Противоречивый союз деструктивной унии

Имманентные причины распада Речи Посполитой

Доклад,  прочитанный мною 22 сентября 2022 г. на Международной научной конференции, организованной Полоцким университетом: «Раздел Речи Посполитой в исторической памяти народов Белоруси и России» - к 250-летию первого раздела Речи Посполитой.

Речь Посполитая – аббревиатура выражения «Rzecz posp;lstwa Polski i Litwy» (в переводе на русский язык означает «Вещь людей Польши и Литвы»), федеративное государство Королевства Польского (КП) и Великого княжества Литовского (ВКЛ) образованное в центре Европы 453 года назад на общем Сейме польского и литовского дворянства в Люблине. Затем в 1596 г. была Брестская уния, открывшая путь католицизму на православные земли ВКЛ.
Согласно принятого ими Люблинской унии, прерогативы местных властей, распределялись следующим образом:
- король: внешняя политика, сбор Сейма, сбор королевской казны, войско;
- свои в КП и ВКЛ: канцлер, гетман и казначей – суды, войско, казна.
Цели у представителей феодального сословия двух стран шляхты КП и бояр ВКЛ были разные. Представители КП с вожделением смотрели на огромные плодородные земельные угодья на Востоке. Шляхта в КП в основном была малоземельная. Представители ВКЛ желали обрести более высокое сословное значение для своих родов под скипетром польского короля и поддержку в борьбе за собственность и самостоятельность князей ВКЛ перед растущей мощью Российского царства во времена Ивана IV Грозного (1530-1584), который с 1558 г. вёл на юго-восточной территории Балтийского побережья войну за наследие Ливонского ордена.
Единая родословная династии государей РП после Унии не установилась. Когда умер польский король, великий князь литовский Сигизмунд II Август (1520-1572), на престол был избран представитель французской династии Валуа Генрих III, который. тайком бежал из Кракова в Париж, не просидев на краковском троне 500 дней, чтобы обрести корону, когда освободился французский трон. Тем самым унизил краковский трон. Затем избирались королями: Стефан Баторий из Трансильвании (1576-1586); гость из Швеции Сигизмунд III Ваза (1587-1632), его сын Владислав IV Ваза (1633-1648) и т.д.
Рассматривая проблематику социального состава населения КП и ВКЛ мы изначально ни в коей мере не должны оперировать понятиями: «поляк», «литовец», «русский», «белорус» и т.п., - как понятиями, выражающими национальную принадлежность людей. Социополитическое определение «национал», «национальность», «нация», которое включает в себя понятия: язык, история, этнокультура, территория и экономика, - было введено в общепринятый политический гражданский обиход итальянским юристом С.П. Манчини лишь в 1873 г. В рассматриваемые здесь, на конференции времена, мы можем оперировать лишь социополитическими определениями того XVIII века: «язык»; «откуда будешь» (территория какого дворянина, города или государя); «вероисповедание» - католик, протестант, православный, униат, иудей, мусульманин; «чей будешь» (холоп какого дворянина) - характеризующими социальный статус человека; народ, люд, родовая община; gentis – дворянский герб.
(N.B. Замечу, общеизвестное сейчас выражение «Sacrum Imperium Romanum Nationis Germanicae» неверно, ибо слова «нация» в латинском языке нет, а есть слово gens – род, поэтому данное выражение должно переводиться на современный русский язык - Священная Римская империя германского народа, а не «нации». Именно так писал наш замечательный философ и историк Лев Платонович Карсавин (1882-1952) в своей работе «Культура Средних веков»).
Определившись с терминами можно перейти к характеристике социополитической ситуации в РП в рассматриваемое нами время первого её территориального раздела (подчеркну – НЕ ПОЛЬШИ!) в 1772 г. между государствами: лютеранским королевством Пруссия во главе с Фридрихом II Великим (1712-1786) из рода Гогенцоллернов, католическим императором Священной Римской империи германского народа и эрцгерцогом Австрии Леопольдом II (1741-1790) из рода Габсбургов и православной российской императрицей Екатериной II (1729-1796) из германского асканского рода из восточной Саксонии.
Серьёзные события, происходившие тогда в центре Европы, явились своего рода политической реминисцецией на события времён своекорыстных имущественных династических разборок под прикрытием религиозных войн. Теперь были не столь кровавыми, как тогда, более 200 и 100 лет тому назад. Основополагающий политико-идеологический принцип «Cuius region, eius religio» («Чья власть, того и религия») с тех пор признавался западными монархами Европы. 
До второй половины XVIII века на королевском троне РП побывали немцы, представители немецкого королевского и княжеского рода из Саксонии, (ныне представленный Виндзорской династией, правящей в Великобритании, а также Саксен-Кобург-Готской династией королей Бельгии) - курфюрст Саксонии Август II Сильный (1697-1733), и его сын Август III Саксонец (1733-1763). До них и между ними - польские шляхтичи: Михаил Вишневетский, Ян Собеский, Станислав Лещинский. Отметим, что после смерти Яна Собеского произошла гражданская война в ВКЛ между приобретшими к тому времени политическое влияние самыми богатыми магнатами с этой территории - Сапегами, а также коалицией родов Вишневецких, Огинских, Пацов и Радзивиллов, за своё место на краковском престоле С ними не соглашалась католическая мелкоземельная шляхта с территории КП, подпитываемая монархами из Парижа. Постоянно шла традиционная торговля с небогатой польской шляхтой за королевские инсигнии в РП.
Замечу, денежных возможностях канцлера ВКЛ Кристофора Паца (слово «пац» - крыса по-польски) были большими. Только на постройку величественного католического монастыря камалдулов (ветвь ордена Бенедиктинов) под ганзейским городом крепостью в ВКЛ Кавной (от латинского слова «cavea» - огороженное место, укрытие, ограждение, теперь Каунас) итальянскими архитекторами и художниками в 1664-1680 гг., он «потратил 8 бочонков золотом». Такова была демонстрация приверженности его Ватикану. Паци усиленно застраивали некогда православную Вильну шикарными католическим костёлами.
Предыстория первого раздела началась ещё во время борьбы за королевскую корону после смерти Августа III Саксонца. Прусский король Фридрих, при поддержке турецкой Порты, высказался за королей из старинного рода племени ляхов Пястов. В этих условиях Франция и Саксония вышли из политической борьбы за трон. Кандидатура гетмана Браницкого оказалась не проходной из-за внутренних распрей шляхтичей. Да и нужных денег у шляхты и католических священников КП не было. Намеченная реформа, направленная на увеличение государственным налогов, с целью увеличения государственной казны, проведена не была. Барщина и liberum veto оставались действовать.
В это время со стороны российского представителя Репнина велась усиленная работа в поддержку отпрыска изначального рода государей племени ляхов «пястов» - Станислава Августа Понятовского. Благо для этого были деньги, да и военная поддержка. На местном сейме была достигнута 11 апреля 1764 г. секретная договорённость между представителями Пруссии и России, - не допустить нарушение интересов Пруссии и России при выборе нового короля, их претендента Понятовского, на трон РП. Противостояли они попыткам Габсбургов вернутся на краковский трон. После подавления протестующих шляхтичей из Тарговиц, 6 сентября 1764 г. единогласно королём РП на элекционном сейме вблизи Варшавы был избран Станислав II Август Понятовский - фаворит российской императрицы Екатерины II. Он стал последним польским королём и великим князем литовским, - правил с 1764 г. по 1795 г. Полный титул: «Божьей милостью и волей народа король польский, великий князь литовский, русский, прусский, мазовецкий, жемайтский, киевский, волынский, подольский, подляшский, инфлянтский, смоленский, северский, черниговский и прочее, и прочее». При нём и начались разделы территории РП.
Реформаторские начиная первых двух лет власти Станислава Понятовского не велись в духе просвещённого абсолютизма - республиканского шляхетского движения (под влиянием английских и французских масонов). Государственная власть имела ограниченные возможности действия поскольку находилась по сути дела в руках магнатов – крупных земельных феодалов, вотчины которых находились на территории ВКЛ. Да и собственных достаточных средств в казне РП на развитие нарождающихся в то время в Европе новых капиталистических производств не было. Не было денег и на армию.
В 1767 году через пророссийски настроенную польскую знать и российского посла в Варшаве князя Николая Репнина Екатерина II инициировала принятие конституции Речи Посполитой, которая ликвидировала результаты некоторых реформ Станислава II Понятовского 1764 года. Так называемый репнинский сейм, признал на бумаге свободу вероисповедания и богослужения в православных и протестантских церквях.
И всё же значительное влияние министра императрицы Репнина в РП не помогло разрешить т.н. диссидентский вопрос - уравнения в правах с католиками представителей всех иных здешних религиозных конфессий. Диссидентами назывались - православные, протестанты и т.д. Вместе они составляли большинство. Православные и греко-католики в основном были жителями обширных территорий современных Украины и Беларуси. По сравнению с католиками гражданские права униатов были урезаны, на территории КП, которому принадлежали нынешние украинские земли. Православные были вообще вне закона - в ВКЛ существовала всего лишь одна православная епархия. Правительство Екатерины II добивалось частичной ликвидации такого положения. Сейм 1767 года постановил, в основном, уравнять в правах диссидентов с католиками.
Большое влияние министра посла императрицы Екатерины II князя в РП Николая Репнина всё же не помогло разрешить этот диссидентский вопрос полностью и в 1769 г. Репнин был заменён Екатериной на более гибкого политика князя М.Н. Волконского.
До этого Репнин успел подписать 24 февраля 1768 г. трактат о «вечной дружбе» Речи Посполитой и России. Уже через пять дней часть католической шляхты, оскорблённая этим трактатом, созвала конфедерацию на Подолии в городе Бар. Целью этой конфедерации было сохранение всех древних прав и привилегий, которыми обладала римско-католическая шляхта, и организовать сопротивление усилиям русской партии выхлопотать равноправие для православных, греко-католиков и других диссидентов. Помощь иностранных держав для самой Барской конфедерации стала поступать в ощутимых размерах только с 1771 года, когда Турция была побеждена Россией, а Пруссия начала агитировать за Первый раздел Польши.
Во главе Барской конфедерации стал мелкопоместный староста с территории КП Юзеф Пулавский и его сыновья. В сентябре 1769 г. в сражении под Орехово войска конфедератов были разгромлены солдатами Екатерины. В дальнейшем, подстрекаемые Францией против Екатерины и её ставленника в РП Понятовского, конфедераты продолжили свои деструктивные действия с территории соседних государств. В 1771 году А.В. Суворов во второй раз разгромил под Ландскроной интернациональные отряды Барских конфедератов под командованием француза Дюмурье, которые этот посланник короля Людовика XVI, считал лучшими воинами.
Могущество Российской императрицы крепло в победах над турецким войсками в Молдавии и Валахии. Ревнивый король Пруссии Фридрих II, не желая роста могущества восточного соседа, предложил Екатерине отказаться от названных приобретённых территорий, а в качестве компенсации России за военные расходы предложил раздел Польши между Пруссией и Россией. Екатерина II какое-то время сопротивлялась этому плану, но Фридрих перетянул на свою сторону эрцгерцога Австрии (также не желавшего усиления России), перед которым он раскрыл перспективы территориальных приобретений в Польше вместо утраченной Силезии. 19 февраля 1772 г. полномочные представители Королевства Пруссии, эрцгерцогства Австрии - составной части Великой римской империи германского народа и Российской империи подписали секретную конвенцию о разделе территории Речи Посполитой между собой, с условием, чтобы приобретаемые тремя державами части были равны.
5 августа был оглашён Манифест о разделе РП. Конвенция о разделе РП была ратифицирована 22 сентября 1772 г. Первый раздел Речи Посполитой свершился.

Краткое резюме
В то время, когда в Западной Европе шёл процесс укрепления абсолютистских монархий, рядящихся в тогу просвещения, укрепляющих свой экономический, военный и политический авторитет перед другими самодержцами, путём новых территориальных приобретений (в том числе заморских), в РП, где мелкая западная шляхта КП всегда завидовала и подчинялась воле восточных магнатов ВКЛ, нарастали внутренние разборки между различными шляхетскими гербами. Феодальные магнаты умело использовали мелкоземельную шляхту в своих целях при подкупе голосов или через liberum veto на сеймах, делая по существу невозможным укрепление крепкой централизованной власти короля, для усиления экономической мощи и политического веса государства РП. Разница в религиозных верованиях населения западной и восточной частей РП - католиков и православных, а также северной и южной – протестантов и греко-католиков, подрывала идейную основу трона, которую не спасла Конституция, инициированной Екатериной II для Станислава Понятовского, принятая в 1767 году.
Сегодня в мире, как бы это не выглядело странным, алгоритм международных политических процессов, весьма схож с теми, которые здесь обсуждаются. Мир становится многополярным. Но есть одна существенная разница – транснациональные экономические процессы, и огромный разрушительный потенциал современного оружия, заставляет рассматривать имеющиеся противоречия по-иному. Противоречия всегда есть, и будут, пока есть основное мерило человека - его имущество и деньги, заставляющие лишь брать у других, тем самым разъединяя людей. Пока люди не перейдут от извечной меркантильной ФИЛОСОФИИ ВЫЖИВАНИЯ (за счёт другого) к умной ФИЛОСОФИИ СОЗИДАНИЯ, объединяющей умных творческих грамотных людей в совместном действии, направленном на гуманное взаимное духовное совершенство культур, на основе социальной справедливости, научно-технического прогресса, обеспечивающего здоровое развитие человечества, увы, различные атавизмы прошлых политических частнособственнических стереотипов будут повторятся в той или иной форме и степени сегодня. В современном мире атавизмы людской политической глупости не должны торжествовать над умными людьми!

Валерий Иванов, 22 сентября 2022 г. г. Вильнюс


Рецензии