Ростропович остался в России с Россией!!!

   Мстислав Леопольдович Ростропо;вич
   Рождён 27 марта 1927, Баку
  Почил  27 апреля 2007, Москва.
Родился и почил с семёрками в 7 нот !!!!
(Впервые отмечено у Сержа ФИко в Стихи-Ру*)
 
Советский и российский виолончелист, пианист,
дирижёр, композитор, педагог, общественный деятель;
народный артист СССР 1966, лауреат Ленинской премии 1964,
Сталинской премии II степени 1951,
Государственной премии РФ 1995,
Государственной премии РСФСР им. М. Глинки 1991,
пятикратный лауреат премии Грэмми.
Супруг певицы, народной артистки СССР Галины Вишневской;
     с 1974 года жил с семьёй за рубежом,
   в 1978 году был лишён гражданства СССР с женой,
без отказа от гражданства СССР и России самими ими.
  Конечно-же,- в 1990 гражданство восстановлено
       в новой России, пусть и ельцинской властью.

     \\ Детство и начала Мстислава //
Мстислав Ростропович родился 27 марта 1927 года
в семье профессиональных музыкантов — виолончелиста
Леопольда Ростроповича, сына пианиста и композитора
Витольда Ростроповича, и пианистки Софьи Федотовой, в Баку,
куда семья переехала из Оренбурга по приглашению
азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова.

Начал заниматься музыкой в раннем детстве с родителями.
 В 1932—1937 годах учился в Москве в Музыкальной школе
имени Гнесиных. В 1941 году его семья была эвакуирована в Чкалов,
где Мстислав учился в музыкальном училище (ныне Оренбургский
государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей),
в котором преподавал его отец. В 16 лет поступил
в Московскую консерваторию, где занимался по классу
виолончели у Семёна Козолупова и изучал композицию
у Виссариона Шебалина и Сергея Прокофьева.

Под руководством Дмитрия Шостаковича изучал курс инструментовки.
Окончил консерваторию в 1946 году (его имя занесено
на мраморную доску выдающихся выпускников консерватории).
Позднее признавался, что три композитора: Прокофьев, Шостакович,
а также Бенджамин Бриттен, оказали огромное влияние
на формирование его личности.

Первое выступление как виолончелиста с симфоническим
оркестром состоялось в 1940 году в Славянске.
хххххххххххххх
Мстислав Ростропович был рожден для музыки и воспитан ею.
Он был удачен и успешен. Он добивался всего, чего хотел.
Его в 50 лет «голым» выгнали из страны, отобрав даже значки
и награды, а он приобрел легендарную виолончель Страдивари
«Дюпор» и завоевал весь мир.
Кто-бы мог предположить, что этот знаменитый виолончелист,
пианист, дирижёр, композитор, педагог вне сцены был балагуром,
хохмачем и затейником, обладая великолепным чувством юмора.
Так, он мог позвонить знакомому и сказать, что в зоопарке
только что родился слоненок, которого хотят назвать его именем.
Необходимо срочно приехать с нотариально заверенной
доверенностью на согласие. Или позвонить музыканту накануне
концерта и сказать, что концерт отменяется.
И многое что еще мог отчебучить...
хххххххххххххххх

Получил известность как виолончелист в 1945 году,
выиграв золотую медаль III Всесоюзного конкурса
музыкантов-исполнителей в Москве. Наряду с ним,
одержавшим свою первую победу, I премию на конкурсе
музыкантов-исполнителей получил и уже имевший
к тому времени известность пианист С.Рихтер.

В 1947 году выиграл I премию на Всемирном фестивале
молодёжи и студентов в Праге.
В 1951 году получил Сталинскую премию II степени !!

В 1955 году на фестивале «Пражская весна» Мстислав Ростропович
познакомился с известной оперной певицей Г.П. Вишневской.
После возвращения из Праги Г. Вишневская рассталась
со своим прежним супругом, директором Ленинградского
Театра оперетты М. И. Рубиным и связала жизнь
с «человеком из оркестра».
Вместе Ростропович и Вишневская прожили 52 года.
Семья обосновалась в квартире «Дома композиторов»
в Газетном переулке. Вскоре родились две дочери — Ольга и Елена.
По воспоминаниям дочерей, отец был очень строгим,
педантичным родителем, постоянно занимавшимся их воспитанием.
ххххххххх
Как Слава экзамен сдавал
Студент консерватории Слава Ростропович после победы
во Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей был переведен
со второго курса сразу на пятый. Кроме этого, его еще выдвинули
кандидатом для занесения на доску почета. Но для успешного
окончания консерватории Ростроповичу нужно еще было сдать
государственный экзамен по истории коммунистической партии.
Слава утешал преподавателей:
- Не волнуйтесь. Я зайду в комиссию, сделаю шаг вперед,
два шага назад и спрошу: "Что делать?" (имелись ввиду статьи
В.Ленина "Шаг вперед, два шага назад" и "Что делать".)..
ххххххххх
Благодаря международным контрактам и гастрольным турам
стал известен на Западе. В его исполнении прозвучал
фактически весь репертуар виолончельной музыки,
и впоследствии многие произведения были написаны
специально для него. Им были исполнены впервые 117 произведений
для виолончели и даны 70 оркестровых премьер.
Как камерный музыкант выступал в ансамбле со С. Рихтером,
в трио с Э. Гилельсом и Л. Коганом, в качестве пианиста
в ансамбле с женой Г. Вишневской.

В 1962 году на фестивале, посвящённом музыке Д. Шостаковича,
впервые встал за дирижёрский пульт.
Через 6 лет под его руководством в Большом театре
была осуществлена новая постановка оперы «Евгений Онегин»
П. Чайковского, позднее — оперы «Война и мир» С. Прокофьева.
В конце 1960-х — начале 1970-х годов продолжал
активную исполнительскую деятельность.
шшшшшшшшшш
         ЛюбвА -  первого взгляда !!
Ростропович и Вишневская познакомились в ресторане.
Кто-то из знакомых показал Вишневской на сидящего
напротив парня в очках и спросил:
- Вы знакомы? \\ - Нет.
- Так познакомьтесь - это, виолончелист Мстислав Ростропович.
Ростропович рассказывал своим соседям какие-то смешные истории
и совсем не обращал на Вишневскую внимания. Когда же Вишевская
собралась уходить домой, молодой человек в очках вскочил:
- Послушайте, можно мне вас проводить? \\ - Проводите...
- Можно я подарю вам эти конфеты? Ну прошу вас, мне это очень важно!
    На улице - женщина с полной корзиной ландышей.
  Ростропович купил всю корзину, подарил Вишневской...
- Между прочим, я замужем! - предупредила его Вишневская.
- Между прочим, это мы еще поглядим! - предупредил ее Ростропович.
шшшшшшшшшш
Преподавать начал в 1947 году в Центральной
музыкальной школе при Московской консерватории,
будучи аспирантом. С 1948 года — ассистент С. Козолупова
 в консерватории, вскоре получил собственный класс.
В течение 26 лет преподавал в Московской консерватории.
 С 1961 года возглавил кафедру виолончели и контрабаса,
с 1959 по 1974 годы — профессор. Семь лет был педагогом
Ленинградской консерватории (в 1961—1966 годах —
заведующий кафедрой виолончели).

Председатель жюри Международного конкурса им. П. И. Чайковского
в номинации виолончелистов (1962, 1966, 1970).

Начиная с 1969 года сам музыкант и его семья поддерживали
А.И. Солженицына, разрешив ему жить на своей даче под Москвой,
и написав открытое письмо генеральному секретарю ЦК КПСС
Л. Брежневу в его защиту. За этим последовала отмена
концертов и туров, остановка записей,
с 1972 года он стал невыездным из СССР.
\\рррррррррррррррр//
    !! Всегда готов !!
У Мстислава Ростроповича спросили:
- Как вам удается сохранять такие трепетные чувства к своей жене?
- Очень просто, - ответил Ростропович. -
Когда я смотрю на Галю, я каждый раз на ней женюсь.
\\рррррррррррррррр//
18 апреля 1974 года в Москву с официальным визитом
прибыл американский сенатор Э. Кеннеди.
Сразу же по прибытии его жена Джоан передала
советским чиновникам письмо Л. Бернстайна
и других деятелей искусства, призывающее позволить
М. Ростроповичу выезд из СССР. Эту же тему затронул
и сам сенатор во время личной встречи с Брежневым —
по просьбе того же Бернстайна, узнавшего, что сенатор,
ратующий за право советских евреев эмигрировать из СССР,
затронет этот вопрос во время своего визита.

 Общественные идеалы Ростроповича были настолько же смелыми
и прогрессивными, насколько изысканным было его искусство.
Он верил в свободу слова, в демократические ценности
и заявлял об этом во всеуслышание, чем заслужил неприязнь
и недоверие советского руководства.
    ( Эдвард М. Кеннеди.)
е успел Кеннеди покинуть СССР, как американский посол
Уолтер Стессел сообщил Ростроповичу,
что ему будет выдана выездная виза.
Вскоре музыкант выехал с женой и детьми за границу
на длительный срок, что было оформлено как командировка
Министерства культуры СССР.
В 1978 году они были лишены советского гражданства.
Газета «Известия» от 16 марта 1978 года в статье
«Идеологические перерожденцы» писала:
Выехавшие в зарубежные поездки М.Л. Ростропович
и Г.П. Вишневская, не проявляя желания возвратиться
в Советский Союз, вели антипатриотическую деятельность,
порочили советский общественный строй, звание гражданина СССР.
Они систематически оказывали материальную помощь подрывным
антисоветским центрам и другим враждебным Советскому Союзу
организациям за рубежом. В 1976—1977 годах они дали,
например, несколько концертов, денежные сборы от которых
пошли в пользу белоэмигрантских организаций. <…>
Учитывая, что Ростропович и Вишневская систематически
совершают действия, наносящие ущерб престижу Союза ССР
и несовместимые с принадлежностью к советскому гражданству,
Президиум Верховного Совета СССР постановил на основании
ст. 7 Закона СССР от 19 августа 1938 года
«О гражданстве Союза Советских Социалистических Республик»
за действия, порочащие звание гражданина СССР,
лишить гражданства СССР М.Л. Ростроповича и Г.П. Вишневскую.
\\ппппппппппппппппп//
        ?? Фамилию менять будем ??
Когда Ростропович регистрировал в районном загсе по месту прописки
Вишневской свой брак, регистраторша сразу узнала знаменитую солистку
Большого театра и поинтересовалась, за кого же она выходит замуж.
Увидев довольно-таки невзрачного жениха, регистраторша сочувственно
улыбнулась Вишневской, а с трудом прочитав фамилию
         "Ро... стро... по... вич", сказала ему:
- Ну, товарищ, у вас сейчас есть последняя возможность
               сменить свою фамилию...
\\пппппппппппппппп//
Гражданство СССР было возвращено Ростроповичу и Вишневской
в 1990 году. Однако они отказались от советских
и российских паспортов в своём личном обосновании отказа.

С 1974 года, покинув СССР, он стал одним из ведущих дирижёров Запада.
В течение 17 сезонов (1977—1994) был бессменным дирижёром
и художественным руководителем Национального симфонического оркестра
в Вашингтоне, вошедшего под его руководством в число лучших
оркестров Америки, регулярным гостем Берлинской филармонии,
Бостонского симфонического оркестра, Лондонского симфонического
оркестра и Лондонской филармонии.

С 1987 по 2000 год был создателем, участником и бессменным
руководителем музыкального фестиваля в Эвиан-ле-Бене (Франция),
где ежегодно собирались лучшие музыканты мира и исполнялись
как премьеры сочинений современных композиторов,
так и произведения классического репертуара.

Последними его записями были Концерт для виолончели
с оркестром № 2 А. Г. Шнитке и «Возвращение в Россию» —
 документальный фильм о поездке в Москву вместе
с Национальным симфоническим оркестром в 1990 году.
\\ххххххххххххх//
           \\.. Ст(р)анное красное наказание ..//
Министр культуры Фурцева как-то с неудовольствием сказала Ростроповичу:
- Вы покрываете Солженицына. Он живет у вас на даче.
В течение года мы не будем пускать вас за границу.
           Тот, пожав плечами, ответил:
      "- Вот уж никогда не считал,
что выступать перед своим народом - наказание.."

В 1974 г. его выгнали из страны, за то, что он приютил
у себя на даче опального писателя Александра Солженицына
        и публично вступился за него !!
\\хххххххххххх//
Во время августовского путча 1991 года и событий октября
1993 года выступал на стороне Президента России Б.Н. Ельцина,
в августе 1991 года находился в рядах защитников Белого дома. 

Репертуар Ростроповича-виолончелиста включал наряду
с классическими сочинениями более 140 современных произведений
для виолончели, написанных специально для него.
Свои сочинения музыканту посвятили около 60 композиторов,
в том числе С. Прокофьев, Д. Шостакович, Т. Хренников,
Б. Чайковский, А. Хачатурян, Б. Бриттен, Л. Берио,
А. Шнитке, Л. Бернстайн, А. Дютийе, О. Мессиан,
В. Лютославский, К. Пендерецкий и др.

В 2002 году лондонская газета «The Times» провозгласила
его «величайшим из ныне живущих музыкантов».
Музыкальный колумнист газеты «Daily Telegraph» Л. Уэббер
назвал его «вероятно, величайшим виолончелистом всех времен»
(28 апреля 2007).

Автор двух концертов для фортепиано с оркестром
и пьес для квартета, скрипичных, виолончельных,
в том числе «Юморесок», позднее получивших широкую известность.
\\шшшшшшшшшшшш//
             \\??.. Причуды учителя ..??//
Журналист пришел в Московскую консерваторию и получил разрешение
присутствовать на уроке Ростроповича. Через полчаса он выбежал
из аудитории в слезах. Когда туда заглянул проректор, он увидел
удивительную картину. В аудитории сидело несколько учеников,
но Ростропович не обращал на них никакого внимания.
Он был всецело занят одной виолончелисткой, исполняющей
какое-то произведение. Он стоял перед нею на коленях
и обливался слезами. Рыдали и все остальные студенты в аудитории.
 Почему ? Просто!,- чистЕйшая игра и чистейшие ноты !!!!
\\шшшшшшшшшшшшш//
Известен своей благотворительной деятельностью:
был президентом Благотворительного фонда Вишневской—Ростроповича,
 оказывающего помощь российским детским лечебным учреждениям,
а также одним из попечителей школы имени А.М. Горчакова,
возрождаемой в духе и традициях Царскосельского лицея.
Основал Международный конкурс
виолончелистов М. Ростроповича (Франция),
Благотворительный фонд поддержки молодых музыкантов России.

Летом 2006 года тяжело заболел: в феврале и в апреле 2007 года
он перенёс две операции в связи со злокачественной опухолью печени.
Мстислав Ростропович скончался 27 апреля 2007 года
на 81-м году жизни в клинике Национального медицинского
исследовательского центра онкологии им. Н. Н. Блохина в Москве.
Прощание с музыкантом состоялось 28 апреля в Большом зале
Московской консерватории. Отпевание прошло в Храме Христа Спасителя.
 Похоронен на Новодевичьем кладбище. Впоследствии рядом
            с ним похоронена Галина Вишневская.
\\ъъъъъъъъъъъъъъъъ//
        Представьте себе... Представили !!
Как-то репетируя с оркестром Первую сюиту Чайковского,
где есть очень простая и печальная мелодия у виолончелей,
Ростропович никак не мог добиться от музыкантов нужного звучания...
- Представьте, что эту мелодию играет любитель,
допустим доктор, который вернулся после трудного рабочего
дня домой, - сказал оркестрантам Ростропович. -
Он поставил десять клизм, осмотрел восемь задних проходов
и ему сейчас хочется отдохнуть. Он сидит и играет на виолончели
страшно фальшиво, но получает от этого огромное удовольствие..
 Вот и вы, дорогие товарищи, играете столь же фальшиво,
но с той разницей, что на ваших лицах удовольствия не видно...
\\ъъъъъъъъъъъъъъъъ//
                \\\\* Семья *////
Дед — Витольд Ганнибалович Ростропович 1856—1913,
          пианист, педагог, композитор.
Отец — Леопольд Витольдович Ростропович 1892—1942,
     виолончелист, педагог и дирижёр.
Мать — Софья Николаевна Федотова 1891—1971, пианистка.
По другим сведениям родилась в 1889 году,
отец учитель пения Второго оренбургского кадетского
корпуса Николай Александрович, мать Ольга Сергеевна.
Брак Софьи Николаевны и Леопольда Витольдовича
был заключён в Оренбурге зимой 1922 года.

    Супруга с 1955 — Галина Павловна Вишневская 1926—2012,
оперная певица (сопрано), актриса, театральный режиссёр,
      педагог, народная артистка СССР 1966.
Дочь — Ольга род. 18.03.1956, возглавляет музыкальный фонд
  Ростроповича, помогающий молодым музыкантам,
         заслуженный деятель искусств РФ 2017;
Дочь — Елена (род. 22.06.1958), руководит медицинским
           фондом «Вишневская—Ростропович».
нннннннннннннннн..
           ..Не угодил Ростропович в дерёвне...
Однажды Ростропович приехал в сибирскую деревню и обнаружил,
что исполнить в клубе концерт для виолончели и фортепиано
невозможно - пианино было безнадежно расстроено.
Выход нашелся: после небольшой репетиции Ростропович
заиграл перед колхозниками под аккомпанемент баяна.
      Неожиданно на сцену вышел мужик,
    подошел к Ростроповичу и попросил:
"- Друг, помолчи немного, дай баян послушать !.."
ннннннннннннннннн..
   \\\\* Инструменты в руках Ростроповича *////
    С 1974 по 2007 год Мстислав Ростропович
        играл на виолончели Дюпора.
Также в его распоряжении были виолончель,
изготовленная в 1783 году в Турине Джованни Гваданини,
учеником Антонио Страдивари (куплена Ростроповичем в 2000 году);
виолончель, созданная в 1741 году лютьером Санто Серафино;
            рояль австрийской фирмы B;sendorfer.
После смерти музыканта инструменты перешли в собственность
          Галины Вишневской и их дочерей.
       Часть инструментов продана на аукционах...

Награды и звания \\ Государственные награды
         Российской Федерации и СССР

Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (24 февраля 2007 года) —
за выдающийся вклад в развитие мирового музыкального искусства
и многолетнюю творческую деятельность
    Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени
(25 марта 1997 года) — за заслуги перед государством
и большой личный вклад в развитие мирового музыкального искусства.
    Медаль «Защитнику свободной России» (2 февраля 1993 года) —
за мужество и самоотверженность, проявленные при защите
демократии и конституционного строя 19-21 августа 1991 года.
    Юбилейная медаль «60 лет Победы
в Великой Отечественной войне 1941—1945» (2005)
    Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия
со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
    Медаль «За победу над Германией
в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
    Медаль «За доблестный труд
в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
    Медаль «За освоение целинных земель»
    Медаль «В память 850-летия Москвы»
..жжжжжжжжжжжжжжж..
                \\* Раздел гонорара *//
    После триумфальных гастролей в Соединенных Штатах,
Ростроповича пригласили в советское посольство и объяснили,
что львиную долю гонорара он должен сдать в посольство.
Ростропович возражать не стал, он только попросил своего
импресарио Юрока купить на весь гонорар фарфоровую вазу
и вечером доставить ее в посольство, где был назначен прием.
Доставили немыслимой красоты вазу, Ростропович взял ее,
полюбовался и... развел руки. Ваза, ударившись о мраморный пол,
                разлетелась на кусочки.
Подобрав один из них и аккуратно завернув в носовой платок,
   он сказал послу: "- Это - мое, а остальное - ваше..."
..жжжжжжжжжжжжжжж..
               \\* Иностранные награды *//
Командор ордена искусств и литературы (1975, Франция)
  Почётный орден Бриллиантовой звезды (1977, Тайвань)
Орден Франсиско Миранды 1-го класса (1979, Венесуэла)
  Офицер Ордена Почётного легиона (1981, Франция)
    Кавалер ордена Заслуг (1982, Люксембург)
    Командор ордена Даненброг (1983, Дания)
    Орден литературы и искусств (1984, Швеция)
    Великий офицер ордена
«За заслуги перед Итальянской Республикой» (1984, Италия)
    Орден Изабеллы Католической (1985, Испания)
    Командор Ордена Почётного легиона (1987, Франция)
    Почётный рыцарь-командор ордена
Британской Империи (1987, Великобритания)
    Командор ордена «За заслуги
перед Федеративной Республикой Германия» (1987, Германия)
    Президентская медаль Свободы (1987, США)
    Кавалер Большого креста ордена Леопольда I (1989, Бельгия)
    Командор ордена Святого Карла (1989, Монако)
    Орден Нидерландского льва (1989, Нидерланды)
    Кавалер ордена Мая «За заслуги» (1991, Аргентина)
    Командор короны ордена Адольфа де Нассау (1991, Люксембург)
    Медаль Памяти 13 января (1992, Литва)
    Национальный орден Заслуг (1993, Эквадор)
    Кавалер ордена Освободителя Сан-Мартина (1994, Аргентина)
..дддддддддддддд..
         \\ Редкие фото Ростроповича //
Александр Галич, Галина Вишневская, Михаил Барышников,
Мстислав Ростропович и Иосиф Бродский в ресторане
«Русский самовар» на Манхэттене, США, 1974 год
..дддддддддддддд..
                Великий офицер ордена
Великого князя Литовского Гядиминаса (1995, Литва)
    Орден «Слава» (29 апреля 1997 года, Азербайджан)
    Великий офицер Национального ордена Кедра (1997, Ливан)
    Большой крест ордена Заслуг перед Республикой Польша (1997, Польша)
    Великий офицер Ордена Почётного легиона (1998, Франция)
    Командор ордена Заслуг (1999, Люксембург)
    Командор ордена Культурных заслуг (1999, Монако)
    Кавалер Большого креста ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (2001, Германия)
    Почётный знак «За науку и искусство» (2001, Австрия)
    Орден «Независимость» (3 марта 2002 года, Азербайджан) —
за заслуги в укреплении международных культурных связей
           и развитии музыкального искусства
    Большой крест ордена Заслуг (2003, Венгрия)
    Орден Восходящего солнца II степени (2003, Япония)
    Орден Карлоса III (2004, Испания)
    Офицер Национального ордена «За заслуги» (2004, Румыния)
    Орден «Гейдар Алиев» (27 марта 2007 года, Азербайджан) —
за большие заслуги в развитии международных культурных
     связей и музыкального искусства
    Орден «За заслуги» (Гватемала)
    Орден Сантьяго (Португалия)
    Командор орден Феникса (Греция)
    Командор первого класса ордена Льва (Финляндия)
..тттттттттттттттт..
             !! Правду! Только правду !
В семидесятых годах Ростропович должен был выехать на гастроли
за рубеж. Он хотел, чтобы с ним поехала и его жена Галина Вишневская,
но в Министерстве культуры ему сказали, что это невозможно,
напиши заявление "ввиду моего плохого здоровья прошу разрешить,
           чтобы меня в поездке сопровождала жена."
Ростропович написал: "Ввиду моего безукоризненного здоровья прошу,
чтоб меня в зарубежной поездке сопровождала жена Галина Вишневская".
       В министерстве посмеялись, но разрешили...
..ттттттттттттттт..
Ведомственные и общественные награды \\ Российские:
1-я премия 3-го Всесоюзного конкурса
музыкантов-исполнителей в Москве (1945)
    Памятная медаль к 70-летию (1997, Ассоциация
«Русская исполнительская школа»)
    Премия Нижнего Новгорода (1997)
    Приз «Слава/Gloria» (1997)
    Царскосельская художественная премия (1999)
    Премия «Благородство» (1999, Самара)
    Премия «Российский национальный Олимп» (2001)
    Медаль «200 лет МВД России» (2002, МВД России)
    Орден «Созидатель Петербурга» (2002)
Мемориальная серебряная (с позолотой) медаль «Кремль.
 Встреча Нового года. 2003» (2003)
Медаль «10 лет Комитета по делам воинов-интернационалистов» (2003)
Наградной знак-орден «Меценат» (2003, фонд «Меценаты столетия», Москва)
    Орден Доблести Георгиевского Союза (2004, Санкт-Петербург)
    Приз Фонда Ролана Быкова (2004, Москва)
    Юбилейная серебряная медаль «К 100-летию со дня основания Института русской литературы (Пушкинского Дома)» (2005)
..ммммммммммммм..
             ...Лососина...
Мстислав Ростропович взялся продирижировать Пятой симфонией
Прокофьева, то на репетиции он долго не мог добиться
от оркестра нужного звучания и сказал музыкантам:
- Представьте себе: коммунальная кухня, стоит восемь столов,
восемь примусов, каждый скребет на своем столе,
никто не слушает друг друга, стоит страшный шум.
И вдруг кто-то снизу кричит: "Лососину дают!"
Тут все всё бросают и кидаются вниз, в магазин...
Посмеявшись, вернулись к репетиции, и когда заиграли
снова и дошли до нужного места, Ростропович крикнул в паузе:
           "- Лососина !!"!
И действительно, музыканты "рванули" за ней необыкновенно эффектно...
..ммммммммммммм..
           Орден Петра Великого I степени
(2005, Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка)
    Серебряная медаль им. Н. К. Рериха
«За заслуги в области экологии» (2005, МАНЭБ, Санкт-Петербург)
    Почётный знак и наградной крест
«За труды в благотворении» (2006, ГУВД Москвы)
    Российская национальная премия «Овация»
        в номинации «Легенда» (2008)
    Международная премия за развитие и укрепление
гуманитарных связей в странах Балтийского региона
«Балтийская звезда» номинации «Память» (посмертно)
(2012, Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ,
Союз театральных деятелей РФ, комитет по культуре
     правительства Санкт-Петербурга
    Российская премия Л. Э. Нобеля
    Медаль «Участнику чрезвычайных гуманитарных операций»
              (МЧС России и УВКБ ООН)
..ссссссссссс..
             \\.. Гениальный Ильич ..//
Как-то Ростропович дирижировал, и когда закончилась симфония,
он стал медленно-медленно поднимать левую руку,
кажется он плакал, он иногда плакал, когда дирижировал.
И когда рука поднялась вверх, стало ясно, что он куда-то
показывает указательным пальцем, а там портрет
Петра Ильича Чайковского. И Ростропович сказал:
   "– Все-таки гениален был наш Ильич,
       я имею в виду Петра Ильича."
Тогда он уже был под опалой и это было опасной антисоветчиной.
..сссссссссс..
                Зарубежные награды:
Золотая медаль Королевского филармонического общества (Великобритания, 1970)
Золотая медаль Национальной академии Святой Цецилии (Италия)
Золотая медаль Общества охраны авторских прав
    «Омаж де ля Сасем» (Франция, 1988)
    Золотая медаль «Виотти д’Оро» (Италия, 1988)
Золотая медаль в честь 200-летия
Джорджтаунского университета (США, 1989)
    Золотая медаль Архимеда (Греция)
    Золотая медаль Всемирной выставки в Севилье (Испания, 1992)
    Золотая медаль Х. Колумба (Италия)
    Золотая медаль Моцарта (ЮНЕСКО, 2007)[32]
    La grande Medaille de Vermeil (Франция, 1976)
    Серебряная медаль «Премио Виа Кондотти» (Рим, Италия, 1989)
    Серебряная медаль в честь 125-летней годовщины
Музыкальной академии Ф. Листа (Венгрия, 2000)
..нннннннннннн..
              4444... Четыре дня ..4444
Американский журнал "Ридерз Дайджест" брал у Ростроповича
  интервью. Корреспондент спросил:
«Скажите, а это правда, что вы женились на женщине
         через четыре дня после знакомства?»
                «- Правда!»
«- А что вы думаете по этому поводу теперь..?»
     «Думаю, что потерял четыре дня!»

За этот «лучший ответ» журналу «Ридерз Дайджест»
   Ростропович получил чек на 40 долларов,
    который хранил потом всю жизнь.
..ннннннннннннн..
    Серебряная медаль университета Рио-де-Жанейро (Бразилия)
    Серебряная медаль к 70-летию (фонд Бильбао, Испания)
    Серебряная медаль Белградского университета искусств (Югославия)
    Медаль Генерального совета департамента Буш-дю-Рон (Франция)
    Медаль Дж. Верди (Италия, 1951)
    Медаль Палаццо Марино (Италия)
    Медаль Стендаля (Италия, 1951)
    Медаль Четырёх свобод им. Ф. Рузвельта (Нидерланды)
    Медаль Общества Ю. Венявского (Польша)
    Медаль Раматуэлле (Сан-Тропе, Франция)
    Медаль Гарвардского университета «За вклад в искусство» (США)
    Медаль Македонии
..оооооооооооооооо..
                ..??.. Она мужского рода ..!??!..
- Мстислав Леопольдович, почему вы выбрали в свое время
    виолончель? - спросили как-то у Ростроповича.
     - Потому что я ее полюбил, как женщину.
Только много лет спустя я узнал, что во французском языке
слово "виолончель" - мужского рода. Я был потрясен!
Если бы я об этом узнал, когда приобщался к музыке,
      неизвестно, какой бы инструмент я выбрал...
..ооооооооооооооо.. 
    Медаль «Антико Сиглио делла Чита» (Турин, Италия)
    Медаль «Реал Колизео де Карлос III» (Мадрид, Испания)
    Медаль «Остел дьё Браун» (Севилья, Испания)
    Медаль Общества любителей музыки (Бордигера, Италия, 1980)
    Медаль в честь Ростроповича (Франция, 1987; США, 1987)
    Медаль «За заслуги в музыкальном искусстве» (Испания)
    Медаль Н. Казанзакиса (Греция)
    Медаль международного конгресса памяти
А. Сахарова «Мир, прогресс, права человека» (1991)
    Медаль Дж. Пибоди за выдающийся вклад в музыку Америки (США, 1994)
    Медаль Французской Академии (Франция, 1995)
    Медаль «Дворец музыки» (Италия, 1997)
    Медаль Ф. Шопена (Польша, 1997)
    Почетная медаль Министерства культуры Вьетнама
    Почётная медаль Фонда американо-российского
         культурного сотрудничества (США)
..юююююююююююююю..
                \\.. Перевоплощение ..//
На юбилейном торжестве и концерте в честь 70-летнего юбилея
известного скрипача Айзека (Исаака) Стерна* в 1990 году,
среди прочих мировых звезд, пригласили выступить Ростроповича.
    В ту пору Мстислав Леопольдович возглавлял
  Национальный симфонический оркестр в Вашингтоне.
Как вспоминал сам маэстро, когда раздался звонок
с предложением исполнить на этом концерте «Лебедя»
    Камиля Сен-Санса (это произведение известно
у нас как «Умирающий лебедь»), ему сразу пришла идея.

           Тогда маэстро заявил:
"– Приеду только при условии: никто не должен знать,
       что я там буду! Никому не сообщайте!
    И чтобы на афише меня тоже не было.
        Если что, скажите: занят.
      А вам я сообщу, каким самолетом прилечу.
Мне нужна будет отдельная машина, и чтобы никто не знал,
в каком отеле я остановился. И последнее, что прошу сделать:
пришлите мне из оперного театра Сан-Франциско портниху
    и сапожника, который делает балетные туфли.
  Если вы на эти условия пойдете – я приеду,
            не пойдете – не приеду.

       Всё было выполнено, как просил маэстро.
       Для него были заказаны пуанты 43-го размера.
А еще балетная пачка, блузка, трико и диадема на голову.
      Концерт проходил на открытом воздухе в парке,
где была установлена эстрада, рядом с которой находились
и помещения для актеров. На площадку приехал за 5 часов
        до концерта, когда еще никого не было.
    Ростроповичу выделили отдельную комнату,
           гримеров, привезли одежду.
Там он и отсиживался вплоть до выхода на сцену.

          И вот,- концерт в самом разгаре.
             Публика собралась чопорная –
        вечерние платья, смокинги, бриллианты.
    Шел прямой телевизионный эфир на всю страну.
По замыслу организаторов, во время сюиты Камиля Сен-Санса
«Карнавал животных» легендарный американский киноактер
Грегори Пек читал текст, который был придуман на тему
   отношений юбиляра Стерна и его супруги Веры:

"– Вот Айзек Стерн однажды встретил замечательную женщину,
          которая напоминала ему лебедя.
      Это была его будущая жена Вера Стерн !",–
            произносил Грегори Пек.
    И продолжил после многознАчимой пАузы
       весьма торжественно и пАфосно:
"- И он увидел этого белого лебедя. И он в него влюбился.
       И соединился с ним на всю жизнь…
В этот момент и должен  был выйти Ростропович,
и сыграть на виолончели «Умирающего лебедя».
 Как выйти на сцену, маэстро решил заранее..,-
 он и вышел в бело-лебединном длинном одеЯнии,
да ещё и намомАженный в белое и с корОнкой на голове,
      сверху на распЫшенном бело-пушистом парике...

Под музыкальное вступление Ростропович
в балетной пачке выплыл на сцену спиной к зрителям.
Как он сам признавался, пытался руками изобразить
Майю Плисецкую в знаменитой роли «умирающего лебедя».

"Заслуженная ветеранша" после продолжительного отдыха
решила тряхнуть стариной, – так описала тогда образ
           своего супруга Вишневская...

Проплыл всю сцену к ящику с канифолью,
встал туда и поканифолил пуанты,
как это часто делают артисты балета во время спектакля.

Но зрители не поняли, что все это значит, никакой реакции...
Одни думают, что это какой-то ненормальный прорвался на сцену.
Другие понимают, что это шутка, но не понимают,
кто это и чем эта шутка закончится, –
рассказывала Елена Мстиславовна Ростропович.

И тут музыкант повернулся, подошел к виолончели,
сел, по-мужски расставил ноги и заиграл.
Но и тогда никто ничего не понял. Сыграв два такта,
он встал, снова подошел к ящику с канифолью,
поканифолил смычок и подул на него.
И вот тогда раздался смех. По рядам пронеслось:
«Ростропович!» Маэстро снова сел за виолончель
 и сыграл «Умирающего лебедя» до конца.
Конечно, в тот вечер он имел самые громкие овации.

"– Могу подтвердить, что такого успеха у Ростроповича
никогда не было !!", – констатировала позже Вишневская.

  \\ Чудачества великих//,- можно сравнить
и чудачество Ростроповича с "Танцем саблями"
в замке Сальвадора ДалИ, где больше часа ожидал
его увидеть и пообщаться Армен Хачатурян...
Ошарашенности и удивления не было пределу композитора,
когда двери наконец-то открылись
и влетел на палочном "коне" художник ДалИ..,-
    полностью голяком, гопачА на "скакунЕ"
и махая с диким лицом саблей во все стОроны..
    Исчез.. Больше не появился..
Защёл комердинер со строгим отмороженным лицом
    и грустно-замшело произнёс..:
     "- Увы, маэстро Хачатурян", 
    но художник Сальвадор ДалИ
ускакал в неизвестном направлении"...   
    ..шшшшшшшш..
                Редкое фото:
Айзек Стерн* с Мстиславом Ростроповичем (в пачке)
и Грегори Пеком на праздновании 70-летнего юбилея.
    А вот Айзек Стерн тогда обиделся на друга.
На следующий день в газетах не было портретов Айзека,
а были только мои фотографии. Словом, получилось так,
      что я у него нечаянно отнял популярность.
     Конечно, ему было обидно: 70 лет исполнилось ему –
и не его портрет повсюду, а мой, в образе «умирающего лебедя», –
   смеялся, вспоминая тот эпизод, Мстислав Ростропович.
         ..юююююююююююююю..
                Премии
Государственные премии СССР и Российской Федерации
Сталинская премия второй степени (1951) —
за концертно-исполнительскую деятельность
    Ленинская премия (1964) —
за концертно-исполнительскую деятельность (1961—1963)
    Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки
в номинации «за произведения в области литературы и искусства,
созданные зарубежными соотечественниками» (1991) —
     за концертные программы последних лет
    Государственная премия Российской Федерации (1995)

         Зарубежные премии и награды
1-я премия на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Праге (1947)
1-я премия на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Будапеште (1949)
1-я премия на Международном музыкальном фестивале «Пражская весна» (1950)
1-я премия на Международном конкурсе имени Г. Вигана в Праге (1950)
Премия Edison, Comissie Collectieve Grammofoonplaten Campagne
(CCGC), Grand Gala du Disque Classique (Амстердам, Нидерланды, 1964)
    Премия «Грэмми»[34] (1970, 1977, 1980, 1983, 2003)
    Премия Международной лиги прав человека (1974)
    Премия Эрнста фон Сименса (Германия, 1976)
    Премия Альберта Карре и доктора Эдуарда Гарде (гран-при Academie Nationale du Disque Lyrique «Orphees d’Or») (Франция, 1977)
    Премия Союза музыкальной прессы Бельгии «Caecilia» в номинации «Опера» (Бельгия, 1979)
    Премия Мантуи за лучшую оперу в Италии «Золотая сцена» (1980)
    Премия Леони Соннинг (Дания, 1981)
    Премия Национального хорового фонда (Вашингтон, США, 1981)
    Премия «Жизнь в музыке» от ассоциации «Омадже-то Венеция» (1984)
    Премия «Артисту года» от Антидефамационной лиги «Бнай Бритиш» (1984)
    Премия «Выдающемуся гражданину» (Университет штата Нью-Йорк, 1984)
    Премия Алгура Медоуза за совершенство в искусстве (США, 1985)
    Премия Альберта Швейцера (1985)
    Премия за исполнительское искусство Лиги «Против клеветы» (США, 1985)
    Премия Анри Эньяльбера «Des grands vins de Fronsac» Музыкального общества Фронсак (Франция, 1986)
    Премия в номинации «Лучший международный солист» (BMI & Washington Area Music ASSN) (Вашингтон, США, 1987)
    Премия «Искусство в искусстве» (Испания, 1989)
    Премия имени Джона Мак-Говерна за отличие в искусстве (1989)
    Премия имени Поля Хьюма (Музыкальная школа Левина, Вашингтон, США, 1989)
    Премия «Виа Кондотти» (Италия, 1989)
    Премия «Борцу за права человека» — от Фонда «За будущее» (Париж, 1991)
    Премия Центра Кеннеди (США, 1992)
    Императорская премия ассоциации искусств (Япония, 1993)
    Премия Polar Music Prize (Шведская Королевская академия музыки, премия музыкантам, приравненная по значению к Нобелевской, 1995)
    Премия «Gramophone» в номинации «Запись года» (Великобритания, 1995)
    Премия «EMI-Classics» (Великобритания, 1995)
    Премия «Der Deutschen Schallplattenkritik» (Мюнхен-Гамбург, ФРГ, 1995, 1997)
    Премия «Gramophone» за выдающиеся достижения (Великобритания, 1997)
    Премия Принца Астурийского «Конкордия» («Согласие») за вклад в достижение согласия в обществе (Испания, 1997)
    Премия «Gramophone» за лучшую историческую запись (Великобритания, 1998)
    Премия «ECHO», Deutsche Phonoakademie (Германия, 1998)
    Премия «Амброгино д’оро» (Милан, Италия, 1999)
    Премия музыкальных критиков Аргентины (Аргентина, 1999)
    Премия Микеланджело Антониони в области искусства (Италия, 2000)
    Премия COAS (Cooperadora de Accion Social) (Аргентина, 2002)
    Премия Томаса Эдисона за жизненные достижения (Нидерланды, 2004)
    Премия Вольфа в области искусств (Израиль, 2004)
    Премия «ECHO Klassik», специальный приз «Посол Музыки», Deutsche Phonoakademie (Германия, 2004)
    Премия UCLA за исполнительское мастерство (США, первое присуждение в области музыки)
    Премия Фонда «Амбасадор» (США)
    Премия «За отличие в искусстве» (Калифорнийский университет, США)
    Премия Карла IV (Чехия)
    Международная премия Каталонии (Испания, 1992)
    Международная гуманитарная премия Международного центра Индианаполиса (США, 1992)
    Международная музыкальная премия «Примавера» (Италия, 1996)
    Международная премия Испании «Габаррон» (2002)
    Международная премия Артуро Бенедетти Микеланджели (Италия, 2003)
    Международная премия Исаака Стерна (США, 2003)
    Международная премия имени Николая Рериха (Санкт-Петербург, Россия, 2005)
    Международная премия «Золотое сердце» (Москва, Россия, 2006)
    Гуманитарная премия Федерации «Объединенный еврейский призыв» (США, 1985)
    Директорская премия Информационного агентства США (1989)
    Дирижёрская премия Дитсона (Колумбийский университет, США, 1990)
    Артистическая премия Конгресса США «Arts Caucus» (Вашингтон, США, 1993)
    Европейская премия «За человечность» Европейского фонда культуры (Базель, Швейцария, 2000)
    Государственная премия Литвы (2002)
    Президентская премия «За заслуги», The National Academy of Recording Arts and Siences (США, 2003)
    Художественная премия Валенсии (Испания)
    Награда за искусство исполнения международной еврейской организации Бней-Брит (США, 1985)
    Награда «Золотой век» (Италия)
    Награда Фонда послов (США)
    Золотой диск Toshiba-EMI Limited (Япония, 1977, 1978)
    «Почетное свидетельство» Организации Американских государств и Интерамериканского музыкального совета (высшее отличие, присуждаемое этой организацией)
    Почетная победа в области классической музыки (Франция, 2004)
    Благодарность Организации американских государств и Интер-Американского музыкального совета (США, 1998)
    Международный общественный орден «Золотой сокол», кавалер (Москва, Россия, 2004)
    Приз Жака Роше (Acad;mie du Disque Fran;ais) (Франция, 1970)
    Приз Общества друзей музыки (Австрия, 2001)
    Большой Приз Музыки (Латвия, 2001)
    Гран-при (Acad;mie du Disque Fran;ais) (Париж, Франция, 1975, 1984)
    Гран-при (Des Disquaires de France) (Париж, Франция, 1977)
    Знак высокой оценки Туринской филармонии (Италия, 1980)
    Знак Культуры Палермо (Италия)
    Знак Святого Германа Аляскинского (Русская православная церковь Америки, США)
    Знак «Корона Франции» (1975)
    Золотой знак университета Болоньи (Италия)

Звания и титулы
Заслуженный артист РСФСР (1955)
Народный артист РСФСР (1964)
Народный артист СССР (1966)
Международный артист (Филиппины, 1982)
Мэтр-архонт музыки Великой и Святейшей Православной Церкви Христовой (Высший церковный титул, присуждаемый гражданским лицам указом Вселенского Патриарха, 1989)
Посол доброй воли ЮНЕСКО (Париж, Франция, 1997)
Почётный профессор Ленинградской консерватории
Почётный профессор Ереванской консерватории
Почётный профессор Кубинской национальной консерватории
Почётный профессор Московской консерватории с 1993 года
Почётный доктор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов с 1998 года[35


Рецензии