Морфема или урок по русскому языку в деревне..

Морфема - минимальная часть слова, которая имеет какое-либо значение


В начале 90-х после развода - я вел холостой, разнузданный образ жизни.
Был еще относительно молод, сорока лет еще не было, поэтому дури хватало на все..
Когда навеселился до упора и в голову стали приходить трезвые мысли - пора жениться, иначе пропаду.
А в то время брачные объявления чуть ли не на заборах развешивали, в каждой газете целые страницы были заполнены.
Народ изголодался по свободе отношений и торопился в объятия друг друга чисто по-совецки, тогда еще не было этих сегодняшних "ищу материально обеспеченных, с квартирой и автомобилем.. Из  МЛС и деревенским просьба не беспокоить"...
Человек в то время я был скромный и даже застенчивый с женщинами, и не представлял каково придется мне в роли свата и жениха одновременно..
Скажу сразу - из меня сват никакой и поэтому стыда натерпелся досыта, бесхарактерным свату быть нельзя, оказывается..
... И приснился этот сон..

Как-будто еду  автобусом в деревню жениться, на нужный рейс как водится опоздал и добираюсь последним..
Деревня находится на стыке трех районов и добрался я туда только затемно, вернее сказать - ночь уже была..
Бреду в темноте по деревенской улице - ни души, и даже собаки не лают..
Смотрю мужик какой-то в темноте дрова колет, спрашиваю у него - где найти нужный мне дом, тот отвечает мне из темноты по-татарски, мол увидишь дом с освещенными окнами, там меня давно ожидают..
Действительно, на краю деревни стоял домик с освещенными и распахнутыми окнами.
Оттуда доносился гомон усталых голосов, гуляют - и видно давно..
Постучал,  вышел старик поздоровался и пригласил в дом.
За столом сидело несколько теток и молодуха со светлыми волосами.
Тишина надолго повисла в комнате, только старик покряхтывал сзади в двери..
Наконец одна из теток разомкнула рот:
 - По-русски хоть говорите?..
 - Бывает, иногда даже связно выходит.
 - Значит жениться приехали?.. Невесту увозить станете или здесь поживете?..
 - Увезу, если невеста не против..

Атмосфера вроде разрядилась и я вытащил подарки привезенные мной - шампанское,
бутылку водки и конфеты.
Тетки дружно загремели посудой и заговорили одновременно, старик тоже переместился за стол поближе к самогону..
Разлили по одной, потом повторили, завели песню и я вышел покурить..
Где-то рядом стучал топор ночного дровосека, интересно как он управляется в полной темноте?..
Похлопал по карманам - спичек нет, я пошел на стук топора разжиться огоньком..
 - Бабай, шырпы бармы?..
Старик молча протянул коробок и опять деловито принялся колоть дрова..
Потом воткнул топор в чурбак, присел рядом и ловко свернул самокрутку, разговорились..

Оказывается он вовсе и не старый, а почти мой ровесник - просто крепкий деревенский загар скрывал в темноте его возраст.
Сказал, что он тоже одинок и давно приглядывался к соседке-молодухе, но она сторонится его и говорит, что он колхозник и пахнет соляркой..
Также добавил, что через дорогу на поляне живет старик-монгол в юрте и у него тоже есть дочь одинокая.
Муж у ней утонул в реке, стал переплывать на лошади и животное чего-то испугалось и скинула его..
А монголы плавать обычно не умеют и он как топор пошел на дно..
Но он механизатор, а не арат - за баранами не любитель бегать..
Я спросил можно ли достать самогон в деревне, оказывается за деньги не купить - меняют только на отруби или дробленку..
Но мужик оказался расторопным, сбегал куда-то и вернулся с двумя бутылками искомой.
Сходил в избу вынес стаканы и хлеб, а зелень в огороде рядом была.
Расположились тут же на лавке, благо ночь была теплая и разлили по первой..
Мужик он оказался бывалым и нескушный собеседник, много чего поведал о своей жизни - было что послушать..

Так за разговорами и наступил рассвет, осветились и стали видны дальние холмы, и  видна юрта старика-монгола с кошарой для овец, видны привязи с лошадьми.
Было величественно красиво и тихо, природа просыпалась неотвратимо и ей было не до мелких проблем своих отпрысков..
Вскоре вышел старик с дочкой и деловито принялись  сновать по своему нехитрому хозяйству.
Пока мой ночной собеседник сладко дремал на лавке, мне захотелось подойти к ним просто из любопытства..
 - Здравствуйте!..
 - Здаров однако.. Жениться приехал?...
Я удивился прозорливости старика и молча кивнул..
 - Жениться хорошо - молодой был, я три раза женился..Вот дочка, мужик утонул.. Мужика надо опять, детишек много надо..
Девушка возилась возле летней кухни и понимая что разговор идет о ней, нервно передернула плечом..
Старик негромко окликнул ее..
 - Морфема!. Доченька, подойди к нам..
Она молча подошла к нам и я заметил что она заметно прихрамывает, но не показывает виду..
 - Вот мужчина из города приехал, жену ищет, не хочешь поговорить с ним?..
Девушка стремительно убежала в юрту...

Я конечно подивился такому необычному имени у девушки, но спросить постеснялся.
У нас в деревне где я родился, было много необычных имен для азиатского слуха - Филарет, Клим, Лука, Захар..
Потому что рядом было село старообрядцев, как их называли кержаков и многие наши сельчане давали своим детям имена своих друзей или как они называли "знакомов"..
Я попрощался со стариком пообещав зайти позже, когда девушка успокоится и придет в себя..
Когда я вернулся к ночному знакомцу, тот уже ждал с новой бутылкой продукта удачного бартера..
После вопроса о соседях из юрты, он поведал что дочь это не родная ему, а приемная.
Что в местной школе работала молодая учительница русского языка, проработала только год и уехала опять в город..
Во время работы сошлась с таким же присланным учителем, у них родилась дочь-инвалид и прожили они вместе недолго..
А дочь они хотели оставить в роддоме, но в семье старика умер младенец и они взяли эту девочку к себе..
А имя как имя, ничего необычного - старик наверное так назвал..


Рецензии
На это произведение написаны 33 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.