О колониализме и национальных обидах. Часть 2

К числу больных тем в отношениях России и Казахстана относится и  трагическая судьба первой казахской интеллигенции. Вопрос этот  далеко не простой. Если подходить упрощённо, не вникая в исторический контекст, то картина ясна. В период сталинских чисток многие видные казахские интеллигенты и политики были  расстреляны. Но если вникать и разбираться, картина становится не такой ясной…
       В  феврале  1917  года, когда  пришла  весть  о  свержении  царя, большинство  казахстанцев  в  городах  радостно  вышли  на  митинги, предвкушая  близкую  свободу и   решение назревших  проблем.

      Временное  правительство, пришедшее  на  смену  царскому,  упразднив  прежних  генерал-губернаторов, согласившись с разгоном  полиции и  жандармерии, устранением  ненавистных  чиновников, поддержало  идею  свободы.  Вместо них были назначены    комиссары  из  числа национальных либерально-демократических  лидеров. Решение  главных  проблем  страны: о  новой  власти,  о  земле, о правах многочисленных народов империи было    обещано  передать  на  рассмотрение  будущего  Учредительного  собрания.
 Однако доверие   к  властям   было  подорвано  основательно.   Местное   казахское население   не  простило  властям и переселенцам  отнятой  земли, унижений и грабежей  в ходе  подавления восстания 1916  года  и  затаилось в  своих  аулах.
   Признав, что царские власти жестоко обидели казахов,  Временное правительство объявило амнистию  участникам  восстания  1916 года, возвратило    с  фронта  забранных насильно  мужчин  и  даже  определило  материальную  компенсацию  пострадавшим  в ходе  восстания.   Русским семьям полагалось  по  500 рублей  на  двор, казахам – по 100 рублей  на  юрту. Почему потери русских переселенцев оценивались в 5 раз больше можно только догадываться. 
  Будучи в подавляющей массе неграмотным, население прислушивалось  главным  образом  к  суждениям  родовой  знати и  национальной  интеллигенции. Элита и интеллигенция  в  таких  ситуациях  становится  мозгом  и  совестью  нации. Но «мозг  и  совесть», как  и  вся  страна, также  находились в  расколе и  сомнениях.  Что  дальше? Каким  путем  идти?
    Напомню, что элита это потомки ханов-султаны, правящие улусами и родами, бии- народные судьи, баи-богатые скотоводы, батыры- авторитетные воины,  мусульманское духовенство. Сюда же нужно отнести избранных и назначенных царской администрацией правителей волостей, аульных старшин. Интеллигенция, как  прослойка  общества, котороя являясь более грамотной частью населения, часто становится руководителем национальных движений. Так случилось и в Казахстане.  Однако интеллигенции было мало. По подсчётам некоторых казахских историков число тех, кто имел высшее образование насчитывалось  всего 150-200 человек. Интеллигенция   тоже,  как  и  в  любом    обществе,  поделилась  на консервативную, либерально-демократическую, революционно-демократическую.
 
 Часть  интеллигенции   в это время  развивала тему-«все казахи – братья» и чтобы добиться национального освобождения нужно объединиться. Другая часть приняла сторону большевиков в том, что любой  народ не  есть нечто целое и  единое, а делится на  классы( по современной социологии  страты, социальные группы и т.д.) по отношению к собственности,    величине  богатств и  получаемых  доходов и соответственно общественному положению. По их видению «братья» очень сильно различаются по положению в обществе и уровню жизни.

Глядя  на  казахскую  интеллигенцию,  было  видно,  что  лидеры  либерально-демократического   крыла   национальных  лидеров и интеллигенции  всегда тяготели к    власть имущим, искали  компромиссов  с   властями  еще  с   давних времён, отвергая  в  принципе  революционный  путь, идею уничтожить классовые  различия.
 Признанными  лидерами  либеральных  демократов  перед революцией и в ходе её были Алихан  Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов,   Мустафа  Чокай и ряд других.  Несмотря на  протесты царским властям по поводу колониальной политики, они вполне вписывались в политическую структуру империи.

Так, А. Букейханов после  революции  1905-1907   стал  депутатом  Государственной  Думы,   членом буржуазной  партии  кадетов,  а  до  1917  года  был  даже членом  центрального  комитета  этой  партии.  Вступил  он и в  масонскую  ложу…В  годы  мировой  войны    сотрудничал  с  властями,  а  в  момент  всеобщего  восстания  1916  года он  вместе    единомышленниками заняли  позицию «разумного  компромисса»,  призывая  не  поднимать  восстания,  поскольку  это  выльется  в  напрасные  жертвы. В годы революции он станет идейным противником большевиков и лидером казахской контрреволюции
К либеральным  демократам  примыкал и  другой  авторитетный  казах- Мухамеджан Тынышпаев.  Он- бывший член 2-й Государственной думы, член Турккомитета правительства Лвова и Керенского, позже стал председателем совета министров в Туркестанской автономии, членом «Алаш-Орды». 

    Другая  часть  казахских   национальных лидеров, как  Токаш  Бокин, Амангельды  Иманов,  Алиби Джангильдин, Сакен  Сейфуллин, Турар  Рыскулов и  другие  во  многом  поддерживали  большевиков и  считали революционную  борьбу не  напрасной.  Парламентские формы борьбы ведут, как правило, к власти буржуазии, а реально получить власть бедняки могут лишь путём революционной борьбы, которая была часто  трудной и кровавой. Самая решительная  часть  интеллигенции  была  одержима  идеей  непримиримой борьбы в  против неравенства и феодальных традиций.
   Февральская  революция  дала  мощный   импульс  демократическому и  национально-освободительному  движению. После  революции А.Букейханов, М. Тынышпаев,  А. Байтурсынов,  М. Дулатов, М.Чокай  и  другие  активно  участвуют в  мероприятиях  Временного  правительства  в  качестве  комиссаров, членов  Туркестанского   комитета  и  исполкомов. Они  борются  за  создание  национальных  комитетов в противовес. Советам рабочих,  крестьянских и солдатских депутатов.

    Вслед за подъёмом национально освободительного движения в Польше, на Украине, на Кавказе в июле 1917 года  в Оренбурге  была  образована   казахская партия « Алаш», возникали и другие  политические  партии, как  революционного, так  и религиозно- мусульманского  толка. 
    Программа  партии  «Алаш»  ставила  цель  образовать   автономное демократическое  национальное  государство  в  составе  России с  полным  набором  буржуазных  прав    и  свобод, где   власть, земля  и  недра  должны  принадлежать  казахскому  народу. Будущим  земельным  комитетам будет  дано  право  раздавать  наделы  населению. Купля-продажа  земли  будут  запрещены,   будет остановлен и  поток  переселенцев в Казахстан.
      Другая  часть  казахских народных  лидеров  поддержала революционно- демократические  идеи, провозглашаемые  большевиками  и  эсерами. Они предлагали интернациональную демократическую  республику под властью рабочих и крестьян, широкие  политические  права  и  свободы,  передачу  земли тем, кто ее  обрабатывает. 
В октябре 1917 года большевики  в ходе октябрьской революции захватили власть и передали её  II  Всероссийскому  съезду Советов.  Они образовали новое правительство-СНК, издали ряд декретов в соответствии со своей программой. Везде стала устанавливаться власть Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.  Была принята «Декларации  прав  народов  России»,  в  которой Советская власть  признавала  равноправие  всех  народов  империи  и  их  права  на  самоопределение, а в  «Обращении  ко всем трудящимся  мусульманам  России  и  Востока» еще  раз было  подчеркнуто  право на  устройство  жизни  по  своему  выбору.  При  этом  имелось  в виду,  что  выбирать  свой  путь  будет  большинство  трудового  народа через свои Советы, а  не  только  национальные лидеры  от  имени  неграмотного  народа.
До середины 1918 года Советская власть установилась на всей территории  империи

      Не обошлось без крупных ошибок. 22  ноября  1917  года съезд  Советов   Туркестанского  края   в  Ташкенте объявил  об  установлении  Советской  власти  в  Туркестане и  сформировал  навое  правительство- Совет  Народных  комиссаров.  Но  здесь  местными большевиками  была  допущена  грубая  политическая  ошибка,  осужденная  позже   ЦК РКП(б).  В  состав  нового  правительства  национальной  республики, где проживали в основном узбеки и казахи,  не  был  включен  ни  один  представитель   коренного  населения.  Воспользовался этой  ошибкой, тут  же  возникший, краевой  мусульманский  Совет, который провел  свой   IV  Чрезвычайный  краевой   мусульманский  съезд  в  городе  Коканде. На  нем   было  принято  решение  об  образовании  Туркестанской  автономии «Туркестан  мухтариати».     Руководителями  новой  автономии  стали  казахи  М. Тынышпаев  и  М. Чокай.   В  состав  Временного  Совета  были  введены  18  представителей  от  краевых «европейских  организаций»,  чтобы  не  вызывать  раздражения  у  русскоязычного  населения,  однако  основной  задачей    правительства,  как  подчеркнул  его  председатель  М. Чокай,  было «  объединить  все  тюркские  народы  в  единое  государство», что означало реализацию  проекта  пантюркистов о  создании  обширного  тюркского  исламского  государства. Это  уже  явно  противоречило  программе  Советского  правительства,  которое имело цель  создать   лишь автономию  на   советской  основе. 
В  Туркестане  фактически установилось  двоевластие.

    В январе  1918  года  решением  IV  Краевого  съезда  Советов  в  Ташкенте Кокандская автономия была распущена, а город Коканд взят штурмом с большими жертвами.
 Этого советской власти не могут простить до сих пор…
  По  примеру Кокандской автономии в  Оренбурге   в декабре  1917  года на  втором  съезде  партии  «Алаш»    было  принято  решение    создать  национальное  государство «Алашскую  киргизско-казахскую национальную автономию»  и  правительство «Алаш-Орду»  со  своими вооружёнными силами.  Во главе её стали А.Букейханов и А Байтурсынов.   Автономия, созданная решением  всего  82 делегатов, в  том  числе  из  Самаркандской области  и  Алтайской  губернии,  которые  к  Казахстану  не  относятся, без  представителей  местных Советов  и коммунистов,  вызвало  недоверие   Петрограда. Но А. Букейханов, А. Байтурсынов и другие лидеры «Алаш»  решительно  взяли  курс на  создание  национального  государства  без  Советов  и  диктатуры  пролетариата.

  Когда «Алаш-Орда»  обратилась  к   ВЦИК и СНК РСФСР  с  предложением  признать  автономию,  центр ответил  отказом.  Он  решительно  встал  на  сторону  просоветских  сил, хотя  вначале  допускал   попытки  достичь  компромисса.
   Роспуск Учредительного  собрания  в  январе 1918 года,  стал  главным  предлогом для начала борьбы «Алаш-Орды» с  большевизмом. Отвергая   большевистскую  программу, и принятые декреты, «Алаш_Орда»  автоматически  оказалась  в  лагере  контрреволюции.  А. Букейханов   и  его  соратники  по «Алаш- Орде» встали  перед  сложным  выбором.  Либо  признать  власть  большевиков и   помогать им, либо   начать  сотрудничать  с  белым  движением   по  реставрации  старых  порядков  с надеждой на признание независимого  или  хотя бы  автономного  национального государства.
    В   июле  1918  года «Алаш-Орда»  вела  переговоры о  своем  признании с Комитетом  Учредительного  собрания (КОМУЧ)  Самары,  залившим  кровью  все  Поволжье,  а  также  с Временным  правительством  Сибири, считая  их  своими союзниками  в  борьбе  с  большевизмом. Белогвардейцы помогли «Алаш-Орде»  оружием,  боеприпасами,  обмундированием  и  обучением вооруженных  отрядов, однако политического  признания  и у  них  добиться  не  удалось. Более  того, 14  ноября  1918  года  Уфимская  директория  объявила  о  роспуске   правительства «Алаш- Орды». Не  признал «Алаш-Орду»  и, разогнавший Омское  правительство, адмирал Колчак, хотя  и  предложил  сотрудничество  в  борьбе  с  красными.

  По  приказу  А. Букейханова  отряды  казахской  милиции  активно  участвовали  в   свержении  Советской  власти в   Уральске  вместе с  атаманом  А. Дутовым, а  также в  Семипалатинске,  Тургае.. 
Обосновавшись  в  Семипалатинске, алашординцы  активно  участвовали в белогвардейских  походах армии  Колчака.    Засветились  они  и в    карательных   акциях  атамана  Анненкова по  Семиречью.
      Однако  уже  в  1919  году  внутри «Алаш-Орды»  происходит  раскол.  Советское  правительство  предложила членам «Алаш- Орды»  перейти  на  сторону    красных и  объявила  амнистию. Со  своей  стороны  Ленин  пообещал  создание  казахской  автономии, но на  советской  основе, подготовка   к  образованию  которой  велась в РСФСР уже  с   лета 1919  года.   Один из  лидеров  «Алаш-Орды» А. Байтурсынов  идет  на  контакты  с  Советским  правительством и  с  большой  группой  своих  сторонников  переходит  в  лагерь большевиков. Он активно включился в    процесс создания первой казахской автономии.    После этого дни «Алаш-Орды» были сочтены. Она  была  распущена  в  марта  1920  года.   
  26  августа  1920  года    ВЦИК  и  СНК  РСФСР  за  подписью  М. Калинина  и  В. Ленина   приняли  декрет «Об  образовании  Киргизской( Казахской)  Советской  автономной  социалистической  республики  в  составе  РСФСР со  столицей  в  городе  Оренбурге».

  Учредительный  съезд  Советов  Казахстана  4-12  октября  1920  года  закрепил  создание  Каз. АССР, избрал  ЦИК  Каз. АССР  и  СНК  Каз. АССР.  В  состав правительства  вошел  и  бывший  лидер «Алаш-Орды»  А. Байтурсынов.  Он  стал   наркомом  просвещения,  будучи  одновременно членом ВЦИК  и  Каз.ЦИК.  Он  даже вступил  в  партию  большевиков.
 А. Букейханову  таких  высоких  должностей  не  предлагали.  После  амнистии  он  занимался    научной  и  преподавательской  деятельностью,   хотя  связей  с  прежними  соратниками  не  терял..       Бывшие алашординцы  вынуждены  были  смириться с победой большевиков,   однако убеждения свои так и не сменили… В  умах   старой казахской  интеллигенции,  бывших  национальных  лидеров  живы  были  алашские  идеи  о  полной автономии,  особом  пути, неприятии  большевисткой  программы с  ее  крутыми  переменами и реформами казахского традиционного уклада жизни. В  наиболее  концентрированной  форме их  идеи  выразил  М.  Дулатов,  который, по инфрмации некоторых историков,  заявил   на  допросе следователю ОГПУ; «Мы  хотим, чтобы  наше  Отечество  принадлежало  нам». Безусловно,  они  отражали  интересы  значительной  части  тогдашнего казахского  социума. Однако ситуация складывалась не в их пользу. Дело шло к образованию единого государства-СССР
 Казахстанский писатель В. Михайлов   в известной книге  «Хроника  великого  джута»  говорит  и о  том, что  в 1921  году  бывшие  члены  «Алаш- Орды»  приняли  решение не  просто  смириться  и  сложить  оружие, а вступать  в  партию  большевиков, и, используя  свой  авторитет, занять  руководящие  посты    продолжить  борьбу  за  влияние  на  казахов и реализацию  алашских  идей. Как оказалось ,у них были сторонники и в госаппарате КазАССР

А  Советская  власть  не  забыла  их  дореволюционного  прошлого, особенно когда в преддверии Второй мировой войны началась борьба с возможной «пятой колонной».  Не  забыла участия в  борьбе  против  красных в гражданской войне,  о  том, что  антисоветские  стихи писал   активный член «Алаш-Орды» М. Дулатов, что известный  поэт М.  Жумабаев  хвалил  казахов, которые  воевали  в  армии  Колчака  против  Советской  власти.   Открылось также, что  М. Тынышбаев, который активно участвовал в строительстве Турксиба,  ещё в  апреле  1919  года в   донесении  адмиралу  Колчаку  расписывал  «зверства  красных» в Семиречье,  карательная экспедиция которых  «по  пути убивала и  грабила киргиз Верненского, Капальского, Лепсинского  уездов». Здесь  по  словам  М. Тынышбаева  только  в  июне 1918 года в  Лепсинском  уезде  было  убито  8000  киргиз(казахов).«Перебиты все мужчины-киргизы старше 6 лет, зимовки, юрты и прочее имущество сожжены, весь скот угнан..». Летом 1918 года якобы только в Лепсинском уезде реквизировано большевиками 10000 лучших киргизских лошадей.
Такие  масштабные  «зверства»  красных  не  подтверждаются  другими  источниками, а  поэтому  не  проходят  в  современные  учебники, которые  охотно  бы  усилили  антисоветскую  тему…
Зачем он  это  писал?  Чтобы  выпросить больше  средств на  борьбу с красными?
 Им  это  все  припомнят в годы чисток и «большого террора» под предлогом, что амнистировать  былых  врагов, это  не  значит  забыть  все.

В эти годы пострадала не только старая интеллигенция, но и  вполне советская казахская оппозиция, и критически мыслящая советская интеллигенция и даже партийные соратники Сталина по всей стране, а не только в Казахстане. Шла тотальная чистка возможной «пятой колонны» в преддверье новой мировой войны. Безусловно, это трагедия…Нужно ли было так ожесточённо искоренять инакомыслие историки и политики спорят бесконечно. Всё дело в том, что шла  бескомпромиссная  борьба. За новое общество и новый быт, за индустриализацию, за коллективизацию, за  становление новой рабочее-крестьянской интеллигенции. В этой борьбе наряду с успехами были свои провалы и жертвы…В такой обстановке трудно было отсидеться , нужно занимать чью-то сторону…В. Маяковский образно и кратко выразил этот процесс в строках: «…Тот, кто сегодня поёт не с нами, тот против нас»
По этой шкале казахская родовая элита и старая алашская интеллигенция в новое общество не  вписывалась. Она и стала первой жертвой чисток, как все бывшие белогвардейцы, бывшие чиновники и даже те из старых большевиков, кто скептически относился к Сталину и его группе .
(Из книги А.Нижникова "Казахстан и Россия. Трудная дорога к дружбе")


Рецензии