Великая Стена

Уж насколько бессовестны китайские сочинители, в изданных ещё при Мао Цзе Дуне «исторических» трудах, утверждавшие, что русские, придя на земли Приамурья и дальневосточного Приморья, изничтожили, по меньшей мере, три миллиона их соплеменников, якобы там проживавших, но чёрт-те откуда взявшаяся святая русская вера в «бойницы не с той стороны», уж почти затмила всех сущих китайских маразматиков, тех, кто не имеет никаких сомнений, что миллионы их предков действительно жили там, где мы доселе имеем русский Дальний Восток.

Таких верующих из числа китайцев мне доводилось выслушивать. Они преисполнены желания провести параллель между своим историческим мифом и геноцидом коренных североамериканцев, что бы предстать в образе безвинных жертв российской имперской политики: «русские убивали нас миллионами на нашей родной земле, так же как янки поступали с индейцами». Но на китайские мифы - тьфу. Давайте посмотрим, чем лучше того наши интернет-откровения на тему Великой Стены, и вот, что на полном серьёзе, пишут:

«Китайская стена – великое заграждение от китайцев»

«Китайская стена строилась не китайцами, а руссами»

«Китайская стена- это великое заграждение русов от китайцев. Почти три года назад, 07.11.2006 г. в журнале «Organizmica» была опубликована статья В.И. Семейко «Великую китайскую стену строили… не китайцы!», в которой президент Академии фундаментальных наук Андрей Александрович Тюняев высказал свои соображения о некитайском происхождении «Китайской» стены:
Здесь для подтверждения нашей научной правоты достаточно привести только один факт. БОЙНИЦЫ на значительной части стены НАПРАВЛЕНЫ НЕ НА СЕВЕР, А НА ЮГ в сторону Китая!»

И обязательный восклицательный знак, какая же сенсация без него.

«В 1650-е годы и позднее Цинская империя захватила русские владения в бассейне Амура. «Китайская» стена оказалась внутри территории Китая.
Вот такие дела, друзья. СЛАВА РУСИЧАМ!!!!»

И Французской Революции слава. Ведь она имеет ровно столько же отношения к Стене, как и «русичи»

Тут ничем неприкрытое попирание здравого смысла и публичное вытирание ног, как об историю, так и об географию, потому как между Стеной и бассейном Амура простирается значительная по масштабу территория, западная часть которой именуется Монголия, а другая, ещё до 1945ого года называлась Маньчжурией. Маньчжуры, а вернее правящий маньчжурский род Айсин в составе общины Гёро, получивший в последствии китайское имя Цин, сменили в «застенном» Китае династию Мин в 1644м, и оставались у власти до 1911ого года. А после, по неудачному стечению обстоятельств, уже не сумели открепиться от того, чем правили, да так и приросли к нему в нынешнем статусе «Северного Китая»

Нельзя сказать, что китайцы-ханьцы (то есть китайцы этнические), не были знакомы с маньчжурами, но никогда ранее Маньчжурия не составляла с Китаем единого целого, за исключением случаев, когда и те и другие были подчинены пришлыми завоевателями, как то тибетцами и монголами, и собственно когда ханьцы уже были единожды управляемы предками тех самых маньчжуров, чжурчжэнами.

В 17м веке ни русские, ни китайцы, ни какие-нибудь татары не жили ни в Амурском бассейне, ни на территории нынешнего Хабаровского Края.

Даже озеро Байкал до определённого времени года было известно русским людям лишь по рассказам местных сибирских народов. Два, независимых один от другого, человека – атаман Василий Колесников и глава казацкого отряда Курбат Афанасьевич Иванов, «открыли» Байкал в 1643м году. Это уже после того, как в 1632м на правом берегу реки Лены был заложен Якутский Острог, с течением времени превратившийся в город Якутск. К слову сказать, в 1634ом и 1637м годах, недовольные условиями ясачного сбора якуты подвергали острог осаде.

И да, продвигаясь по Сибири на Восток, казаки, следуя правилу Золотой Орды, первым делом, заставляли местных платить ясак. Этот побор не был здесь нов, ибо являлся обычной процедурой на территориях, когда-то подвластных Чингисхану и его приемникам.

За Байкалом, гранича с бурятами, проживали дауры, народ ныне сохранившийся лишь в Маньчжурии, то есть на территории нынешнего Северного Китая. Соседями дауров, в Приамурье и нынешней Амурской области, были дючеры, ныне бесследно исчезнувший с лица Земли народ.

До второй половины 19ого века маньчжуры вообще запрещали ханьцам селиться по северную строну от Стены. Только после двух пораженческих войн с западноевропейскими силами, маньчжурское правительство Китая, на условиях совместного пользования, любезно отписало России внешнюю часть Маньчжурии, и не менее любезно разрешило ханьцам переселяться на свои земли.

Однако не будем забегать далеко, задержимся в веке 17м.

В 1648м году казаками по восточную сторону Байкала был основан Баргузинский острог, в  1653м уже в бассейне Амура, на территории нынешнего Забайкальского края, появился острог Нерчинский. Но двумя годами ранее в 1651м, в нынешней Амурской области, бывшей тогда подконтрольной маньчжурам, даурской вотчиной, казаками Ерофея Хабарова было основано временное поселение, возродившееся и ставшее известным в последующие годы как Албазино.

Именно с маньчжурами и бились русские казаки, «осваивая» Приамурье в 17м веке. С маньчжурами же и был подписан в забайкальском Нерчинске известный договор о границе от 1689 года. Исходя из реалий того времени, это был русско-маньчжурской договор. Китайцы, как таковые, имели и имеют к нему, только опосредованное отношение.

Но ещё в самом начале 17ого века, царские наместники в Западной Сибири, были озадачены необходимостью разведать дорогу, ведущую в Китай.

Далее цитирую по:

Малявин В.В. Первые русские люди в Китае / Восточные арабески. М., 2000
Энциклопедический словарь Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А., «Тера» 1990

***

И вот в мае 1618 г. из Томска выехал отряд казаков во главе с Иваном Петлиным, имевшим от томского воеводы предписание добраться до китайских земель и установить связи с тамошним правителем. На этот раз томским казакам повезло больше: за три с половиной месяца они благополучно добрались до китайской столицы и были приняты китайскими чиновниками. В своей «Росписи» о посольстве в Китай, составленной по возвращении в Томск, Петлин подробно описывает путь в китайские земли. Первым из русских он упоминает о Великой Китайской стене, которая, как легко догадаться, поразила воображение русского казака. «Стена ведена кирпишная, - пишет Петлин, - и мы сочли по рубежной стене башен со 100, а всего башням, сказывают, числа нет. И мы у китайских людей расспрашивали: для чево та стена ведена, а башни на стене стоят часто? И китайские люди нам сказали: та де стена ведена потому, что де 2 земли - земля де Китайская, а другая де земля Мугальская, ино де промежу земель рубеж; а башни де потому часто стоят на стене, -- как де придут какие воинские люди под рубеж, и мы де на тех башнях зажигаем огни, чтобы де люди наши сходились по местам. А за рубежом земля и городы китайские. А сквозь ту стену рубежа пятеры ворота, ниски и уски, на коне наклоняся проедешь. А окроме тех ворот у рубежа на стене в Китайское государство ворот нет; изо всех государств ездят в те одны ворота...»

***

Хорошо видно, что в том 17м веке, для русских людей не было разницы между племенами и народностями данного региона, которые прежде ходили под тюрками, и кого в дальнейшем окрестили монголами и маньчжурами. Всё зримое от Сибири до китайских пределов они именуют мугальской землёй, что, кстати, не совсем одно и то же, что слова из современной терминологии «монгол» и «монгольский»

Далее продолжение цитирования из названных источников.

***

Иван Петлин и его товарищи проехали по большому тракту от Великой стены до столицы, изумляясь, как все европейские гости, богатству и многолюдью китайских городов, а также их мощным оборонительным сооружениям. О первом же встретившемся им городе Сюаньфу, служившем в те времена еще и летней резиденцией минских государей, Петлин сообщает:

«Город каменной, высок и велик: кругом, сказывают, езду день. А башен на нем 12, а на башнях по окнам пушки и по воротям, и мелково оружия по воротам много. А ворота широки и высоки, а затворы у ворот железные, часто гвоздием убито, и пушки в воротях стоят, и ядер пушешных каменных много...»
Но вот и столичный город, где стоит, сверкая на солнце золочеными крышами, дворец повелителя империи, которого Петлин называет Тайбуном (по-видимому, искаженное китайское «Давай», что значит «великий правитель»). Императорский же дворец Петлин именует «магнитовым городом», поскольку стены дворца были сложены из «камня магнита» (т.е. магнетита). Вот что рассказывает наш казак о столице Срединной империи -- «Великом Китае»:

«Город велик добре, каменный, бел, что снег, а стоит город на четыре углы, а кругом езду четыре дни. А по углам стоят великие и высокие башни, белы, что снег, а посередь стен стоят башни же, велики, и высоки и белы, что снег, с подзоры, с красными и лазоревыми и желтыми. А на башнях по окнам стоят пушки и по воротам пушки и ядра, и караулы по воротям человек по двадцати... А город Магнитовой, где царь Тайбун живет, украшен де всякими узорочьи и мудроствами, а двор царский стоит середи города Магнитового, а у палат верхи вызолочены...»

***

Всё вышеописанное имело место во времена династии Мин (1368 – 1644), доживающей в тот период свои последние десятилетия. Ещё одна посольская миссия русских в Китай случилась уже при маньчжурах.

Далее цитирую из прежнего.
 
***

К тому времени и в Китае произошли важные перемены: минская империя была завоевана племенами маньчжуров, основавших в Пекине собственную династию - Цин. Первоначальным местом расселения маньчжуров была, как известно, Маньчжурская равнина. Вполне естественно поэтому, что правители маньчжурского государства были всерьез обеспокоены появлением русских в непосредственной близости от их исконных владений, да к тому же в землях, жители которых издавна платили маньчжурам дань. Очень скоро маньчжурские войска попытались выбить русских казаков из амурских острогов, но успеха не добились. Приамурье прочно вошло в состав российского государства.

Вот в это время из России в Китай и направилось еще одно посольство, на сей раз вполне официальное. Поводом к его отправке послужили, по-видимому, не столько военные действия в Приамурье, сколько прибытие в Москву бухарских купцов, привезших на торги множество привлекательных товаров из Китая. Правда, желая сохранить за собой монополию на китайскую торговлю, бухарцы не жалели мрачных красок, описывая тяготы, ожидавшие того, кто вознамерился бы проникнуть в Китай через его северо-западные рубежи. Они охотно рассказывали русским про огромную пустыню на западных границах китайского государства, где «люди не ездят, занеже в оной пустыне множество червей, сиречь змей, которые многих людей и скотов заедают до смерти»
И тогда в канцеляриях московского Кремля родилась мысль разведать пути в Китай через монгольские степи. Главой посольства назначили Федора Байкова. Из Москвы в Тобольск, где служил Байков, были направлены подарки для китайского богдыхана и царская грамота, в которой говорилось со всей громоздкой педантичностью дипломатического языка тех времен:

«Бога единаго, безначального и бесконечного, невидимаго и неописаннаго, страшнаго и неприступнаго, превыше небес пребывающаго, живущего во свете неприступней, владущаго силами небесного и проч., великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Великия и Малыя России самодержец, бугдыхану-царю, города Канбулука и всего Китайского царьства владетелю.
Ныне мы, наше царское величество, слыша то, что вы, бугдыхан-царь, со окрестными своими соседи держишь дружбу и ссылку, и послы и посланники меж вами о дружбе и о любви на обе стороны ходят, и для того, что ваше Китайское царство подошло нашего царского величества отчины к украинным городам Сибирского царствия, хотим мы, наше царское величество, с вами, бугдыханом-царем, от нынешняго времяни вперед быти в приятной дружбе и в любви и в ссылке так же, как мы, великий государь, в крепкой дружбе и в любви и в ссылке с высокостольными великими государи с турскими салтаны и с персидцкими шахи и с ыными окрестными великими государи, братьями нашими. А как, аже даст Бог, к нам, великому государю, дворянина отпустить велишь и в своей любительной грамоте имянованье свое и титло описати велишь или своих послов или посланников к нам, великому государю, пришлешь, а с ними в своей грамоте отпишешь, и мы, великий государь, ваши грамоты, выслушав люби-тельно, учнем ваше царево имянованье и титло в наших царского величества грамотах писати, как вы сами себя в своих грамотах писати по вашему цареву достоинству...»

Едва ли толмачи китайского двора могли уразуметь истинный смысл этой дипломатической казуистики русского царя, а, поняв его, согласиться с ним. Но дело, в конце концов, было не в тонкостях словесного этикета, а в самом факте подношения цинскому «бугдыхану-царю» первого официального приветствия от русского царя. Впрочем, наряду с официальной грамотой Байков получил от Посольского приказа в Москве и устные предписания: строго блюсти свое российское достоинство, а потому не поклоняться порогу (что было принято у монголов, а вовсе не у маньчжур), не целовать туфлю богдыхану (чего от иностранных послов, и не требовалось), а также выяснить, какие пути ведут в Китай, какие растут там растения и плоды, как поставлено там военное дело и нет ли там какой-нибудь междоусобной войны. Вполне подходящие задания для первого официального посланника, выезжающего с разведывательными целями.

25 июня 1654 г. Федор Байков со своим отрядом выступил из Тобольска. Почти год понадобился ему, чтобы добраться до границ Китая. Еще несколько месяцев прошло в ожидании согласия китайских властей принять посольство. Наконец, Байков и его люди вошли в Пекин. Там их разместили на посольском подворье, запретив самовольно покидать его: кто знает, с какими целями прибыли в императорскую столицу эти чужеземцы!

Присматривается русский посланник и к пекинским улицам, хотя взор его привлекают не столько красоты архитектуры, сколько техническая сторона градостроительства:

«А улицы проезжие высланы камень дич серой. А по обе стороны улицы копаны борозды великие, приведены в речку и в озера, когда бывает вода дождевая, и теми бороздами та дождевая вода из улиц и из переулков збегает, и грязей в улицах не бывает, и из дворов на улицы вывожены трубы для дождевой воды. А рек больших в том городе, сказывают, нет. А воды в городе гораздо нездоровы. А меж дворов и хором все сады...»
О жителях китайской столицы Байков сообщает лишь, что «мунгальцев» (т.е. монголов) там не наберется и десятой части населения, зато «китайцев де великое множество. А люди в Китайском царстве мужеск пол и женск дороден и чист. А у китайских женскаго полу ноги маленькие, что робячьи. А платье носят коротко, своим переводом». И еще, добавляет Байков, китайцы «носят волосы по-немецки», т.е. заплетают их в косу.

Что касается религии пекинцев, то тут Байков смог сказать лишь, что тамошние «бусормане» -- то бишь мусульмане -- веруют свою бусорманскую веру, а говорить по-своему мало помнят». А, кроме того, русский посол не без удивления обнаружил, что в китайском царстве живут «многих земель люди немцы: французские, ливонские, шпанские, италианские, а веруют свою веру, а живут из давних лет»
Эти «люди немцы» были, конечно, миссионеры, обосновавшиеся в Пекине вслед за Маттео Риччи. Некоторые из них и в самом деле десятилетиями безвыездно жили в Китае.

      (конец цитирования)

***

Маньчжурские правители в китайском государстве ещё долгое время именовались богдыханами, по перенятой от тюрок традиции, но в итоге, ханьское умение ненавязчиво, но беспрестанно морочить голову, взяло верх, и маньчжурам всех сословий, как представителям самодостаточного народа, пришёл печальный конец. Последняя точка в маньчжурской истории была поставлена в 1945м, с поражением японцев, которые с 1931ого держали над маньчжурами шефство. Ныне, за мизерным исключением, все, считающие себя этническими маньчжурами, родным языком не владеют, пользуются китайским. Лишь воспоминанием стала слава, некогда сопровождавшая бытиё одного из сильных коренных народов Дальнего Востока. Тем же корейцам повезло в отношении самобытности лучшим образом – они навсегда остались сами собой. Хотя в разные времена существовала угроза для них и к китайцам быть прилепленными, и к японцам.

Но, поистине, неподражаемы были те наши русские предки, что жили в допетровские времена! Без всякой иронии, меня умиляет определение «немцы», которое даётся здесь Байковым в отношении всех, происходящих из католических западноевропейских государств. Не говорит по-русски, стало быть, немец.

Что касается «немецкого» присутствия в Китае, то оно, несомненно, имело место и ранее купца-путешественника Марко Поло, посетившего Китай при династии чингизидов Юань (годы правления 1271 – 1368), или, упомянутого выше, миссионера-иезуита Маттео Риччи, работавшего в Пекине и умершего там же в эпоху Мин, в 1610м году.

Но как бы то ни было, все известные ныне участки Великой Стены, были сооружены именно в эпоху Мин. Ранее того она была совершенно иной, всего лишь подобной глинобитному валу. От некоторых древних участков сохранились только следы на земле.

И тут не может быть загадки - проектировали доныне сохранившуюся Стену европейские инженеры, отсюда - всем знакомый «европейский» внешний вид, а строили, понятно, китайцы. И это были миллионы и миллионы пар рабочих рук. Откуда ж набрать столько «руссов» для кропотливого и бесполезного труда…

В целом, строительная активность при Мин была высока. Стена на границе не единственное наследие минского периода. Оборонительные стены в печально известном городе Нанкин, возводились тогда же. Нанкин до декабря 1937ого, ещё оставался городом-крепостью в классическом, средневековом виде. Японцы применили столь же классический приступ, что бы овладеть этой крепостью.

В нынешние времена совсем необязательно даже выходить из дома, что бы посмотреть внешний мир. Его красоты и достопримечательности представлены в многочисленных видео и фотографиях.

Парапеты, то есть бойницы, на Стене в большинстве случаев расположены по обеим сторонам. Обсуждение именно этого факта худо-бедно присутствует на англоязычных форумах. Там где парапеты односторонние, они направлены, и всегда были направлены, строго на север. Эта очевидность «тупыми» американцами и «многих земель людьми немцами: французскими, ливонскими, шпанскими, италианскими» не подвергается ни малейшему сомнению.

А они свободно путешествовали, и многое ощупывали собственными глазами, даже до того, как павший Железный Занавес, позволил людям из России ступить во внешний мир.

Южностороннее расположение парапетного ряда - только в головах российских доморощенных верователей в то, что в Маньчжурии и Монголии, вместо исконных народов, жили «русы», которые, вот так запросто взяли и построили Стену. На пару с «украми», надо догадываться. Наиболее вероятно, что на том строительстве между ними и пробежала чёрная кошка. Кто-нибудь знает подробности?

Помимо всего, делается слишком много чести ханьцам, болтовнёй о том, что кто-то ограждался от них, и, стало быть, уже тогда боялся, соорудив бойницы, глядящие на их южную сторону. Ханьцы получали по шее от каждого, кто когда-либо вставал на их пути, и пресловутая Стена ни разу не оградила их от внешних посягательств. Некие военные победы в далёком прошлом, должно быть не более, чем легенда, либо же они были одержаны с чужой помощью. Как, например, поражение японцев в Маньчжурии, в 1945м, которое обеспечила исключительно Советская Армия.

Только умение китайца ждать долго и терпеливо, было во все времена его единственной силой и верным оружием, что и позволяло, в итоге, увидеть, как река времени сама проносит трупы врагов и завоевателей, один за другим, вниз по течению.

Кстати, не скажут ли «верующие в бойницы», кто строил стену в Индии? Ведь такая тоже есть, и возведена всё в те же Средние Века. Разница только в архитектуре - индийская стена сложена куда как более искусно, и совсем не «по-европейски» Посмотрите на видео и фотографиях.

***




На заставке: японская журнальная иллюстрация военных лет, изображающая победоносный штурм нанкинской крепостной стены.


Рецензии