены на голове.
32. Св. Давид Селунский с греческою надписью. Благообразный старец пустынножитель в сиянии - один из превосходнейших художественных типов собрания. Власы белые довольно густо вьются по плечам; борода до низу съуживается постепенно. Туника лиловая, подпоясанная, собирается складками около нижней части тела; схима голубая, короткая, видна из-под бороды; зеленоватая мантия застегнута под бородою. Правая рука простерта, в левой развернутый свиток. Чело большое, покрытое морщинами, осенено густыми волосами; брови над глазами нависли; нос продолговатый, прямой; из-под густых усов видны губы, умиленно-кроткие. Весь лик и особенно глаза выражают глубокую думу и дар прозрения; сильный взгляд точно пронзает вашу душу и проникает в самые тайные ваши помыслы.
33. Св. Павел Ксеропотамский с греческою надписью. Он был евнух: это заметно сей час по чертам лица, по скудным волосам, особенно на бороде. Глаза большие; взгляд проницательный, нос длинный, брови тонкие, надвинутые на глаза; в обеих руках держит свиток; мантия застегнутая вверху и внизу. Много преданий рассказывается об этом подвижнике; особенно замечательно следующее: На заставе горы Афона находился, по обычаю, гребень, которым все приходившие должны были чесать себе бороду. Павел пришел на Афон в таком молодом возрасте, когда бороды у него еще не было, а безбородых не принимали. Юноша взял в руки гребень и воткнул его себе в подбородок, чтобы только удостоиться счастия жить на горе Афонской. Иноки, видя такое рвение юноши к их подвижнической жизни, нарушили обычай для Павла и позволили ему остаться на Афоне.
34. Св. Онуфрий с надписью. Строгий пустынножитель и подвижник с первого раза виден в изнуренном нагом теле и в лице этого старца. Волосы вьются по плечам; борода длинная; лицо старческое изможденное; руки тощие, худые; правая приложена к груди, в левой развернут свиток; тело худое препоясано по середине; на ногах видны следы волос. Весьма жаль, что это изображение повреждено сверху до низу.
35. Св. Дамиан бессребренник без надписи. В правой руке держит трость, очиненную для письма, а в левой длинный футляр для чернильницы, перевязанный в нескольких местах. На святом подризник и сверху мантия. Выражение разума и проницания в глазах.
36. Св. Козьма бессребренник с надписью. Он, как безмездный врач, держит в правой руке ланцет, а в левой футляр для него. Лик благообразный; борода малая, но красивая, остроугольная. Одежда такая же, как на Дамиане. Выражение лица разумное и проницательное. Между обоими братьями семейное сходство.
Пересматривая все эти художественные типы и, вникая в каждый из них соответственно значению лица, которое он представляет, нельзя не удивиться их разнообразию и не признать с тем вместе, как иконопись церковная вникала в характеры лиц, ею изображаемых.
С особенным удовольствием мы имеем право объявить ревнителям православия и знатокам религиозной живописи, что все эти иконы останутся в нашем отечестве и украсят собою Византийский музей, учреждаемый при Академии Художеств.

С. Шевырев.


(Афонские иконы Византийского стиля в живописных снимках, привезенных в Москву П.И. Севастьяновым. М.: В Типографии Ведом. Московск. Город. Полиции. 1859. 16 с.).

(Подготовка текста и публикация М.А. Бирюковой)


Рецензии