Светлое в жизни Очерк

СЕРГЕЙ  НОСОВ
СВЕТЛОЕ В ЖИЗНИ
ОЧЕРК

     Человек не может жить без светлых впечатлений в своей жизни, которые превращаются впоследствии в светлые воспоминания, долгое время тайно волнующие и услаждающие душу. В чем бы эти впечатления и воспоминания ни состояли.
       Светлые впечатления и эмоции - основа человеческой жизни в ее реальном измерении. Без них человек неизбежно гибнет - гибнет духовно и гибнет в итоге и физически, оказывается во власти неизлечимых недугов и несчастья и погибает.
           Потому у каждого живущего на земле человека есть свой мир светлых чувств, впечатлений, переживаний и воспоминаний, который поддерживает в нем «искры жизни» и на самом деле защищает его от бед, недугов и прочих напастей. Хотя это и не вполне объяснимо с позиций грубого материализма.
           И вот что я сам могу сказать о таких светлых переживаниях и воспоминаниях своих, которые мне дороги и поддерживают меня в трудные минуты и в рядовые серые будни ежедневного существования?
            Я до сих пор помню дедовскую профессорскую квартиру на шестой линии Васильевского острова, где я и жил-то всего до шести лет (и, причем, уже после смерти моего деда когда эта квартира стала коммунальной) как какое-то волшебное время в своей жизни - старый наш дом на шестой линии из черного камня (наверное это был гранит), шестиэтажный, с высоченными потолками (более четырех метров высоты, когда мои родители  привязывались шнурами к трубам в квартире нашей на высоченном четвертом этаже во время мытья окон - для безопасности)… Сама эта широкая как тогда казалось шестая линия где напротив дома возвышалась старая церковь, уже давно не действовавшая, но все таки как-то смутно волновавшая мое детское воображение…
                Наконец старый сад с высоченными развесистыми деревьями располагавшийся тоже напротив нашего дома № 5 по шестой линии - все это необычайно волновало и почему-то вдохновляло меня необыденным своим колоритом и скрытым своим величием.
                Даже парадная нашего дома на шестой линии Васильевского острова была необычайно просторной  - и в нынешних элитных домах такую просторную парадную даже и не встретишь вероятно. Как будто до большевистской революции люди в России и не жалели свободного пространства вообще… Моя комната в детстве например в той квартире была в 40 метров. И я на детском велосипедике ездил вокруг большого круглого стола в этой просторной комнате.
               Наконец, осталась навсегда в моей памяти с детских лет и набережная лейтенанта Шмидта. Она была не так уж далеко от нашего дома на шестой линии - мои родители часто отправлялись  гулять на эту набережную и  брали меня с собой.
                А это ведь - набережная Невы у Балтийского судостройтельного завода, напротив Адмиралтейского судостроительного завода и до всех Петербургских мостов (первый из которых - ныне как и в дореволюционном прошлом Николаевский мост, в советские времена именовавшийся мостом Лейтенанта Шмидта). То есть большие корабли могли свободно подходить к пристани на набережной лейтенанта Шмидта без всякого развода петербургских мостов.
                Я пишу об этом потому, что стоянка морских кораблей на набережной Лейтенанта Шмидта с первых детских лет волновала мое воображение необычайно.
                Корабль - он сам по себе говорит о дальних странствиях и неизведанных просторах… Сам его вид внушает романтические чувства и переживания. И меня восхищал и таинственно волновал вид кораблей на пристанях набережной лейтенанта Шмидта.
            Конечно, я был еще ребенком. Но многое в человеке - его пристрастия, склонности и увлечения - проявляются с раннего детства.
              И я был с самого раннего детства необычайно поэтически восприимчив к окружавшему меня миру.
               А что запомнилось мне в жизни потом?
               Потом запомнилось Лимузи (о чем я много писал в воспоминаниях своих ранее) где я проводил каждое лето с самого раннего детства и до поступления на Исторический факультет Ленинградского Университета.
                Лимузи - это действительно редкостный живописный уголок у самого южного берега Финского залива под Петербургом и почти напротив Кронштадта с его величественными и такими близкими если смотреть с южного берега залива фортами.
                Высокая гора невдалеке от низкого и заросшего старыми соснами песчаного берега залива с разбросанными на нем тут и там огромными валунами.
                Кроншдат вдалеке с его собором Николы Морского возвышающимся над всем городом, мрачная громада форта Александра 1 рядом с Кронштадтом, другие старые заброшенные форты, теснящиеся вдалеке…
             И наконец золотое сияние шпиля Петропавской крепости и купола Исаакиевского собора в ясные солшнечные дни -  в отдалении и на востоке…. Эти чарующие виды незабываемы для меня и сейчас.
                Я пронес их красоту и величественное колдовское очарование в своей душе через всю свою жизнь. 
                И я могу сейчас сказать - надо долго и очень долго жить с чем-то чтобы это действительно полюбить.
                Тут дело не в силе привычки самой по себе. Дело в том, что все то, что тебя волнует, восхищает и радует день за днем и постепенно проникает в глубины твоей души, становится в конце концов ее неотъемлемой частью и потому особенно дорого человеку в течение всей его последующей жизни.
                Все что было вне моего детства и юности я уже не так ярко запомнил.
                И я как будто и не был уже очарован краями где доводилось мне побывать - ни Лондоном и Оксфордом, ни Парижем и Лиллем, ни Варшавой и Лодзью где я думал работать профессором в местном Университете, но благополучно сбежал оттуда через два всего месяца после приезда… 
                Это были запоминающиеся города и страны и красивые места… По большей части. Но и в Оксфорде я всегда хотел домой - в свой сказочный Санкт-Петербург… Не было в Оксфорде широченной Невы и ее просторов, не было торжественного Адмиралтейства и Зимнего дворца…
                То что с детства запало нам в душу - не вытравить уже никак и никогда. Мы все таки и такими и остаемся какими были в детстве - на всю свою жизнь.
                Кто-то видел в детстве одну свою деревню среди лесов и полей…           И хотя теперь он живет в привилигированной высотке в Москве - все равно видит он одну эту деревню своего детства перед своими глазами…
                Для него - и высокопоставленный Кремлевский начальник что-то вроде Председателя Колхоза или Сельсовета. Он иного мира не понимает. И внутренне не приемлет.
                Каждый человек формируется как личность в самом раннем детстве. И так конечно было и со мной.
                Я мечтал стать литератором и поэтом с раннего детства. Но получилось, что стал я свободным литератором и широко печатающимся поэтом - только к шестидесяти годам.
                Само это превращение из никому ненужного уже сотрудника Пушкинского Дома (каким меня открыто считали многие врабдебно воспринимавшие меня сотрудники Института после смерти любивших и уважавших меня академиков Д.С. Лихачева и А.М Панченко) в широко печатающегося и известного поэта - удивительно.
                Судьба как будто ждала когда я наконец воскресну «из мертвых» и по настоящему поверю в себя.
                И это действительно произошло.
                Я убежден, что какие-то условно говоря «высшие силы» все таки правят миром и руководят основными событиями, происходящими в нашем мире и с нами самими в том числе
                Это не может быть иначе.
                Слишком много событий в нашей жизни не выглядят случайными. А выглядят именно теми событиями, которые обязаны были случиться. Потому что в них выразилась воля твоей Судьбы  и правда твоего личного предназначения в этом мире.
                Все это очень трудно доказать.
                Да и какие могут быть тут строгие доказательства? Экспериментальные?
                Несерьезно! И так называемым экспериментам подобного психологического рода легко придраться.   Нетрудно выявить  какие-нибудь неточности  любого подобного эксперимента. Чтобы затем объявить его фальшивым.
                Но я и относительно себя самого и относительно своих близких точно знаю и ясно чувствую - мы будем жить. Будем жить очень долго. И дружно и счастливо при этом.
                Я ясно почувствовал в последние годысвою связь с миром невидимых энергий, которые способны влиять на события нашей жизни. 
                И с тех пор жизнь моя стала иной.
                Я уже не готов слушаться подсказок так называемого обязательного для всех   здравого смысла  - теперь живу во всемпо своему.            
                И вижу перед собой волшебный и радостный несказанный свет…
                Это правда.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
 В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей.
Печатался в  журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ», в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ), Альманах «ЦАРИЦИН» Выпуск 2 (Волгоград 2022), «ФУТАРК» (Журнал мистики и литературы)   и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий - премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 27-ми тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.
ИМЕЮ СВОЙ АВТОРСКИЙ КАНАЛ НА ДЗЕНЕ, ГДЕ ВЕДУ ЛИРИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК, ПОМЕЩАЮ СВОИ СТАТЬИ, СТИХИ И ИНЫЕ СВОИ ВЕЩИ
АДРЕС МОЕГО КАНАЛА НА ДЗЕНЕ -


    
         

               

               
               
            
             


Рецензии