Кронштадтские мотивы. Тревога

Кронштадт.
Купеческая гавань. Дивизион рейдовых тральщиков.
Конец лета, девяностые…



   Утренний доклад у комдива подходил к концу, когда командира дежурного корабля старшего лейтенанта Сергея Петрова, помощник дежурного вызвал к телефону.

- Так, Петров … быстро готовь свой тральщик к походу, минут через тридцать прибудет начальник штаба, - бесцеремонно поставил задачу оперативный дежурный дивизии, - пойдешь на Ломоносов.
   И бросил трубку.

   Старлей бегом побежал на корабль, объявил тревогу. И спустился в гиропост. Для рейдового тральщика типа «корунд» сейчас здесь его слабое место - гирокомпас типа «гиря».
   Сегодня в век высоких технологий моряки таких проблем не знают или почти не знают. А тогда от гирокомпаса зависела, без преувеличений сказать, - безопасность плавания. Чтобы вести навигационную прокладку и соответственно знать место своего корабля, гирокомпас должен работать бесперебойно и быть «в меридиане». А это возможно, если он отработал восемь часов в базе при неподвижном корабле.
   Но сейчас есть только тридцать минут!

- Ладно, «Руль» не нервничай, запускай «гирю» спокойно, на экстренный режим успеем выйти, а в море уже приведем «в меридиан», - ставит задачу Петров рулевому, наблюдая, как тот колдует над компасом.

- Как же я его за тридцать минут на «экстренный» выведу, часа полтора минимум надо, - негодует рулевой Ромка Алексеев.
   Он моряк опытный, осенью уже домой едет – за плечами два года на «корунде», знает что говорит.

- На Ломоносов пойдем – не заблудимся. На фарватер ляжем и у нас минут пятьдесят будет, там и приведем в меридиан, не боись! - Петров начал подниматься по вертикальному трапу, - надо комдиву доложиться.

- Гирокомпас приводишь? – коротко спросил командир дивизиона, выслушав доклад старлея.

- Так точно, - лаконичен и Петров.

- Помощь нужна? – каптри пристально смотрит на командира дежурного корабля.

- Нет, - уверенно отвечает Сергей.

- Думаю ничего сложного … проверка уже была, - вслух рассуждает комдив, - может в Ломоносове что-то случилось, разберёшься во-общем. Дуй на корабль!

- Есть, - вприпрыжку умчался старлей.


Корабль вовсю «пыхтел» - дизеля и «главники» запущены, даже дополнительные концы дежурный по кораблю отдал.

- Корабль к выходу готов, гирокомпас «не в меридиане!», - рапортует радиометрист Алексей Скурихин, - погода по прогнозу к вечеру ухудшаться будет.

- Понял, Алексей, в норматив уложились, ещё четыре минуты, - смотрит на часы Петров, - сигнальщик, следи за Усть-Рогаткой, начальник штаба на машине приедет. Сергей ушел к штурманскому столу – карты и планшеты надо подготовить.

   …Но ни через четыре минуты, ни через тридцать и даже через час должностное лицо не прибыло. Лишь около полудня капитан первого ранга не спеша вышел из приехавшей на дивизион «Волги». За то время пока капраз спускался по трапу на плавпричал и следовал к рейдовому тральщику, экипаж Петрова успел занять места, и в который раз завести главные двигатели.

- Следуйте на Ломоносов, - не дослушав доклад Петрова капраз расположился в кресле на ГКП.


   Короткая волна малого Кронштадтского рейда сразу подхватила «корунд» как только минули Лесные ворота. По небу носились тучи - то синим, то свинцово-серым цветом заливало палубу старенького «пахаря» моря.

- Командир, доложите расчетное время? – требует начальник штаба с кресла.

- Один час - десять минут, - расчеты Петров сделал давно.

- А быстрее нельзя, - раздражается капраз, - добавьте скорость.

- Обороты главных двигателей тысяча триста, на корабле установлены ограничения, скорость максимальная, - невольно смущаясь, докладывает Петров.


   Петров - не новичок, третья навигация как - никак. Беречь технику корабля он научился давно - ещё первой лейтенантской зимой. Как-то после осмотра и проворачивания оружия и технических средств на корабле он прибежал к дивизионному механику с возгласами: «Рулевая машина не проворачивается! Как быть?»
   
   Дивмех, тогда каплей Олег Оттович Гончарук, медленно поднимаясь со стула и растягивая слова сказал: «Запомни ле-й-те-на-нт зимой рулевую - не трогать! Она в лёд вмёрзла, гидравлику сорвёшь» и смачно приложил Сергея по плечу пятернёй. Петров от неожиданности чуть не присел.

   Весёлый смех всех дивизионных «спецов» вернул летёху к действительности. Буркнув себе под нос «понял» с пунцовым лицом он умчался на корабль.

   «Обижаться на себя надо» - через три четверти часа Сергей беседовал сам с собой в каюте, когда на второй странице описания рулевой машины увидел – категорически запрещается!

   «Лейтенантские университеты» и «подарок» перворазрядника-боксера Олега Оттовича, не прошли даром.

- Тогда сократите расстояние подверните на курс в Ломоносов, - ещё больше раздражается начштаба и в который раз смотрит на часы.


   Петров не сразу нашелся, что сказать. Неужели начштаба не знает, если подвернуть здесь, на каменную гряду выскочишь. Даже с маленькой осадкой тральщика не пройдешь. Вон, створный знак Ленинградского канала, аккурат на курсе окажется. Может, проверяет меня?
   В лоции и в Постановлении ясно написано следовать только по фарватерам.

- Пройду опасную изобату, поверну вправо на третью пару буев, - докладывает Петров, склонившись над картой, - сократим одиннадцать минут.
   Капраз поёрзал в кресле и ни как не отреагировал.

   А вот рулевой сразу бросил тревожный взгляд, - гирокомпас то только в экстренном режиме приводил. Значит ошибка по курсу плюс-минус двадцать градусов.
   А командир обещал на Ломоносовском створе лежать - только так «гирю» править можно.


- Видимость хорошая, - командир шепчет рулевому, - по визуальным ориентирам дойдем. В гавани с «гирей» поработаешь. … Видишь, торопимся.


   Меньше чем через час ошвартовались в гавани города Ломоносов.
   Родной город Петрова, здесь прошло его детство. И в гавани бывал не раз. С ватагой пацанов лазили по заброшенным судам и различным портовым сооружениям.
   А теперь вот – командир - сам швартуется к причалу.


- Командир, главные двигатели не глуши – я быстро, - начальник штаба ловко перепрыгнул на пирс и скрылся за тонированной дверью новенького «вольво».

   Автомобили иностранного производства тогда были в диковинку, а здесь прямо перед кораблём стоит шикарный «лимузин» темно-синего цвета, двигатель работает без шумно, шины на хромированных дисках блестят.


   Времена перестройки уже гремели вовсю, «дружба» с супостатом запустила чёрный механизм сокращений в армии, «бизнес» проникал в армейские ряды.

- Морское такси, - с сожалением думал про «боевой поход» Сергей. Он давно догадался - зачем дежурный корабль подняли по тревоге.


   С девяти утра и почти до пятнадцати часов морского сообщения Кронштадта с Ломоносовым нет. У паромов и пассажирских «омиков» перерыв. Дамбы с южным берегом ещё не было. А начальнику штаба надо на «важную» встречу - торопился очень.

- Готовность номер два, экипажу обедать, - командует старлей, глядя вслед уезжающему «лимузину».

- Он же сказал - не глушить главные, - это спрашивает командир отделения мотористов старшина второй статьи Игорь Плахинин, следя за взглядом командира.

- Холостой ход главных - двадцать минут, а я думаю часа два у нас точно есть, - вздыхает Петров, - глуши смело и давайте обедать.


   Прав оказался Петров - «важная» встреча затянулась. Вон уже пассажирский «омик» на восемнадцать вечера пошел в Кронштадт. А до этого, минут за двадцать, «сапфир» Сереги Толошова прошёл. Он приборы со всего дивизиона из проверки в штурманских мастерских забирал.


- Темное время суток не за горами, гирокомпас давно в меридиан приведен, но погода портится, - неспешно беседует командир с радиометристом Скурихиным на ходовом мостике, - Лёха, скажи радисту, пусть у оперативного наши действия запросят.


   Ветер восточных направлений усилился не на шутку – барашка на волне отчётливо видна. Тучи носятся по небу, как бешеные скакуны. Белоснежные чайки неподвижно висят и радостно кричат над самой мачтой «корунда».


- От оперативного дежурного приказание – возвращаться в Кронштадт, - радист через пять минут поднялся на мостик к командиру.

- Понятно, …забыли, - невесело отзывается старлей, - штабы «едрена вошь».


   Через пятнадцать минут дежурный корабль снялся со швартовов.


- Рулевой, самостоятельно выходи на фарватер, - командует командир.

- Есть, - весело отвечает Ромка Алексеев.

   Ещё в начале мая рулевой выпросил у Петрова самостоятельно – без командирских команд ошвартовать корабль к плав причалу Купеческой гавани. С самого БКРа (большой Кронштадтский рейд) и до причала Петров команд на руль не давал. А Ромка всё правильно сделал, «по нитке» корабль привёл.
   
   С тех пор, командир частенько доверял Ромке корабль вести. Хотя и не по уставу такой способ. Надо курс кораблю назначать. Но Рома все курсы фарватеров и рекомендованных путей наизусть выучил ещё на первом году службы – до десятых долей!
   Гордился рулевой, когда командир ему «во власть» корабль отдавал.

   Входные ворота прошли чётко, прямо по курсу лежал путь домой.

-Не поход боевой, а шикарный круиз, - с грустью напевал Сергей слова известного барда, стоя на мостике, - «водное такси».

   Но приключения в тот день, как оказалось, ещё только начинались…



«27» апреля 2022 года


Рецензии
Во время службы на рейдовом тральщика я был в должности радиометрист-электрик штурманский и насколько помню гирокомпас при запуске приходил в меридиан в течении 4 часов. Рассказ интересный, вызывает недоумение. Гонять тральщик в роли такси? Могли бы отправить тогда рейдовый водолазный катер.

Сергей Колпаков   01.10.2023 11:19     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.