Одна винтовка на двоих

За время Великой Отечественной войны советскими снайперами было подстрелено огромное количество вражеских солдат и офицеров, - по некоторым подсчетам, около 600 тысяч! Что же обусловило такие впечатляющие успехи советских снайперов?

Прежде всего, разумеется, количество снайперов – по советским данным, за 1941-1945 годы в системе Всеобуча было подготовлено 428.335 отличных снайперов, а в учебных формированиях центрального подчинения было подготовлено ещё 9.534 снайпера высокой квалификации, т. е. в общей сложности почти 440 тысяч снайперов. Заметим, что в это число входят 22.484 подготовленных женщин-снайперов, в том числе 1.885 окончивших Центральную женскую школу снайперской подготовки.

Кроме того, ещё сотни тысяч снайперов были подготовлено своими силами в общевойсковых частях, а также в войсках НКВД. Многие из снайперов были самоучками. То есть в снайперах недостатка не должно было быть. Однако надо учесть, что из прошедших обучение, в силу различных причин, далеко не все воевали на фронте именно в роли снайперов. К тому же, в ходе боевых действий снайперы несли ощутимые потери.

Другим немаловажным фактором для ведения успешной снайперской войны было и наличие в Красной Армии огромного количества снайперского оружия. Так, ещё в предвоенные 1932-1940 годы оружейными заводами было произведено 113.460 снайперских винтовок. К ним в 1939 году добавились 1.318 чехословацких 7,92-мм снайперских винтовок, захваченных в Польше.

В 1941-1945 годах в Советском Союзе было выпущено ещё 525.565 снайперских винтовок. Кроме того, в войсках за время войны в снайперские винтовки было переделано 47.193 обычные винтовки образца 1891-30 годов. А по ленд-лизу в СССР было доставлено 8.218 снайперских винтовок. Само собой разумеется, ещё некоторое количество снайперских винтовок досталось в качестве трофеев. О том, что количество винтовок с оптикой было более чем достаточным, говорит и тот факт, что в самом начале 1945 года специальным Постановлением Государственного Комитета Обороны № 7267сс выпуск снайперского оружия был вообще прекращен.

Поэтому вовсе неудивительно, что наши снайперы устроили вражеским войскам самый настоящий снайперский террор. Меткие стрелки оказывали впечатляющее моральное воздействие на противника, так как они отстреливали фактически ежедневно десятки и сотни вражеских солдат и офицеров.

Как правило, в частях и соединениях Красной Армии имелось достаточное количество обученных снайперов, вооруженных снайперским оружием. В качестве примера рассмотрим положение с этим в 28-й армии в октябре 1944 года. Тогда эта армия в составе 3-го Белорусского фронта участвовала в наступлении в Восточной Пруссии (Гумбиннен-Гольдапская операция).

Введённая в сражение из 2-го эшелона фронта, она завершила прорыв укреплений противника в приграничной полосе и 25 октября овладела городом Шталлупенен. Спустя несколько дней активные боевые действия армии приостановились. Находясь юго-восточнее Гумбиннена, армия какое-то время проводила оборонительные работы на занимаемых рубежах, производила перегруппировку войск и проводила занятия по боевой подготовке.

Укомплектованность армии в этот период была вполне достаточной. Об этом можно судить по наличию снайперов и снайперских винтовок в соединениях 28-й армии, по состоянию на 14 ноября 1944 года.

3-й гвардейский стрелковый корпус:
50-я гвардейская стрелковая дивизия – снайперов – 74 чел., снайперских винтовок – 56 шт.
54-я гвардейская стрелковая дивизия – снайперов – 108 чел., снайперских винтовок – 51 шт.
96-я гвардейская стрелковая дивизия – снайперов – 30 чел., снайперских винтовок – 83 шт.

20-й стрелковый корпус:
48-я гвардейская стрелковая дивизия – снайперов – 60 чел., снайперских винтовок – 58 шт.
55-я гвардейская стрелковая дивизия – снайперов – 170 чел., снайперских винтовок – 56 шт.
20-я стрелковая дивизия – снайперов – 47 чел., снайперских винтовок – 90 шт.

128-й стрелковый корпус:
61-я стрелковая дивизия – снайперов – 141 чел., снайперских винтовок – 141 шт.
130-я стрелковая дивизия – снайперов – 160 чел., снайперских винтовок – 128 шт.
152-я стрелковая дивизия – снайперов – 144 чел., снайперских винтовок – 152 шт.

Всего на тот момент в 28-й армии насчитывалось 934 снайпера и 815 снайперских винтовок.

Разумеется, при такой насыщенности, армейские снайперы имели прекрасную возможность ежедневно выводить из строя изрядное количество врагов, что они, наверняка, и делали.

Однако не всегда обстановка благоприятствовала действиям наших снайперов. Даже в то время, когда Красная Армия вела широкомасштабные наступательные действия, не все части и соединения располагали достаточным количеством снайперов и снайперских винтовок.

Так, в ноябре 1944 года совершенно неудовлетворительной была ситуация в 53-м стрелковом корпусе 48-й армии 2-го Белорусского фронта. В описываемый период этот корпус оборонял рубеж по восточному берегу реки Нарев в районе населённых пунктов Павлувск и Поплявы, а также вёл плановые занятия по боевой подготовке. Как явствует из документов, в частях корпуса положение со снайперами было просто катастрофическим.

Вот, например, выписка из доклада Начальника оперотдела 53-го стрелкового корпуса подполковника Тясто:

«На № 1949 от 28.11.44 года доношу, что в частях корпуса на вооружении снайперских винтовок – 1, вследствие чего в частях и подразделениях снайперов нет. Роль снайперов выполняют отличные стрелки из винтовок и карабинов, и вопрос об изучении использования снайперов в бою на сегодняшний день стоит открытым».

Вот это да! На весь корпус, в составе которого были 17-я и 96-я стрелковые дивизии, а также другие части, общим числом несколько десятков тысяч человек, приходилась одна-единственная снайперская винтовка! Какое уж тут снайперское движение! К сожалению, неясно, в силу каких конкретных причин, создалась подобная ситуация. То ли по вине самого командования или по причине обычного разгильдяйства, то ли по причине больших потерь снайперов. Думается всё же, что потери были главной причиной.

Достаточно привести некоторую статистику по потерям наших снайперов, например, в Карелии за июль 1944 года. Так, 6 июля погибли 5, на следующий день и 10 июля были убиты ещё по 5 снайперов, 16 июля — 10, 17 июля — 6, 18 июля — снова 6, 26 июля — 5 снайперов и так далее.  Всего в течение месяца в Карелии погибло более восьмидесяти советских снайперов.

Если в одной маленькой Карелии были понесены такие потери, то что уж говорить о всех остальных участках огромного советско-германского фронта! Наверняка потери снайперов исчислялись сотнями в месяц, что существенно влияло на количество действующих снайперов, что, кстати, подтверждают документы некоторых воинских частей и соединений.

Именно из-за боевых потерь была практически прекращена деятельность снайперов 24-й стрелковой дивизии. Это соединение в составе 18-й армии 1-го Украинского фронта с августа 1944 года вело бои в Карпатах. К 10 августа дивизия вышла в район Сколе, Бжаза, где перешла к обороне. Характерно, что по состоянию на 17 августа в 274-м стрелковом полку этой дивизии оставалось всего 2 снайпера (Рудницкий и Таносов, с боевыми счетами 48 и 25 соответственно), причём на них двоих была лишь 1 снайперская винтовка (!).

В остальных частях дивизии положение было ещё хуже. Как сообщал в своем донесении Начальник штаба 24-й дивизии полковник Нагаткин: «В 7-м и 168-м стрелковых полках снайперов и снайперских винтовок нет. Ранее имевшиеся снайпера выбыли по ранению и убитыми».

Что ж, достаточно красноречивое подтверждение. Наверняка есть и другие подобные документы.   

Короче говоря, большие потери наших снайперов свидетельствовали о том, что артиллеристы, пулеметчики и разведгруппы противника достаточно эффективно вели борьбу с надоедливыми русскими снайперами. Да и вражеские снайперы, судя по всему, тоже не зевали...


Рецензии
Хорошая работа, заслуживает зелёной кнопки и рецензии. Согласен, что цифра в 600 тысяч убитых снайперами гитлеровцев недостоверна, так как строгий учёт снайперской работы ввели лишь в конце 1943 года.
Уж извини, Олег, но у тебя снова дьявол , как хороший снайпер, прячется в деталях:
"Короче говоря, большие потери наших снайперов свидетельствовали о том, что артиллеристы, пулеметчики и разведгруппы противника достаточно эффективно вели борьбу с надоедливыми русскими снайперами. Да и вражеские снайперы, судя по всему, тоже не зевали"... ну, в общем да, однако ты опираешься на пример Карельского фронта, а это пример, увы, абсолютно некорректный. С 10 июня 44-го войска Карельского и Ленинградского фронта вели Выборгско-Петрозаводскую наступательную, подчёркиваю: НАСТУПАТЕЛЬНУЮ операцию. Не подскажешь, при наступательной операции снайпер так же терпеливо сутками лежит в засаде, выслеживая неосторожно высунувшегося из окопа противника или следует в наступление на вражеские позиции в боевых порядках своего подразделения, подвергаясь ружейно-пулемётному, артиллерийскому и прочему воздействию противника наравне с обычными стрелками ? По логике и моему мнению именно оттуда такие чудовищные потери у советских снайперов, а не в конкретно чудесной противоснайперской работе специально обученных чухонцев и бошей.

С наилучшими пожеланиями.
Владимир.

Чернов Владимир   21.06.2024 14:41     Заявить о нарушении
Владимир, спасибо за рецензию!
Должен тебе напомнить, что в качестве примеров я привожу данные не только на Карельском, но и на других фронтах...
С наилучшими пожеланиями,

Олег Каминский   21.06.2024 17:35   Заявить о нарушении
Олег, к другим фронтам, цифрам и событиям претензий нет. Только к боям в Карелии.
С дружеским приветом.
Владимир.

Чернов Владимир   21.06.2024 18:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.