Познавать себя Глава 6 Творческое мышление
Для полноценных тренировок и ведения поединка, желательно знать общие понятия о психологических навыках в спорте. Выбранный нами вид спорта, является системой, придуманной людьми для накопления знаний и формирования определённых двигательных навыков человеком.
В поединке против своего соперника спортсмен основывается на полученные во время тренировок знания. Знание себя, своих сил и своих умений помогает развить в себе силу духа и спокойствие. Двигательные навыки и умения вырабатываются на основе специальных знаний. Специальные знания при этом, обычно выступают в виде понятий и представлений. В представлениях спортсмена отображаются основные признаки двигательного акта, форма направления, амплитуда движений и ритм. Двигательные представления выступают в виде образов движений и действий, которые он создаёт для себя.
Представление спортсмена – это всего лишь предисловие его двигательной активности, сама же активность базируется на двигательных актах и умениях.
Все образы, понятия, представления и умения двигательных навыков полностью взаимодействуют между собой, и составляю органическое целое, направленное на решение задач по технической подготовке.
Для решения поставленных задач, нужно соблюдать психологические требования. Они постоянно предъявляются жизнью, поэтому их надо осознать и понять.
Техническая и физическая подготовка спортсмена осуществляется на фоне повышенной активности психических процессов, таких как: ощущение, восприятие, память, мышление, внимание.
Ранее уже было сказано, что техническая и физическая подготовка должна осуществляться на фоне положительных эмоций, которые несут в себе положительный заряд энергии и активизируют познавательную и реализационную деятельность бойца. Даже эмоционально агрессивные бойцы, сдерживая свои негативные эмоции, могут вести поединок спокойно, расчётливо и уверенно, тем самым увеличивая свои возможности для реализации наработанных умений.
Для приобретения специальных знаний и умений в освоении психологии, технической и физической подготовки, спортсмену и тренеру надо изыскивать наиболее рациональные способы и методы обучения, а также обращать внимание на прочность усвоения полученных знаний, умений, и на их способность противостоять внешним разрушающим психическим факторам.
Осуществляя ночной кросс, Майкл Тайсон говорил: «Я знаю, что мой соперник так не делает и это даёт мне чувство уверенности и преимущества». Такой подход к своей физической и психологической подготовке давал Майклу Тайсону возможность увеличить прочность своей психологической и физической подготовки.
Одной из главных составляющих во время тренировок и в момент проведения поединка, является мышление, дающее возможность осуществлять анализ своих действий, создавшейся внешней ситуации по ходу боя, и возможность применения своих умений.
Если исходить из источников психологии, преподаваемых в высших учебных заведениях, можно сказать: «отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной задачи, которою нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана».
Это отчётливо наблюдается в спорте, потому что спортсмен постоянно ставит перед собой цель, к которой нужно идти. Главной задачей на пути к поставленной цели, у него является победа над будущим соперником. В ходе решения этой задачи возникает масса вопросов, на которые он должен найти ответ, и проблемой на пути к этому может быть его психологическое состояние. Ему предстоит проделать большую работу внутри себя, не проявляя негативных эмоций, и не предъявляя ни к кому претензий, потому что на этом пути он оказался по своей воле.
Следует отметить, что мышление присутствует во всех познавательных процессах при выработке определённых навыков.
«МЫШЛЕНИЕ – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, некоторая мысль, идея».
Родоначальником идеи является сам спортсмен, который рождает свою идею, затем идет заниматься в спортивную секцию и запускает свою мысль в пространство Вселенной, тем самым связывая её с духовной энергией Вселенной.
Основным вопросом станет для него то, насколько гармонично он сможет взаимодействовать с духовными законами Вселенной, которые в свою очередь через энергию Космоса воздействуют на самого человека, принимая его психологическое состояние, или отталкивая от себя в момент достижения поставленной цели.
Из данных Википедии следует, что «космос» переводится с древнегреческого как «порядок, гармония» и представлено как понятие древнегреческой философии и культуры, представление о природном мире как о пластически упорядоченном гармоническом целом. Противопоставляется хаосу. Греки соединяли в понятии «космос» две функции -упорядочивающую и эстетическую.
Для наработки своих двигательных навыков, а также, для выработки тактических действий, боец применяет все виды мышления.
Теоретическое понятийное мышление – это когда боец в уме прорабатывает техническое и тактическое ведения боя, не имея непосредственного контакта с соперником, осуществляет этот процесс лишь за счёт существующих понятий, а также знаний, полученных в устной форме.
Теоретическое образное мышление – используется бойцом при извлечении из памяти образов технического и тактического ведения боя ранее наблюдаемых им бойцов, после чего с помощью творческого воображения воссоздаётся им для дальнейшей отработки своих умений.
Два вышеупомянутых вида мышления взаимодействуют между собой, поэтому, исключая какое-либо из них в процессе свой подготовки, боец ограничит себя в тактическом, техническом или физическом развитии. В этом случае ученик будет только ждать, когда ему покажут и расскажут, на что уходит больше времени, чем, когда он проявляет свою инициативу в мышлении.
Таким образом, бойцу будет сложно перестраиваться по ходу поединка, когда рядом не будет тренера и возможности подсказать ему, как надо поступить в той или иной ситуации.
Для непосредственного ведения поединка нужно пользоваться практическим видом мышления.
Первым видом практического мышления наглядно-образным по ходу поединка может пользоваться как боец, так и тренер. Зачастую тренер во время поединка находится в стороне и наблюдает за тем, как его проводит боец. Он наглядно воспринимает бой и с помощью своего разума и отложенных ранее элементов ведения в своей памяти, может разрабатывать новый план боя, необходимый для конкретной ситуации, и передать его бойцу в перерывах.
Отличие этого вида мышления от теоретического образного заключается в том, что образы для мышления извлекаются им не из долговременной памяти, а из тех ситуаций, которые создались в текущем поединке.
Наглядно действенным мышлением боец пользуется непосредственно в момент схватки с соперником.
Особенность этого мышления заключается в том, что оно представляет собой практическо-преобразовательную деятельность, и наиболее чётко подходит для непосредственного ведения поединка, когда удары соперника выбрасываются им с большой частотой, на высокой скорости и сам поединок проходит в высоком темпе. В такой момент поединка для принятия необходимых решений по уклонению от ударов соперника и по опережению его действий, бойцу отводится слишком мало времени. Можно сказать, что совсем не отводится времени. Все решения по защите и встречным атакам нужно принимать молниеносно. В таких ситуациях проявляются все умения спортсмена, наработанные в ходе тренировок.
Наглядно-действенное мышление будет полноценно работать в момент поединка при условии, что ему не будут мешать другие виды мышления. Боец может позволить себе переключиться на наглядно образное мышление в тот момент, когда соперник будет находиться на расстоянии дальней дистанции и провести какой-то быстрый анализ проделанной ранее работы и найти новое решение для достижения победы. При возникновении очередной опасности и попадании в поле зрения действий соперника на близком расстоянии, вся образность растворяется и действует только наглядное мышление: увидел удар - уклонился, увидел цель – ударил.
В ходе поединка главное доверить себя интуиции. Ведь организм не враг сам себе. Поэтому при приближении опасности все его функции сработают на его защиту. В такой момент важно, чтобы сознание бойца работало в наглядно-действенном мышлении, и не включались другие виды мышления, которые могут включить оценку ситуации, породить страх, жалость к себе, тем самым сковывая текущие действия спортсмена. В момент схватки организм использует свои природные функции без каких-либо логических умозаключений и находит кратчайший путь к своей защите. О таких его решениях впоследствии мы можем только сказать, что: - я не знаю, как я это сделал, но я это сделал.
Суть наглядно-действенного мышления заключается в том, что боец должен видеть текущую ситуацию и свои действия направлять на уход из увиденного. Скорость протекающей ситуации в момент схватки, и скорость принятия решений с помощь других видов мышления, при взаимодействии между собой не принесут нужного результата.
В момент мышления человеком владеют определённые эмоции, в зависимости от ситуации в которой он находится. Эмоции могут владеть мышлением, как в отрицательном направлении, так и в положительном.
В момент преобладания у спортсмена отрицательных эмоций, как уже ранее отмечалось, проявляется тормозной процесс с последующей реакцией всего организма. В поединках зачастую можно наблюдать ситуации, когда боец, несущий в себе агрессию, пренебрегает опасностью и ведёт бой только в одном направлении «убить» своего противника, тем самым лишая себя способности быстрого реагирования на удары соперника. В таких ситуациях сознание бойца занято образным мышлением и не даёт ему возможности свободно реагировать на возникающие ситуации. Он держит в своём сознании ту ситуацию, которую он для себя нарисовал и желает, чтобы она воплотилась. Но она воплотится в тот момент, когда он освободит своё сознание и оно сможет полноценно вести бой без зацепки за какую-то конкретную ситуацию.
В случаях, когда спортсменом по ходу поединка овладевают эмоциональные чувства обиды или ненависти и блокируют его наглядно-действенное мышление, тем самым лишая его возможности вести творчески и расчётливо вести поединок, соперник может преподать урок в виде нанесения нежданного поражения.
Сам по себе поединок – это наглядная ситуация, в которой спортсмен должен реализовать свои умения при помощи функций организма, поэтому его эмоции будут особенно ярко выражены в момент решения этой трудной задачи.
Для решения поставленной задачи эмоции бойца должны стимулировать его мышление, а не разрушать.
Под воздействием негативных эмоций боец с ещё большей раздражительностью будет реагировать на спокойные и точные действия своего соперника. В конце концов, он встанет перед выбором, успокоиться и попытаться исправить положение, или полностью отдаться негативным эмоциям и потерпеть поражение. Во время активного проявления негативных эмоций в ходе поединка, бойца может остановить точный нокаутирующий удар, и случайности здесь не будет. Проявится чёткая закономерность. Выплёскивая негативные эмоции и изматывая себя, он притянет к себе то, что должно остановить его внутреннее разрушение. И этим тем, станет воздействие вселенной на него при помощи точного удара соперника.
Сильные и бурные эмоции, как в жизни, так и в поединке лишают возможности спокойно и творчески проводить поединок. Для творческого ведения поединка, сознание спортсмена должно быть свободным от связывающих его мыслей, не соответствующих конкретной ситуации.
Иногда возникают ситуации, когда спортсмен прорабатывает один план будущего поединка и настолько зацепляется своим сознанием за него, что, когда в реальном поединке придуманный план не работает, перестроиться на новый он не может. Зацепка сознания за выработанный план действий перед началом поединка настолько велика, что он воспринимает его единственным решением. Но по факту это только одно из возможных решений проходящего поединка, которое может по ходу боя подлежать корректировке или же полной замене на новое.
Зацепка сознания за какое-либо желание или решение, затормаживает действия бойца, что в свою очередь, даёт возможность сопернику просчитать его действия и наносить опережающие удары, а также менять тактику боя.
Когда бойцу не удаётся полноценно применить свои навыки и умения, нужно попытаться расслабить своё сознание и дать возможность правому полушарию осуществить поиск правильных решений без контроля рационального левого полушария. При активизации правого полушария увеличиваются творческие способности человека. Если понаблюдать, то в момент расслабленности сознания великие бойцы творят свои поединки, а не просто отрабатывают, поэтому они становятся звёздами и любимцами публики.
Стоит отметить, как бы боец не старался повторить свой красиво проведённый поединок с соперником, с которым он уже встречался ранее, у него это не получится. Каждый поединок с одним и тем же соперником отличается друг от друга. Это так же, как художник не может абсолютно одинаково дважды нарисовать один и тот же рисунок. В каких-то чертах они всё-равно будут отличаться. За промежуток времени, который будет разделять два поединка, у обоих спортсменов произойдут достаточно изменений в их жизни на психологическом уровне, как в положительную сторону, так и в отрицательную. Такие изменения в жизни будут сопровождаться определёнными жизненными уроками, испытаниями и поощрениями. На психологическом уровне в нашей жизни всё взаимосвязано, и разделять семью, работу, обучение, спорт и взаимоотношения в окружающем нас обществе, нельзя. Выплеснув негативные эмоции в одном направлении, против них включится тормозной процесс с другого направления, откуда мы его и не ждали.
Посеяв зло в одной стороне, получишь удар в спину с другой. Следственно, посеяв зерно добра в помощи кому-то, можешь получить поощрение от вселенной в виде удачно сложившегося поединка.
Энергия сознания спортсмена переносится из личной жизни в спорт. Такая энергия реальна и её называют – психотронной. Она фокусируется на предмете мысленных образов с помощью теоретическо-образного мышления. С помощью такой энергии, воображаемый образ по отношению к самому себе, боец создаёт в реальности.
Что же такое творческое мышление?
Ответ на этот вопрос можно привести формулировкой Дж. Гилфорда, приведённой в учебнике Р.С. Немова «Психология».
Он считал - «Творческость мышления связана с доминированием в нём четырёх особенностей:
А – оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда стремится найти своё собственное, отличное от других решение;
Б – семантическая гибкость, то-есть, способность видеть объект под новым углом зрения, обнаружить его новое использование, расширить функциональное применение на практике.
В – образная адаптивная гибкость, то-есть, способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.
Г – семантическая спонтанная гибкость, то-есть, способность продуцировать разнообразные идеи в неопределённой ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих целей.»
Важно понять, что поединок – это творческий процесс созидания нового, отличительного от других, своего результата, направленного на достижения успеха с ярко выраженным оттенком. Развитие интеллекта способствует развитию творческих способностей. В единоборствах зачастую применяют такие понятия, как «работяга» и «интеллигент».
К работягам относят тех спортсменов, которые в основном осуществляют своё техническое развитие за счёт выработанных до автоматизма определённых комбинаций, нескольких четко наработанных ударных серий и ограниченного способа перемещения. Такой боец применяет свои умения одинаково по отношению к разным соперникам, с которыми ему приходится встречаться, что сильно ограничивает его в выборе путей для достижения победы.
Интеллигент, наоборот, стремиться расширить свой запас знаний, для того, чтобы иметь возможность подстраиваться под каждого соперника индивидуально и с наименьшими затратами сил и наименьшими потерями, нанести поражение сопернику. То есть, он старается обыграть каждого соперника, но для этого ему нужны не только богатая база технических умений, но и хорошие знания психологии, чтобы творческим мышлением прорабатывать рабочие ситуации.
Каждый боец проходит свой этап совершенствования, поэтому творческие и интеллектуальные способности одного спортсмена будут служить ступенью для развития этих способностей у его соперника. Исходя из этого, не стоит с пренебрежением относиться к менее опытным соперникам, взращивая свою гордыню. Их можно уже уважать за то, что они вышли на поединок и борются со своими страхами, желая испробовать себя на прочность. Соперников нужно принимать такими, какие они есть, не было бы их, не было бы и ступеней к чемпионским званиям.
Отношение к своим соперникам формирует отношение спортсмена к окружающей его энергии Вселенной, потому что все бойцы, как и всё человечество, являются неотъемлемой частью природы Вселенной.
Вознося себя выше своих соперников на духовном плане, боец выступает против духовных законов природы, на что в свою очередь незамедлительно включаются тормозные процессы его развития, которые способны разрушить не только его здоровье, но и личную жизнь.
Свидетельство о публикации №222092201148